Навигационные элементы полета.
Навигационными элементами полета называются элементы, характеризующие скорость и направление полета.
Рассмотри динамику полета самолета по линии пути.
Для полета самолета из пункта «А» в пункт «Б» на земной поверхности необходимо:
1. Задать самолету направление полета, равное «ПУ» – путевому углу;
2. Задать самолету скорость «V», соответствующую его техническим характеристикам.
Полет самолета без учета влияния ветра.
Зная расстояние между пунктами А - Б равное «S» и скоростьполета равную «V», можно определить время полета, которое будет равно: tn
Таким образом, вылетев из пункта «А» с путевым углом равным «ПУ» и скоростью равной «V», самолет через время «tn» прибудет в пункт «Б».
Собственно, таким образом, была бы решена основная задача воздушной навигации, если бы на воздушное судно, в процессе полета не воздействовали дополнительные силы. Дело в том, что воздушное судно перемещается в воздушном пространстве, а сама воздушная среда тоже перемещается вместе с самолетом относительно земной поверхности. И, если учесть влияние воздушных масс на полет воздушного судна относительно земной поверхности, получаем:
Полет воздушного суднас учетом влияния ветра.
Вылетев из пункта «А» с направлением равным «ПУ» и скоростью равной «V», воздушное судно по линии А – Б, по-видимому, не полетит, т.к. на его путь будут влиять перемещающиеся в направлении «δ» и со скоростью «U» воздушные массы, т.е. ветер. Из рисунка видно, что под воздействием ветра воздушное судно будет перемещаться по линии А – С, т.е. уклонится от линии заданного пути. В данном случае линия фактического пути будет отстоять в стороне на величину «УС».
Чтобы все же выполнить полет по линии заданного пути, необходимо скомпенсировать влияние ветра. Это проще сделать изменив направление полета в точке «А» на величину «УС». Схема полета в этом случае будет выглядеть:
Полет воздушное суднопо линии заданного пути с учетом влияния ветра.
Таким образом, для полета по ЛЗП необходимо самолету задать направление равное «К» и скорость «V».
Общий порядок воздушной навигации.
Процесс воздушной навигации слагается из отдельных составных частей (этапов), последовательное решение которых обеспечивает успешное выполнение полета по маршруту в целом.
Этапы воздушной навигации:
Ø взлет;
Ø выход на ИПМ;
Ø выход на ЛЗП;
Ø контроль и исправление пути;
Ø выход на КПМ (ППМ);
Ø выход на аэродром посадки и производство посадки.
Задачей экипажа является определение рациональных способов воздушной навигации, используя, при этом, те средства воздушной навигации, которые наилучшим образом соответствует конкретным условиях полета для решения задачи.
В общем виде общий порядок воздушной навигации графически выглядит:
Общий порядок воздушной навигации.
|