И технического совершенствования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

И технического совершенствования



Процесс технической подготовки – это становление умений и навыков, обеспечивающих эффективное использование функционального потенциала спортсмена для достижения наивысших результатов в соревновательных действиях, а также планомерное техническое совершенствование на различных этапах подготовки.

Умение выполнять двигательные действия формируется на основе определенных знаний о его технике, наличия определенных двигательных предпосылок в результате ряда попыток сознательно построить заданную систему движений. В процессе становления двигательных умений происходит поиск оптимального варианта движений при ведущей роли сознания. Многократное повторение двигательных действий приводит к автоматизации основных элементов их координационной структуры, и двигательное умение переходит в навык, который характеризуется такой степенью овладения техники, когда управление движениями происходит автоматизированно, а действия отличаются высокой надежностью.

Большое количество разнообразных двигательных умений явлется предпосылкой для эффективного технического совершенствования в связи с тем, что в процессе их освоения у спортсменов вырабатывается способность к творческому мышлению, анализу выполняемых движений, совершенствуются специализированные восприятия, способность объединять простые движения в более сложные двигательные действия.

Значение двигательных навыков вытекает из их характерных черт. Важнейшая особенность двигательных навыков – автоматизированное управление движениями, позволяющее освободить сознание от контроля за деталями движений и переключать его на решение основной двигательной задачи в конкретных условиях, выбор и преминение наиболее рациональных для этого средств. Еще одна характерная черта двигательного навыка – слитность движений, что проявляется в их эффективнлй координационной структуре, легкости, рациональной коррекции, совершенстве специализированных восприятий – чувства темпа, чувства скорости, чувства льда, чувства воды и т.п. Не менее существенными чертами навыка являются надежность и вариативность двигательных действий, бдагодаря чему возможно достижение цели при влиянии неблагоприятных факторов – излишнего возбуждения, утомления, изменения условий внешней среды.

Совершенствование технического мастерства связано с использованием информации двух видов – основной и дополнительной. Основная информация поступает от двигательного аппарата— рецепторов, расположенных в мышцах, сухожилиях, связках — и отражает изменения в длине мышц, степени их напряжения, направлении и скорости движений, расположении различных звень­ев тела и т. п. К основной относится и информация о структуре движений, взаимодействии организма спортсмена с внешней сре­дой, поступающая от органов зрения и слуха, вестибуляторного анализатора, рецепторов кожи.

Дополнительная информация направлена непосредственно на сознание обучаемого. Источником ее является рассказ или показ. Эта информация помогает составить представление о совершае­мых движениях, ошибках, расхождении фактического состояния с заданным, в результативности двигательных действий в целом.

Информация о движениях, поступающая в систему управления ими, играет значительную роль в образовании новых умений, в закреплении и автоматизации навыков, в совершенствовании технического мастерства. Из множества разнообразных двига­тельных действий отбираются и закрепляются только те, которые приводят к заданному результату. При повторении эти движения закрепляются и образуют прочный навык, в то время как осталь­ные движения, не являющиеся по обобщенному анализу основной и дополнительной информации эффективными, не закрепляются.

Пониманию механизмов формирования рационального навыка способствуют представления об общих механизмах процесса управления формированием условного рефлекса (П. К. Анохин, 1974). В основе процесса управления произвольными движения­ми лежит цикличность, которая предполагает, что каждый дви­гательный акт должен заканчиваться обратной афферентацией, сигнализирующей о результатах действия (рис. 15).

Эффект цикличности управления движениями обеспечивается двумя группами афферентных раздражителей: обстановочной и пусковой афферентации. Обстановочная афферентация представ­ляет собой совокупность раздражений, подготавливающих соот­ветствующую реакцию, и приводит к интеграции нервных процес­сов, предшествующих пусковой афферентации. Последняя пред­ставляет собой непосредственное действие условного раздражи­теля.

Обе афферентации объединяются афферентным синтезом, ос­новными компонентами которого являются: преобладающая в дан­ный момент мотивация; обстановочная афферентация, также со­ответствующая данному моменту; пусковая афферентация и, наконец, память. Афферентный синтез, подчиняясь доминирующей в данный момент мотивации, и под коррекцией памяти предпо­лагает такой подбор возможных степеней свободы, при котором возбуждения избирательно направляются к мышцам, совершаю­щим нужное действие. Важно, что в афферентном аппарате не происходит рефлекторных действий до тех пор, пока не завершит­ся синтез всех афферентных воздействий на организм. После это­го следует принятие решения, основанное на выборе и определе­нии степени активности компонентов, которые должны обеспечить выполнение двигательного действия.

