Современная наука конституционного права России 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Современная наука конституционного права России



Современное развитие науки конституционного права России можно считать довольно интенсивным, что обусловлено в первую очередь бурными политическими процессами, требующими конституционно-правового оформления, а также созданием новых конституционно-политических институтов, неизвестных прежнему этапу в жизни страны. Многое мы рассмотрели выше, не будем повторяться. Обратим внимание лишь на то, что ряд новых научных понятий и концепций складывается в России в процессе практики создания конституционно-правовых актов. К примеру, изменения, вносившиеся в Конституцию РСФСР 1978 г. в ходе реформ общества и государственности в 1989—1993 гг., подготовка различных проектов Конституции, исходивших от Конституционной комиссии, Президента РФ, политических партий и движений, — все это было одновременно вкладом, пусть и не всегда радостным, в развитие науки конституционного права.

Вместе с тем само появление этих актов происходило не на пустом месте, поскольку наука конституционного права в Российской Федерации обладает мощным потенциалом, в ее арсенале — опыт дореволюционной России, практика государственного строительства в советский период, во многих отношениях весьма поучительная хотя бы для того, чтобы не повторять прежних ошибок и уберечься от недемократических решений, а также многообразный опыт зарубежных стран.

И сегодня правотворческая практика продолжает давать мощный импульс развитию конституционно-правовой науки. Для нее стали важным питательным источником дискуссии по проектам федеральных законов о гражданстве, о политических партиях, федеральных конституционных законов о Конституционном Собрании, о порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта РФ и др. Важную роль в формировании понятийного аппарата и концепций конституционно-правовой науки играют решения Конституционного Суда РФ. В немалой степени стали содействовать развитию конституционного законодательства, особенно в последние годы, послания Президента РФ Федеральному Собранию, в них предлагается принять новые конституционно-правовые акты или усовершенствовать применение ранее принятых.

Если говорить об основных постулатах, предопределяющих сегодня развитие науки конституционного права, это был бы длинный разговор. Но тезисно можно отметить следующее.

Во-первых, все концепции науки конституционного права основаны на фундаментальной роли Конституции РФ как основы политической системы и непосредственно действующего права.

Во-вторых, наука конституционного права нацелена на содействие формированию гражданского общества как общества политически сознательных и уважающих друг друга личностей, живущих в условиях политического плюрализма и многопартийности, но главное — в условиях мира и спокойствия.

В-третьих, конституционное право исходит из того, что Российское государство есть и будет всегда, это главный инструмент выражения воли народа и фактор укрепления единой государственности.

В-четвертых, наука конституционного права содействует формированию многосторонней личности — индивида, общественно-политического субъекта, участника экономической жизни, чьи права обеспечиваются обществом и государством, подлежат всесторонней защите, но предполагают и конструктивное участие личности в решении тех задач, которые стоят перед обществом и государством.

В-пятых, конституционно-правовая наука нацелена на помощь демократическим институтам, органам государственной власти и местного самоуправления в выявлении и выражении общественного мнения.

Наука конституционного права всегда была политической наукой в том плане, что она не могла и не может отвлекаться от политических процессов, происходивших и происходящих в обществе и государстве. В наши дни российская наука конституционного права, пожалуй, политизирована в еще большей мере, чем на иных этапах отечественной истории. Некоторая, впрочем, не такая уж большая по численности, часть наших коллег, безусловно, поддерживает и одобряет все конституционно-политические решения новой, постсоциалистической власти в России, а возможные ошибки и спорные решения считает неизбежными для переходного периода. Другая, еще меньшая по численности группа ученых продолжает испытывать ностальгию по государственному праву эпохи Советского Союза.

Однако основная масса ученых-конституционалистов предпочитает не бросаться в политические крайности, а научно, конструктивно и критически оценивать и действительность, и соответствующие конституционно-правовые документы или законопроекты, с тем, чтобы они были полезными для общества и государства. Пожалуй, в этом и заключается главная ценностная роль науки конституционного права на современном этапе развития России.

 

Конституционное право как наука и учебная дисциплина

Конституционное право России, Общая часть, Э. С. Юсубов, А. А. Макарцев, 2015.

 

(Безруков). В России конституционно-правовая (государственно-правовая) наука зародилась в XIX веке. Наиболее заметный вклад в науку был внесен  в конце XIX - начале XX вв. А.Д. Градовским, Н.М. Коркуновым, Ф.Ф. Кокошкиным, С.А. Котляревским и др. На рубеже веков вектор исследований сместился от исследования государства к изучению институтов народного представительства.

