Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Пространство трудовой и социальной практики
Мы определили возможности внутришкольных пространств для организации проектов и продуктивной деятельности ребят, подготовили соответствующие рабочие места и консультантов. Так, у нас работает школьное кафе, где во второй половине дня его работники – ребята 13–16 лет – сами готовят еду, определяют экономические вопросы закупки продуктов и оптимальных цен на готовую продукцию; работает школьный фитобар, в котором продаются лечебные чаи, их рецепты составляют члены разновозрастной лаборатории биологии.
* * *
Один день в неделю посвящается трудовой подготовке – учащиеся выбирают различные мастерские, сами определяют виды деятельности, которыми хотят овладеть (изделия из дерева, металла, шитье и конструирование одежды, кулинария, художественные ремесла, программирование, библиотечное дело, воспитание дошкольников и т.п.). § – приобретение опыта реальной деятельности и трудовых отношений через освоение опыта мастера; § – выбор не только мастерской, но и своего дела в ней, своей позиции; § – через два месяца мастерскую можно сменить; § – право на ошибку, сознательный риск (несмотря на рекомендации мастера, ученик может выбрать свой путь выполнения задания); § – обеспечение права на творчество, возможность помимо выполнения заказов изготовить в мастерской всё, что хочется ученику. § – помимо часов, отведенных на трудовую подготовку учебным планом, создана система кабинетов-лабораторий, где можно в удобное время воплощать свои замыслы.
Задачами мастера, в отличие от учителя труда, является прежде всего создание условий, при которых ребёнок открывает в самом себе нечто новое, доселе неизвестное (способ работы, отношение к труду, взаимодействие с другими и т.п.), а также осваивает универсальное умение «думать руками», избавляется от беспомощности в обычной жизни.
* * *
Используя возможности большого города, вместе с родителями мы выбрали несколько площадок для прохождения социально-трудовой практики ребят в различных организациях, прежде всего связанных с отношениями рыночного типа и решением современных социальных проблем (торговая фирма, банк, акционерное общество по производству товаров, работы по благоустройству микрорайона, больница и т.п.).
«Самолётик» с курсом на «ребёнкоцентризм», или Школа, открытая с утра до вечера
Режим работы нашей школы – с восьми утра и... Во всяком случае, школа всегда открыта до девяти-десяти, а то и до двенадцати ночи. По нашим школьным законам до 18 часов каждый её гражданин может свободно быть в школе (правда, чтобы оставаться позднее, надо договариваться со взрослыми).
* * *
Наконец, есть ещё и четвёртый тип занятий – когда-то его прототип назывался самоподготовкой. Сегодня мы хотим говорить о самостоятельной работе. Если ученик после уроков задерживается в школе и готов заниматься учебной работой, то ему там надо не домашние задания выполнять. Возможно, его самостоятельная работа связана с каким-то тренингом, возможно, с проектом. Пока организация самостоятельной работы ребят – наименее проработанная учителями сторона; это и не урок, и не кружок, и не коллективный проект, но уж точно нельзя превращать в жанр «пусть ребятки упражнения сделают, а я буду сидеть перед ними и контролировать».
* * *
Не секрет, что интерьер, оформление школьных коридоров, относится к одной из сложных забот и руководителей школы, и педагогов. Нам было важно, чтобы ребята могли сами изменять пространство, «остранняя» (по выражению Виктора Шкловского) среду. И каждое новое поколение ребят его в чём-то меняло бы под себя. То есть и оформление, и пространство школы должны постоянно меняться, сами формы в этом пространстве становились бы неожиданными, побуждали бы к размышлению.
* * *
Несмотря на свою социальную привлекательность – дети под присмотром, накормлены, заняты делом, – полный день в школе может иметь и негативные последствия. Вдумаемся: если после 4 – 5 уроков в обычной школе ребёнок дальше сам распоряжается своим временем, сам ориентируется в пространстве и свободных занятиях (не будем здесь оценивать их образовательную содержательность), то при полном дне картина иная. По сути, при 10 – 12-часовом пребывании ребёнка в школе взрослые покушаются на все время бодрствования человека. Младшему школьнику, в 7 часов вечера добравшемуся до дома, остается немного посмотреть телевизор, поужинать и ложиться спать. Вряд ли такая ситуация дает опыт самостоятельного действия, самопознания и развивает самоопределение.
* * *
Система полного дня в начальных классах нуждается в поддержке всей школы. Чтобы разнообразить день и занятия детей, надо постараться привлечь старшеклассников и учителей-предметников.
* * *
Возможны две модели организации школы полного дня: 1. Первая и вторая половины дня принципиально не отличаются, в них могут быть равномерно распределены предметные занятия, групповые, индивидуальные работы, совместные обсуждения в общем поле класса, проектная деятельность, физкультурные занятия, прогулка, занятия по выбору в различных творческих мастерских. 2. Первая половина дня занята предметными уроками, межпредметными занятиями, а во второй половине дня предполагаются следующие варианты: § – Помимо прогулки, подвижного отдыха, игр ученики выполняют общее задание или задание по выбору, которое может быть связано с интересом ребёнка и выполняться выбранным им самим способом. § – Другие ребята могут в это время самостоятельно и в своём темпе работать с учебными тренинговыми материалами, направленными на преодоление индивидуальных трудностей. § – Дети работают совместно над общими или групповыми проектами или завершают, оформляют какое-то дело, начатое в первой половине дня. § – Дети составляют себе индивидуальное расписание, в которое включаются занятия по выбору с использованием мастерских, спортивных секций, кружков или так называемых свободных пространств (например, в физкультурный зал в какое-то время может прийти любой ребёнок и заниматься тем, чем захочет). Вторая модель больше подходит для старших подростков и старшеклассников, поскольку позволяет учащимся полнее использовать возможности своего города как огромного образовательного центра.
* * *
Ребёнку, который долгое время находится в школе, необходимо много и разнообразно двигаться, свободно общаться, иногда уединяться, выбирать интересное для себя дело. Все это возможно только при создании неформальной обстановки, при снятии тотального контроля взрослых, уважении детской инициативы и самостоятельности. 1 - В 2011 году – уже 35 лет. Глава 4. Образовательные ситуации, или Секреты учебного пространства
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-20; просмотров: 133; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.126.74 (0.022 с.) |