Навигационный треугольник скоростей.
Треугольник, составленный вектором воздушной скорости «V», вектором путевой скорости «W» и вектором скорости ветра «U», называется навигационным треугольником скоростей.
Навигационный треугольник скоростей включает следующие навигационные элементы:
Ø путевой угол «ПУ»;
Ø курс «К»;
Ø угол сноса «УС»;
Ø воздушную скорость «V»;
Ø путевую скорость «W»;
Ø ветер (направление «δ» и скорость U);
Ø угол ветра «УВ».
Навигационный треугольник скоростей.
Воздушная скорость «V» - это скорость перемещения самолета относительно воздушных масс.
Измеряется воздушная скорость в км/час и м/сек. Величина воздушной скорости зависит от тяги, развиваемой двигателями. Вектор воздушной скорости обычно совпадает с продольной осью самолета.
В зависимости от режима работы двигателей, воздушная скорость бывает:
Ø максимальная;
Ø минимальная;
Ø наивыгоднейшая (оптимальная);
Ø максимальной продолжительности полета;
Ø максимальной дальности полета.
Путевая скорость «W» - это скорость перемещения самолета относительно земной поверхности.
Путевая скорость также измеряется в км/час и м/сек и получается вследствие влияния ветра (движения воздушных масс) на движение самолета. Путевая скорость равна в векторном виде:
W = V + U
Ветер – это перемещение воздушных масс относительно земной поверхности. Он характеризуется скоростью и направлением.
Скорость ветра «U» - это скорость перемещения воздушных масс относительно земной поверхности. Измеряется в км/час и м/сек. Скорость ветра изменяется как по месту, так и по времени. С увеличением высоты скорость ветра увеличивается за счет уменьшения тормозящего влияния поверхности земли.
Направление ветра «δ» - это угол между северным направлением меридиана и направлением движения воздушных масс. Различают два направления ветра: метеорологическое «δм» и навигационное «δ».
Метеорологическое направление ветра «δм» - это угол, заключенный между северным направлением меридиана и направлением в точку, откуда дует ветер.
Навигационное направление ветра «δ» - это угол, заключенный между северным направлением меридиана и направлением в точку куда дует ветер.
Метеорологическое и навигационное направление ветра находятся во взаимной зависимости.
Разница между навигационным и метеорологическим направлением составляет 180º:
δ = δм 180º
Метеорологическое и навигационное направление ветра
Курс «К» - это угол, заключенный между северным направлением меридиана и продольной осью воздушного судна (вектором воздушной скорости). Курс измеряется в градусах от 0º - 360º по часовой стрелке.
Угол сноса «УС» - это угол, заключенный между вектором воздушной скорости и вектором путевой скорости. Измеряется в градусах от 0º до 90º вправо и влево от вектора воздушной скорости и имеет соответственно знак «+» или «-».
Воздушная, путевая скорости, курс и угол сноса являются основными навигационными элементами.
Угол ветра «УВ» - это угол, заключенный между вектором путевой скорости и вектором скорости ветра. Измеряется от вектора путевой скорости в градусах от 0º до 360º по часовой стрелке.
Навигационные элементы полета находятся во взаимной зависимости.
|