Понятие и функции Конституции РФ. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие и функции Конституции РФ.



 

Авакьян С.А. Конституционное право России. Учебный курс в 2 т. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма: ИНФРА-М, 2014

Конституционное право Российской Федерации: учебник для студентов, обучающихся по направлению подготовки "Юриспруденция" (квалификация "бакалавр") / И.А. Алжеев, И.Б. Власенко, Е.Ю. Догадайло и др.; отв. ред. С.И. Носов. М.: Статут, 2014.

Конституционное право России, Общая часть, Э. С. Юсубов, А. А. Макарцев, 2015.

 

Основы учения о конституции

 Одним из объектов изучения конституционного права является конституция, базовый закон любого демократического государства. Что же такое конституция?

Термин «конституция» происходит от латинского «constitution», что означает «устанавливаю», «учреждаю». Появление первых конституций в ХVIII в. явилось следствием ликвидации монархического абсолютизма.

Во времена Римской империи термином "конституция" назывались императорские указы, а в Средние века - акты о федеральных вольностях. В конце XVII  в. началась серия демократических революций, вызванных не только потребностью простого переустройства власти. Развивающееся общество искало оптимальное соотношение между государством и народом, властью и свободой. Первая конституция, действующая до настоящего времени, появилась в 1787 г. в США. В 90-е годы того же столетия были приняты Конституции во Франции (1791 и 1793 гг.) и Польше (1793 г.). В настоящее время в большинстве стран мира, а их число приближается к 200, имеются свои конституции.

Наряду с термином «конституция» во многих странах используется понятие «основной закон». Идею считать конституцию основным законом выдвинул немецкий политический деятель Ф. Лассаль в своей работе «О сущности конституции». По его мнению, это является главным свойством конституции, которое одновременно, с одной стороны, сближает ее с любым обычным законом, а с другой – отличает от него, так как в каждом государстве существует лишь один основной закон, тогда как обычных законов – множество: «И конституция и закон, по-видимому, по существу однородны. Конституция должна иметь силу закона, следовательно, она должна быть также законом, но она не должна быть только законом, она должна быть более, нежели закон».

Идея Ф. Лассаля имела не только теоретическое, но и практическое значение. В Конституции РСФСР 1918 г. рядом с названием этого политического и правового документа в скобках стояли слова: «основной закон». Наибольшее распространение данный подход получил в конституциях социалистических стран, название и одна из статей которых посвящались соотнесению понятий «Конституция» и «Основной закон». В ныне действующей Конституции Китая 1982 г. в преамбуле отмечается, что этот документ является Основным законом КНР. В Конституции Вьетнама 1992 г. устанавливается, что она является Основным законом государства и обладает высшей юридической силой. В Монголии главный акт конституционного значения 1992 г. именуется «Основной закон», при этом далее в скобках поставлено слово «Конституция». Основополагающий акт конституционного значения в Германии, принятый 23 мая 1949 г., называется «Основной закон».

 

Конституции играют огромную роль в жизни каждого государства, что определяется их особым местом в правовой системе страны.

Под конституцией понимается основной закон государства, выражающий волю народа в целом либо отдельных социальных слоев (групп) общества и закрепляющий в их интересах важнейшие начала общественного строя и государственной организации соответствующей страны.

По форме конституция всегда документ государства, т. е. это правовой акт, основной закон страны, принимаемый парламентом, специальной конституционной ассамблеей, непосредственно голосованием народа, имеющий, следовательно, государственно-обязательную, причем высшую силу; т. е. конституция стоит на первом месте в законодательстве страны и содержит исходные начала национальной системы права. А по сути и содержанию конституция — конечно, документ и общества, и государства. Иначе говоря, конституция — политический документ. Главные вопросы ее содержания — о власти, формах собственности, положении личности, устройстве государства. Конституционные нормы являются основополагающими для деятельности государственных органов, политических партий и иных общественных объединений, должностных лиц, граждан данной страны и пребывающих на ее территории иностранцев, лиц без гражданства.

Принятие конституций обусловлено факторами социально - экономического и политического характера. Конституции прежде всего отражают, какие формы собственности и организации экономической деятельности существуют в данном обществе и какое отношение к ним имеют граждане. Конституции закрепляют основные правила жизни людей в обществе и государстве, их важнейшие права, свободы и обязанности. Они фиксируют систему власти, назначение государства, его функции и компетенцию, внутреннюю структуру, систему государственных органов, основы местного самоуправления населения.

