Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Не учёт особенностей, а развитие индивидуальности
Просматривая в интернете материалы по теме «Развитие индивидуальности ребёнка», я поразился тому, что среди множества работ философов и психологов по этой проблеме почти нет педагогических - ни научных, ни практических.
* * *
Основные цели, основной объём и структура содержания общего образования в России были сформированы в лучшем случае 40-50 лет назад, а в своём концептуальном основании отражают европейское научное сознание ХVII-XIX веков, когда идеалом содержания и организации образовательного учреждения (во всяком случае, в России) являлась немецкая классическая гимназия. Поиски прогрессивных педагогов (Царскосельский лицей, К.Д.Ушинский, Л.Н.Толстой, преобразования школы 20-х годов ХХ века) решающего значения не имели и начиная с 30-х годов как содержание образования, так и всё устройство школы сохраняли основные черты той же немецкой школы прошлого века.
* * *
В числе наиболее общих признаков знаниево-информационного подхода можно выделить следующие: § - знания и умения, считающиеся результатами учебного процесса, как правило, не связаны с индивидуальностью ученика, его возможными приоритетами, специфическими способностями, а отражают утверждённые нормы знания и качества его усвоения. Тем определяется явное расхождение между декларируемыми целями образования - «воспитать творческого человека, научить логически мыслить, развить гармоничную личность» - и реальной формой усвоения учебных знаний при полном равнодушии к любым личностным проявлениям учеников; § - ответ ученика воспринимается лишь на уровне контроля, т.е. близок он или далёк от требуемой нормы. Ни «знание», ни сам ученик учителю не интересны. Преподносимое «знание» он давно знает и не сомневается в нём. Ученика же он, как правило, глубоко не понимает, поскольку это никак не связано с его целью. Так воцаряется отстранённость от учебного материала как учителей, так и учеников. Ни те ни другие не видят в нём самостоятельного для себя смысла - одни смотрят на него через призму контроля за усвоением, другие - возможного оценивания;
§ - ученик находится всегда «на короткой привязи у учителя» и вследствие этого ни за что не отвечает, поскольку ничего своего не производит. Зачем он усваивает знания или решает задачи? - подобный вопрос или не ставится, или предполагает стандартные ответы: от поступления в вуз до «быть образованным человеком»; § - насаждается идеология абсолютной необходимости овладения именно данными учебными знаниями. К любой форме незнания учебного материала формируется негативное отношение; § - насаждается идеология абсолютной объективности научного знания, т.е. научное знание подаётся как единственное, которое даёт правильную картину мира. В то же время научное знание подаётся как «монолит» знания, т.е. в нём отсутствуют какие-либо «пустоты» - проблемы, парадоксы, версии, допущения, сомнения; § - обязательность внешней оценки как единственного критерия достижения результата. Оценка используется в функциях: поощрения-наказания (причём не только качества усвоения знаний, но и поведения), разделения на сильных и слабых (используется как орудие власти - «разделяй и властвуй»), как средство подчинения ученика норме, авторитету. Индивидуальность ученика не существенна - все равны перед знанием. § - так складываются обезличивание ученика, учителя и самого знания. И учитель, и ученик становятся придатками учебного знания, в конечном счёте - учебника. Исключается индивидуальная, неповторимая авторская позиция как и у того, кто его создал, так и у того, кто пытается его понять в учебном процессе. В результате знание фетишизируется, т.е. подаётся как единственно правильное, и требует не понимания, а безоговорочного принятия;
§ - учителя и ученики постоянно находятся в состоянии скрытой или явной конфронтации, доходящей со стороны учителя до крайних форм утверждения своей власти; § - учителя крайне разобщены между собой, поскольку формально подчиняются логике своего учебного предмета, который у всех разный, а не общей идее, связанной с образованием Человека и соответствующей ей, объединяющей всех педагогике. Поэтому учителя не посещают уроки друг друга, да и зачем, если предметы у всех разные. (Правда, учителя преподающие один предмет, тоже не ходят друг к другу. Наверно потому, что предмет один, что смотреть-то.) Но есть, по-видимому, ещё одна причина. § - учителя в своей профессиональной практике живут в постоянной необходимости подчиняться многочисленным правилам и нормам, которые в полном объёме никогда не выполняются. Отсюда, по-видимому, рождается боязнь внешнего оценивания своей работы. Любой оценивающий несёт в себе потенциальную угрозу санкций за несоответствие каким-либо нормам, писаным и неписаным. В результате вместо практики постоянной межличностной профессиональной коммуникации по поводу ценностей, целей, идей, проблем в деятельности каждого педагога и коллектива в целом, обсуждение которых только и может привести к профессиональному росту каждого, реализуется обратный процесс - окукливание, консервация и защита своей территории от посторонних. § - управление школьным образованием сводится к административному руководству, основная цель которого - любыми средствами сохранить существующие школьные порядки, что в конечном счёте означает сохранение и поддержание своего собственного функционирования, а значит, и власти. Реальное управление образовательными процессами замещено тотальной регламентацией жизни и деятельности педагогов и учеников.
