Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
IX. 2.2. Соревновательный периодСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Основными задачами соревновательного периода являются повышение достигнутого уровня специальной подготовленности и возможно более полное использование его в соревнованиях. Эти задачи решаются с помощью соревновательных и близких к ним специально-подготовительных упражнений. Организацию процесса специальной подготовки в соревновательном периоде осуществляют в соответствии с календарем основных состязаний, которых у квалифицированных спортсменов обычно бывает 2—4. При этом учитывают все конкретные особенности данных соревнований, начиная от задач, стоящих перед спортсменом, и заканчивая составом предполагаемых участников. Вее остальные соревнования носят тренировочный характер; специальная подготовка к ним, как правило, не проводится. Они сами являются важными звеньями подготовки к основным соревнованиям. Часть из них предусмотрена существующим календарем, а часть организуется в виде контрольных стартов. На методику непосредственной подготовки к соревнованиям влияют продолжительность основных соревнований, число стартов в них, обусловленные как спецификой вида спорта, так и индивидуальными способностями спортсменов. В частности, на более ранних этапах тренировочного процесса требуется применение нагрузок, аналогичных соревновательным. Характер предполагаемой соревновательной деятельности должен также учитываться при планировании микроциклов, в которых решаются задачи специальной подготовки. В отдельных микроциклах следует применять подряд несколько нагрузок, каждая из которых должна усугублять утомление, вызванное предыдущей. При подготовке к ответственным соревнованиям необходимо обратить внимание еще на один существенный момент. Как уже говорилось, в процессе тренировки у спортсмена вырабатывается определенный ритм колебаний специальной работоспособности в течение дня, причем наивысший уровень ее регистрируется в обычное время тренировочных занятий. Поэтому очень важно организовать основные занятия и контрольные старты в то же время дня, в которое предполагается проведение основных соревнований. Географическое положение места предполагаемых соревнований может потребовать изменения суточного режима. В зависимости от этого, планируя подготовку к ответственным выступлениям, нужно заранее изменять кривую колебаний работоспособности так, чтобы ее подъем приходился на часы соревнований. Если точное время соревнований заранее неизвестно или спортсмену приходится принимать несколько стартов в течение 3—5 часов, то надо планировать основные тренировочные занятия и контрольные' соревнования в разное время, а также неожиданно изменять его.
Перестройка ритмических колебаний работоспособности в соответствии со сроками соревнований обусловливает также специальное планирование предшествующих им нескольких (обычно 3—5) микроциклов. Сущность такого планирования заключается в распределении по дням режима, аналогичного предполагаемому в дни соревнований. Микроциклы строят так, чтобы участие в соревнованиях совпало с соответствующими днями цикла. Это способствует образованию условно-рефлекторных связей, обеспечивающих спортсмену максимальную работоспособность в те дни, когда он будет участвовать в соревнованиях. Особой сложностью отличается тренировка в соревновательном периоде у спортсменов международного класса, готовящихся к выступлению в составе сборных команд в чемпионатах Европы, мира, олимпийских играх. В этом случае у спортсменов, как правило, бывает ряд кульминационных соревнований. Практика последних лет имеет много примеров того, как рационально построенной тренировкой на этапе непосредственной подготовки к основным соревнованиям можно не только добиться личных достижений, но и превысить результаты скачкообразно. Однако многим спортсменам этого сделать не удается, и они не только не демонстрируют своих лучших результатов, но даже значительно ухудшают их по сравнению с результатами, показанными накануне европейских, мировых или олимпийских стартов. Чтобы спортсмены не только показывали наивысшие достижения в основных соревнованиях сезона, но и повышали результаты скачкообразно, чтобы объективизировать процесс непосредственной подготовки к соревнованиям (в настоящее время он во многом еще является стихийным, базирующимся на опыте и интуиции тренера и самого спортсмена), необходимо: выявить рациональное соотношение упражнений, направленных на развитие различных качеств; установить оптимальное сочетание больших нагрузок и полноценного отдыха; представлять тренировочные нагрузки, восстановительные мероприятия и питание в виде единого процесса; усовершенствовать диагностику функционального состояния спортсменов, их реакций с целые индивидуального планирования и коррекции тренировочного процесса; разработать комплекс физиотерапевтических и психологических мероприятий, позволяющих наилучшим образом подготовить спортсмена к конкретному старту уже в процессе соревнований. Многие из этих вопросов уже были рассмотрены, однако на некоторых схемах непосредственной подготовки к крупнейшим соревнованиям сезона, оправдавших себя на практике, следует остановиться особо.
