Как налаживать общую жизнь родителей, детей и учителей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Как налаживать общую жизнь родителей, детей и учителей



 

Я убеждён, что сами механизмы достижения общественного согласия по вопросам того, чему следует учить детей в школе, позволят укрепить демократические начала в обществе и государстве. Именно это и сможет в значительной мере консолидировать наше общество на основе заботы о будущем детей - при всей вероятной многоликости решений.
Вовлечение широких кругов учительства, родителей, общественности в процесс перестройки образования породит разнообразие не только видов и типов учебных заведений, но всевозможных новых организационных форм обучения и уклада.
В этом смысле конечно же нам надо формировать такого заказчика, который понимает, что в школе важно развивать личность ребёнка, его самовыражение, его умение жить.
В том-то и дело, что не получится просто собраться с родителями на общее обсуждение и просуммировать их мнения; потребуется терпеливо раскрывать родителям личностную сторону человека, и прежде всего их собственного ребёнка.
Конечно, большинство родителей исходно руководствуются во взглядах на школу теми или иными распространёнными поверхностными шаблонами; конечно, большинство из них гораздо более настроены ориентироваться на них, нежели вникать в какие-то педагогические премудрости или считаться с интересами и чувствами собственного ребёнка.
Вовлекая родителей в школьную жизнь, мы должны понимать, что каждому из них надо пройти свой путь наблюдений, дискуссий, размышлений, чтобы сформировать свою настоящую позицию; чтобы они могли понимать, согласовывать реальные возможности школы, свои личные, семейные ценности и признание прав, интересов и мнения детей.
Из нашего опыта я рекомендую некоторые общедоступные формы, помогающие сблизить родителей и школу.

Настенная информация. В каждом классе полезно иметь специально оборудованное место (магнитная доска, ковролин или плотная ткань, натянутая на рамку, и др.), где представлена информация о последних событиях в классе. Интересные с точки зрения учителей и ребят сообщения об очередном этапе проекта или ролевой игры, удачные тексты ребят, варианты красиво решённой сегодня задачи, записки, обращения за помощью к родителям и многое другое.
Хорошо, если рядом располагаются полки, где хранятся работы ребят, тетради, классные и школьные газеты. Пока дети собираются домой, любопытные родители могут получить довольно много сведений о школьной жизни своего ребёнка.
Родители и сами могут воспользоваться таким табло, чтобы разместить на нём свою информацию, интересную для других ребят и их семей.

Двухдневный семинар для родителей. Это альтернатива привычным родительским собраниям.
Двухдневный семинар позволяет заменить беседы, разъяснения, лекции модельными уроками (до шести в день). А затем - «круглый стол» для обсуждения увиденного. Модельный урок означает такой урок, на котором видны основные подходы, способы, формы работы конкретного учителя, используемые им в работе с детьми. Но в позиции учеников находятся родители. Уроки даются учителями начальной и средней школ. Они устроены так, чтобы предоставить возможность родителям поучаствовать в нескольких видах деятельности.
Последующий «круглый стол» позволяет родителям обменяться впечатлениями. Характерные реплики: интересно, волновались, даже устали... Могут звучать тревожные вопросы: «Как поступать в институт?», «Зачем учить выбирать, учить демократии или самоопределению в нашем обществе?» Возникающая дискуссия полезна, она точнее проявляет общность и различия во взглядах школы и родителей на вопросы образования.

