Приближаясь к языку без слов: поэзия и миф.




ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Приближаясь к языку без слов: поэзия и миф.



 

Если вы никогда не видели розу до этого, что заставит вас лучше приблизиться в своём воображении к реальной вещи? Описание ботанической энциклопедии: цветок различных цветов, обычно ароматный, может иметь различные вьющиеся стебли, может быть кустовым, различной формы, обычно стебли имеют шипы и сложные по структуре листья. Или описание поэта?

 

«Роза, о чистая двойственность чувств,

восхищение и радость, быть ничьим сном

под тяжестью стольких век»

Райнер Мария Рильке

Болезнь нашего времени – потребность расчленять, описывать, классифицировать и интерпретировать опыт. С большим количеством информации мы достигаем той точки, где настоящее значение теряется в разделяющих процессах нашего разума. Должны ли мы тем самым отдать все наши способности описывать, анализировать и всю нашу искушённую способность классифицировать?

Очевидно, нет, но старая сказка напоминает нам, что не рассечение и анализ, а красота покоряет чудовище. Нам нужна альтернатива отдыха от сухости логики. Мы тоже, как чудовище, становится человеком, когда касаемся красоты. Мы тоже испытываем красоту, отдаваясь любви.

Как говорит широко известный поэт и мифолог Роберт Блай, язык поэта с его эмоциональным разумом, ассоциативными образами, его устремление приближает нас к истинной вещи. «Чем дальше уходит поэма от первоначального словесного контекста, не разрывая нити, тем более она наполнена». Играет ли поэт с опасностью? Конечно, да! Ничем не рискуя, ничего не выиграешь. Что если он разорвёт нить и, растягивая границы нашей доверчивости, приведёт нас в страну фантазий?

Возвратимся к поэме Рильке, чтобы увидеть, если это неправда, что тихое, но сокрушительное «ага!» понимание встречает нас по мере того, как мы углубляемся в её содержание. Вы слышите это? Это не просто фраза «восхищение и радость, быть ничьим сном под тяжестью стольких век», что является причиной «ага!», но что-то за пределами слов, неописуемое, за пределами образов поэта, слова которого катапультируют нас в источник. Как аромат розы, образы поэта являются указателем на более глубокое содержание – назовём это Источником розы.

Это дух розы, который исходит из Источника, с которым мы резонируем, как дека (отражатель звука), с такой интенсивностью, что - осмелимся ли мы сказать это? – информирует нас полностью. Можем ли мы из этого опыта пойти назад и с помощью дедукции характеризовать различные свойства розы? Геката, наша посланница из мифического плана, позволяет нам делать именно это. По мере того, как она возникает из загадочных глубин опыта, её дух генерирует изобилие в разворачивающемся языке опыта, напоминающий тот, который использовал поэт, но они диаметрально разнонаправленные.

Геката не стремится к источнику, как это делает поэт. Вместо этого она возникает из него как многогранная драгоценность, она раскрывается перед нами через её различные свойства, которые заключены в историях и образах – в движениях и моделях ее разворачивающегося духа, проявляющего себя в мире.

Сравните, то, что она выражает с языком физического организма, например, с клеткой зачатия. Встреча яйцеклетки и спермы является шоком, искрой, опытом, который запускает процесс разворачивания. Представьте, что вы пинаете коробку и видите, как из неё вываливаются все секреты. Это как при первичном шоке зачатия, первая клетка выворачивается наизнанку, чтобы раскрыть свою внутреннюю суть, разворачивающуюся в движении по определенной модели: клетка делится на две, затем на четыре, группы четырех и т.д., делясь снова и снова.

Этот секрет жизни мы часто видим сокращённым, например, видение Иезекииля и во многих мистических текстах кабаллистов и для тех, кто может прочесть это в архитектуре великих соборов. Христос, семя и первая клетка, охраняется четырьмя животными в видении Иезекииля: быком, львом, орлом и человеком, олицетворяя четыре типа человеческой природы: флегматик, сангвиник, меланхолик, холерик – четыре в одном. Как Христос и его четыре символичных компаньона-зверя, служат прообразом для органического языка нашего физического я, миф о Гекате ярко показывает органический язык эмоциональной женственности в каждом из нас.

