Введение в сестринское дело в терапии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Введение в сестринское дело в терапии



Контрольные вопросы:

1. Определение основных терминов и понятий в терапии.

2. Основные требования к работе медицинской сестры терапевтического отделения поликлиники и стационара.

Определение основных терминов и понятий в терапии.

Здоровье, по определению ВОЗ, — это не только отсутствие болезней или физических дефектов, а состояние полного физического, психологического и социального благополучия. Для здоровья характерны анатомическая и функциональная целостность организма, а также достаточная приспособляемость к окружающей среде.

Здоровый — это человек в состоянии полного физического, психического и социального благополучия при отсутствии болезней и патологических состояний.

Практически здоровый — это человек, не страдающий хроническими болезнями, перенесший острую болезнь или травму без существенных дефектов здоровья в их исходе. К практически здоровым относятся также люди, имеющие незначительные пороки развития, не сказывающиеся на функциональных возможностях организма.

Болезнь — патологический процесс, протекающий в организме человека в результате воздействия болезнетворных факторов (биологических, социальных, физических, иммунологических, химических и др.). Болезнь характеризуется 1) повреждением организма — нарушение анатомической целостности или функционального состояния ткани, органа, части тела, отсутствие фермента или других веществ; 2) реакцией организма на повреждение — признаки, симптомы, синдромы необходимые и достаточные для определения болезни.

Больной — это человек, страдающий одной или несколькими болезнями.

Этиология — учение о причинах болезни. Причинами болезни могут быть самые различные факторы: физические (тепло, холод, влажность, сквозняки, запыленность воздуха и др.); химические (щелочи, кислоты, медикаменты); комбинированные (курение, дым от сжигания отходов, мусора и др.); механические (ушибы, ранения, переломы и др.); биологические (микробы, вирусы, паразиты и др.); алиментарные (нарушения питания); психические; социальные; наследственные.

Факторы риска — это воздействие на организм различных болезнетворных причин, которое в значительной степени повышает вероятность возникновения или развития болезни.

Патогенез — механизм развития болезни. Звеньями патогенеза являются нарушение: нервно-психических, гуморальных, иммунных, биохимических механизмов жизненных процессов.

Клинические проявления — это признаки, симптомы и синдромы болезни, выявляемые при субъективном и объективном исследовании больного.

Симптом болезни — это признак болезни. Симптомы бывают субъективными и объективными. Субъективными симптомами являются жалобы больного, его данные о истории заболевания и жизни — нарастающая слабость, кашель, рези при мочеиспускании, головная боль, тошнота, вздутие живота и др., то есть субъективная оценка своего состояния или истории развития болезни самим больным. К объективным симптомам относят данные осмотра, пальпации, перкуссии, аускультации - положение тела больного, цвет кожных покровов и видимых слизистых; показа-

тели ЧДД, АД, пульса, температуры тела, лабораторного, рентгенологического, ЭКГ и другого инструментального исследования.

Синдром — закономерное сочетание различных, но тесно связанных друг с другом симптомов. Например, гипертермический синдром включат симптомы: повышение температуры тела, чувство жара, головную боль, тахикардию, потливость, слабость; гипертензивный синдром — повышение АД, гипертрофию левого желудочка (по данным рентгенологического или ЭКГ-исследования), изменения глазного дна, боли в области сердца; синдром дыхательной недостаточности — одышку, нарушение ритма дыхания (бради— или тахипноэ); приступы удушья; нефротический синдром — отеки, гипостенурию, изостенурию, белок и цилиндры в моче, повышение уровня креатинина, мочевины в крови; абдоминальный синдром — боли в животе, тошноту, рвоту и др.

Течение болезни может быть острым, подострым и хроническим. Острое течение болезни ограничено во времени (одна, две недели), имеет острое начало и быстрое развитие симптомов (грипп, острый бронхит). Для подострого течения характерно более медленное, длительное развитие болезни, но оно также ограничено во времени. Хроническая болезнь, как правило, не излечивается, она течет всю жизнь. В течение хронического заболевания выделяются две фазы: обострение, когда имеются все признаки заболевания и ремиссия — когда признаки хронического заболевания минимальны или отсутствуют и больной считает себя практически здоровым. Рецидивом называется обострение хронического заболевания спустя 12 месяцев и более после предшествующего.

Периоды острого заболевания: 1) скрытый (латентный, инкубационный); 2) продромальный (промежуток времени между появлением первых признаков болезни и полным ее развитием; 3) период полного развития; 4) период выздоровления.

Основное заболевание. Это та болезнь, которая сама или вследствие осложнений вызывает в данное время первоочередную необходимость ухода и лечения в связи с наибольшей угрозой жизни.

Осложнения болезни. Связаны только с основным заболеванием, способствуют неблагоприятному исходу болезни, вызывают резкое ухудшение состояния больного.

Конкурирующие заболевания. Имеющиеся одновременно у больного болезни, не зависящие друг от друга, но в равной мере отвечающие критериям основного заболевания. Каждое из них могут привести к смерти. Например, инфаркт миокарда и острый аппендицит.