В советское время наука стала идеологизированной и не в полной мере выполняла свое предназначение, однако это не свидетельствует о том, что наука конституционного права не развивалась. Ряд теоретических проблем (государственное устройство, суверенитет, народное представительство) весьма продуктивно разрабатывались учеными советского периода (Г.В. Барабашевым, Д.Л. Златопольским, А.И. Лепешкиным и др.). (Безруков).

(Безруков). Система науки конституционного права - это взаимосвязанное упорядоченное знание о предмете и объектах изучения данной науки, структурированное в соответствии с ее познавательными и практическими задачами. Предмет науки конституционного права, общий понятийный аппарат придают ее системе качество единства и целостности.

Критериями систематизации науки конституционного права являются: уровень обобщения материала и характер нормативной ориентации знания; предметно-тематический подход; статусные характеристики субъектов конституционно-правовых отношений.

Источники науки можно  сгруппировать следующим образом: нормативные акты (законы, постановления), судебные источники (постановления Конституционного Суда РФ), теоретические источники (труды отечественных и зарубежных ученых), результаты социологических исследований, практика деятельности государственных органов, на которую опирается наука, апробирующая в своей деятельности ее результаты.

Методология   есть учение об основных способах познания объективной действительности. Для конституционной науки характерно использование как общих, так и частных методов. Первые имеют универсальный характер и изучаются в курсе теории государства и права. Среди вторых можно выделить формально-логический, формально-юридический, системно-структурный, системно-функциональный, сравнительно-правовой и иные методы и подходы в науке конституционного права. (Безруков).

Практическое значение науки конституционного права России заключается в знакомстве с конституционной практикой других государств, что позволяет лучше понять принципы деятельности их органов, а в дальнейшем использовать удачные конституционно-правовые конструкции в отечественной правовой системе и заимствовании полезного опыта в государственном строительстве.

 

(Безруков). Современная наука конституционного права находится в постоянном развитии. В настоящее время перед ней стоит множество задач, в т.ч. разработка соотношения личности и государства, прав человека, их обеспечения и защиты как внутри страны, так и на международной арене, проблемы федерализма и суверенитета и другие, в конечном счете связанные с совершенствованием действующей Конституции. Поэтому на современном этапе правомерно говорить о коренном обновлении науки конституционного права, выражающемся в создании качественно нового конституционного права России, принципиально отличающегося от "советского государственного права" и как отрасли права, и как науки о нем.

На современном этапе развития отечественной науки конституционного права огромное значение имеет её связь с учебной дисциплиной конституционного права. Отражение в содержании учебных курсов мнений, существующих в науке, даёт возможность не только укрепить теоретические знания студента, но и сформировать профессиональные навыки юриста-практика: свободное оперирование различными точками зрения, ориентирование в нормативно-правовой базе и доктринальных источниках, умение вести диалог, доказывать свою точку зрения.

Учебная дисциплина «конституционное право» представляет собой определённую совокупность знаний из области науки, которая посредством различных методических приемов доводится до обучаемых. Наука конституционного права включает в себя всю совокупность знаний о конституционном праве, а учебная дисциплина охватывает лишь ту часть, которая необходима для подготовки обучающегося.

Предметом учебной дисциплины являются система конституционного права, его нормы, институты и источники; конституционно-правовые отношения. Задача учебной дисциплины заключается в том, чтобы облегчить процесс усвоения студентами знаний по конституционному праву Российской Федерации, оказать им помощь в изучении конституционного права как отрасли при широком использовании научных разработок в данной сфере правового регулирования.

Учебный курс «Конституционное право» состоит из Общей части и Особенной части. В Общей части изучаются теоретические основы конституционного права: понятие и система конституционного права, источники, основы конституционно-правового статуса личности, основы конституционного строя, российский федерализм. В Особенной части рассматриваются организация и функционирование государственной власти и местного самоуправления.

Необходимо отметить, что любое учебное издание по данной учебной дисциплине является только помощником студента в процессе изучения конституционного права, а не сборником непререкаемых истин. Учебник – субъективная переработка его авторами теории конституционного права и конституционных положений. Студенту-юристу надо больше ориентироваться на конституционное законодательство, изменение которого не всегда находит отражение в учебных пособиях и исследованиях правоведов. Необходимо также помнить, что профессионализм юриста заключается не только в знании нормативной базы, но и в фундаментальной теоретической подготовке, в способности сопоставлять свою точку зрения с другим мнением. Подобного профессионализма можно достичь, лишь познакомившись с исследованиями различных ученых.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 1414; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.199.243 (0.01 с.)