Между универсальным и индивидуальным 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Между универсальным и индивидуальным



 

Честно говоря, к идее универсальных умений мы пришли заметно раньше, чем в нашу страну пробилась «мода на компетентности». Мы о них ещё не слышали. Дело было в начале девяностых. Наши ребята нечаянно и подсказали нам этот ход.
…Было у нас межпредметное погруже­ние в тему «Сравнение». Одна учительница предложила: «Алек­сандр Наумович, есть хорошая методическая книга, где описаны алгоритмы сравнения. Давайте предложим ребятам по этим алгоритмам поработать на всех предметах». Так и ста­ли делать. А тут на одном из уроков Лёнька говорит: «А я сов­сем не так сравниваю. Вы знаете, я как-то сразу вижу».
Он, видите ли, по-другому видит! И мы поня­ли, что дело не в том, чтобы разложить операцию на элементы и т.д., а в том, чтобы помочь каждому выработать свой способ универсального решения задач на сравнение. Не получится просто вручить всем некий технологизированный способ действия, который все будут одинаково применять в познании разных предметных областей.
Действительно. Вот человек в школе учится понимать текст – художественный (с его многослойностью), нормативный (с его однозначностью), деловой, документальный, научный... Задача актуальна для всех. Но способ понимания текстов каждому нужен свой.
Каждому важно умение выстраивать план, создавать проект какой-то работы, умение схематично записывать информацию, то есть правильно её отобрать и интерпретировать... Но разве люди, которые это хорошо умеют делать, планируют, записывают, интерпретируют одинаково?
Приведу ещё несколько примеров.
Универсальная способность погружения внутрь рассматриваемой ситуации позволяет прочувствовать художественное произведение, вообразить конкретную историческую ситуацию. Оно же позволяет менять точку зрения на объект в зависимости от принятой на себя роли, смотреть на мир «другими глазами», т.е. развивает гибкость мышления.
Организация кульминационных и финальных игр, конференций и других завершающих отдельные этапы мероприятий связана с развитием умения делать разного рода презентации: стендовые доклады групп, создание «музейных» экспозиций и организацию экскурсий по ним, компьютерные презентации, презентации с демонстрацией опытов, театрализованные действа, создание и проведение разнообразных игр и викторин по определенной теме.
Решение разнообразных задач, связанных с созданием моделей материальных объектов (макетов сооружений, костюмов, посуды и т.п.) способствует развитию универсального умения создавать, реконструировать материальные объекты по описанию, чертежу, рисунку.
Решение задач, связанных с созданием образов персонажей или пространства, в которой развивается действие, способствует развитию умения создавать художественные образы средствами пластики, театрализации, изобразительного творчества.

 

* * *

 

«Выращивание» универсального умения с учётом своей индивидуальности должен осуществить сам ребёнок, задача же педагога — создать условия для этого (в том числе для осознания детьми своего способа и возможных границ его применения).
Передача общекультурных способов понимания, анализа, выстраивания различных деятельностей каким-то образом должна найти оптимальное соотношение с побуждением ученика к выращиванию и осознанию собственных, индивидуальных способов работы.
Я говорю о тех личностных способностях, которые пробуждаются в ребёнке, когда он проектирует, ищет и обрабатывает информацию, выдвигает гипотезы, образно мыслит, сравнивает, взаимодействует с одноклассниками, учителями, родителями.
Такая задача находится на острие противоречий между универсальностью человека и его индивидуальностью, между культурными средствами и личными устремлениями. Её невозможно разрешить раз и навсегда, она каждый раз предстаёт по-новому. Это источник и предмет постоянных споров в коллективе нашей школы.
Не претендуя изобразить чёткую систематизацию универсальных умений (подобные попытки делались много раз и ни одна из них не может быть признана однозначно успешной), обозначу некоторые из них, те, к которым необходимо постоянное сквозное внимание на протяжении всего процесса обучения.
Итак, мы считаем, что на учебных занятиях и в различных неаудиторных видах деятельности должны создаваться условия для освоения по крайней мере следующих универсальных способностей, которые условно можно разделить на познавательные, деятельностные и коммуникативные.


