Живое и фальшивое в воспитании 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Живое и фальшивое в воспитании



 

Золотое правило. «Остерегайтесь обобщений - подменяя факты правилами, вы добьётесь лишь бесполезного заучивания общих мест; старайтесь, чтобы ребёнок сам умел отличить хоро­шее от дурного», - объяснял ещё Руссо. И добавлял: «Если вы заявите вашему сыну, что собираетесь формировать его сердце и ум, что, забавляя его, вы хотите преподать ему общие истины и его обязанности, он начнёт остерегаться каждого ва­шего слова, ему будет казаться, что из уст ваших выходят лишь поучения, и всё, вплоть до его юлы, покажется ему подозритель­ным».
Остерегайтесь обобщений! Это золотое правило педагогики нарушается особенно часто. Обобщения полезны в научном мышлении, но обобщать нравственные категории, тем более квалифи­цировать конкретный поступок как черту характера, качество личности ребёнка недопустимо. Но именно так постоянно и действуют.
Вред от этого огромный; ребёнок привыкает развешивать ярлыки на поступки свои и друзей, вместо того, чтобы переживать их.
Некоторые вводят чуть не с начальной школы курсы «основ нравст­венности» или «гражданственности», желая заставить ребёнка усвоить нравственные понятия вне опыта, вне нравственного действия. Даже объясняют, что такой курс представляет «систему работы», т.е. он якобы эффективнее, чем какой-то там разбор конкретного факта жизни вместе с ребёнком.
«Эффективность» иногда достигается: впоследст­вии дети подставляют вместо любого анализа жизненных явлений метку, название, не вдаваясь в суть событий, оставаясь глубоко безразличными к добру и злу.
Думается, всё это от спешки, от того, что для многих ребёнок - недоделанный взрослый; надо его поскорее доделать, приве­сти к логике взрослого. К логике-то он, может быть, и придёт, но не станет ли ценой этому укоренение самых циничных взглядов на жизнь?

 

* * *

 

Кажется, внимание к нравственному развитию - особенность именно российской педагогики. В западном образовании, по-моему, и термина такого нет. «Moral education, civil education» - это, скорее, объяснение некоторых моральных и правовых норм, принятых в обществе. Русское понятие нравственного воспитания гораздо глубже. В этом и сила нашей традиции в одних случаях, и её склонность к исключительному ханжеству в других.
Когда известный американский психолог Бронфенбреннер в 1960-х годах был в России и изучал советских школьников, я работал в ин­тернате. В нашем интернате он задавал детям такой вопрос: «В разде­валке украли шапку, и ты узнал об этом. Что ты будешь делать? Выступишь на классном собрании? Скажешь родителям? Ска­жешь учителю?»
Нас, конечно, предупреждали: «Смотрите, америка­нец приедет, подготовьте учеников!» Он приехал, педагогов вывели из класса. Мы стоим в коридоре. Первым выскакива­ет Васька, самый главный в интернате воришка и хулиган. Спрашиваем: «Ну, Вась, ты что там ответил?» Он: «И учитель­нице скажу, и на собрании выступлю, и родителям тоже: что я, дурак, что ли, американца не вижу?»
А Бронфенбреннер хотел установить зависимость морально­го сознания подростка от морального сознания взрослого. Написал потом прогремевшую книжку: «Два мира детства. Дети в США и СССР». По­лучилось, что самая большая зависимость моральных сужде­ний детей от взрослых - в Советском Союзе.

 

* * *

 

Окружающее лицемерие разоблачать принято. Но гораздо реже замечают, что привычка к лицемерию оборачивается ещё более пагубной традицией: всеобщей подозрительностью к хорошему в человеке.
Для нашего общества характерна, например, такая вещь.
Все близкие ребёнка переживают, чтобы он казался как можно лучшим на публике, но никто не заботится, чтобы он становился лучшим для самого себя. А когда ребёнок пытается придумывать себя лучшего, его постоянно одёргивают.
Такое парадоксальное следствие.
Ребёнок или подросток, когда хочет казаться лучше, часто преувеличивает свои усилия, достижения, приукрашивает обстоятельства. И его легко разоблачают, его высмеивают, ему показывают его «истинное» (т.е. «лживое» лицо).
Но стремление ребёнка казаться лучше себе и своим близким - одно из самых драгоценных качеств.
А беда-то нашего общества как раз в том, что очень многие хотят казаться хуже. Худшими, чем есть. Хотеть казаться лучшим - это прекрасно. Ничего страшного, если кто и приукрасит себя. Здесь-то как раз лицемерие ни при чём.

