Место конституционного права в системе права Российской Федерации. Роль и перспективы конституционного права в современных условиях. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Место конституционного права в системе права Российской Федерации. Роль и перспективы конституционного права в современных условиях.



Конституционное право занимает ведущее место в системе права Российской Федерации. Обусловлено это, прежде всего тем, что нормы конституционного права являются исходными в оформлении конституционного строя России, роли государства, становлении и развитии гражданского общества, закреплении статуса человека и гражданина, осуществлении народовластия. Иначе говоря, конституционное право закрепляет ключевые государственные и общественные механизмы выражения политических интересов, а это является главной предпосылкой формирования всех сторон жизни в Российской Федерации. Соответственно, базовые предписания конституционного права находят развитие в нормах всех отраслей права, которые — с учетом своей природы — также способствуют укреплению конституционного строя, всей существующей системы политических отношений в стране.

Но дело не только в политическом факторе. В нормах конституционного права заложены основы экономической и социальной системы России. Главный источник конституционного права — Конституция закрепляет виды собственности в Российской Федерации, провозглашает и гарантирует свободу предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, дает каждому право на свободное использование своих способностей и имущества для такой деятельности. Указанные положения конституционного права развиваются сотнями норм гражданского и других отраслей права, которые регулируют оборот товаров и услуг, детализируют виды имущества, находящегося в той или иной собственности, особенности права собственности на землю и ее недра, защищают права участников соответствующих отношений.

Конституция РФ провозглашает свободу труда и право каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Эти конституционные нормы находят развитие в трудовом праве и других отраслях, содержащих нормы трудового права.

Россия определяется в Конституции как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Соответственно, в нормах многих отраслей отражается государственная политика, направленная на обеспечение занятости населения, государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развитие системы социальных служб и иных гарантий социальной защиты. На основе норм Конституции, закрепляющих право граждан на отдых, охрану здоровья, образование, на пользование учреждениями культуры, создано масштабное законодательство — в сфере здравоохранения, образования, культуры, спорта и т. д.

Конституционное право гарантирует государственную защиту прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации, провозглашает право каждого защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом, требует соблюдения закона при привлечении человека к юридической ответственности, закрепляет право каждого на справедливое правосудие. Данный блок норм конституционного права является основой для тех отраслей права, которые регулируют порядок привлечения лица к уголовной и административной ответственности.

Таким образом, именно в нормах конституционного права заложены исходные начала всех отраслей права.

Данное положение порой является основанием для утверждения, будто нет четких границ между конституционным правом и другими отраслями права, что конституционное право как бы растворяется в них. Однако для такого вывода нет оснований. Конечно, между отраслями права нельзя строить непреодолимых барьеров. И вместе с тем задача конституционного права — собрать воедино все ценностные ориентиры российского права.

Не исключено, что одни из них сразу закрепляются в конституционном праве, другие долго созревают на практике и могут частично отражаться сначала в отраслевом законодательстве. Однако по мере того, как становится очевидной их ключевая роль в государстве, правах личности, они перемещаются выше, т. е. закрепляются в нормах конституционного права. Это не просто формальное изменение уровня регулирования. Отражение ценностных ориентиров в конституционном праве и, особенно в Конституции РФ, означает, что появляется соответствующий блок стабильных правовых состояний, т. е. данная ценность стала органическим элементом системы в целом, поэтому и воплощена в конституционном праве.

Поясним сказанное примерами. В советском обществе труд рассматривался не только как право индивида, но и как долг перед обществом, обязанность. И это были не просто трудовые правоотношения, но элемент правового состояния общества и государства. Действующее законодательство исходит из того, что труд свободен, и каждый гражданин сам вправе распоряжаться способностями к труду. Дело здесь тоже в общем правовом состоянии, а не просто в трудовых отношениях. Именно оно отражается в соответствующей конституционной норме. Приведём ещё пример: появление частной собственности не только отразилось на торговом обороте, но и стало ключевым фактором состояния российской действительности; именно поэтому институт частной собственности нашел отражение в Конституции РФ — в первую очередь в связи с закреплением основ конституционного строя (ст. 8, 9), затем прав индивида (ст. 35).

 

С учетом сказанного легче понять роль и перспективы конституционного права в условиях современной России.

