Власть над самим собой, или зачем школе демократия. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Власть над самим собой, или зачем школе демократия.



 

Школа должна учить демократии.
Меня в этой фразе смущает только слово «учить», потому что у многих с этим словом обязательно сопряжены учебник, уроки, ответы правильные, оценки. А я убежден, что учебники - дело двадцать пятое. В школе нужно давать опыт демократии.
Оттого, что в школе улучшится нравственный микроклимат, станут более открытыми и дружескими взаимоотношения детей и взрослых, а в системе управленческих отношений укрепятся партнёрские связи и будут преодолены, наконец, бездушие и нажим на рядового учителя, - от этого выиграют все: и дети, и родители, и сами учителя.
Потребность в общей гуманизации образовательных процессов всё-таки ощущается повсеместно. Но демократизация образования - её продолжение, необходимое средство упрочения.
Слова свобода и демократия часто употребляются как синонимы. Но это не совсем так; демократия - это не только комплекс идей о свободе, но и комплекс практических норм и процедур, сформировавшихся на протяжении долгой и часто мучительной истории. Можно представить демократию как наделение свободы законным статусом.
Дело ведь не только в том, чтобы изжить авторитарность многих учителей или непререкаемый тон их суждений. Даже весьма гуманный характер общения учителей с детьми и почти материнская мягкость в голосе не меняют того, что возникающие конфликты и проблемы разрешаются, как правило, исходя из здравого смысла, а не на основе норм и законов, которые могут быть созданы в школьном коллективе; на основе благодеяний и снисхождений взрослых к детям, а не собственных душевных, умственных, волевых усилий ребят.

 

* * *

 

В своей школе я вижу, что дети стали совершенно иными. Я иногда ду­маю, что они гениальные. А на самом деле они просто свобод­ные. Они уже не признают одной ли­нии, одного уклада. Но создать в школе свободу, адекватную тому уровню свободы, который зарождается в об­ществе, должны мы, люди, которые вышли из «единоукладного» прошлого.
Стремление к свободе как к норме жизни, которое уже живёт в детях, важно дополнить опытом демократических отношений, демократического поведения. Человек не может в несвободной школе развить опыт ответственности за свою свободу.
Ниоткуда демократия в стране не возьмётся, если первоначальный опыт принятия решений, обсуждений, понимания других людей, личного выбора и т.п. человек не получит в школе.
Потому для нас со словом самоопределение (сам себя определяю по отношению к миру и его проблемам, к культуре, к другим людям, к самому себе) рядом стоит другое слово, споры о котором не утихают в нашем обществе - свобода.
Ребята в один голос говорят, что им нужна свобода в школе. Не для дурости, не для того чтобы превращать школу в цирк (хотя цирк - неплохая организация), а для того, чтобы образовываться со свободой. Почему же учителя должны говорить: «Нет, дай тебе свободу, ты все равно побежишь гулять, начнёшь колоться, свобода знаний не даёт и т.д.»?
Это ведь не так; это доказано в том числе опытом и нашей школы; и знания свободная школа даёт, и ребята наши поступают в институты не хуже, чем выпускники школ соседних.
Демократически воспитанный человек - не тот, который делает то, что хочет, а тот, который может сам ставить себе границы. Границы хорошего и плохого, границы поведения в разных ситуациях, границы между знанием и незнанием. В этом смысле и самоопределение - это умение ставить себе пределы.

 

* * *

 

Под демократией понимают власть народа; если говорить о школе - то властные полномочия народа-учеников, народа-учителей, народа-родителей. Но демократия - это ведь не просто власть народа, власть большинства и т.п. Это, с точки зрения личности, власть надо мной меня самого. Но мы так пропитаны подчинением, что этой-то власти люди как раз и боятся больше всего, стремясь её перепоручить тому, кто избавит их от такого бремени.
В этом - одна из причин неудач наших реформ: пренебрежение психологией людей и, как следствие, неспособность и нежелание учитывать роль школы, образования, «плодов просвещения». Нам нужно менять цели образования, создавать новую философию развития человека. Человека свободного.
Ещё такая интересная вещь. Учителя знают математику или историю лучше, чем дети; а вот демократию учителя, по моим наблюдениям, знают хуже, и опыта демократических отношений у них порой меньше, чем у многих сегодняшних детей. С одной стороны, это плохо, с другой стороны, очень хорошо. Потому что и наши дети, и учителя, и родители могут совершенно на равных обретать опыт демократии, опыт ошибок, споров, дискуссий. Это, на мой взгляд, уникальная ситуация.
Поэтому им надо учиться вместе. И это интересно.

 

* * *

 

Хорошо, когда есть хорошие учителя, с которыми можно поговорить, хорошая школьные традиции, хорошие интеллигентные ребята. Но к демократии, на мой взгляд, это ещё не имеет прямого отношения.
Демократия - это такие условия, в которых невозможно или, по крайней мере, становится явным нарушение прав человека, это условия, когда человек при самых разных людях (а ученик в школе - при родителях, учителях) имеет возможность высказать своё мнение, знать, что оно будет услышано, что прислушаются, что он имеет право голоса, право выбора.
Будущее цивилизованных, вменяемых людей связано всё-таки и с внутренней свободой, и со свободой в обществе, в котором живёшь. Если бы я не был директором школы, может быть, я так бы уверенно не говорил, но как педагог говорю об этом убеждённо.
Сегодня, в ситуации почти тотального обесценивания и разрушения любых общественных идеалов, идея человеческой активности - но активности нравственной, духовной, направленной на созидания жизни каждого отдельного человека, а не на её разрушение - с трудом пробивает себе дорогу. Позволить реализоваться и утвердиться в сознании каждого ученика этой идее и есть одна из главных задач школьного образования.
Я убеждён, что в школе будущего уклад жизни должен содействовать обретению ребёнком по крайней мере следующего опыта:

§ - опыта демократического поведения;

§ - опыта правового решения возникающих в сообществах людей проблем и конфликтов;

§ - опыта сотрудничества с другими людьми на основе взаимного уважения, толерантности, готовности к диалогу;

§ - опыта выбора способов и форм деятельности, линии поведения в различных ситуациях, самостоятельного принятия решений и ответственности за них.

 




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-05-20; просмотров: 124; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.57.131 (0.005 с.)