Пространство трудовой и социальной практики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Пространство трудовой и социальной практики



 

Мы определили возможности внутришкольных пространств для организации проектов и продуктивной деятельности ребят, подготовили соответствующие рабочие места и консультантов. Так, у нас работает школьное кафе, где во второй половине дня его работники – ребята 13–16 лет – сами готовят еду, определяют экономические вопросы закупки продуктов и оптимальных цен на готовую продукцию; работает школьный фитобар, в котором продаются лечебные чаи, их рецепты составляют члены разновозрастной лаборатории биологии.
Мы создали в школе отдел социально-трудовой практики, где вместе с педагогом ученики создают базу данных о профессиях и их социально-личностных характеристиках, решают вопросы временного трудоустройства школьников в подразделениях школы и в социально-производственной сфере города.
Отдельный интерес представляет апробация различных вариантов рефлексивного анализа приобретаемых умений и социального опыта для школьников разных возрастов.

 

* * *

 

Один день в неделю посвящается трудовой подготовке – учащиеся выбирают различные мастерские, сами определяют виды деятельности, которыми хотят овладеть (изделия из дерева, металла, шитье и конструирование одежды, кулинария, художественные ремесла, программирование, библиотечное дело, воспитание дошкольников и т.п.).
Все мастерские – часть одного общего дела, которое объединяется заказами. Заказ, данный мастерским, как правило, Советом школы, помогает осуществиться значимому общешкольному делу и включает детей – работников мастерской в это дело, соединяя всех реальной причастностью к нему.
Основные принципы работы мастерских:

§ – приобретение опыта реальной деятельности и трудовых отношений через освоение опыта мастера;

§ – выбор не только мастерской, но и своего дела в ней, своей позиции;

§ – через два месяца мастерскую можно сменить;

§ – право на ошибку, сознательный риск (несмотря на рекомендации мастера, ученик может выбрать свой путь выполнения задания);

§ – обеспечение права на творчество, возможность помимо выполнения заказов изготовить в мастерской всё, что хочется ученику.

§ – помимо часов, отведенных на трудовую подготовку учебным планом, создана система кабинетов-лабораторий, где можно в удобное время воплощать свои замыслы.

 

Задачами мастера, в отличие от учителя труда, является прежде всего создание условий, при которых ребёнок открывает в самом себе нечто новое, доселе неизвестное (способ работы, отношение к труду, взаимодействие с другими и т.п.), а также осваивает универсальное умение «думать руками», избавляется от беспомощности в обычной жизни.

 

* * *

 

Используя возможности большого города, вместе с родителями мы выбрали несколько площадок для прохождения социально-трудовой практики ребят в различных организациях, прежде всего связанных с отношениями рыночного типа и решением современных социальных проблем (торговая фирма, банк, акционерное общество по производству товаров, работы по благоустройству микрорайона, больница и т.п.).
В старшей школе проходят недельные стажировки учеников в выбранных ими организациях (фирме, торговом доме, предприятии или государственном учреждении), а также в учреждениях среднего или высшего профессионального образования. Главная задача таких стажировок – своеобразная «примерка на себя» роли и позиции работника или студента, изучение своих возможностей, постижение социальных и межличностных отношений в организациях.
Большое значение для нас имеет вовлечение учеников в поиск объектов социальной заботы. Такую работу наши ученики ведут в составе малых групп по интересам, а также в составе своих классных коллективов.
Одни проекты – для своих. Вот подростки разрабатывают комплект мебели для детского сада. Старшие ребята вместе с пятиклассниками-шестиклассниками создают музей бионики. Другие заботы более дальние. Например, мы участвовали в проекте, когда ребята ездят по домам, записывают воспоминания тех, кого в войну детьми угнали в Германию. Это совершенно закрытая страница нашей истории, про этих людей никто никогда не писал. Ведём мы и большой проект помощи ребятам, которые после онкологических заболеваний находятся в реабилитационном центре под Москвой.

 


«Самолётик» с курсом на «ребёнкоцентризм», или Школа, открытая с утра до вечера

 