* * *
Следует отметить, что предпринимались и предпринимаются попытки гуманизировать образование путём изменений в отношениях учитель-ученик, введения факультативов в старшей школе, дополнительных предметов по выбору, уровневого обучения и т.п. Однако все они, оставляя неизменными педагогические основания содержания образования - информационный подход к обучению при полном равнодушии к индивидуальному развитию ребёнка, - лишь усугубляют отставание отечественной массовой школы от принципиально новых условий жизни современного человека и тенденций мирового развития.
* * *
Многочисленные попытки интеграции предметов, поиск межпредметных связей чаще всего оказываются малоэффективными, потому что при сохранении в основном старой парадигмы содержания образования не ясны, да и не могут стать ясными основания, на которых возможна такая интеграция.
* * *
В основе нашего подхода лежит убеждённость: основное предназначение человека - максимально реализовать свою человеческую сущность, индивидуальность, быть самим собой или стать «тем, что я есть», т.е. исполнить своё всеобщее и индивидуальное предназначение. § - уверен в себе, постоянно расширяет свои возможности и не боится их реализовать; § - умеет действовать в постоянно меняющихся и непредсказуемых ситуациях жизни; § - способен к профессиональной мобильности; § - способен к непрерывному самообразованию; § - умеет адекватно оценивать свои силы и находить возможности их применения; § - умеет принимать решения и достигать результата в соответствии с поставленной целью; § - умеет брать на себя ответственность за свои поступки, не ущемляя прав и свобод других; § - умеет быть терпимым к другим людям, не похожим на него; § - понимает необходимость главенства закона в обществе, а не мнения и амбиций людей, находящихся у власти; § - умеет сам следовать и подчиняться законам, установленным демократическим путём.
Роль школы при этом состоит в создании системы благоприятных условий для осуществления такого процесса самопознания, самовыражения, самоопределения по отношению к природе, культуре, обществу, самому себе.
«Иметь или быть?» в школьном измерении1
Во времена моей молодости это имя было под запретом, и я впервые прочитал Фромма только в пятьдесят. Фромм не был учителем, никогда не работал в школе. Но его гуманистическая философия и социальная психология могут составить фундамент многих концепций современных школ. Его интересно читать ещё и потому, что он, слава Богу, не учит педагогов, как надо учить детей - этим сегодня грешат многие философы и психологи. Он размышляет о человеке, вскрывает парадоксальное в нём, не поёт человечеству гимны, а показывает, каково оно на самом деле со всеми его достоинствами, трудностями и проблемами.
* * *
Кажется, ничто так не упущено в работе учителя над собой, ничему ещё так плохо не учат учителя и, пожалуй, ничего так мало не требуют от него, как работы над собственными ценностями. Сегодня много споров о том, в чём состоит современное содержание образования, нужны ли государственные образовательные стандарты, каковы границы авторства в пользовании программами и учебными планами, на какие запросы времени отвечает школа, каковы границы участия родителей в школьном образовательном процессе.
* * *
«…Самое важное состоит в том, чтобы человек, который много значит для ребёнка, верил в его возможности. Наличие такой веры составляет разницу между обучением и манипулированием. Обучать - значит помогать ребёнку осознать свои возможности». Я долго размышлял над этим и только сейчас обратил внимание на сноску, которую делает Фромм, трактуя английское слово education как «вести вперёд» или «выявлять то, что потенциально присутствует». Не вдаваясь в лингвистический анализ, скажу только, что такое толкование разделяют не все и еще меньше тех, которые придерживаются его в своей работе. «Я верю, что человек должен избавиться от порабощающих и парализующих его иллюзий, он должен осознать действительность внутри и вне себя и создать мир, не нуждающийся в иллюзиях.
* * *
«Поскольку общество, в котором мы живём, подчинено приобретению собственности и извлечению прибыли… многие считают обладание наиболее естественным способом существования и даже единственно приемлемым для человека образом жизни. То, над чем далее размышляет Фромм, имеет к учительской работе самое непосредственное отношение. Названия дальнейших главок говорят об этом. Обучение, Память, Беседа, Чтение - не правда ли, знакомые педагогу понятия? Но Фромм строит их на необычном философском основании - разделении принципов обладания и принципов бытия. Для практической педагогики такая дихотомия непривычна. «У студентов, для которых обладание является главным способом существования, нет иной цели, как придерживаться того, что они «выучили»… Индивидам такого типа свежие мысли или идеи относительно какого-либо предмета внушают немалое беспокойство, ибо все новое ставит под сомнение ту фиксированную сумму знаний, которой они обладают. В самом деле, человека, для которого обладание является основным способом его взаимоотношений с миром, те идеи, суть которых нелегко уловить и зафиксировать (в памяти или на бумаге), пугают - как и все, что развивается и изменяется, а потому не поддаётся контролю. Действительно, и у нас, и у родителей, и у учеников в ходу выражение «дать знания». Следовательно, знания можно и нужно «брать», т.е. ими возможно обладать. На этом принципе построены сегодняшние новомодные теории, рассматривающие образование как сферу услуг, а знание - как товар.