В последние годы на материале различных видов спорта циклического характера (прежде всего плавания, бега, лыжного и конькобежного спорта) разработаны типичные модели предсорев-новательной подготовки к основным соревнованиям сезона. В зависимости от интервала между чемпионатом страны и крупнейшими соревнованиями сезона продолжительность этапа непосредственной подготовки колеблется в пределах 5—8 недель. Он обычно состоит из двух мезоциклов. Один из них, с большой суммарной нагрузкой, направлен на развитие качеств и способностей, обусловливающих высокий уровень спортивных достижений, другой —на полноценное восстановление, обеспечение оптимальных условий для адаптационных процессов, подведение спортсмена к участию в конкретных соревнованиях с учетом специфики дистанций, состава участников, организационных, климатических и прочих Факторов. Первые несколько дней (4—5) этапа непосредственной подготовки к основным соревнованиям сезона посвящаются активному отдыху, физическому и психологическому восстановлению после прошедших кульминационных стартов. Затем планируется базовый мезоцикл продолжительностью 3—4 недели. Обычно он подразделяется на две одинаковые по времени части: общеподготови-вительную и специально-подготовительную. Тренировка в первой части носит базовый характер и во многом дублирует тренировку на первом этапе подготовительного периода. Основным различием является то, что дневной объем работы, выполняемый в эти дни, превышает величины, имевшие место когда-либо ранее. Достаточно сказать, что ежедневная тренировка обычно занимает 5—7 ч при двух-четырех занятиях в течение дня. Первая половина мезоцикла, как правило, заканчивается контрольными соревнованиями в дополнительных номерах программы. Вторая часть мезоцикла носит специализированный характер, и по решаемым задачам, подбору средств и методов особенностям построения тренировки сответствует тренировочному процессу на втором этапе подготовительного, периода. Объем работы резко сокращается до 4-5 ч ежедневно, а интенсивность ее возрастает. Завершается мезоцикл контрольными соревнованиями в смежных номерах программы. По основным параметрам нагрузки тренировка в мезоцикле характеризуется очень сильным специфическим воздействием на организм спортсменов. Так у пловцов высокого класса дневной объем работы часто достигает 18—22 км, недельный-100-110 км при общих временных затратах на тренировочные занятия до 30-35 ч т неделю. Большие нагрузки всего мезоцикла обусловлены стремлением довести организм тренированного спортсмена до стрессового состояния, способного вызвать дополнительный адаптационный скачок. Фактором, способствующим более успешному решению этой задачи, часто служит проведение тренировки в условиях среднегорья, предъявляющих дополнительные требования к функциональным системам организма спортсмена.