Прежде всего, закрепляя основы конституционного строя, роль Российского государства, механизмы народовластия, основы статуса человека и гражданина, конституционное право становится основой всех современных политических отношений и процессов. Специально подчеркнем существенное расширение предмета конституционно-правового регулирования в результате развития институтов гражданского общества, в частности, создания основ деятельности общественных объединений. На базе конституционного права строятся и будут далее развиваться отношения в сфере государственного устройства, национальная и региональная политика государства.

Следует отметить роль конституционного права в закреплении основ современной экономической системы Российской Федерации. Не используя понятия «рыночная экономика», Конституция, тем не менее, содержит все связанные с ней атрибуты — многообразие форм собственности, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности, запрет монополизма, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств и т.д. Хотя надо честно сказать: конституционных норм, посвященных экономической системе и политике, собственности, организации хозяйственной жизни (в широком ее понимании), финансам, взаимоотношениям различных участников общественных отношений по поводу материальных ресурсов, в Конституции РФ пока еще недостаточно (образцом в этом плане можно считать Конституцию Швейцарии).

Роль и перспективы конституционного права обусловлены и тем, что его нормы стали основой и рамками деятельности органов государственной власти и местного самоуправления.

 

У нынешнего конституционного права России есть несколько задач, зависящих, образно говоря, от глобальности подходов к конституционно-правовым явлениям и институтам.

Первый уровень таких подходов обусловлен удовлетворенностью существующим конституционно-правовым регулированием. При этом перспективы видятся в том, чтобы, во-первых, принять недостающие акты, во-вторых, устранить имеющиеся правовые коллизии, в-третьих, выработать механизмы реализации конституционно-правовых норм, т. е. сделать все конституционное право действующим правом.

Второй уровень подходов обусловлен необходимостью частичного, хотя порой и довольно существенного реформирования конституционного права, например, внесения изменений в Конституцию РФ, расширяющих влияние палат Федерального Собрания на формирование федеральных органов исполнительной власти, отказа от «всевластия» Президента, закрепления основ организации государственной власти субъектов РФ в федеральной Конституции, включения в Конституцию главы об избирательной системе, принятия федеральных законов о Федеральном Собрании РФ, о Президенте РФ и т. д.

Третий уровень подходов обусловлен неудовлетворенностью многими принципиальными решениями, включенными в Конституцию РФ и существующими на практике. И учеными предлагается двухэтапный процесс конституционно-правового реформирования.

На первом этапе в рамках действующей Конституции можно:

· укрупнить субъекты РФ и тем самым уменьшить их число и сделать Федерацию более управляемой;

· отказаться от категории предметов совместного ведения Российской Федерации и её субъектов, вместо этого четко обозначить, чем занимается Федерация и чем — её субъекты;

· упрочить федеральное регулирование в отношении основ статуса субъектов;

· укрепить централизацию и вертикаль власти, расширить возможности федерального вмешательства в дела субъектов при экстраординарных обстоятельствах, а одновременно укрепить самостоятельность субъектов в решении внутренних вопросов, если при этом они действуют в рамках Конституции и федеральных законов;

· отрегулировать взаимоотношения между ветвями власти и т. д.

На втором этапе, поскольку реформирование неизбежно «упрется» в гл. 1 Конституции, а изменить ее можно лишь принятием новой Конституции РФ, перспективу развития конституционного права можно видеть и в принятии нового Основного закона (при этом можно подумать о некоторых принципиальных моментах — например:

· о замене федеративного устройства России на унитарное либо о сохранении Федерации, но с гораздо более централизованным руководством;

· об унификации наименования для всех субъектов РФ;

· об отказе от двойного гражданства, допускаемого действующей Конституцией РФ;

· об изменении модели соотношения органов государственной власти, а также о включении органов местного самоуправления в систему государственной власти Российской Федерации).

Второй этап можно связать и с тем, что при наличии множественности оснований для реформирования Конституции РФ лучше не заниматься частичными мерами, а принять новую Конституцию, что будет означать новый виток в развитии конституционного права России.

Однако при всех вариантах подходов к реформированию конституционного права незыблемым остается существующий конституционный (общественный) строй России, основанный на демократической организации власти, политическом плюрализме, многообразии форм собственности и свободе хозяйствования.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 1183; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.17.128 (0.012 с.)