Контроль качества деятельности медицинской сестры 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Контроль качества деятельности медицинской сестры



Контрольные вопросы:

1. Качество деятельности медицинской сестры.

2. Контроль качества сестринской деятельности.

3. Управление качеством деятельности медицинской сестры.

4. Стратегия непрерывного повышения качества деятельности медицинской сестры.

Качество деятельности медицинской сестры.

Качество сестринской деятельности — характеристика, отражающая степень адекватности сестринских технологий профессиональным стандартам, выбранных для достижения поставленных целей. Оно обеспечивается основными критериями качества медицинской сестры: профессионализмом, доступностью, результативностью, коммуникабельностью, эффективностью, безопасностью, удовлетворенностью.

Профессионализм (профессиональная компетентность). Наличие у медицинской сестры профессиональных знаний, умений и навыков, необходимых для оказания сестринского ухода, умение их применять в любой конкретной ситуации, а также честности, ответственности, дисциплинированности и аккуратности.

Доступность сестринских услуг. Означает получение сестринского ухода пациентом независимо от места проживания, социального положения, экономического статуса, этнической и религиозной принадлежности.

Результативность сестринской помощи. Определяется эффективным использованием рабочего времени и технологий сестринского ухода, взаимодействием в процессе оказания ухода с пациентом (семьей), наблюдением за динамикой его проблем, обеспечением инфекционной безопасности, своевременным и правильным выполнением назначений врача и др.

Коммуникабельность (межличностные взаимоотношения) Подразумевает внутренний психологический климат в коллективе, умение медицинской сестры работать в команде, в системе «врач — медицинская сестра», представление пациента о данной системе, установки пациента на лечение, его приверженность выполнения рекомендаций по лечению.

Эффективность сестринской деятельности. Это отношение затраченных ресурсов к полученным результатам услуг.

Непрерывность. Последовательность и преемственность оказания необходимых сестринских услуг на всех этапах лечения в зависимости от потребностей пациента.

Безопасность. Обеспечение безопасной больничной среды, инфекционной безопасности пациента и персонала, профилактики травматизма достигается соблюдением лечебно-охранительного режима, проведением санитарно-противоэпидемических мероприятий, контролем побочных эффектов и осложнений от применения лекарственных средств и диагностических процедур.

Экспертами регионального Бюро ВОЗ разработаны следующие критерии контроля качества медицинской помощи, которые в рейтинговом порядке примерно равны (Ю. П. Лисицин, 2002).

1. Адекватность. Соответствие фактического обслуживания его целям и методам реализации.

2. Достаточность. Минимальный набор лечебно-профилактических мероприятий, необходимых для достижения адекватного объема медицинской помощи и наибольшей ее эффективности.

3. Доступность. Соотношение между числом пациентов, своевременно получающих адекватную помощь, и общим числом нуждающихся.

4. Научно-технический уровень. Применение имеющихся медицинских знаний и техники при оказании медицинской помощи.

5. Своевременность. Показатель соотношения между временем получения адекватной помощи от момента ее необходимости и минимальным расчетным временем, которое потребовалось бы службе здравоохранения для оказания такой помощи в стандартных условиях.

6. Экономичность. Соотношение между фактическим действием программы и ее стоимостью.

7. Эффективность. Соотношение между фактическим действием службы и максимальным воздействием, которое эта служба или программа может оказать в идеальных условиях.

8. Репрезентативность критериев качества. Соотношение реально полученных показателей с некой идеально точной величиной, наиболее полно отражающей свойства изучаемого объекта.

Критерии качества сестринских услуг подразделяются на субъективные и объективные. К субъективному критерию качества сестринского ухода относится удовлетворенность, которая подразделяется на:

- полную;

- частичную;

- удовлетворенность пациента (населения);

- удовлетворенность самой медицинской сестры;

- удовлетворенность руководства ЛПУ.

Удовлетворенность пациента. Удовлетворенность пациента условиями и образом жизни, качеством сестринских услуг определяется с помощью анкетирования, интервьюирования, организации диспутов, дискуссий в школах для больных диабетом, больных бронхиальной астмой, артериальной гипертонией и др.

Удовлетворенность медицинской сестры. Определяется условиями, в которых она оказывает услуги: организацией ухода, размером и формой материального вознаграждения, практикой морального и материального поощрения, возможностью профессионального роста, участием в инновациях, в выполнении федеральных программ, обмене опытом с коллегами, решением проблем социальной защищенности и др.

Удовлетворенность руководства. Это признание качества сестринских услуг старшей медицинской сестрой отделения ЛПУ, главной медицинской сестрой, заместителями главного врача, главным врачом, органами управления здравоохранением.