Совместные домашние задания. Важно точно донести смысл такой работы. Родители - не контролёры и не «толкатели» детей, а равноправные соратники, сотрудники в выполнении такого домашнего задания. Они вместе с детьми разбираются в том, что требуется сделать, вместе разыскивают нужный материал, вместе оформляют задания. Приветствуется, когда часть текстов или рисунков сделана детской рукой, а часть - маминой или папиной.
В первом классе популярной и у ребят, и у мам может быть серия заданий «Мой первый-восьмой годы жизни». Вся семья вспоминает первые слова, первые игрушки и игры, любимые укромные местечки дома и на даче, первые книги и первые придуманные смешные истории. Разыскиваются самые интересные фотографии. В понедельник выполненные задания разглядываются и прочитываются. У каждого из ребят в классе должна быть папка, которая постепенно превращается в книгу «Я сам». В ней хранятся все задания, они не пропадают, а становятся страницами книги о себе.
Ещё один сюжет: «Мой дом, моя семья». Возможные темы заданий: «Экскурсия по моей квартире», «Моя комната». Для мам - «Моя воображаемая детская комната», для всей семьи - проект будущего дома, макет этого дома. «Семейные истории», «О бабушках и дедушках», «Семейные рецепты от всех болезней», «Карта, география нашего рода», «Маршруты совместных семейных путешествий». В конце проекта - выставка всех работ. (Для запуска этой темы нам часто помогает совместное чтение книги Туве Янсон «Волшебная зима».)
Эти задания даются только на выходные. Они не закрепляют пройденный в классе материал, а предполагают, что совместная деятельность поможет родителям понять, что происходило в школе на текущей неделе, почувствовать затруднения сына или дочери, увидеть их продвижение. Для ребёнка такое задание - возможность почувствовать, что его школьная жизнь важна и интересна маме и папе, что его новая роль - школьник - вызывает уважение взрослых.

Родительские собрания. Родительские собрания могут дать родителям картину того, чему и какими способами учатся их дети, предоставить возможность мамам и папам задать вопросы и рассказать о своих тревогах. А вот возможные темы разговоров о разных формах взаимодействия с ребятами: «Детско-взрослое совместное собрание по подготовке к многодневной поездке», «О подготовке к большой ролевой игре», «Как увидеть продвижение ребёнка в образовании, если нет отметок», «Как родителям преодолеть трудности общения с детьми», «Что делать дома с детьми после пяти полных дней в школе».

Ролевые игры, праздники, походы. Ролевые игры могут являться частью образовательного процесса. В рамках подготовки к игре ребята разыскивают нужный материал из истории и географии, словесности и иностранного языка, учатся «оформлять» документы, решать задачи, условия которых вытекают из целей будущей игры3.
Важно привлечь к игре родителей. Папы и мамы могут играть разные роли, например, консультанта по оформлению документов для открытия фирмы, эксперта, сотрудника санэпидемстанции, посетителя кафе. Находясь внутри игры, родители могут видеть возможности своих детей, их успехи, продвижения. Можно предложить родителям непривычные роли - составителей экзаменационных билетов, членов экзаменационной комиссии (например, в ходе игры в Царскосельский Лицей). Работая экзаменатором, родители видят своего ребёнка под другим углом зрения, в совершенно новой для него ситуации. А для детей - за столом не просто мамы и папы, а комиссия, которая решает, достойны ли они стать лицеистами.
У родителей есть повод задуматься, насколько они заинтересованы в школьной жизни своего ребёнка. К экзаменам они готовились вместе, и удача ребёнка - это удача родителей. А если ребёнку пришлось нелегко, то, возможно, потому, что мама с папой посчитали не важным своё участие?

Лицейские уроки также могут проводить родители. Рисование, каллиграфия, строевая подготовка, вышивание, этикет. Важно заранее обговорить с родителями, какие уроки они будут проводить, какие пособия следует подобрать. К балу дети и родители готовят не только костюмы, но и совместные номера для выступлений, вместе участвуют в живых картинах, причём родители специально посещают танцевальный класс, который работает в этот период времени.
Материалом для совместной жизни могут быть и праздник, и поход, и подготовка к ним.

Поход может являться своеобразным итогом года, причём программу похода следует выстроить так, чтобы родители выступили участниками общей жизни, вместе с детьми преодолевали препятствия, ставили палатку на время, сами писали тексты о своём путешествии, решали математические задачи. А учителя имели возможность понять, наблюдая за родителями, почему дети ведут себя так, а не иначе.

