Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Место конституционного права в системе права Российской Федерации. Роль и перспективы конституционного права в современных условиях.
Конституционное право занимает ведущее место в системе права Российской Федерации. Обусловлено это, прежде всего тем, что нормы конституционного права являются исходными в оформлении конституционного строя России, роли государства, становлении и развитии гражданского общества, закреплении статуса человека и гражданина, осуществлении народовластия. Иначе говоря, конституционное право закрепляет ключевые государственные и общественные механизмы выражения политических интересов, а это является главной предпосылкой формирования всех сторон жизни в Российской Федерации. Соответственно, базовые предписания конституционного права находят развитие в нормах всех отраслей права, которые — с учетом своей природы — также способствуют укреплению конституционного строя, всей существующей системы политических отношений в стране. Но дело не только в политическом факторе. В нормах конституционного права заложены основы экономической и социальной системы России. Главный источник конституционного права — Конституция закрепляет виды собственности в Российской Федерации, провозглашает и гарантирует свободу предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, дает каждому право на свободное использование своих способностей и имущества для такой деятельности. Указанные положения конституционного права развиваются сотнями норм гражданского и других отраслей права, которые регулируют оборот товаров и услуг, детализируют виды имущества, находящегося в той или иной собственности, особенности права собственности на землю и ее недра, защищают права участников соответствующих отношений. Конституция РФ провозглашает свободу труда и право каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Эти конституционные нормы находят развитие в трудовом праве и других отраслях, содержащих нормы трудового права. Россия определяется в Конституции как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Соответственно, в нормах многих отраслей отражается государственная политика, направленная на обеспечение занятости населения, государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развитие системы социальных служб и иных гарантий социальной защиты. На основе норм Конституции, закрепляющих право граждан на отдых, охрану здоровья, образование, на пользование учреждениями культуры, создано масштабное законодательство — в сфере здравоохранения, образования, культуры, спорта и т. д.
Конституционное право гарантирует государственную защиту прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации, провозглашает право каждого защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом, требует соблюдения закона при привлечении человека к юридической ответственности, закрепляет право каждого на справедливое правосудие. Данный блок норм конституционного права является основой для тех отраслей права, которые регулируют порядок привлечения лица к уголовной и административной ответственности. Таким образом, именно в нормах конституционного права заложены исходные начала всех отраслей права. Данное положение порой является основанием для утверждения, будто нет четких границ между конституционным правом и другими отраслями права, что конституционное право как бы растворяется в них. Однако для такого вывода нет оснований. Конечно, между отраслями права нельзя строить непреодолимых барьеров. И вместе с тем задача конституционного права — собрать воедино все ценностные ориентиры российского права. Не исключено, что одни из них сразу закрепляются в конституционном праве, другие долго созревают на практике и могут частично отражаться сначала в отраслевом законодательстве. Однако по мере того, как становится очевидной их ключевая роль в государстве, правах личности, они перемещаются выше, т. е. закрепляются в нормах конституционного права. Это не просто формальное изменение уровня регулирования. Отражение ценностных ориентиров в конституционном праве и, особенно в Конституции РФ, означает, что появляется соответствующий блок стабильных правовых состояний, т. е. данная ценность стала органическим элементом системы в целом, поэтому и воплощена в конституционном праве.
Поясним сказанное примерами. В советском обществе труд рассматривался не только как право индивида, но и как долг перед обществом, обязанность. И это были не просто трудовые правоотношения, но элемент правового состояния общества и государства. Действующее законодательство исходит из того, что труд свободен, и каждый гражданин сам вправе распоряжаться способностями к труду. Дело здесь тоже в общем правовом состоянии, а не просто в трудовых отношениях. Именно оно отражается в соответствующей конституционной норме. Приведём ещё пример: появление частной собственности не только отразилось на торговом обороте, но и стало ключевым фактором состояния российской действительности; именно поэтому институт частной собственности нашел отражение в Конституции РФ — в первую очередь в связи с закреплением основ конституционного строя (ст. 8, 9), затем прав индивида (ст. 35).