Основным объективным критерием качества работы медицинской сестры является здоровье пациента и всего контингента обслуживания (распределение по группам здоровья, заболеваемость, травматизм, инвалидность). Влияние качества сестринских услуг на показатель здоровья пациента определяется по следующим позициям.

1. Своевременность. Своевременное выполнение назначенных лечащим врачом мероприятий по уходу, обеспечение режима двигательной активности, лечебного питания, подготовка к обследованию и взятие биологического материала для исследования, выполнение лекарственных и других назначений, владение манипуляционной техникой, осуществление контроля побочных эффектов лекарственной терапии и др.

2. Квалификация. Полнота сестринского обследования, правильность идентификации проблем пациента, и планирования мероприятий по уходу, выполнение зависимых, взаимозависимых и независимых сестринских вмешательств, манипуляционная техника, коррекция плана вмешательств, работа в команде, ведение документации и др.

3. Экономическая эффективность. Соответствие произведенных затрат при оказании сестринских услуг нормативным (расчетным).

4. Деонтология. Жалобы и критические замечания, отношение пациента к медицинской сестре (уважение, признание авторитета), отношение пациента к своему здоровью (вредные привычки, гиподинамия, избыточное питание, мотивации к здоровому образу жизни и др.), отношение медицинской сестры к пациенту, родственникам пациента (доверие, взаимопонимание и др.).

Критериями качества деятельности участковой медицинской сестры поликлиники могут являться следующие показатели.

1. Качество выполнения врачебных назначений.

2. Количество пациентов, направленных в обучающие школы, с анализом причин, по которым пациенты не прошли обучение.

3. Выполнение плана прививок.

4. Объем самостоятельной работы с учетом количества принятых пациентов, выполненных услуг, патронажей.

5. Выполнение плана флюорографического обследования.

6. Выполнение плана онкологических осмотров пациентов участка.

7. Количество женщин, направленных в кабинет планирования семьи.

8. Охват бактериологическим обследованием на туберкулез пациентов из группы риска.

Качество сестринских услуг зависит от:

– укомплектованности штатов ЛПУ, профессиональной нагрузки медицинской сестры, организации рабочего места, рабочей дисциплины, работы по совместительству, радиуса участка обслуживания в поликлинике, состояния дорог, наличия транспорта, состава медицинских сестер по стажу работы, по категориям, частоты и периодичности повышения квалификации, применения современных и внедрения новых методов сестринского обслуживания и др.;

– профессионализма;

– моральной и материальной заинтересованности в положительном конечном результате;

– соблюдения требований к интерьеру помещений, культуре общения, доброжелательности отношений, правильному пониманию своего профессионального долга, умению общаться с пациентами, поддержания авторитета, личностным качествам, взаимоотношениям в коллективе, особенностям поведения в быту.

На качество сестринских услуг оказывают неблагоприятные факторы.

1. Отсутствие у медицинских сестер стойкой положительной мотивации на повышение качества деятельности. Этому способствует невысокий престиж профессии, отсутствие условий для совершенствования профессиональной деятельности и внедрения современных технологий в практическую деятельность, отсутствие взаимосвязи между качеством сестринских услуг и материальным вознаграждением.

2. Отсутствие у пациентов стойкой положительной мотивации на сохранение и укрепление здоровья. У них нет понимания ценности своего здоровья и ответственности за его сохранность, отсутствуют навыки здорового образа жизни.

Компонентами качества сестринской помощи являются: 1) качество структуры; 2) качество технологии; 3) качество результативности. Качество структуры отражает условия сестринской деятельности и зависит от материально-технического обеспечения (состояние зданий, в которых располагается медицинское учреждение, палат, процедурного кабинета, сестринского поста, столовой, туалета, вспомогательных кабинетов); квалификации медицинских сестер; наличие, состояние и рациональность использования медицинского оборудования; уровень обеспеченности лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения. Структурное качество деятельности медицинской сестры предполагает профессиональные знания, умения и навыки, соответствие профессиональным и должностным требованиям.

Качество технологии отражает всю сестринскую деятельность с учетом ее профессиональной подготовки, квалификации, соблюдения принципов последовательности и преемственности, а также оценки конечного результата по реакции пациента на вмешательство. Качество технологии дает представление о соответствии содержания сестринской деятельности потребностям конкретного больного, соблюдении принципов позитивной больничной среды, выполнении требований стандартов (протоколов) и алгоритмов выполнения сестринских манипуляций.

Качество результативности характеризует достижение целей сестринской деятельности (цель достигнута, цель частично достигнута, цель не достигнута).

Все компоненты качества взаимосвязаны и оказывают друг на друга влияние. Высокий уровень структурного качества не всегда дает высокий уровень качества технологии и результата. В то же время нарушение технологии сестринской деятельности всегда приводит к отрицательному конечному результату.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 5657; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.202.224 (0.009 с.)