Режим работы нашей школы – с восьми утра и... Во всяком случае, школа всегда открыта до девяти-десяти, а то и до двенадцати ночи. По нашим школьным законам до 18 часов каждый её гражданин может свободно быть в школе (правда, чтобы оставаться позднее, надо договариваться со взрослыми).
Жанр школы полного дня во многом помогает: время после уроков учителями гораздо легче воспринимается как нерегламентированное, творческое, где обязательно надо заинтриговать, увлечь ребят. А потом придуманные в «послеурочное» время и снискавшие успех традиции плавно переходили в практику всей школьной жизни с самого утра.
Вообще образовательные занятия на протяжении всего дня можно условно разделить на четыре типа. Во-первых, уроки. Во-вторых, кружковая работа. Кружок – это коллектив с более или менее постоянным составом и с обязательным конечным результатом: для кружка по «изо» – выставка, для театрального – спектакль и так далее.
Третий вид занятий, напротив, не подразумевает обязательного регулярного присутствия. Это свободное образовательное пространство, куда ты можешь прийти только тогда, когда хочешь.
Вот физкультурное. В любое время ребята до шестого класса могут лазить по спортивным комплексам в рекреациях; для начальной школы – отдельные. Мы восемь лет думали, как сделать его безопасным, чтобы там не надо было ставить постоянного наблюдателя за ребятишками. Придумали. И это не так сложно сделать. Во дворе такой же комплекс, но более масштабно устроенный.
Увы, самый, наверное, распространённый тип школьных зданий – здания модели «самолётик». Я и сам в таком работаю. Конечно, те, кто строил «самолётики», ни про какое разнообразие типов занятий не думали – узкие коридоры, отсутствие маленьких помещений... Здание мало приспособлено к жизни детей, и по-хорошему надо бы как-то решать вопрос с реконструкцией – например, делать пристройку клубного типа. (Кстати, в больших нынешних школах – совершенно другие возможности.)
Мы в своем «самолётике» многого сделать не смогли. Но тем не менее на втором этаже закрыли рекреацию и сделали просторную библиотеку и медиатеку: стоят компьютеры, библиотечные стеллажи. За это меня припугнули прокуратурой: «Вы ухудшили содержание детей, перекрыв рекреацию». А по-моему, заметно улучшили их содержание. Там иногда проходят уроки, иногда идут кружки в уголке – и есть время, когда каждый может туда прийти и копаться с тем, что тебе интересно. Видеотека – отдельный кабинетик.
Ещё один кабинет предоставлен в распоряжение детей с полным разнообразием занятий: начиная от лежания в гамаке и заканчивая вознёй с различными ящиками для экспериментов и конструктором «лего». Мы сделали спускающиеся с потолка платформы, на которых ребёнок начинает строить что-то из конструктора, потом, устав или передумав, поднимает платформу наверх – и поделка ждёт его дальнейшего прихода.
Будем ещё что-то открывать, хотя это и трудно осуществить в школе-«самолётике».
Замечу, что такая «полнодневная» организация жизни даёт повод объединяться родителям и детям. В нашей школе, даже несмотря на нынешнюю угрозу терроризма, родители ходят свободно. Единственное требование – раздеться. Они могут прийти на любой урок (естественно, не отрывая от урока учителя). Есть родители, которые с удовольствием по пятницам ведут в начальной школе секции. Мы не просим их делать это долгое время, достаточно будет радости, если поучите детей чему-то месяц (плетению макраме или игре в футбол). Потом придёт кто-то другой...

 

* * *

 

Наконец, есть ещё и четвёртый тип занятий – когда-то его прототип назывался самоподготовкой. Сегодня мы хотим говорить о самостоятельной работе. Если ученик после уроков задерживается в школе и готов заниматься учебной работой, то ему там надо не домашние задания выполнять. Возможно, его самостоятельная работа связана с каким-то тренингом, возможно, с проектом. Пока организация самостоятельной работы ребят – наименее проработанная учителями сторона; это и не урок, и не кружок, и не коллективный проект, но уж точно нельзя превращать в жанр «пусть ребятки упражнения сделают, а я буду сидеть перед ними и контролировать».
Строить работу исходя из интересов ребёнка, заниматься «ребёнкоцентризмом» – особенность школы полного дня.
Коллеги часто задают мне вопрос: как удается учитывать все эти свободные перемещения в расписании? Вверху даны перечень кружков на определённый день и расписание. Указаны свободные пространства: спортзал открыт для всех желающих тогда-то, медиатека – по средам и пятницам.
Ребятам младшего возраста помогает составить расписание воспитатель, но оно остается предполагаемым. Оно будет на сегодняшний день или на неделю, но его нельзя делать постоянным: «Вот расписание на полгода для твоего класса». Мы от этого ничего не получим, кроме протеста ребят. Будет один лишь вид, что у нас все они занимаются по интересам.

 

* * *

 

Не секрет, что интерьер, оформление школьных коридоров, относится к одной из сложных забот и руководителей школы, и педагогов. Нам было важно, чтобы ребята могли сами изменять пространство, «остранняя» (по выражению Виктора Шкловского) среду. И каждое новое поколение ребят его в чём-то меняло бы под себя. То есть и оформление, и пространство школы должны постоянно меняться, сами формы в этом пространстве становились бы неожиданными, побуждали бы к размышлению.