П. К. Анохиным (1974) установлено, что в эффекторной части нервной системы создается особый афферентный аппарат — акцептор результатов действия, который представляет собой воз­буждение, опережающее реальные события. Этот аппарат, сфор­мированный на основе тонких нервных механизмов, позволяет прогнозировать признаки необходимого в данный момент резуль­тата, сличать их с параметрами реального результата, информа­ция о которых приходит к акцептору результатов действия благодаря обратной афферентации. Именно этот аппарат дает возмож­ность организму исправить ошибку действия или довести несо­вершенные двигательные акты до совершенных. Следует также подчеркнуть, что различного рода «поиски» и компенсации могут также привести к оптимальному результату через такого рода оценку обратной афферентации. Циркуляторное развитие этих возбуждений при «узнавании» и «поиске» может быть столь быстрым, что каждый блок функции, состоящий из компонентов результат — обратная афферентация — сличение и оценка резуль­татов в акцепторе результатов действия — коррекция—новый ре­зультат и т. д., может развиваться в течение долей секунды.

Акцептор действия, подчеркивает П. К. Анохин, является по­стоянным фактором управления, который устанавливает соответ­ствие выполненного действия первоначальному намерению: он воспринимает афферентные раздражения, сопоставляет данные афферентного синтеза с выполненным действием. Если цель до­стигнута, то цикл завершен, если нет — вызывается комплекс но­вых реакций, которые должны привести к соответствию двига­тельного действия его модели в акцепторе действия.

В наиболее общем виде процесс управления освоением навыка можно представить в виде схемы.

В первом контуре осуществляется сознательная переработка спортсменом разнообразной информации, источником которой яв­ляются тренировочные и управляющие воздействия (в частности, со стороны тренера). В результате спортсмен планирует двига­тельные действия. Под влиянием выработанной программы действия и установки осуществляется двигательная деятельность и соответствующим образом изменяется состояние организма. Спорт­смен овладевает движениями, совершенствуеттехническое мастер­ство и через ряд последовательных приспособительных перестроек приводит свой организм в заданное состояние. Осуществлению программы действия способствует основная и дополнительная ин­формация, поступающая по внешним и внутренним каналам связи. По внутренним каналам доходит не вся информация, а лишь определенный, значимый для освоения заданного двигательного действия информационцый комплекс. Он сличается с имеющимися у спортсмена представлениями и сложившимся образом техниче­ских действий, а также с поступающей из внешней среды инфор­мацией об эффективности двигательных действий. В результате этого сложного процесса оценивается величина отклонений дви­гательных параметров от заданных и корректируется программа действий.

Процесс технического совершенствования в значительной мере определяется способностью спортсмена воспринимать и перера­батывать информацию, необходимую для эффективного выполне­ния движений, их коррекции, контроля за качеством. Однако через анализаторы обычно проходит^ большое количество не толь­ко необходимой информации, но и отвлекающей. В. Б. Коренберг (1974) рекомендует различать следующие разнородные ком­поненты информации: сигнально-мотивационную информацию, ин­формацию обратной связи, фоновую информацию (см. схему).

Сигнально-мотивационная информация обеспечи­вает мотивацию двигательных действий (побуждение выполнить их), «пусковой» сигнал к действию, опознание и оценку опасной ситуации в случае ее возникновения. Информация обрат­ной связи лежит в основе контроля за выполнением движений, перемещением партнеров и соперников, развитием ситуации и т. п. Фоновая информация — остальная информация, связанная с накоплением различного рода знаний, ориентацией в окружаю­щей обстановке, а также безразличная и сбивающая информация, затрудняющая рациональную двигательную деятельность.

В процессе технического совершенствования следует постоян­но ориентировать спортсмена на восприятие информации только определенного рода, что обеспечивается активным направленным поиском информации (зрительной, слуховой, проприоцептивной и др.), способствующей решению конкретной задачи.

Известно, что наряду с первым контуром схемы, в котором осуществляется сознательное управление движениями, имеется контур автоматизированного управления ими. Оно тем эффектив­нее, чем- выше квалификация спортсмена. Исследования показы­вают, что чем больше автоматизирован навык, тем в большей ме­ре сознание может вмешиваться в его совершенствование и реа­лизацию в конкретных условиях (А. В. Коробков, 1962). На двигательную деятельность спортсмена влияют также стимули­рующие и сбивающие факторы, которые могут носить как внеш­ний, так и внутренний характер (В. М. Дьячков, 1972).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 402; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.87.209.162 (0.006 с.)