Всё уже существует, чтобы мы могли прочесть – в мифах греческих Богов, в сказках, в сакральных текстах каждой религии, в ритуальных церемониях, в религиозной иконографии. Их модели или паттерны и движения, их цвета и истории, являются в конденсированной форме особенностями, которые мы напряженно ищем, чтобы мы могли сфокусировать своё воображение и дать им имя.

По мере того, как секреты вываливаются из коробки, давая нам карту местности, её топографию, маршрут, опасность, препятствие, у нас есть другая возможность, чтобы схватить хвост чудовища и отправиться назад к Источнику.

 

Читая сакральный язык.

 

Как мы можем научиться читать эти сакральные знаки, которые ведут нас назад к источнику? Помните историю о четырёх раввинах, которые вошли в рай, как они это сделали? Если мы подойдём к этой загадке из Мидраша (ранние устные учения иудаизма) как кодированный текст, мы найдём, что слово «рай» (pardes на иврите означает сад) даёт ключ к этому коду.

Чтобы войти в Сад, комментаторы говорят, что четыре раввина должны были пройти через четыре буквы PRDS (pardes пишется как «PRDS» в Хибру, язык в котором гласные не существуют как прописные буквы), и эти четыре буквы представляют собой четыре уровня интерпретации текста. Первый уровень - P для pshat - представляет собой буквальное значение истории или мифа. Здесь мы можем следовать логике рассказчика. Каждое предложение ведёт к следующему в последовательности, объясняя предыдущее. На этом уровне всё, о чём мы заботимся, чтобы текст был ясным простым:

«Однажды Персефона гуляла по зеленому лугу, собирая цветы. Персефона отдалилась от матери и сопровождающих нимф, радуясь свету и теплу, упиваясь ароматами луговых цветов. Неожиданно в траве она нашла цветок неведомой красоты, издававший дурманящий запах. Это Гея по просьбе Аида вырастила его, чтобы привлечь внимание Персефоны. Как только девушка коснулась странного цветка, разверзлась земля и появилась золотая карета, запряженная четырьмя черными конями. Ею правил Аид. Он подхватил испуганную Персефону и унес ее в свой дворец в подземном царстве.»

У этой истории повествовательная логика и движение, которое одновременно захватывает нас и даёт нам первую подсказку к Источнику. Чтобы найти более глубокое содержание истории нужно просто следовать повествовательному ведению.

Второй уровень - R для remez - олицетворяет аллегорический или структурный уровень истории. Здесь мы обнаруживаем подтекст: модели или паттерны, похожести, параллели, кластеры образов, зеркальные образы, выворачивание (reversing) и движения в истории. Мы только видим, если отойдём назад от линии истории или поднимаясь над ней, рассматривая её какой она была с позиции звёзд. Оттуда как Боги мы можем нарисовать «метеорологическую» карту истории; улицы, повороты, спирали, и стрелы этих воронок, которые в конечной счёте бросают нас в сердце истории.

Например, с падением Гекаты с небес и Персефоны в подземный мир, мы замечаем похожести: обе, мать и дочь, были изнасилованы. Возникают модели: семя во рту Персефоны (она съела гранатовое семя в Подземном мире, что было причиной того, почему она должна была всегда возвращаться туда), аналогично Гекате, которая находится в пещере. Оба образа имеют похожую на утробу структуру и тему овальной формы: пещера овальной формы также как и семя.

Кластеры образов имеются в изобилии: Луна, Мать, Дочь, и это через понимание потока и взаимодействия этих структур, что мы начинаем понимать идею законов, которые управляют движениями воображения. По мере того, как мы изучаем эти законы, мы можем стать активными участниками, давая творческое направление и импульс нашему движению назад к Источнику.

Третий уровень - D для drash - часто означает интерпретацию. Drash означает «спрашивать». Спрашивая (действие), подразумевает под собой нехватку. Некоторое недостающее звено, некоторая неуловимая связь провоцирует вопрос. Например, почему обе, Геката и Персефона, пали?

Если мы дадим стандартный сознательный ответ на этот вопрос, найдя его в нашем уме или во внешнем источнике, мы придём к тому, что называется«интерпретацией». Но забудьте об интерпретации, она не нужна нам здесь. Drash даёт нам, что нам нужно, когда предлагает нам свой вопрос и, для того, чтобы ответить на вопрос правильно, мы должны временно оставить его наедине и подвесить его над пустотой, как приманку на крючке на конце длинной лески.