При характеристике сущности конституций и причин их появления возможно доминирование двух подходов, которые можно назвать классово-политическим и рационалистическим — при очевидной условности этих терминов.

Суть классово-политического подхода состоит в том, что конституции, закрепляя названные выше группы общественных отношений (по предмету конституционного регулирования в данном случае спора нет), выражают соотношение сил в обществе, поделенном на классы. Ф. Лассаль, которого традиционно цитируют в этой связи, говорил: «Конституция является действительным отношением общественных сил страны». Наиболее ярким на этот счет является высказывание В. И. Ленина: «Сущность конституции в том, что основные законы государства вообще и законы, касающиеся избирательного права в представительные учреждения, их компетенции и пр., выражают действительное соотношение сил в классовой борьбе». Можно, конечно, спорить с понятием «классы», но нельзя отрицать очевидный факт: в обществе есть различные слои, силы, группы, порой отнюдь не дружественные, а зачастую и открыто противоборствующие; можно, далее, не применять понятие «классовая борьба», но что сама борьба существует — факт очевидный. Она особенно обостряется в связи с принятием конституций, что очевидно не только из исторического опыта и зарубежной практики, но и из событий вокруг последней Конституции РФ.

Сторонники рационалистического подхода не отрицают социально - политических факторов в появлении конституций, но и не абсолютизируют их. По их мнению, на первом плане находится служебная роль конституции как позитивного документа, закрепляющего государственную организацию и основы статуса личности, упорядочивающего общественные отношения и содействующего их движению вперед. Здесь на первом плане роль конституции как юридического документа, основного закона государства.

Есть основания учитывать оба подхода при характеристике причин появления и сущности конституций.

С одной стороны, абсолютно очевидно, что зачастую именно общественные катаклизмы, борьба различных сил за власть и итоги этой борьбы имеют в качестве одного из главнейших результатов появление новой конституции. Называть это «классовой борьбой» или «борьбой социальных сил», пусть остается на усмотрение каждого исследователя и читателя. Ясно лишь то, что надо обходиться без вооруженного либо физического столкновения; но без борьбы идей не обходятся даже внутренне стабильные общества. Вместе с тем это может быть борьба не тех, кто занимает неодинаковые ступени в социальном раскладе сил (например, имущих и неимущих), а тех, кто принадлежит к одному слою, но по - разному видит будущее общества. Порой отступает и какое - то ярко выраженное противостояние, например, если общество плавно вступает в очередной этап своего развития, для чего и нужна конституция.

С другой стороны, нельзя отрицать конструктивистскую роль конституций, ведь с появлением основного закона новые отношения, сложившиеся или складывающиеся в обществе, получают фундаментальную государственно-правовую основу. И конституция действительно дает начало новому общественно-политическому укладу жизни, становится обязательной, в том числе для тех, кто сопротивлялся ее появлению. В соответствии с нею создаются и начинают действовать государственные органы, появляются развивающие конституцию законодательные акты, складывается запрограммированный ею политическим режим.

Рассмотрим характеристики и классификации конституций.

1)     Во-первых, конституции различают по юридической форме, т. е. по их внешнему выражению (оформлению). В этом плане традиционно предлагается деление конституций на писаные и неписаные. Писаная конституция — это один текст, единый основной закон государства. Причем он в таком качестве принимается и провозглашается. Неписаная конституция — это совокупность нескольких ключевых законов (отдельные авторы добавляют также конституционные обычаи, но это очень спорно), отражающих главные черты государственной и общественно-политической организации страны. Причем объединение таких законов в неписаную конституцию государства — это не столько объявление законодателя страны или главы государства, сколько практика государственной жизни и (или) результат научного и политического подхода. Типичным примером считают Великобританию — в неписаную Конституцию этого государства составители сборника «Конституции государств Европы» (М., 2001) включили сравнительно недавно появившиеся документы: акты о Палате лордов 1999 г., о Палате общин 1978 г., о местном управлении 1999 г., о народном представительстве 2000 г., о Северной Ирландии 2000 г. Раньше в круг источников включали акты, появившиеся даже сотни лет назад (Великая хартия вольностей 1215 г., Петиция о правах 1628 г., Акт о лучшем обеспечении свободы подданного и о предупреждении заточений за морями 1679 г., Билль о правах 1689 г., Закон о престолонаследии 1701 г., Закон о парламенте 1911 г., Вестминстерский статут 1931 г., Закон о министрах Короны 1937 г. и др.).

