Определение понятия паллиативный уход. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Определение понятия паллиативный уход.



Одним из приоритетных направлений, предусмотренных программой развития сестринского дела, является использование новых организационных форм и технологий оказания медицинской помощи сестринским персоналом, предоставлении медицинской сестре организационной и профессиональной самостоятельности на рабочем месте в рамках ее компетенции. Такой формой является организация палат, отделений и больниц сестринского ухода за пациентами (хосписов), которым необходима, в основном, сестринская помощь. Уход за пациентами в них осуществляется в рамках сестринского процесса, где каждая медицинская сестра ведет несколько больных, собирает информацию, оценивает проблемы, составляет план ухода, осуществляет вмешательства, проводит оценку результатов вмешательств и, при необходимости, разрабатывает и проводит мероприятия по коррекции ухода.

Уход за неизлечимыми больными является неотъемлемой практикой медицинской сестры территориального участка поликлиники и требует пристального внимания. Термин «паллиативный» имеет латинское происхождение («pallium» — плащ, покрытие) и относится к помощи пациентам с неизлечимой или терминальной стадией заболевания. Заботу и милосердие к неизлечимо больным и умирающим принесло в Европу христианство. Античные медики, следуя учению Гиппократа, полагали, что медицина не должна «протягивать руки» к тем, кто уже побежден болезнью. Помощь безнадежно больным считалась оскорблением богов: «смертному человеку, даже наделенному даром врачевания, не пристало сомневаться в том, что боги вынесли больному смертный приговор». Вплоть до 19 века безнадежно больные доживали свои дни почти без всякой медицинской помощи в домах призрения. В начале 19 века врачи редко приходили к умирающим больным, даже чтобы констатировать смерть.

По определению экспертов ВОЗ, паллиативный уход утверждает жизнь и рассматривает смерть как нормальный процесс; не ускоряет и не замедляет смерть; воспринимает пациента и его семью как единое целое для своей заботы; обеспечивает облегчение боли и других тягостных симптомов; объединяет психологические, социальные и духовные аспекты заботы и лечения пациентов; предоставляет пациентам систему поддержки активной жизни до самой смерти, насколько это возможно; предоставляет систему поддержки и помощи семье в период болезни и смерти близкого человека.

Во многих регионах мира ученые и практики паллиативной медицины, социальные работники, представители религиозных конфессий вырабатывают единую стратегию паллиативного ухода. В основе такого подхода лежит система поддержки пациента, помогающая ему жить насколько возможно качественно в финальный период его жизни.

Паллиативный уход в сестринской практике.

Паллиативный уход за пациентом основан на искренней заботе и милосердии; психологической и духовной поддержке пациента перед надвигающейся смертью и включает устранение и облегчение страданий обреченных пациентов; психологическую помощь членам семьи и близким умирающего пациента.

В настоящее время ВОЗ разработаны детальные рекомендации по современным методам паллиативного ухода за пациентами с наиболее типичными тягостными симптомами (боль, рвота, параличи, недержание мочи, кала и др.). Симптом может быть обусловлен действием множества факторов, причинами его появления могут быть:

– само заболевание;

– лечение и в ряде ситуаций его неблагоприятное последствие;

– неподвижность и длительное пребывание в постели;

– сопутствующие заболевания.

Пациент не должен терять надежду. Надежду можно поддерживать только тогда, когда есть цель. В конце жизни ею может стать избавление от боли или спокойная смерть. Каждый пациент нуждается в психологической поддержке. Нужно помочь больному перебороть страх смерти, успокоить, обсудить с ним его семейные и духовные проблемы. Важно убедить больного, что для устранения боли и других тягостных симптомов будет сделано все возможное. Обычно последовательное выполнение назначений врача дает больший эффект, нежели попытки немедленного облегчения.

Боль, являясь одной из наиболее частых проблем больных, представляет собой неприятное сенсорное и эмоциональное переживание, связанное с действительным или возможным повреждением тканей. Боль всегда субъективна. Причинами боли обычно являются рост и распространение опухоли, поражение костей, сдавление нервных стволов, вовлечение в процесс внутренних органов, мышечный спазм, нарушение технологии ухода и техники выполнения манипуляций, отсутствие общения и информации, бессонница, депрессия, страх.

Тотальная хроническая боль встречается чрезвычайно часто у больных раком. Хроническое болевое состояние у пациентов с раком означает не только мучительное ощущение, но и дополнительное постоянное предугадывание смерти и возможных еще больших страданий; пациенты описывают боль не только как физическое, но и как эмоциональное, социальное и духовное страдания. Поэтому обезболивающее лечение больных раком в терминальной стадии требует соблюдения следующих правил:

— лечить не только пациента, но и его семью;

— для специфического купирования боли необходимо дифференцировать вид и локализацию боли;

— боль следует лечить превентивно, а не по потребности;

— при купировании боли исходить из принципа, что пациент всегда прав;

— ограничить и держать под контролем использование пациентом собственных лекарственных средств.