Четвёртый уровень - S для sod- конечно, скрытое, секретное значение или Источник ( Source). Будучи шокирована, стимулирована и возбуждена, она разворачивается и выпрыгивает, скользкая и блестящая рыба, чтобы схватить наживку. Она приходит в ответ на наш вопрос. Её появление генерировано силой вопроса, чтобы стимулировать пустоту, и оно сотворяет новый миф.

Держа эти уровни в уме, давайте быстро вернёмся назад, заново представляя себе историю Персефоны. История (P) это повествовательная история, импульс (R) возникает, когда земля открывается и мечтатель находит себя как Персефона на краю зияющей дыры. Его вопрошающее я тогда опускает его в эту зияющую дыру (D), где, достигая дна, он шокирует источник в активность (S), заставляя воображение ответить.

Как Персефона или раввин Равви Акиба, (единственный из четырёх раввинов, который успешно вошёл и вышел из Сада), когда мечтатель появляется вновь, пройдя через опыт радикально другой конфигурации (D), он выходит улучшенным и изменённым (преобразованным) человеком (S).

И можем ли мы, как Равви Акиба, успешно практиковаться вхождению и выходу? Вместо того, чтобы быть контролированным линией истории нашей жизни – пассивно ожидая радости, порывов, уроков, которые предстают перед нами, можем ли мы посмотреть вперёд и, активно подготовиться и научить себя взять больше и больше задач заранее? Можем ли мы ускорить процесс улучшения и трансформации?

И если так, как практически мы можем активировать Источник и, запустить наше вновь родившееся воображение в жизнь, начать заново открывать природу иллюзорности, первичности и языка сердца? Как можем мы сознательно проникнуть в Источник?

 

Практикуя погружение.

 

Практика, которую я вот-вот опишу вам, развивалась долгие столетия через семейный род чьим наиболее знаменитым представителем и скорее всего основателем является Исаак Слепой-каббалист, живший в 13 веке. В наше время, его прямой потомок, Коллет Абулкер Мускат, сравнялась со своими предшественниками как инноватор, революционируя работу, которую они начали, своими огромными и уникальными вкладами.

В частности, она превосходно адаптировала методы, проверенные временем к современным нуждам людей всех вероисповеданий и убеждений. Хотя корни этой работы остаются Еврейскими и Сефардическими (Испанские евреи), Средиземноморскими, она использует законы понятные и знакомые последователям всех сакральных традиций, именно потому, что эти законы являются универсальными для ума мечтателя. Мы будем описывать их по мере их возникновения для помощи вам в понимании науки, используемой для построения «направляемых (сопровождающих) упражнений», которые вы будете практиковать.

Чтобы быть эффективными, эти «направляемые упражнения» должны использовать один или более законов состоящих в четырёх уровнях PRDS. Очень важно понимать, насколько точны эти законы. Как вы можете знать, существует обычай сопровождения индивидуальностей или групп людей для формирования ментальных визуальных образов и это является широко распространенной практикой; это является предметом серьезных медицинских исследований.

Как бы то ни было, визуализация до сих пор слишком часто преподносится с маленьким или совсем без понимания или чувства ее истинной силы в контексте того, чего она может достичь. Слишком часто упражнения, которые делают люди, остаются на начальном уровне pshat, который, как мы уже говорили, представляет собой буквальный, поверхностный смысл вещей.

На протяжении веков иезуиты, один из наиболее влиятельных орденов в Христианстве, были тренированы на уровне pshat в имитации Иисуса Христа через практику духовных упражнений основателя ордена Св. Игнатия Лойолы. И хотя я не имея ничего против уровня pshat, другие законы должны быть активированы для того чтобы полностью испытать творческий потенциал воображения.

Чтобы заставить вас идти дальше, необходима небольшая встряска или шок. До тех пор пока вы не чувствуете внутреннего напряжения вы не можете достичь непосредственно источника и Ваша визуализация не приведет ни к чему. Вы можете получить приятный опыт, но у вас не будет опыта трансформации.

Внутреннее напряжение, о котором я говорю, служит здесь для того, чтобы поместить вас полностью в чувственный опыт упражнения. Получая опыт в своей жизни чувства любви или горя, вы можете по-настоящему свидетельствовать, что, будучи активными в вас, эти чувства активизируют вас всего.

Когда слова в упражнении дают вам правильный толчок для того чтобы вы могли испытать больше жизни, также вы должны включиться целостно, всем существом в этот процесс. Благодаря включению тела в упражнение вы изменяете свое отношение к себе и к миру. Таким образом, мы можем сказать, что кода вы полностью практикуете «направляющие-сопровождающие» упражнения вы практикуете язык тела.