Фоновое заболевание. Болезнь, которая способствует возникновению или неблагоприятному течению основного заболевания, повышает его опасность для жизни пациента, влияет на развитие осложнений и потому требует лечения вместе с основным заболеванием.

Сопутствующее заболевание. Болезнь, которая не связана с основным заболеванием, не оказывает существенного влияния на его течение.

Закономерные сочетания болезней называются синтропиями. Например, наличие у пациента ишемической болезни сердца и гипертонической болезни. Или: язвенная болезнь двенадцатиперстной кишки, гастродуоденит, ассоциированные с хеликобактерной инфекцией.

Осложнение болезни. Появление изменений в органах и системах организма больного, не вовлеченных ранее в патологический процесс.

Диагностика — наука о методах распознавания симптомов болезни. Это весь процесс обследования больного и логическое сопоставление выявленных симптомов и синдромов.

Клинический диагноз — краткое заключение о сущности заболевания, выраженное с помощью медицинской терминологии. Клинический диагноз включает:

1) название болезни в терминологии международной классификации болезней и причин смерти 10-го пересмотра (МКБ-!0);

2) этиологию заболевания;

3) обострение или ремиссию при хроническом заболевании;

4) осложнения и сопутствующие заболевания, функциональное состояние органа.

Диагноз бывает предварительный и заключительный.

Прогноз - определение исхода заболевания.

Исход болезни — выздоровление, прогрессирование, переход в хроническое течение, утрата трудоспособности (инвалидность), смерть.

Основой сестринского дела в терапии является сестринский уход. Сестринский уход в терапии — это:

1. Структура, организующая сестринскую практику по уходу за больными терапевтического профиля.

2. Систематическое определение практической ситуации, в которой находятся пациент и медицинская сестра и возникающие в этой ситуации проблемы по уходу, приемлемому для обеих сторон.

3. Научный метод профессионального решения сестринских проблем.

Применение сестринского ухода обеспечивает:

· системный и индивидуальный подход по решению проблем пациента;

· иииактивное участие пациента и его семьи в планировании ухода;

· возможности широкого использования стандартов профессиональной деятельности в различных областях терапевтической практики;

· повышение компетентности, независимости, творческой активности медицинской сестры, престижа профессии.

Содержание сестринского ухода в терапии состоит из пяти этапов.

На первом этапе медицинская сестра проводит сбор информации о состоянии здоровья пациента. Информация должна быть полной, точной и носить описательный характер. В качестве источников информации могут быть использованы расспрос пациента и его родственников (субъективный метод), данные физикального, лабораторного и инструментального исследований, медицинская документация (объективный метод). Обследование должно основываться на понимании проблем пациента, заботе о нем, взаимном доверии.

На втором этапе сестринского ухода формулируются действительные и потенциальные проблемы пациента. Для этого используется вся информация, полученная при субъективном и объективном обследовании больного, а также данные медицинской документации. Цель второго этапа — провести идентификацию проблем пациента и его семьи, определить их приоритетность, выбрать направление сестринского ухода. Формулировка проблем пациента всегда тесно взаимосвязана с клиническим диагнозом.

Третий этап сестринского ухода — планирование сестринских вмешательств. План ухода — это письменное руководство, предусматривающее последовательность сестринской деятельности. Последовательность сестринских вмешательств определяется приоритетом проблем, которые классифицируются как первичные (главные), промежуточные, не экстремальные и неопасные для жизни пациента и вторичные, не имеющие отношения к заболеванию или прогнозу. Учитывается срочность предписываемого лечения, взаимодействие с другими проблемами. При планировании сестринского ухода медицинская сестра ставит конкретные краткосрочные и долгосрочные цели.

Структура цели включает: планирование ответной реакций пациента на вмешательство, сроки реализации и условие, обеспечивающее достижение цели вмешательства. Например, краткосрочная цель: «к 15 ноября после выполнения процедур пациент отметит уменьшение кашля». В данном примере ответной реакцией пациента на вмешательства будет отсутствие кашля; срок реализации — 15 ноября; условие — выполнение процедур.

Для достижения каждой цели (получения ожидаемого результата) должно быть отведено определенное время. Это время зависит от сложности проблемы, общего состояния пациента и выполнения назначенных мероприятий по уходу.

При составлении плана ухода медицинская сестра руководствуется соответствующими стандартами (протоколами) сестринской практики, уровнем обслуживания, обеспечивающими качественный уход за пациентом.

План ухода документируется в сестринской карте. Это обеспечивает:

1. Последовательность и систему оказания сестринской помощи.

2. Преемственность и координацию действий по уходу за пациентом между медицинскими сестрами.

3. Осуществление контроля качества сестринской помощи пациенту.

Четвертый этап сестринского ухода предусматривает реализацию плана сестринских вмешательств. Осуществляются зависимые (по назначению врача), взаимозависимые и независимые вмешательства (подсчет пульса, измерение температуры тела, постановка клизм, подготовка к лабораторным и инструментальным исследованиям, обучение приему лекарственных препаратов и др.). В процессе реализации плана может происходить его пересмотр и изменение в зависимости от динамики состояния пациента.