ВОЗ разработала и рекомендовала трехступенчатую схему фармакотерапии при обезболивании онкологических больных. В России также широко используются различные схемы купирования хронической боли:

— 1 ступень — ненаркотические анальгетики; по показаниям адьювантная терапия,

— 2 ступень — слабый опиат, по показаниям адьювантная терапия,

— 3 ступень — сильный опиат, по показаниям адьювантная терапия.

К адьювантным средствам относятся глюкокортикоиды (дексаметозон или преднизолон), антиконвульсанты (финлепсин), психотропные средства (диазепам, феназепам, галоперидол).

К новым патогеническим средствам снижения интенсивности хронической боли относят клофелин, верапамил, апротинин, трансамин, имеющих ряд важных преимуществ: наркологическую безопасность, неопиоидную природу, отсутствие депрессии дыхания, медленное развитие устойчивости к болеутоляющему эффекту.

Решение психологических проблем уходящего из жизни больного должно обеспечить:

— чувство безопасности и поддержки;

— ощущение принадлежности семье, где он не должен чувствовать себя обузой;

— любовь близких, проявление к нему внимания, общение;

— понимание (объяснение симптомов и течения болезни);

— принятие обществом других людей независимо от настроения, общительности, внешнего вида;

— самооценку в принятии решений (чувство собственного достоинства).

Это даст адекватное облегчение боли и других симптомов. Кроме того, когда человек длительно страдает от прогрессирующей, неизлечимой и в конечном итоге смертельной болезни, он задается вопросом о смысле и цели жизни: «Почему именно я?», «За что мне выпали такие страдания?», «Каков в этом смысл?». Несмотря на то, что эти вопросы больные задают своим родственникам, друзьям и медицинским работникам, их объяснение следует поручить специально подготовленному психологу.

Когда мы говорим о потере жизни, мы имеем в виду того, кто уходит или ушел от нас, потеряв жизнь, и тех, кто переживает потерю в связи с уходом из жизни близкого человека. Медицинская сестра чаще других сталкивается с потерями, в том числе и со смертью, часто не просто «профессионально» подходит к этим эпизодам и событиям, но и старается защитить себя от их воздействия, становится более жесткой, замкнутой. Однако глубокое понимание всех проблем пациента, всю гамму возникающих у него физических, психологических, социальных и духовных страданий, которые он испытывает до последнего момента жизни помогают ей осуществлять свои обязанности действительно профессионально.

Естественная реакция человека на потерю жизни — чувство горевания, которое помогает ему адаптироваться к потере. Каждый человек реагирует на предстоящую потерю жизни (смерть) по-своему. Тем не менее, есть определенный комплекс реакций, которые проходит всякий человек, переживающий потерю. По Э. Кюблер-Росс (1973) этот комплекс включает 5 эмоциональных стадий. Время, которое необходимо каждому человеку, переживающему потерю, чтобы пройти этих 5 стадий, сугубо индивидуально.

Первая стадия горевания — реакция отрицания — характеризуется тем, что при получении известия о хронической, в том числе опасной для жизни болезни и/или предстоящей потере жизни близкого ему человека, переживающий потерю испытывает психологический шок, который может перейти в психические припадки или истерику. «Этого не может быть!» — заявляет он себе и/или окружающим. Болезнь остается чем-то негативным, внутренняя полемика отвергается или расценивается как проявление слабости, что еще более усугубляет ситуацию. По мере ухудшения самочувствия, отрицание возможности самой смерти может сочетаться с предчувствием истинного положения, а в некоторых случаях даже с полным осознанием неизбежной смерти. В этой стадии надо не мешать больному.

Вторая стадия горевания проявляется обостренной реакцией злости, гнева, агрессии, направленной как на самого себя, так и того кто непосредственно несет ответственность за случившееся. Злость может быть направлена на семью или медицинскую сестру, что мешает принять заботу или уход. Человек разгневан, возмущен. Он спрашивает себя: «Почему именно мне это выпало?». Он страдает от этой мысли и готов на все, лишь бы предотвратить потерю. Гнев и злость порождают другие эмоции — страх и разочарование, которые побуждают его «заключить сделку», «вести переговоры» с высшим духовным существом. В этой стадии надо дать возможность пациенту высказаться.

Ведение переговоров с высшим духовным существом является третьей стадией горевания. Человек обещает «Ему» что-то сделать (чаще это внесение крупной суммы денег в церковь для передачи «Ему»), если «Он» даст ему отсрочку, возможность дожить до определенной даты или исцелит его. В этой стадии, как и в четвертой, необходимо разделить переживание с пациентом.

