Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
И технического совершенствованияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Процесс технической подготовки – это становление умений и навыков, обеспечивающих эффективное использование функционального потенциала спортсмена для достижения наивысших результатов в соревновательных действиях, а также планомерное техническое совершенствование на различных этапах подготовки. Умение выполнять двигательные действия формируется на основе определенных знаний о его технике, наличия определенных двигательных предпосылок в результате ряда попыток сознательно построить заданную систему движений. В процессе становления двигательных умений происходит поиск оптимального варианта движений при ведущей роли сознания. Многократное повторение двигательных действий приводит к автоматизации основных элементов их координационной структуры, и двигательное умение переходит в навык, который характеризуется такой степенью овладения техники, когда управление движениями происходит автоматизированно, а действия отличаются высокой надежностью. Большое количество разнообразных двигательных умений явлется предпосылкой для эффективного технического совершенствования в связи с тем, что в процессе их освоения у спортсменов вырабатывается способность к творческому мышлению, анализу выполняемых движений, совершенствуются специализированные восприятия, способность объединять простые движения в более сложные двигательные действия. Значение двигательных навыков вытекает из их характерных черт. Важнейшая особенность двигательных навыков – автоматизированное управление движениями, позволяющее освободить сознание от контроля за деталями движений и переключать его на решение основной двигательной задачи в конкретных условиях, выбор и преминение наиболее рациональных для этого средств. Еще одна характерная черта двигательного навыка – слитность движений, что проявляется в их эффективнлй координационной структуре, легкости, рациональной коррекции, совершенстве специализированных восприятий – чувства темпа, чувства скорости, чувства льда, чувства воды и т.п. Не менее существенными чертами навыка являются надежность и вариативность двигательных действий, бдагодаря чему возможно достижение цели при влиянии неблагоприятных факторов – излишнего возбуждения, утомления, изменения условий внешней среды.
Совершенствование технического мастерства связано с использованием информации двух видов – основной и дополнительной. Основная информация поступает от двигательного аппарата— рецепторов, расположенных в мышцах, сухожилиях, связках — и отражает изменения в длине мышц, степени их напряжения, направлении и скорости движений, расположении различных звеньев тела и т. п. К основной относится и информация о структуре движений, взаимодействии организма спортсмена с внешней средой, поступающая от органов зрения и слуха, вестибуляторного анализатора, рецепторов кожи. Дополнительная информация направлена непосредственно на сознание обучаемого. Источником ее является рассказ или показ. Эта информация помогает составить представление о совершаемых движениях, ошибках, расхождении фактического состояния с заданным, в результативности двигательных действий в целом. Информация о движениях, поступающая в систему управления ими, играет значительную роль в образовании новых умений, в закреплении и автоматизации навыков, в совершенствовании технического мастерства. Из множества разнообразных двигательных действий отбираются и закрепляются только те, которые приводят к заданному результату. При повторении эти движения закрепляются и образуют прочный навык, в то время как остальные движения, не являющиеся по обобщенному анализу основной и дополнительной информации эффективными, не закрепляются. Пониманию механизмов формирования рационального навыка способствуют представления об общих механизмах процесса управления формированием условного рефлекса (П. К. Анохин, 1974). В основе процесса управления произвольными движениями лежит цикличность, которая предполагает, что каждый двигательный акт должен заканчиваться обратной афферентацией, сигнализирующей о результатах действия (рис. 15). Эффект цикличности управления движениями обеспечивается двумя группами афферентных раздражителей: обстановочной и пусковой афферентации. Обстановочная афферентация представляет собой совокупность раздражений, подготавливающих соответствующую реакцию, и приводит к интеграции нервных процессов, предшествующих пусковой афферентации. Последняя представляет собой непосредственное действие условного раздражителя.