С учетом сказанного легче понять роль и перспективы конституционного права в условиях современной России. Прежде всего, закрепляя основы конституционного строя, роль Российского государства, механизмы народовластия, основы статуса человека и гражданина, конституционное право становится основой всех современных политических отношений и процессов. Специально подчеркнем существенное расширение предмета конституционно-правового регулирования в результате развития институтов гражданского общества, в частности, создания основ деятельности общественных объединений. На базе конституционного права строятся и будут далее развиваться отношения в сфере государственного устройства, национальная и региональная политика государства. Следует отметить роль конституционного права в закреплении основ современной экономической системы Российской Федерации. Не используя понятия «рыночная экономика», Конституция, тем не менее, содержит все связанные с ней атрибуты — многообразие форм собственности, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности, запрет монополизма, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств и т.д. Хотя надо честно сказать: конституционных норм, посвященных экономической системе и политике, собственности, организации хозяйственной жизни (в широком ее понимании), финансам, взаимоотношениям различных участников общественных отношений по поводу материальных ресурсов, в Конституции РФ пока еще недостаточно (образцом в этом плане можно считать Конституцию Швейцарии). Роль и перспективы конституционного права обусловлены и тем, что его нормы стали основой и рамками деятельности органов государственной власти и местного самоуправления.
У нынешнего конституционного права России есть несколько задач, зависящих, образно говоря, от глобальности подходов к конституционно-правовым явлениям и институтам. Первый уровень таких подходов обусловлен удовлетворенностью существующим конституционно-правовым регулированием. При этом перспективы видятся в том, чтобы, во-первых, принять недостающие акты, во-вторых, устранить имеющиеся правовые коллизии, в-третьих, выработать механизмы реализации конституционно-правовых норм, т. е. сделать все конституционное право действующим правом.
Второй уровень подходов обусловлен необходимостью частичного, хотя порой и довольно существенного реформирования конституционного права, например, внесения изменений в Конституцию РФ, расширяющих влияние палат Федерального Собрания на формирование федеральных органов исполнительной власти, отказа от «всевластия» Президента, закрепления основ организации государственной власти субъектов РФ в федеральной Конституции, включения в Конституцию главы об избирательной системе, принятия федеральных законов о Федеральном Собрании РФ, о Президенте РФ и т. д. Третий уровень подходов обусловлен неудовлетворенностью многими принципиальными решениями, включенными в Конституцию РФ и существующими на практике. И учеными предлагается двухэтапный процесс конституционно-правового реформирования. На первом этапе в рамках действующей Конституции можно: · укрупнить субъекты РФ и тем самым уменьшить их число и сделать Федерацию более управляемой; · отказаться от категории предметов совместного ведения Российской Федерации и её субъектов, вместо этого четко обозначить, чем занимается Федерация и чем — её субъекты; · упрочить федеральное регулирование в отношении основ статуса субъектов; · укрепить централизацию и вертикаль власти, расширить возможности федерального вмешательства в дела субъектов при экстраординарных обстоятельствах, а одновременно укрепить самостоятельность субъектов в решении внутренних вопросов, если при этом они действуют в рамках Конституции и федеральных законов; · отрегулировать взаимоотношения между ветвями власти и т. д. На втором этапе, поскольку реформирование неизбежно «упрется» в гл. 1 Конституции, а изменить ее можно лишь принятием новой Конституции РФ, перспективу развития конституционного права можно видеть и в принятии нового Основного закона (при этом можно подумать о некоторых принципиальных моментах — например: · о замене федеративного устройства России на унитарное либо о сохранении Федерации, но с гораздо более централизованным руководством; · об унификации наименования для всех субъектов РФ; · об отказе от двойного гражданства, допускаемого действующей Конституцией РФ; · об изменении модели соотношения органов государственной власти, а также о включении органов местного самоуправления в систему государственной власти Российской Федерации). Второй этап можно связать и с тем, что при наличии множественности оснований для реформирования Конституции РФ лучше не заниматься частичными мерами, а принять новую Конституцию, что будет означать новый виток в развитии конституционного права России. Однако при всех вариантах подходов к реформированию конституционного права незыблемым остается существующий конституционный (общественный) строй России, основанный на демократической организации власти, политическом плюрализме, многообразии форм собственности и свободе хозяйствования.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 1183; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.17.128 (0.012 с.) |