Сравнение с тем образом, как делаются позы в йоге, даст лучшее понимание того, что я имею в виду. Ученик йоги должен сознательно визуализировать образ позы, например, надавливание вниз ступнями для растяжения спины, в это же время ученик чувствует своё тело принимающее эту позу. Точно таким образом ученик «направляющих упражнений» чувствует своим телом, что происходит, когда он разворачивает слова упражнения в мощные, конструктивные образы.

По факту, единственный язык, который понимает ваше тело и отвечает на него, является язык образов. Следовательно, законы, которые управляют любой работой с телом, такой как йога, те же, что управляют работой с ментальными образами. Вам не нужно ждать, пока жизненные трудности дадут вам толчок к действию, но наоборот, как хороший атлет, вы можете практиковаться, быть в состоянии движения, изменения для того, чтобы улучшить свою быстроту для адаптации или трансформации любых обстоятельств. Когда вы практикуете такие упражнения, вы целенаправленно запускаете в движение ваши различные тела (физическое, эмоциональное, ментальное, духовное).

Каждое «направляющее упражнение» занимает не более минуты практики в отличие от упражнений главы 5. Но, как и те упражнения, эти тоже находят свое предназначение помочь нам справиться с проблемами нашей повседневной жизни. Также как ревёрсинг и практика упражнения «Экзамен сознательного движения назад» возвращают нам свободу выбора в ситуациях, где раньше правили связывающие нас старые привычки, также Направляющие упражнения освобождают нас для того, чтобы мы могли спокойно встретиться с изменениями, когда это от нас требуется, не важно, насколько драматичными они являются.

В достаточной степени практикуя проникновение в Источник, мы движемся с лёгкостью и мы находимся как дома, взаимодействуя с опытом, раньше встретиться с которым мы автоматически сопротивлялись. Теперь мы можем пробудить и усилить наш опыт сонастройки также как ученики йоги, практикует свои позы, убеждая тело вспомнить сонастройку.

Когда жизненные трудности ввергают нас в дисбаланс, имея опыт практики этих упражнений, мы находимся внутренне в знании о сонастройке и, таким образом, можем текуче и быстро перенастроиться. Мы заземляем свои ступни, вытягиваем позвоночник и не теряя ни секунды спокойно возвращаемся в состояние баланса.

Прежде чем мы приступим к самим упражнениям, позвольте мне быстро упомянуть несколько важных вещей, которые вам нужно знать прежде чем начать. Делая упражнение нужно выбрать тихое время и место. Сядьте в удобное кресло, руки расслабьте, положите их на подлокотники, ноги не скрещивайте. Прочитайте себе упражнение, затем, закрыв глаза, выдохните 3 раза, считая от одного до трех, видя числа в своем глазе разума. Представьте число 1 как высокое, ясное, очень прямое и очень яркое. Дальше перейдите к упражнению «чувство, видение, ощущение, проживание». Не думайте о самих словах упражнения, а попытайтесь прожить их образно всеми своими чувствами.

Вы будете вознаграждены ответом объемных цветных изображений. По завершении упражнения выдохните 1 раз и откройте глаза. Помните, что направляющие упражнения могут показаться банальными, когда вы просто читаете их или ментально разбираете. Проживание их совсем другое дело.

Вы тогда по-настоящему включены в упражнение, когда не только ваш ум, но все ваше существо вовлечено в процесс. Как говорилось ранее, упражнения сделаны так, чтобы дать вам толчок к движению, также как настоящее стихотворение структурировано для того чтобы дать вам толчок своим оркестром слов. Умея спровоцировать этот толчок, конечно, является трудностью и испытанием, и искусство с которым упражнение разработано – это ответ на эту трудность. Эффективное использование законов – то, что делает это возможным и реальным. Я называю это стратегией упражнения.

Поскольку вы работаете с книгой, я выбрала простые упражнения, которые вы безопасно можете делать сами. Если по какой-либо причине вы чувствуете себя плохо от увиденного, не медлите искать и попросить о помощи. Все отзывы потенциально взрывоопасны, поскольку упражнения были сделаны для открытия в вас настоящего Я.

Глава 3 дает вам некоторую помощь как справиться с кошмарами и трудными образами во сне. Так же и здесь (в седьмой главе). Отвечайте на необходимость того, что встает перед вами и, что более важно, помните, что нужно играть!