Однако ничего этого не происходит и человек впадает в депрессию, растерянность и разочарованиечетвертую стадию горевания. Находясь в этой стадии он начинает реально ощущать близкий приход смерти или потерю любимого человека, испытывать грусть в связи с прошлыми радостями жизни, обиду в связи с нереализованными планами. Он часто плачет, отчужден, теряет интерес к дому, близким людям. Его интересует только собственный комфорт. В это время надо дать ему выговориться и не пытаться его ободрить.

Последняя, пятая стадия горевания, — принятие потери, смерти сопровождается желанием человека (умирающего) сделать все возможное, чтобы смягчить у близких боль утраты. Это означает прощание с жизнью, осознание смерти. Здесь важно дать больному время и возможность самому осознать, «принять» горе.

Часто человек, переживающий потерю, последовательно переходит от одной стадии горевания к другой. Но он может и возвращаться к уже пройденной стадии. Сильное горе, связанное с потерей близкого человека, может длиться от 6 до 12 мес., а скорбь, которая затем наступает, — от 3 до 5 лет.

Страх смерти в большинстве случаев связан со страхом самого процесса умирания, который при хронических неизлечимых заболеваниях, как правило, сопровождается нарастанием беспомощности вследствие потери физических возможностей и нормальных функций организма, ощущением зависимости от окружающих и связанного с этим унижением собственного достоинства. Поэтому необходимо убедить пациента и его родственников в том, что его или их близкого человека не бросят, а будут заботиться о нем до последних минут его жизни.

Самое главное, что хочет слышать пациент во время надвигающегося конца от медицинской сестры и близких родственников: «Чтобы ни случилось, мы не оставим вас». Поэтому необходимо постоянно создавать ему возможность обратиться к кому-либо за поддержкой, поощрять его способность горевать, так как это помогает ему справиться со своими чувствами. Не нужно препятствовать проявлению отрицательных эмоций. Такт, выдержка, чуткость, внимание и сопереживание помогут расположить к себе внимание обреченного пациента и его близких.

Общение с пациентом должно быть не только словесным. Очень важно дружеское прикосновение к пациенту, поглаживание его руки, можно обнять его и сказать: «Я рад побыть с тобой» и замолчать. Пусть многословие отступит, даст место глубокому, собранному, подлинной человеческой заботливости молчанию. Умирающему не нужны малозначимые слова и наигранные эмоции, ему важнее ваше молчаливое сочувствие.

Если больной с неизлечимым заболеванием находится дома, то заботы о нем большей частью ложатся на плечи членов семьи. Родственники должны быть готовы к уходу за больным, приготовлению подходящей пищи, введению анальгетиков и других необходимых лекарств.

Обязанности медицинской сестры предусматривает практическое обучение родственников и выработка ими навыков по уходу за больным дома, его перекладывание и переворачивание в постели, уход при физиологических отправлениях, личная гигиена. Нужно объяснить родственникам, что от них в равной степени, как и от медицинской сестры, зависит степень надежды пациента на поддержание необходимого качества жизни. Одна из целей паллиативного ухода — поддержка родственников больного, иногда потребуется дополнительная помощь психолога, работающего в этой области.

Несмотря на нарастающую слабость пациента и его беспомощность, нельзя забывать о его праве отказаться от проведения процедур. Следует поощрять больного осуществлять самоуход настолько, насколько позволяют его силы и возможности.

Хоспис — особая медико-социальная служба.

Первый стационарный хоспис был создан в Англии в 1967 году, задачей которого явилось создание поддержки больному, чтобы помочь ему жить активной жизнью, а не отсрочить смерть, так как, к сожалению, медицина бывает бессильна. Затем появились хосписы в Польше (1972), а в России лишь в 1990 году в Ленинграде, в 1997 году в Москве. В России существует около 20 стационарных хосписов.

Основу службы хосписа составляют следующие положения:

— смерть — естественный процесс, который нельзя ускорить или тормозить;

— паллиативная помощь создает не условия для облегчения смерти, а обеспечивает качество жизни;

— качество жизни обеспечивается симптоматическим лечением;

— поддержка больного осуществляется персоналом хосписа в единой команде с родственниками и близкими больного;

— компетентность сотрудников хосписа и их полная самоотдача являются основой доверия пациента.

К желаниям пациента в хосписе относятся внимательно, помня об обычае, сложившимся у людей: исполнять «последнее желание» умирающего, каким бы оно ни было. Его исполнение в хосписе обязательно. Только в хосписе личность пациента, его желание поставлено на первый план.

Хосписом заведует врач или медицинская сестра с высшим образованием, персонал — медицинские сестры.

Хоспис — это не обычное лечебно-профилактическое учреждение. Привычные критерии оценки работы медицинского учреждения, складывающиеся из оборота койки, количества манипуляций, исследований, операций и других показателей здесь применить нельзя. В хосписе не только создаются условия, ограничивающие и резко уменьшающие страдания больного, но и сокращаются затраты общества на содержание таких пациентов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 600; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.175.236.44 (0.024 с.)