 

* * *

 

Несмотря на свою социальную привлекательность – дети под присмотром, накормлены, заняты делом, – полный день в школе может иметь и негативные последствия. Вдумаемся: если после 4 – 5 уроков в обычной школе ребёнок дальше сам распоряжается своим временем, сам ориентируется в пространстве и свободных занятиях (не будем здесь оценивать их образовательную содержательность), то при полном дне картина иная. По сути, при 10 – 12-часовом пребывании ребёнка в школе взрослые покушаются на все время бодрствования человека. Младшему школьнику, в 7 часов вечера добравшемуся до дома, остается немного посмотреть телевизор, поужинать и ложиться спать. Вряд ли такая ситуация дает опыт самостоятельного действия, самопознания и развивает самоопределение.
Проводившиеся ещё в 60–70-е г.г. в нашей стране эксперименты (их связывают прежде всего с именем известного советского педагога Э.Г.Костяшкина) убедительно показали, что простая схема: уроки – самоподготовка – прогулка – кружки и секции – не только не удовлетворяет потребности детей, но не позволяет добиться хоть каких-то положительных изменений.
Поэтому подчеркну, что в отличие от традиционной системы «групп продлённого дня» полный день для нас – это организация целостной жизнедеятельности с самого утра, которая должна быть гибкой, изменчивой и вариативной.
За целый день легче найти время для свободного разговора, спонтанно возникшего обсуждения, спора. Легче найти место детским гипотезам, фантазиям, вопросам. Есть возможность потратить время на поиск информации вместо получения её в готовом виде, на движение к понятию через собственный опыт, на работу ребёнка в исследовательском режиме. Условия полного дня способствуют организации предпроектной, проектно-игровой и, разумеется, собственно проектной деятельности.
Так, «школа полного дня» даёт больше возможностей для организации индивидуальной работы учеников в приемлемом для них темпе, реализации их личных планов и идей. А кроме того, предоставляет особые возможности для путешествий, поездок, походов, посещения музеев и т.д.
Но всё-таки постарайтесь удержаться от соблазна реализовать все напрашивающиеся идеи сразу! Важно уметь распределять эмоциональные ресурсы, ведь замыслов может быть много, а наши силы не безграничны.

 

* * *

 

Система полного дня в начальных классах нуждается в поддержке всей школы. Чтобы разнообразить день и занятия детей, надо постараться привлечь старшеклассников и учителей-предметников.
Не всегда просто в привычном учебном классе организовать каждому ребёнку своё личное место: ящик, полочку, карман-тайник и т.п. Некоторые дети с трудом переносят шум и большое количество народа. Им надо устроить такое пространство, где они смогут побыть одни, в тишине и спокойствии.
Есть дети, которые посещают внешкольные занятия (музыкальная школа, тренировки, студии и т.д.). Такие ребята «выпадают» из общего поля. Некоторым будет трудно включаться в работу или проект. Педагогу необходимо учитывать это. Надо продумывать задания для таких ребят, чтобы они чувствовали себя соучастниками жизни класса.
При полном школьном дне родители меньше общаются с детьми. У них может возникнуть непонимание того, что происходит в классе, чем занимается их ребёнок, как развивается. Педагогу нужно подумать о способах общения с родителями, чтобы вводить их в курс дела. Родители могут сотрудничать с педагогами, участвовать в различных событиях жизни класса. Как показывает опыт, далеко не все они с готовностью идут на это, хотя часто не от недостатка времени, но и потому, что смущаются, не умеют работать даже с небольшой группой детей. Поэтому надо выбирать и обсуждать с ними посильные задания, постепенно предлагая более сложные.

 

* * *

 

Возможны две модели организации школы полного дня:

1. Первая и вторая половины дня принципиально не отличаются, в них могут быть равномерно распределены предметные занятия, групповые, индивидуальные работы, совместные обсуждения в общем поле класса, проектная деятельность, физкультурные занятия, прогулка, занятия по выбору в различных творческих мастерских.
Также значительную часть дня может занимать поездка в музей или поход в лес, им может предшествовать установочное занятие или они могут завершаться рефлексивной работой.
Эта модель ближе для начальной школы и младших подростков, когда дети ещё не могут самостоятельно использовать образовательные возможности большого города.

2. Первая половина дня занята предметными уроками, межпредметными занятиями, а во второй половине дня предполагаются следующие варианты:

§ – Помимо прогулки, подвижного отдыха, игр ученики выполняют общее задание или задание по выбору, которое может быть связано с интересом ребёнка и выполняться выбранным им самим способом.

§ – Другие ребята могут в это время самостоятельно и в своём темпе работать с учебными тренинговыми материалами, направленными на преодоление индивидуальных трудностей.

§ – Дети работают совместно над общими или групповыми проектами или завершают, оформляют какое-то дело, начатое в первой половине дня.

§ – Дети составляют себе индивидуальное расписание, в которое включаются занятия по выбору с использованием мастерских, спортивных секций, кружков или так называемых свободных пространств (например, в физкультурный зал в какое-то время может прийти любой ребёнок и заниматься тем, чем захочет).

Вторая модель больше подходит для старших подростков и старшеклассников, поскольку позволяет учащимся полнее использовать возможности своего города как огромного образовательного центра.

 

* * *

 

Ребёнку, который долгое время находится в школе, необходимо много и разнообразно двигаться, свободно общаться, иногда уединяться, выбирать интересное для себя дело.

Все это возможно только при создании неформальной обстановки, при снятии тотального контроля взрослых, уважении детской инициативы и самостоятельности.

1 - В 2011 году – уже 35 лет.

Глава 4. Образовательные ситуации, или Секреты учебного пространства

 




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-05-20; просмотров: 133; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.126.74 (0.022 с.)