ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

IX. 2.2. Соревновательный период



Основными задачами соревновательного периода являются по­вышение достигнутого уровня специальной подготовленности и воз­можно более полное использование его в соревнованиях. Эти задачи решаются с помощью соревновательных и близких к ним специально-подготовительных упражнений.

Организацию процесса специальной подготовки в соревнова­тельном периоде осуществляют в соответствии с календарем основ­ных состязаний, которых у квалифицированных спортсменов обыч­но бывает 2—4. При этом учитывают все конкретные особенности данных соревнований, начиная от задач, стоящих перед спортсме­ном, и заканчивая составом предполагаемых участников. Вее остальные соревнования носят тренировочный характер; специальная подготовка к ним, как правило, не проводится. Они сами являют­ся важными звеньями подготовки к основным соревнованиям. Часть из них предусмотрена существующим календарем, а часть организуется в виде контрольных стартов.

На методику непосредственной подготовки к соревнованиям влияют продолжительность основных соревнований, число стартов в них, обусловленные как спецификой вида спорта, так и индиви­дуальными способностями спортсменов. В частности, на более ранних этапах тренировочного процесса требуется применение на­грузок, аналогичных соревновательным. Характер предполагаемой соревновательной деятельности должен также учитываться при планировании микроциклов, в которых решаются задачи специаль­ной подготовки. В отдельных микроциклах следует применять подряд несколько нагрузок, каждая из которых должна усугуб­лять утомление, вызванное предыдущей.

При подготовке к ответственным соревнованиям необходимо обратить внимание еще на один существенный момент. Как уже говорилось, в процессе тренировки у спортсмена вырабатывается определенный ритм колебаний специальной работоспособности в течение дня, причем наивысший уровень ее регистрируется в обыч­ное время тренировочных занятий. Поэтому очень важно органи­зовать основные занятия и контрольные старты в то же время дня, в которое предполагается проведение основных соревнований.

Географическое положение места предполагаемых соревнований может потребовать изменения суточного режима. В зависимости от этого, планируя подготовку к ответственным выступлениям, нужно заранее изменять кривую колебаний работоспособности так, чтобы ее подъем приходился на часы соревнований. Если точное время соревнований заранее неизвестно или спортсмену приходит­ся принимать несколько стартов в течение 3—5 часов, то надо пла­нировать основные тренировочные занятия и контрольные' сорев­нования в разное время, а также неожиданно изменять его.

Перестройка ритмических колебаний работоспособности в соот­ветствии со сроками соревнований обусловливает также специаль­ное планирование предшествующих им нескольких (обычно 3—5) микроциклов. Сущность такого планирования заключается в рас­пределении по дням режима, аналогичного предполагаемому в дни соревнований. Микроциклы строят так, чтобы участие в соревнова­ниях совпало с соответствующими днями цикла. Это способствует образованию условно-рефлекторных связей, обеспечивающих спортсмену максимальную работоспособность в те дни, когда он будет участвовать в соревнованиях.

Особой сложностью отличается тренировка в соревновательном периоде у спортсменов международного класса, готовящихся к вы­ступлению в составе сборных команд в чемпионатах Европы, ми­ра, олимпийских играх. В этом случае у спортсменов, как правило, бывает ряд кульминационных соревнований. Практика последних лет имеет много примеров того, как рационально построенной тре­нировкой на этапе непосредственной подготовки к основным со­ревнованиям можно не только добиться личных достижений, но и превысить результаты скачкообразно. Однако многим спортсменам этого сделать не удается, и они не только не демонстрируют своих лучших результатов, но даже значительно ухудшают их по сравне­нию с результатами, показанными накануне европейских, мировых или олимпийских стартов.

Чтобы спортсмены не только показывали наивысшие достижения в основных соревнованиях сезона, но и повышали результаты скачкообразно, чтобы объективизировать процесс непосредственной подготовки к соревнованиям (в настоящее время он во многом еще является стихийным, базирующимся на опыте и интуиции тренера и самого спортсмена), необходимо: выявить рациональное соотношение упражнений, направленных на развитие различных качеств; установить оптимальное сочетание больших нагрузок и полноценного отдыха; представлять тренировочные нагрузки, вос­становительные мероприятия и питание в виде единого процесса; усовершенствовать диагностику функционального состояния спорт­сменов, их реакций с целые индивидуального планирования и кор­рекции тренировочного процесса; разработать комплекс физиоте­рапевтических и психологических мероприятий, позволяющих наилучшим образом подготовить спортсмена к конкретному старту уже в процессе соревнований. Многие из этих вопросов уже были рас­смотрены, однако на некоторых схемах непосредственной подго­товки к крупнейшим соревнованиям сезона, оправдавших себя на практике, следует остановиться особо.