Надо сказать, что в практике ряда государств можно наблюдать такую ситуацию, когда с появлением нового единого текста сохраняется действие некоторых прежних актов либо части их норм или же принимаются новые ключевые акты, примыкающие к основному тексту и воспринимаемые вместе с ним как единая конституция.

Например, во Франции действует Конституция 1958 г., но в ее преамбуле записано, что французский народ торжественно провозглашает свою приверженность правам человека и принципам национального суверенитета, как они были определены Декларацией прав человека и гражданина 1789 г., подтвержденной и дополненной преамбулой Конституции 1946 г. Соответственно, эти 2 документа считаются частью единой действующей Конституции страны.

В ФРГ действует Основной закон 1949 г. Но в его ст. 140 указано, что составной частью Основного закона являются ст. 136—139 и 141 Конституции Германской Империи от 11 августа 1919 г., они касаются свободы религии, взаимоотношений государства и церкви.

В Швеции главным актом является Конституция 1974 г. Вместе с тем воспринимаются как части Конституции акты о престолонаследии 1810 г., о свободе печати 1949 г., о риксдаге 1974 г., Основной закон о свободе высказываний 1991 г.

Государство Ватикан имеет Основной закон от 7 июня 1929 г., но как конституционные акты воспринимаются также Договор между Святым престолом и Королевством Италия от 11 февраля 1929 г., законы 1929 г. об источниках права, о праве гражданства и праве пребывания, об административном устройстве, об экономической, торговой и профессиональной организации, об общественной безопасности.

В отечественной конституционной истории есть интересный пример. 11 октября 1944 г. в состав СССР принята Тувинская Народная Республика, она была включена в РСФСР в качестве автономной области, которая, как известно, не могла иметь своей конституции. В 1961 г. Тува преобразуется в автономную республику, хотя у других республик есть свои конституции, Верховный Совет ТАССР принимает не конституцию, а 4 конституционных закона, отражающих вопросы устройства, организации государственной власти и управления, судебно-прокурорских органов, символов республики. И уже далее на смену этим актам пришла Конституция Тувинской автономной республики.

Действующая Конституция РФ 1993 г. представлена единым, общим текстом. Таким образом, у нас писаная Конституция. В некоторых странах составной частью конституции могут быть федеральные конституционные законы или отдельные из них. В России федеральные конституционные законы не являются составной частью Конституции.

2)     Во-вторых, в 20 — 50-е гг. прошлого века конституции по способу появления (принятия) принято было делить на дарованные (октроированные) и принятые путем народного голосования либо парламентом государства.

Дарованными были конституции (конституционные акты) в монархических государствах, где они вводились в действие волей монарха. Однако все чаще разработкой и принятием конституций стали заниматься парламенты, а роль монархов больше сводилась к формальному одобрению акта. В разных республиках практиковались такие способы принятия конституций, как референдум (народное голосование), созыв специальной конституционной ассамблеи или же решение парламента.

В современной России новая конституция может быть принята как путем референдума, так и специально созываемым Конституционным Собранием.

3)     В-третьих, по способам внесения изменений в конституцию (конституционных реформ) в науке конституционного права принято делить конституции на «жёсткие» и «гибкие». В основе такого деления лежит то, насколько сложно или относительно легко обновить те или иные конституционные положения. Как правило, установление жестких вариантов обусловливается той логикой, что конституция способствует упрочению соответствующих общественных отношений, и чем труднее ее изменить, тем прочнее возникающие на ее основе явления (аргумент, прямо скажем, малоубедительный, в России народная мудрость уже давно определила: «если закон нельзя перепрыгнуть, то его можно обойти»). В России сочетаются элементы жесткости, если изменения касаются гл. 1, 2 и 9 Конституции — в этом случае надо принимать новый основной закон, и гибкости, в том случае, если необходимо обновить иные конституционные нормы — механизм тоже не самый легкий, но все-таки реальный при желании участников данного процесса.