Обе афферентации объединяются афферентным синтезом, основными компонентами которого являются: преобладающая в данный момент мотивация; обстановочная афферентация, также соответствующая данному моменту; пусковая афферентация и, наконец, память. Афферентный синтез, подчиняясь доминирующей в данный момент мотивации, и под коррекцией памяти предполагает такой подбор возможных степеней свободы, при котором возбуждения избирательно направляются к мышцам, совершающим нужное действие. Важно, что в афферентном аппарате не происходит рефлекторных действий до тех пор, пока не завершится синтез всех афферентных воздействий на организм. После этого следует принятие решения, основанное на выборе и определении степени активности компонентов, которые должны обеспечить выполнение двигательного действия. П. К. Анохиным (1974) установлено, что в эффекторной части нервной системы создается особый афферентный аппарат — акцептор результатов действия, который представляет собой возбуждение, опережающее реальные события. Этот аппарат, сформированный на основе тонких нервных механизмов, позволяет прогнозировать признаки необходимого в данный момент результата, сличать их с параметрами реального результата, информация о которых приходит к акцептору результатов действия благодаря обратной афферентации. Именно этот аппарат дает возможность организму исправить ошибку действия или довести несовершенные двигательные акты до совершенных. Следует также подчеркнуть, что различного рода «поиски» и компенсации могут также привести к оптимальному результату через такого рода оценку обратной афферентации. Циркуляторное развитие этих возбуждений при «узнавании» и «поиске» может быть столь быстрым, что каждый блок функции, состоящий из компонентов результат — обратная афферентация — сличение и оценка результатов в акцепторе результатов действия — коррекция—новый результат и т. д., может развиваться в течение долей секунды. Акцептор действия, подчеркивает П. К. Анохин, является постоянным фактором управления, который устанавливает соответствие выполненного действия первоначальному намерению: он воспринимает афферентные раздражения, сопоставляет данные афферентного синтеза с выполненным действием. Если цель достигнута, то цикл завершен, если нет — вызывается комплекс новых реакций, которые должны привести к соответствию двигательного действия его модели в акцепторе действия. В наиболее общем виде процесс управления освоением навыка можно представить в виде схемы. В первом контуре осуществляется сознательная переработка спортсменом разнообразной информации, источником которой являются тренировочные и управляющие воздействия (в частности, со стороны тренера). В результате спортсмен планирует двигательные действия. Под влиянием выработанной программы действия и установки осуществляется двигательная деятельность и соответствующим образом изменяется состояние организма. Спортсмен овладевает движениями, совершенствуеттехническое мастерство и через ряд последовательных приспособительных перестроек приводит свой организм в заданное состояние. Осуществлению программы действия способствует основная и дополнительная информация, поступающая по внешним и внутренним каналам связи. По внутренним каналам доходит не вся информация, а лишь определенный, значимый для освоения заданного двигательного действия информационцый комплекс. Он сличается с имеющимися у спортсмена представлениями и сложившимся образом технических действий, а также с поступающей из внешней среды информацией об эффективности двигательных действий. В результате этого сложного процесса оценивается величина отклонений двигательных параметров от заданных и корректируется программа действий.
Процесс технического совершенствования в значительной мере определяется способностью спортсмена воспринимать и перерабатывать информацию, необходимую для эффективного выполнения движений, их коррекции, контроля за качеством. Однако через анализаторы обычно проходит^ большое количество не только необходимой информации, но и отвлекающей. В. Б. Коренберг (1974) рекомендует различать следующие разнородные компоненты информации: сигнально-мотивационную информацию, информацию обратной связи, фоновую информацию (см. схему). Сигнально-мотивационная информация обеспечивает мотивацию двигательных действий (побуждение выполнить их), «пусковой» сигнал к действию, опознание и оценку опасной ситуации в случае ее возникновения. Информация обратной связи лежит в основе контроля за выполнением движений, перемещением партнеров и соперников, развитием ситуации и т. п. Фоновая информация — остальная информация, связанная с накоплением различного рода знаний, ориентацией в окружающей обстановке, а также безразличная и сбивающая информация, затрудняющая рациональную двигательную деятельность. В процессе технического совершенствования следует постоянно ориентировать спортсмена на восприятие информации только определенного рода, что обеспечивается активным направленным поиском информации (зрительной, слуховой, проприоцептивной и др.), способствующей решению конкретной задачи. Известно, что наряду с первым контуром схемы, в котором осуществляется сознательное управление движениями, имеется контур автоматизированного управления ими. Оно тем эффективнее, чем- выше квалификация спортсмена. Исследования показывают, что чем больше автоматизирован навык, тем в большей мере сознание может вмешиваться в его совершенствование и реализацию в конкретных условиях (А. В. Коробков, 1962). На двигательную деятельность спортсмена влияют также стимулирующие и сбивающие факторы, которые могут носить как внешний, так и внутренний характер (В. М. Дьячков, 1972).
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 426; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.249.119 (0.013 с.) |