Я не буду приводить весь список законов, управляющих упражнениями, но буду держаться тех из них, с которыми мы повстречались в нашем чтении мифов о Персефоне ранее в этой главе. Вы увидите, как каждый закон управляет набором упражнений, сгруппированными под ним. И, хотя они сгруппированы для иллюстрации каждого закона, насколько это возможно все 4 уровня содержатся и употребляются ко всем упражнениям в этой главе.

 

Первый закон.

Внутри pshat, сюжета истории заключен закон имитации. Вы удивлены? Имитация – это наше первая сосредоточенная деятельность. Будучи детьми, мы учимся всему, что мы знаем, имитируя родителей и знакомых. Позже мы также учимся из историй, которые нам рассказывают. Мы имитируем, представляя себя в таких ролях, как принц, который убивает дракона или красавица, любящая чудовище. Мы испытываем страх животного, мужественность и триумф или любовь и сострадание красавицы как наши собственные. Мы учимся благодаря этому.

Это естественный и необходимый импульс, который, возможно, никогда не остановится полностью. Без какой-либо роли, позитивной или негативной, которую можно имитировать – учитель, звезда, наставник, герой, святой или Бог – к чему нам тогда стремиться? Мы используем возможность воображения, чтобы разбить границы и слиться, чтобы погрузить себя в реальность того, кем мы восхищаемся.

Существуют два способа претворения закона имитации в действие: мы следуем за сюжетом истории или просто становимся этим. Помните, в воображении ваш пол, раса, убеждения не имеют значения. Воображение текуче, вы можете легко представить себя, как мужчиной, так и женщиной, чудовищем, растением, скалой, воздухом, ангелом и т.д.

Сказка «Красавица и Чудовище» предлагает нам историю, которую мы можем использовать здесь. История начинается, когда отец Красавицы теряет состояние семьи, потом он узнаёт, что один из его кораблей уцелел и скоро должен прибыть в порт. Прежде чем отправиться из своего загородного дома, чтобы узнать правду, он спрашивает трёх своих дочерей, какие подарки они хотят, которые он может им привезти благодаря выручке от груза корабля.

Обе старшие дочери просят привезти дорогие украшения и наряды, в то время, как Красавица, верно подумав, что деньги могут не приплыть, говорит, поскольку у них в саду нет роз, она по ним скучает и всё, что она хочет, это единственную розу.

Позже её отец, став ещё беднее, чем когда он ушёл из дома, теряется в лесах по пути домой. Ища путь из леса, он находит вместо этого опустошённый волшебный замок Чудовища и его прекрасные сады. Он увидел единственную розу, которую он не замедлился сорвать, и тут же явилось из своего укрытия Чудовище в страшном гневе.

Будучи тем монстром, которым он является, Чудовище требует владения одной из его дочерей в качестве искупления кражи розы. Так же хороша, как и красива, Красавица единственная из трёх дочерей, которая готова стать жертвой, оставляя очевидную безопасность дома отца, чтобы жить с очень странным и ужасным Чудовищем.

Упражнение 20. (имитация 1)

Выдохните 3 раза. Представьте, что как Красавица, вы должны покинуть свой дом под защитой тех, кто вас любит. Что вы ощущаете и чувствуете?

Упражнение 21. (имитация 2)

Выдохните 1 раз. Увидьте себя как Красавицу, идущей впервые по странным садам Чудовища. Вы обнаруживаете его куст роз. Выдохните 1 раз. Что вы чувствуете и видите, когда ощущаете аромат одной совершенной розе на кусте?

Второй набор законов.

 

Внутри структуры remez спрятаны законы движения, которых очень много. Мы начинаем с тех, которые попадают под категорию направленности. В истории Красавицы и Чудовища отец берет неправильное направление, вследствие чего его жизнь, жизнь дочери и чудовища изменены навсегда. Движение вверх или вниз, налево или направо, назад или вперед создает различный результат. Можем ли мы сказать точно, какое движение к чему может привести?

Исследуя все шесть направлений, позволяет мечтателю не только испытать их возможности, но и открыть их свойства. Предположим, что вы столкнулись со сложной ситуацией дома. Исследуя все шесть направлений, поможет вам открыть различную динамику, которая взаимодействует с вами.

 





Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.232.96.22 (0.017 с.)