В последние годы на материале различных видов спорта цик­лического характера (прежде всего плавания, бега, лыжного и конькобежного спорта) разработаны типичные модели предсорев-новательной подготовки к основным соревнованиям сезона. В за­висимости от интервала между чемпионатом страны и крупнейши­ми соревнованиями сезона продолжительность этапа непосредст­венной подготовки колеблется в пределах 5—8 недель. Он обычно состоит из двух мезоциклов. Один из них, с большой суммарной нагрузкой, направлен на развитие качеств и способностей, обуслов­ливающих высокий уровень спортивных достижений, другой —на полноценное восстановление, обеспечение оптимальных условий для адаптационных процессов, подведение спортсмена к участию в конкретных соревнованиях с учетом специфики дистанций, состава участников, организационных, климатических и прочих Фак­торов.

Первые несколько дней (4—5) этапа непосредственной подго­товки к основным соревнованиям сезона посвящаются активному отдыху, физическому и психологическому восстановлению после прошедших кульминационных стартов. Затем планируется базовый мезоцикл продолжительностью 3—4 недели. Обычно он подраз­деляется на две одинаковые по времени части: общеподготови-вительную и специально-подготовительную.

Тренировка в первой части носит базовый характер и во мно­гом дублирует тренировку на первом этапе подготовительного пе­риода. Основным различием является то, что дневной объем ра­боты, выполняемый в эти дни, превышает величины, имевшие место когда-либо ранее. Достаточно сказать, что ежедневная тре­нировка обычно занимает 5—7 ч при двух-четырех занятиях в те­чение дня. Первая половина мезоцикла, как правило, заканчивает­ся контрольными соревнованиями в дополнительных номерах про­граммы. Вторая часть мезоцикла носит специализированный характер, и по решаемым задачам, подбору средств и методов особенностям построения тренировки сответствует тренировочному процессу на втором этапе подготовительного, периода. Объем рабо­ты резко сокращается до 4-5 ч ежедневно, а интенсивность ее возрастает. Завершается мезоцикл контрольными соревнованиями в смежных номерах программы. По основным параметрам нагрузки тренировка в мезоцикле характеризуется очень сильным специфическим воздействием на организм спортсменов. Так у пловцов высокого класса дневной объем работы часто достигает 18—22 км, недельный-100-110 км при общих временных затра­тах на тренировочные занятия до 30-35 ч т неделю. Большие на­грузки всего мезоцикла обусловлены стремлением довести орга­низм тренированного спортсмена до стрессового состояния, способного вызвать дополнительный адаптационный скачок. Фактором, способствующим более успешному решению этой задачи, часто служит проведение тренировки в условиях среднегорья, предъяв­ляющих дополнительные требования к функциональным системам организма спортсмена.

За базовым следует предсоревновательный мезоцикл, основны­ми задачами которого являются восстановление после нагрузок предыдущего мезоцикла, психологическая «подготовка к главным соревнованиям, выработка определенного ритма колебаний специ­альной работоспособности с учетом предполагаемого времени стартов. Объем работы резко сокращается (до 2—3 ч в день при одном-двух занятиях). Подготовка приобретает сугубо индивиду­альный характер. Широко используются различные средства вос­становления, позволяющие поддерживать высокую работоспособ­ность спортсменов, стимулировать протекание восстановительных процессов. Особое внимание уделяется устранению мелких недо­статков в технической, тактической и психологической подготов­ленности.

В целом при таком варианте планирования предсоревновательной подготовки достигается необходимое соответствие между ве­личиной тренирующих воздействий и условиями для их трансфор­мации в морфологические и функциональные преобразования, лежащие в основе роста тренированности. Этап непосредственной подготовки к основным соревнованиям приобретает черты самосто­ятельного макроцикла с непродолжительными периодами общей и вспомогательной функциональной подготовки, специальной подго­товки и непосредственного подведения к стартам.

В мировой практике часто используется еще одна схема непо­средственной подготовки к соревнованиям. Продолжительность этого этапа ,в данном случае составляет 6 недель. Он подразделя­ется на два трехнедельных мезоцикла (рис. 69). В первом мезоцикле отсутствует общеподготовительная часть, работа носит спе­цифический характер, а нагрузка постепенно снижается от микро­цикла к микроциклу. Ежедневный объем работы составляет 3—5 ч. Во втором мезоцикле он меньше—1—3 ч. Суммарный объем работы на этапе составляет 50-60% по отношению к наиболее напря­женным этапам года, а интенсивность достигает максимальных величин. Особое значение придается всестороннему восстановлению спортсмена. Хороший результат возможен лишь в том случае, если в течение последнего мезоцикла наступило полное не только физическое, но и психическое восстановление.

Представленные варианты структуры этапа непосредственной подготовки к основным соревнованиям широко апробированы. В видах опорта циклического характера их творческая реализация обеспечивает в 60—80% случаев выход на высокие достижения к моменту главных стартов. В основных чертах изложенная методи­чка предсоревновательной подготовки реализуется и в других груп­пах видов спорта (рис. 70).