4)     В-четвертых, по соответствию формы и содержания конституции подразделяют на юридические и фактические, а также реальные и фиктивные. Строго говоря, это не столько конституционно-правовое, сколько политическое основание классификации. Фактической конституцией считается не текст основного закона, а существующие в жизни общественные отношения. Соответственно, категории реальности и фиктивности не означают, что в конституции нет каких-то норм — они могут быть, но не вызывает удовлетворенности их действие.

Применительно к Конституции РФ можно констатировать, что содержащиеся в ней нормы вызывают ту или иную практику в жизни, не случайно в ст. 15 Конституция РФ названа актом прямого действия. Но эффективность многих конституционных положений (например, о правовом, социальном, демократическом государстве и др.) оставляет желать лучшего и позволяет считать их не действующим правом, а декларацией.

 

К чертам, характеризующим конституцию как нормативный правовой акт, можно отнести следующие:

1) конституция - это акт учредительной власти;

2) конституция представляет собой сочетание программных и нормативных элементов (всеохватывающий характер);

3) верховенство конституции (конституция представляет собой акт наивысшей юридической силы);

4) стабильность конституции, что подкрепляется особым порядком (процедурой) ее принятия и изменения, а также особым субъектом принятия.

Функции конституции

С учетом сказанного выше можно охарактеризовать основные функции конституций. При этом следует учитывать, что функции конституции отражают роль основного закона в жизни общества и граждан, политике, осуществлении задач государства. Функции конституции - различные проявления ее назначения, воздействия на общественные отношения общества и государства.

Любой конституции независимо от социальной системы свойственны следующие функции: учредительная;организаторская;юридическая; идеологическая; внешнеполитическая.

Учредительная функция

Суть этой функции состоит в том, что конституция, появляясь в результате коренных изменений в жизни общества, становится политико-правовой основой его развития на следующем историческом этапе. Слово «учредительная» надо понимать в том смысле, что конституция либо закрепляет то, что уже существует как результат деяний людей, либо создает предпосылки для новых общественных отношений, которые созрели в обществе, но не могут возникнуть без необходимой правовой базы, учреждаемой как раз с принятием конституции. Таким образом, учредительные начала конституций могут проявляться по отношению и к общественной (политической) системе в целом, и к конкретным государственно-правовым институтам и учреждениям.

Сказанное подтверждает опыт собственной истории. Каждая конституция знаменовала новый этап в социально-политическом развитии и выполняла учредительную функцию, естественно, с позиций тех, кто в то время осуществлял власть.

Так, учредительная функция Конституции РСФСР 1918 г., первых конституций других советских республик состояла в оформлении завоеваний социалистической революции и прежде всего перехода политической власти — по терминологии того времени — в руки рабочего класса и беднейшего крестьянства. В ст. 9 Конституции РСФСР было сказано, что ее основная задача заключается «в установлении диктатуры городского и сельского пролетариата в виде мощной Всероссийской Советской власти в целях полного подавления буржуазии, уничтожения эксплуатации человека человеком и водворения социализма...».

С учетом результатов в строительстве социализма, его экономических основ, в борьбе с противниками как системы в целом, так и того образа социализма, который создавался в стране, учреждения новых советских государств (образование и развитие СССР и союзных республик), их государственных органов далее появлялись соответствующие союзные и республиканские конституции, в целом исходившие из принадлежности власти рабочему классу и трудящемуся крестьянству. Для этих конституций, в том числе Конституции СССР 1936 г. и Конституции РСФСР 1937 г., характерно разительное несоответствие многих учреждаемых конституционно-правовых институтов и политической действительности. Конституции провозглашали власть трудящихся, демократические права и свободы граждан, хотя именно во время появления этих основных законов в стране творились массовое беззаконие и произвол.

И все-таки с формально-правовой стороны и эти конституции выполняли учредительную функцию, например: фиксировали создание экономического фундамента нового строя в виде системы хозяйства, основанной на ставшей господствующей государственной собственности и примыкавшей к ней кооперативно-колхозной собственности; вводили всеобщее избирательное право, заменили Съезды Советов непосредственно избираемыми народом Советами депутатов трудящихся, учреждая вместо Съезда Советов СССР и Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов СССР (ВЦИК) новый высший орган государственной власти Союза ССР — Верховный Совет СССР.