«Надо ли нам производить больных людей во имя здоровой экономики, или мы можем поставить наши материальные ресурсы, изобретения, компьютеры на службу человеку? Стоит ли людям оставаться пассивными и зависимыми во имя сильной, хорошо отлаженной организации?» Гуманистическая этика Фромма заставляет педагога-предметника отвечать на вопрос: что для меня математика, или физика, или биология? Зачем она нужна человеку, получающему не профессию (это забота преподавателя в профессиональном образовании), а общее образование, ребёнку?
* * *
«Так называемые отличники напоминают хорошо информированного гида в каком-нибудь музее. Они учатся только тому, что не выходит за рамки такой суммы знаний, которая существует в виде некой собственности. Они не учатся мысленно беседовать с автором, обращаться к нему с вопросами; они не учатся подмечать противоречия, понимать, где автор опустил какие-то проблемы или обошёл спорные вопросы; они не учатся отличать то новое, что есть у самого автора, от всего того, что отражает лишь «здравый смысл» того времени, в котором он творил; они не учатся прислушиваться, чтобы понимать, когда говорит только голос рассудка, а когда авторские слова идут одновременно и от ума, и от сердца; они не учатся распознавать истинность или ложность доводов автора и многое другое…» Каждый учитель может взглянуть на своих учеников под углом зрения Фромма и узнать в его описаниях свой класс, самого себя. Как часто мы убеждены, что задача школы - дать определённую сумму знаний! И родители, выбирая школу, тоже прежде всего интересуются, много ли она даст знаний ребёнку. Нам же представляется бессмысленным в сегодняшнем, переполненном информацией, мире вкладывать в голову ученика как можно больше. «Существует жалкое суеверие, будто человек достигает знания действительности, усваивая как можно больше фактов. В головы учащихся вдалбливаются сотни разрозненных, не связанных между собой фактов; всё их время и вся энергия уходят на заучивание этой массы фактов, а думать уже нет сил. Разумеется, мышление само по себе - без знаний фактов - это фикция, но и сама по себе «информация» может превратиться в такое же препятствие для мышления, как и её отсутствие». «…Травмирующие обстоятельства раннего детства могли поселить в душе ребёнка такую горечь, ненависть и боль, что душа «застыла» от горя, а позднее это состояние трансформировалось в злокачественный комплекс. Истоки детской агрессии, молодёжного вандализма много сложнее, чем мы это обычно представляем себе в школе. Следовательно, наша реакция и работа с этим феноменом не может идти путём простого пресечения конкретного поступка. Если источник агрессивности во многом находится в тех условиях жизни, которые значимы для личности, то следует прежде всего изменить эти условия. «Главной опасностью для человечества является не изверг или садист, а нормальный человек, наделённый необычайной властью».
* * *
Может быть, главное, что может уяснить учитель, читая главы одной из важнейших книг Фромма - «Бегство от свободы», - это мысль о том, что несвобода, зависимость, рабство, сталинизм, фашизм не столько порождаются внешними обстоятельствами, сколько есть следствие внутреннего психологического состояния человека. И это состояние формируется на протяжении всей его жизни. Немалая роль здесь отводится школе. Именно в самом устройстве школы, во взаимоотношениях взрослых и детей, в признании или отрицании самоценности каждого человека, уникальности детства не как периода подготовки к жизни, а как самой жизни - заложены предпосылки или будущей человеческой ущербности и зависимости, или подлинной свободы. «Свобода - это нечто большее, чем отсутствие насилия и угнетения, большее, чем «свобода от…». Это «свобода для…» - свобода стать самостоятельным, свобода скорее быть многим, чем иметь или использовать вещи и людей. Теперь мы уже понимаем, что бюрократия - это не только отечественное, но и мировое зло. Бороться с ним нужно каждому, особенно учителю, который растит будущее. И Фромм показывает способ этой борьбы - создание свободных профессиональных ассоциаций педагогов, родителей, образовательной общественности. Они, а не чиновники должны определять цели школы, её программы и уклад, стандарты (если они вообще нужны),вопросы профессиональной аттестации школ и учителей. Нужно не бояться сказать «нет» бюрократическому произволу и объединяться. «Нельзя найти спасительного конечного и абсолютного ответа, но человек может стремиться к такой степени интенсивности, глубины и ясности переживания, которая придаст ему силы жить свободно и без иллюзий.
Заповедь Гекльберри Финна
Мне всегда любопытно наблюдать за людьми, которые патетически заявляют о лучшей в мире советской школе - они будто забывают, что рассказывают не только иностранцам.
* * *
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-20; просмотров: 125; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.94.152 (0.07 с.) |