С описанными формами непосредственной подготовки в последние годы успешно конкурирует и другая, также часто встречаю­щаяся в мировой практике. Суть ее сводится к тому, что основ­ание отборочные соревнования (чемпионат страны) проводятся Е;: Незадолго (обычно за 2—3 недели) до главных/ стартов сезона. К чемпионату страны проводится напряженная специальная подготовка. После него спортсмены, попавшие в команду, в течение 2 недель проводят тренировку, построенную по принципу предсоревновательных мезоциклов.

IX. 2.3. Переходный период

К числу основных задач переходного, периода относятся полно­ценный отдых после тренировочных и соревновательных нагрузок прошедшего года или макроцикла, а также поддержание на оп­ределенном уровне тренированности для обеспечения оптимальной готовности спортсмена к началу очередного макроцикла. Особое внимание должно быть обращено на полноценное физическое и особенно психическое восстановление. Эти задачи определяют про­должительность переходного периода, состав применяемых средств и методов, динамику нагрузок и т. п.

Продолжительность переходного периода колеблется обычно от 3—4 до 6—8 недель и зависит от этапа многолетней подготовки, на котором находится спортсмен, системы планирования трениров­ки в течение года, продолжительности соревновательного периода, сложности и ответственности основных соревнований," индивидуаль­ных способностей спортсмена.

В практике сложились различные подходы к содержанию пере­ходного периода. Первый подход предполагает сочетание актив­ного и пассивного отдыха. Его применяют, например, многие вы­дающиеся американские пловцы, которые после основных сорев-ноЕганий на 1,5—2 мес. прекращают тренировку. Второй подход предполагает всего несколько дней активного или пассивного от­дыха и после них достаточно напряженную тренировку, построен­ную по принципу втягивающего мезоцикла первого этапа подго­товительного периода. Такой подход является промежуточным между первыми двумя и связан с широким применением средств активного отдыха, а также неспецифических нагрузок, позволяю­щих обеспечить поддержание основных компонентов тренирован­ности.

Каждый из этих вариантов может оказаться эффективным. На­пример, первый хотя и приводит к определенному угасанию функ­циональных возможностей спортсмена, что требует в дальнейшем достаточно продолжительного их восстановления, однако позво­ляет полностью восстановить возможности психической сферы. Такой подход целесообразен при планировании тренировочного процесса спортсменов высокого класса, находящихся на этапе со­хранения высших достижении. Второй вариант полезен для спорт­сменов, не выполнивших по тем или иным причинам (например, в связи с травмой) программы предыдущего макроцикла и не по­лучивших запланированных нагрузок. Однако применять его целе­сообразно, как правило, в частных случаях. При закономерном протекании тренировочного процесса для его построения применя­ется третий вариант. Преимущества его связаны с возможностью наиболее эффективного- решения основных задач переходного пе­риода.

Тренировка в переходном периоде характеризуется небольшим суммарным объемом работы, и незначительными нагрузками. По сравнению, например, с подготовительным периодом объем работы сокращается примерно в 3 раза; число занятий в течение недельного микроцикла не превышает, как правило, 4—6; занятия с боль­шими нагрузками не планируются и т. д. Основное содержание переходного периода составляют разнообразные средства активного отдыха и общеподготовительные упражнения.

В этом периоде наиболее целесообразно проводить занятия комплексной направленности с применением средств, споеобствующих развитию различных двигательных качеств, что позволяет, изменив характер тренировки, сохранить их высокий уровень. Такие занятия помогают поддержать достигнутый уровень тренированности, являются достаточно эмоциональными, не перегружает психику спортсмена.

В конце переходного периода нагрузка постепенно повышается, уменьшается объем средств активного отдыха, увеличивается чи­сло общеподготовительных и вспомогательных упражнений. Это позволяет сделать более гладким переход к первому этапу подготовительного периода очередного макроцикла.

Направленность и содержание переходного периода тесно свя­заны с этапом многолетней подготовки, на котором находится I спортсмен. В тренировке юных спортсменов на этапе предваритель­ной базовой подготовки переходный период выражен нечетко, по содержанию и величине нагрузок он в значительной мере прибли­жается к первому этапу подготовительного периода. На этапе специализированной базовой подготовки переходный период с его специфическими задачами и содержанием уже четко выражен.

Однако особое значение переходный период имеет на этапе мак­симальной реализации индивидуальных возможностей и сохране­ния высших достижений.

При правильном построении переходного периода спортсмен не только полностью восстанавливает силы после прошедшего макроцикла, настраивается на активную работу в подготовительном периоде, но и выходит на более высокий уровень подготовленности по сравнению с аналогичным периодом предшествовавшего года.





Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.156.32 (0.011 с.)