Учредительную функцию выполняла и Конституция СССР 1977 г., а также построенная в полном соответствии с нею Конституция РСФСР 1978 г. Напомним, что руководство стоявшей в то время у власти Коммунистической партии интенсивно стимулировало исследования по теории власти при социализме — называть ее диктатурой рабочих и крестьян становилось бессмысленно, поскольку уже не было объекта, в отношении которого ранее считали диктатуру необходимой (т. е. врагов или противников социалистического строя), да и общество все более консолидировалось — трудящимися считались все, особых различий между рабочими, крестьянами и интеллигенцией не было. В итоге родилась теория зрелого, или развитого, социализма. Не вдаваясь в обсуждение вопроса о том, насколько удачна была сама эта теория — жизнь все расставила на места, — отметим родившееся воззрение на суть власти: ее должны осуществлять все слои общества, т. е. рабочие, крестьяне и интеллигенция;государство, следовательно, становится общенародным, а общество образует целостный, не раздираемый внутренними противоречиями организм, единую политическую систему.

В итоге Конституция СССР 1977 г. сыграла исключительно важную роль в постепенном движении нашей страны в сторону реального народовластия, демократии. Как учредительный документ она юридически закрепила природу Советского государства как общенародного, выражающего волю и интересы рабочих, крестьян и интеллигенции, трудящихся всех наций и народностей страны, расширение социальной основы СССР как нерушимого союза всех указанных слоев общества, преобразование органов государственной власти в Советы народных депутатов, рост экономики страны и превращение ее в единый народно-хозяйственный комплекс, объединение усилий всех государственных и общественных организаций в рамках политической системы советского общества, в котором руководящей силой является КПСС.

Безусловно, учредительный характер свойствен и действующей Конституции РФ 1993 г., хотя ряд включенных в нее конституционно-правовых институтов появился ранее благодаря изменениям и дополнениям предшествующей Конституции РСФСР 1978 г., неоднократно реформировавшейся.

Говоря обобщенно, учредительная роль Конституции РФ состоит в полном и окончательном оформлении отказа России от социалистического пути развития и ее перехода: в политике — к общедемократическим институтам и политическому плюрализму, в экономике — к многообразию форм собственности, включая и частную (т. е. собственность отдельных граждан на средства производства, природные ресурсы, а не только на предметы потребления и обихода), свободной экономической деятельности (предпринимательству) и рыночному хозяйству. Кроме того, учредительная роль данной Конституции заключается в том, что она закрепила новое соотношение властей на уровне Федерации (за счет резкого увеличения роли Президента РФ), разграничение полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами, а также назначение местного самоуправления.

Организаторская функция

Организаторская функция заключается в том, что конституция не только оформляет достигнутое и ставит новые задачи перед обществом и государством, но и стимулирует политическую активность, нацеливает государственные органы и общественные объединения, всех граждан на деятельность в духе нового основного закона. Конституцию надо выполнять, и соответствующие ориентировки, а также механизмы должны содержаться в самой конституции.

Важное организующее значение имеет сам факт принятия новой конституции. Казалось бы, многое из того, что она отражает, уже существует в жизни, закреплялось предшествующими нормативными актами, в том числе вносились поправки в ранее действовавший основной закон. И все-таки появление новой конституции является фактором мобилизующего значения для общества, государственных органов.

Кроме того, конституция является документом прямого действия — это зачастую подчеркивается в самом ее тексте. И ее организующее начало состоит в том, что многие общественные отношения могут возникать непосредственно на базе конституции.

Сказанное в полной мере относится к российским конституциям, в том числе Конституции 1993 г. Ее организаторская функция проявляется во многих отношениях. Но особенно выделим то, что в социально-экономической сфере она нацеливает на деловую активность каждого человека, на путь добросовестной конкуренции и рыночного хозяйства, в политической — на свободное создание различных общественных объединений и политический плюрализм, в государственной — на реальное разделение властей, формирование прочных правил и традиций применительно к относительно новым для нас, не так давно функционирующим конституционным институтам (президентство, профессиональный парламент, в котором равенство палат уступило место принципу верхней и нижней палаты, конституционное правосудие, разделение компетенции между Российской Федерацией и ее субъектами, местное самоуправление и т. д.).

 

Юридическая функция

Суть юридической функции конституции заключается в том, что она:

1) становится основой новых правовой системы и правопорядка в стране (или нового этапа в их развитии, если они существуют и в принципе сохраняются);

2) сама регулирует общественные отношения и как документ прямого действия может быть основой для их возникновения;

3) дает импульс развитию законодательства и принятию большого массива новых нормативных юридических актов, воплощающих общие идеи и отдельные положения конституции.