Пятый этап сестринского ухода — определение степени достижения целей ухода и оценка конечного результата сестринских вмешательств по критериям: цель достигнута, цель частично достигнута, цель не достигнута. Проводится анализ ответных реакций пациента на сестринские вмешательства, активный поиск новых проблем, коррекция плана ухода с последующей реализацией.

Основные требования к работе медицинской сестры терапевтического отделения поликлиники и стационара.

Свою деятельность медицинская сестра осуществляет как в государственных лечебно-профилактических учреждениях (госпиталь, больница, медико-санитарная часть, дом инвалидов, поликлиника, амбулатория и др.), так и в негосударственных (хоспис, лечебница, кабинеты целителей и др.), в порядке частной практики. Виды работ медицинской сестры определяются лицензией.

Специальные знания.

В области сестринского дела в терапевтическом отделении поликлиники:

– функциональные обязанности, права и ответственность сестринского и младшего медицинского персонала;

– демографическую и медико-социальную характеристику прикрепленного населения;

– организацию профилактической работы среди населения участка;

– организацию и методику работы по гигиеническому воспитанию населения и пропаганде здорового образа жизни;

– роль и основные задачи медицинской сестры при проведении врачебного поликлинического приема, его организацию и материальное обеспечение;

– основные причины, клинические проявления, методы диагностики, осложнения, принципы лечения и профилактику основных заболеваний внутренних органов;

– основные группы лекарственных препаратов, применяемых в терапии, показания и противопоказания к применению, характер взаимодействия, осложнения;

– противоэпидемические мероприятия в очаге инфекции;

– иммунопрофилактику;

– систему инфекционного контроля и инфекционной безопасности пациентов и медицинского персонала;

– организацию сестринского ухода за больными на дому на основе этапов сестринского процесса;

– организацию восстановительного лечения и реабилитации терапевтических больных в поликлинике;

– основы рационального и сбалансированного питания;

– основы диспансеризации населения;

– основные учетные формы медицинской документации терапевтического участка.

В области сестринского дела в терапевтическом отделении стационара:

– организацию сестринского дела в терапевтическом отделении стационара;

– лечебно-охранительный режим; профилактику больничного травматизма, положения больного в постели; правила транспортировки больных;

– систему больничного инфекционного контроля и инфекционной безопасности пациентов и медицинского персонала;

– охрану труда и технику безопасности;

– основные симптомы и синдромы нарушений функций внутренних органов, доврачебная помощь, методы диагностики и лечения;

– основы рационального, лечебного и диетического питания;

– основные учетные формы медицинской документации;

– основы реабилитации больных в условиях стационара.

Специальные умения.

В области сестринского дела в терапевтическом отделении поликлиники медсестра должна:

– проводить персональный учет прикрепленного населения;

– собирать оперативную информацию об эпидемиологической ситуации; совместно с санитарно-эпидемиологической службой проводить противоэпидемические мероприятия в очаге инфекции;

– владеть техникой иммунопрофилактики;

– проводить забор, доставку, хранение собранного материала для бактериологического исследования;

– выполнять требования инфекционного контроля и инфекционной безопасности пациентов и медицинского персонала; техники безопасности и охраны труда в структурных подразделениях амбулаторно-поликлинического учреждения;

– проводить санитарно-просветительную работу на участке, включающую пропаганду медицинских знаний, гигиеническое воспитание и обучение населения здоровому образу жизни;

– организовать проведение приема врача (подготовка рабочего места, приборов, инструментария, подготовка амбулаторной карты больного, бланков, рецептов);

– проводить предварительный сбор анамнеза, предварительный осмотр больного;

– выполнять профилактические, лечебные, диагностические мероприятия, назначаемые врачом в поликлинике и на дому, ассистировать врачу при проведении поликлинических манипуляций;

– осуществлять обеспечение кабинета необходимыми медикаментами, учет расходов медикаментов, бланков специального учета;

– проводить контроль за сохранностью и исправностью медицинской аппаратуры и оборудования, своевременным ремонтом и списанием;

– проводить подготовку санитарного актива участка, включающую занятия по оказанию самопомощи и взаимопомощи при травмах, отравлениях, неотложных состояниях; обучение родственников тяжелобольных методам ухода, оказанию первой медицинской помощи;

– вести утвержденную учетно-отчетную медицинскую документацию.

В области сестринского дела в терапевтическом отделении стационара медсестра должна:

– осуществлять и документировать основные этапы сестринского процесса при уходе за больными;

– выполнять требования больничного инфекционного контроля и инфекционной безопасности пациентов и медицинского персонала; техники безопасности и охраны труда;

– владеть техникой подготовки больных к диагностическим исследованиям;

– выполнять профилактические, лечебные, диагностические мероприятия, назначаемые врачом, готовить инструменты и ассистировать врачу при проведении сложных манипуляций;

– проводить санитарно-просветительную работу среди пациентов и их родственников, включающую пропаганду медицинских знаний;

– обучать оказанию само- и взаимопомощи при травмах, отравлениях, неотложных состояниях и т. д.;

– проводить гигиеническое воспитание и обучение здоровому образу жизни.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 537; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.35.60 (0.053 с.)