 

* * *

 

Воспитывать ребят всегда трудно, это я могу сказать уверенно. В любое время трудно. В чём труднее сейчас? Несомненно, сегодняшняя жизнь слишком обращена к телевидению, к его клиповым рекламным образцам, и очень много искушений. Эти искушения непросто преодолеть самому ребёнку. Если же он не справляется, то и взрослым трудно помогать ему преодолевать искушение материальным, порабощение мыслями о «потребительских стандартах».
Особенно если и дома, и в школе во главу угла поставлено не развитие личности, а достижение стандартных целей - того же поступления в вуз.
Долгое время проблемы воспитания почти не обсуждались. Если в советское время они были насквозь идеологизированы и зачастую решались формально, то потом ушли на периферию забот многих школьных коллективов. Я думал: неужели мы повторяем ошибку, на которую указывал ещё Ушинский: считаем, что развитием интеллекта обеспечим духовность?
Теперь разговоры вернулись. Но именно в таком залоге: надо больше учить! Больше бесед о нравственности! Больше духовности, то есть больше учебно-нравственных предметов.
Причём в сознании родителей причудливо сливаются жажда духовности и поступления в вуз, вернее, жажда гарантий того и другого. (Возможно, мыслят немного сложнее: пусть мой ребёнок успешно поступит в вуз, а вокруг тем временем расцветает духовность?)
Но движение к духовной жизни связано с возможностью мысленного возвышения над материальным, телесным, стандартным. Ребята прекрасно чувствуют это двуличие взрослых, которые любят повздыхать о духовности, о безнравственности и подобных темах - а при этом озабочены только гарантиями будущего материального достатка, а отнюдь не духовного развития.

Не формирование людей, а создание пространства развития. Я недавно прочитал у Корчака: «Я, конечно, не могу из берёзы сделать дуб, из дуба лозу виноградную. Так же и с детьми. Единственное, что мне по силам, это создать вокруг них почву, чтобы они что-то поняли про себя, для того, чтобы менялись. Но переделать одного в другого я не смогу».
У этого человека был огромный нравственный опыт. Надо понять его мысль. Мы должны рыхлить эту почву, мы должны создавать ситуации, в которых ребёнок получает опыт нравственной жизни.
Здесь полезно вспомнить мысль Ушинского:
«Ни один воспитатель, как бы ни была неусыпна и обширна его деятельность, положительно не может руководить всею душевной деятельностью даже немногих воспитанников. Поэтому он должен окружать их такой сферой, в которой они легко могли бы найти деятельность, если не полезную, то по крайней мере не вредную».
Это очень важное замечание. Учитель, воспитатель ни в коем случае не должен стремиться заполнить собой всё пространство развития ребёнка.
Он должен заботиться о том, чтобы школа была системой максимально насыщенных, сообразных культурным традициям пространств, где бы ребёнок мог познавать самого себя и взаимодействовать с другими людьми. Особенно важно пытаться создать такую школу для подростков.
Мы не можем изменить все социальные условия. Но в школе-то можем.

 

* * *

 

Мысли о значимости воспитания часто возвращаются в школы самым уродливым образом - как «система требований к учащимся». Но не важнее ли единых требований к детям создание истинно гуманистического стиля отношений в школе, когда каждый принимается таким, как он есть, а не таким, каким его хочет видеть учитель?
Мне кажется, сегодня школа просто обязана стать местом, где ребёнку хорошо, где его мнения учитываются, где царит дух созидания. Созидания не так уж даже важно чего - культа ли знаний, культа человеческих отношений, сообща придуманных и принятых норм общей жизни, общих праздников и добрых дел…
Думаю, это во многом поможет становлению интереса к жизни и надежд на неё.
По-моему, выход - в создании ситуаций для нравственного выбора, и сам акт этого выбора, осмысленный личностью, и создает опыт нравственного поведения. Но соотнести свой опыт возможно только с опытом других людей.
Вот почему нам нужны сплоченные и добрые детские группы, детские коллективы, о которых, кажется, начинают забывать.
Если же нормально организовать жизнь детей, в доброй среде прорастают нравственные смыслы. Они будут у разных ребят разные. И это важно. И это хорошо.

 




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-05-20; просмотров: 136; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.166.223.204 (0.028 с.)