Сказанное в полной мере относится к действующей Конституции РФ: она является «заглавным» документом создаваемой в России правовой системы, для детализации Конституции нужны около 600 нормативных актов, частично принятых, частично еще подготавливаемых. Достаточно актуальна и задача обеспечения прямого действия Конституции — об этом свойстве Основного закона забывают и нередко смотрят на нее как на правовую библию, которой надо молиться на словах, но совсем не требуется следовать в делах, в том числе потому, что она содержит набор благих идей, но не норм непосредственного юридического действия.

Идеологическая функция

Идеологическая функция есть у любой конституции, она присуща и Конституции РФ. Для этого утверждения есть все основания, хотя в ст. 13 Конституции РФ и сказано, что в Российской Федерации признается идеологическое многообразие, никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Выходит, наша действующая Конституция как бы деидеологизированный документ, и неправомерно писать о какой-то идеологической функции конституции? Это не так.

Действительно, идеологическая функция конституции может заключаться в закреплении постулатов какого-то политического учения в качестве господствующих. Такими были все предшествующие советские конституции. Например, не просто правовым актом, но и типичным документом научного коммунизма являлась Конституция СССР 1977 г., она исходила из построения всей жизни в стране на базе теории и практики социалистического и коммунистического строительства, а в преамбуле Конституции содержалась характеристика существовавшей в стране общественной системы как развитого социализма. Такой вариант идеологического предназначения конституции исключает Конституция РФ 1993 г.

Однако в ином плане конституция не может быть неидеологическим документом. Ведь практически каждое ее слово, все закрепленные в ней институты выражают видение желаемой социально-политической системы страны. Разве не очевидна одна идеология в категорическом отрицании частной собственности — это делали советские конституции и совсем противоположная — в конституционном закреплении частной собственности и вообще многообразия форм собственности в стране (Конституция РФ)!

Или закрепление в Конституции СССР 1977 г. однопартийной системы с руководящей ролью КПСС и, наоборот, политического плюрализма в Конституции РФ 1993 г. и равенства всех общественных объединений перед законом — здесь ведь тоже видны не только политико-организационные, но и идейные основы общественно-государственной жизни.

Различные воззрения воплощены в принципе верховенства представительных органов в системе государственной власти, подотчетности им всех других государственных органов (прежние конституции) и в принципе разделения властей, возможностях их влияния друг на друга (Конституция РФ).

Перечень примеров можно было бы продолжить, но вывод очевиден: каждая конституция закрепляет свою систему общественных ценностей (в какой мере они отражают общечеловеческие идеалы — это другой вопрос) и нацелена на то, чтобы на ее основе воспитывались соответствующие воззрения каждого члена общества.

 

Внешнеполитическая функция

Данная функция конституции состоит в том, что основной закон не только обращен к внутренней жизни страны, но и одновременно является фундаментом внешнеполитической деятельности государства. Это может быть выражено включением в конституции специальных глав о внешней политике и обороне (так было, например, в Конституции СССР 1977 г., Конституции РСФСР 1978 г.). Но в принципе наличие таких глав совсем не обязательно — их не было в Конституции РСФСР 1918 г., Конституции СССР 1936 г. и следовавшей за ней Конституции РСФСР 1937 г., нет подобной главы и в Конституции РФ 1993 г., в большинстве зарубежных конституций. Суть в другом — наша Конституция не просто исходит из миролюбивой внешней политики государства, стремления к сотрудничеству и добрососедству, но и провозглашает общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации составной частью ее правовой системы.

Кроме того, внешнеполитическая функция Конституции нашей страны состоит также и в том, что она за пределами государства является важным информационным источником. Конституция дает представление людям других стран, а также государствам и международным организациям о нашем общественно-политическом строе, структуре государства, взаимоотношениях центра и субъектов РФ, конституционных основах региональной и национальной политики, статусе личности в России и т. д.

Познакомившись с параметрами социально-экономической и политической системы, заложенными в нашей Конституции, зарубежный мир получает представление о возможных перспективах страны. Не будем закрывать глаза на то, что конституционные декларации и реальные шаги не всегда одно и то же. Тем не менее, понять без Конституции сущность государства невозможно.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 367; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.203.221.104 (0.099 с.)