Познавательные:

 

§ – понимать и интерпретировать тексты художественного, научного, делового характера;

§ – выделять основной смысл текста, события, явления, соотносить со своим опытом и ценностями, т.е. придавать им и формировать свой личностный смысл;

§ – удерживать одновременно несколько смыслов сложных явлений событий, текстов, высказываний и т.п., уметь получать, отбирать в соответствии с целями или потребностями информацию, использовать её для достижения целей и собственного развития;

§ – схематизировать информацию из письменных и устных источников, собственные тексты, идеи и рассуждения, типологизировать, систематизировать и классифицировать их;

§ – вести наблюдение за природными объектами и явлениями, на их основе делать выводы об их сущностях, соотносить результаты наблюдений с прошлым опытом и представлениями, менять их в зависимости от новых результатов и анализа;

§ – уметь строить предположения о возможных причинах и последствиях явлений материального и идеального мира, выдвигать гипотезы, обосновывать их основания;

§ – видеть и вычленять проблемы, строить предположения об их разрешении, уметь поставить задачу, выявлять в ней её условия и неизвестные компоненты, подбирать и создавать варианты решения;

§ – находить свой личностный смысл в произведениях художественной литературы и искусства, соотносить их со своими чувствами, опытом, ценностями.


Деятельностные:

 

§ – строить индивидуальную и коллективную деятельность в полном её цикле:

§ – постановка целей, анализ ситуации, планирование и проектирование, практическая реализация, получение готового продукта, анализ результатов, рефлексия и самооценка;

§ – уметь создавать для себя нормы деятельности и поведения, пользоваться или критически относиться к нормам, созданным другими, обществом и государством;

§ – осуществлять в целях собственного образования выбор своих действий, объектов и предметов познания и труда, выдвигать адекватные основания выбора;

§ – осуществлять рефлексию своей деятельности, поведения и ценностей, т.е. уметь обращать своё сознание на свою деятельность и в связи с этим использовать в своей жизнедеятельности адекватное представление о сильных и слабых сторонах своей личности;

§ – действовать по алгоритму, уметь самому составить алгоритм новой деятельности, поддающейся алгоритмизации;

§ – выражать себя, мир своих чувств и представлений в художественном тексте, искусстве, пластике, в других видах творчества;

§ – проводить самооценку собственных знаний и умений, трудовых усилий, продвижений в своем развитии.


Коммуникативные:

 

§ – строить коммуникацию с другими людьми – вести диалог в паре, малой группе, учитывать сходство и разницу позиций, взаимодействовать с партнерами для получения общего продукта или результата;

§ – владеть языком как средством коммуникации, понимания сходства и различия языка науки, искусства, математики, иностранных языков;

§ – ориентироваться в пространстве, понимать язык схем, карт, планов, понимать, ощущать и использовать многомерность природного, рукотворного и социального пространства, понимать границы пространств и корректировать в связи с ними свои действия и поведение;

§ – ориентироваться во времени, уметь соотносить факты и события прошлого и настоящего с эпохой, временем и другими событиями, высказывать предположения о тенденциях; понимать, создавать, сохранять, изменять уклад жизни малой группы, класса, школы, города;

§ – занимать различные позиции и роли в соответствии с собственной оценкой ситуации, собственными ценностями и целями, понимать позиции и роли других людей;


Подобный перечень не является окончательным, он может дополняться и изменяться исследовательскими группами учителей как априори, так и в результате опытной и экспериментальной проверки.
Я рискну сказать, что содержанием образования в широком смысле слова должно являться само образование. Образование как пространство, средство и способ развития человеческой личности. Я понимаю, что это положение звучит слишком расплывчато, неконструктивно. Вот почему в зеркале универсальных умений и способов деятельности мы видим достойный способ конкретизации этих представлений.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-05-20; просмотров: 127; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.86.56 (0.008 с.)