Собеседования с родителями в конце учебного года. В конце каждого учебного года мы рекомендуем проводить индивидуальные собеседования с родителями. В чём их особенность? Говорить следует только о продвижениях ребёнка. Готовясь к собеседованию, учителя могут между собой обсудить и продвижения, и ресурсы каждого ребёнка, но во время разговора с родителями рекомендуем держать заданную рамку.
Разговор полезно начать с вопроса к родителям: в чём, на их взгляд, продвинулся ребёнок за учебный год? В процессе такого разговора рождается атмосфера доверия. Учителю нет смысла нападать, а родителю защищаться, и наоборот, проясняются подробности, которые дополняют картину и для учителя, и для родителя.
В ходе разговора выявляются проблемы, но именно как ресурс ребёнка, как направление движения. Взгляд некоторых родителей на своих детей может меняться; например: сначала родители недоверчиво слушают, чего достиг ребёнок, через некоторое время, улыбаясь, соглашаются, что да, мол, продвинулся. А ещё через некоторое время сами принимают меры для продвижения ребёнка, то есть не застревают на проблеме, ищут не причину затруднений ребёнка, а средства, чтобы помочь ему продвинуться.

Подобные формы отношений мы настоятельно рекомендуем делать частью школьных традиций, чтобы у родителей с детьми была общая жизнь, построенная на совместном деле, чтобы родители понимали, как ребёнок живёт в школе, и настраивались на активное со школой сотрудничество. Но не навязчивое, а складывающееся как бы само собой - в меру интересов, темперамента, возможностей каждого.
Погружённость родителей в такую работу, дискуссии, размышления (а также совместные радости и развлечения) сделают, я уверен, естественным для них понимание задач, стоящих перед школой.

 

* * *

 

Если родители почувствуют, что от них зависит школа, то они спросят, чему же их ребёнка будут учить - не по списку предметов, а по сути. Я, как директор, раскрою родителям свои планы. Если мама или папа мне верят, они остаются; если я не оправдываю их ожиданий, они ведут своего ребёнка в другую школу.
Наверное, кому-то останется ближе идеал давно привычной школы.
Но если и не большинству, то очень многим семьям откроются другие идеалы - уникальности каждой личнос­ти и её ответственности за свою судьбу, умения жить в меняющемся мире, выращивания у детей (в сотрудничестве с другими людьми) способов освоения и преобразования культуры, общества, самих себя.

 

* * *

 

Я часто слышу: «Как вы говорите о свободной школе, когда нашему государству не нужны свободные люди? Не станут ли они потом несчастными от своей свободы?»
Но я подозреваю, что свободные люди не нужны никакому государству. Любому казённому механизму удобнее, чтобы люди выполняли уже созданные для них предписания. Проблемы государственных механизмов мы решить не можем, а вот двигаться в сторону свободной школы способны.
Мы не государственные служащие. Мы не обязаны служить государству. Мы обязаны служить вот этим гражданам и их детям.

 

* * *

 

Что интересно, в семье меня считают соглашателем, а в профессиональном сообществе, наоборот, экстремистом. Действительно, у меня есть принципы, и я их привык отстаивать.
Но я могу поступиться любыми принципами, если понимаю, что конкретному ребёнку сейчас плохо. Это совершенно железно.
Вот - ребёнок, вот - начальство. Ребёнок главнее. Вот этому я и служу.

1 - Я убеждён, что учителя в институте и должны воспитывать, как актёра в студии - он должен заниматься педагогикой у мастера-практика, а отдельно изучать предметную область. Тогда можно резко сократить и количество педвузов, но зато оставить те, что смогут обеспечит подобную подготовку.

2 - Как в отдельно взятой, так и в школах целого района - ведь для родителей и детей с разными интересами и ценностями важно предложить и качественно разные по своему характеру школы.

3 - Например, экономическая игра. Задача: сколько денег можно потратить на приобретение семян и рассады овощей и какую прибыль можно получить от продажи собранного урожая? Или: сколько какао, орехов и сухого молока нужно приобрести для изготовления партии шоколадных конфет, за какую цену их можно продавать, чтобы получить прибыль? Какую зарплату бухгалтер книжного магазина может платить сотрудникам, если известно количество проданных книг за три дня (срок игры) и их цена?

Библиография


При подготовке глав книги использованы следующие публикации и материалы:


Право в косую линейку. Вступление

Тубельский А.Н. Очень поможет право в косую линейку / Первое сентября. 1992. 9 октября, 10 октября; 1993. 5 января.

Часть I. СМЫСЛ ШКОЛЫ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-05-20; просмотров: 98; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.197.212 (0.017 с.)