За базовым следует предсоревновательный мезоцикл, основными задачами которого являются восстановление после нагрузок предыдущего мезоцикла, психологическая «подготовка к главным соревнованиям, выработка определенного ритма колебаний специальной работоспособности с учетом предполагаемого времени стартов. Объем работы резко сокращается (до 2—3 ч в день при одном-двух занятиях). Подготовка приобретает сугубо индивидуальный характер. Широко используются различные средства восстановления, позволяющие поддерживать высокую работоспособность спортсменов, стимулировать протекание восстановительных процессов. Особое внимание уделяется устранению мелких недостатков в технической, тактической и психологической подготовленности. В целом при таком варианте планирования предсоревновательной подготовки достигается необходимое соответствие между величиной тренирующих воздействий и условиями для их трансформации в морфологические и функциональные преобразования, лежащие в основе роста тренированности. Этап непосредственной подготовки к основным соревнованиям приобретает черты самостоятельного макроцикла с непродолжительными периодами общей и вспомогательной функциональной подготовки, специальной подготовки и непосредственного подведения к стартам. В мировой практике часто используется еще одна схема непосредственной подготовки к соревнованиям. Продолжительность этого этапа,в данном случае составляет 6 недель. Он подразделяется на два трехнедельных мезоцикла (рис. 69). В первом мезоцикле отсутствует общеподготовительная часть, работа носит специфический характер, а нагрузка постепенно снижается от микроцикла к микроциклу. Ежедневный объем работы составляет 3—5 ч. Во втором мезоцикле он меньше—1—3 ч. Суммарный объем работы на этапе составляет 50-60% по отношению к наиболее напряженным этапам года, а интенсивность достигает максимальных величин. Особое значение придается всестороннему восстановлению спортсмена. Хороший результат возможен лишь в том случае, если в течение последнего мезоцикла наступило полное не только физическое, но и психическое восстановление.
Представленные варианты структуры этапа непосредственной подготовки к основным соревнованиям широко апробированы. В видах опорта циклического характера их творческая реализация обеспечивает в 60—80% случаев выход на высокие достижения к моменту главных стартов. В основных чертах изложенная методичка предсоревновательной подготовки реализуется и в других группах видов спорта (рис. 70). С описанными формами непосредственной подготовки в последние годы успешно конкурирует и другая, также часто встречающаяся в мировой практике. Суть ее сводится к тому, что основание отборочные соревнования (чемпионат страны) проводятся Е;: Незадолго (обычно за 2—3 недели) до главных / стартов сезона. К чемпионату страны проводится напряженная специальная подготовка. После него спортсмены, попавшие в команду, в течение 2 недель проводят тренировку, построенную по принципу предсоревновательных мезоциклов. IX. 2.3. Переходный период К числу основных задач переходного, периода относятся полноценный отдых после тренировочных и соревновательных нагрузок прошедшего года или макроцикла, а также поддержание на определенном уровне тренированности для обеспечения оптимальной готовности спортсмена к началу очередного макроцикла. Особое внимание должно быть обращено на полноценное физическое и особенно психическое восстановление. Эти задачи определяют продолжительность переходного периода, состав применяемых средств и методов, динамику нагрузок и т. п. Продолжительность переходного периода колеблется обычно от 3—4 до 6—8 недель и зависит от этапа многолетней подготовки, на котором находится спортсмен, системы планирования тренировки в течение года, продолжительности соревновательного периода, сложности и ответственности основных соревнований," индивидуальных способностей спортсмена. В практике сложились различные подходы к содержанию переходного периода. Первый подход предполагает сочетание активного и пассивного отдыха. Его применяют, например, многие выдающиеся американские пловцы, которые после основных сорев-ноЕганий на 1,5—2 мес. прекращают тренировку. Второй подход предполагает всего несколько дней активного или пассивного отдыха и после них достаточно напряженную тренировку, построенную по принципу втягивающего мезоцикла первого этапа подготовительного периода. Такой подход является промежуточным между первыми двумя и связан с широким применением средств активного отдыха, а также неспецифических нагрузок, позволяющих обеспечить поддержание основных компонентов тренированности. Каждый из этих вариантов может оказаться эффективным. Например, первый хотя и приводит к определенному угасанию функциональных возможностей спортсмена, что требует в дальнейшем достаточно продолжительного их восстановления, однако позволяет полностью восстановить возможности психической сферы. Такой подход целесообразен при планировании тренировочного процесса спортсменов высокого класса, находящихся на этапе сохранения высших достижении. Второй вариант полезен для спортсменов, не выполнивших по тем или иным причинам (например, в связи с травмой) программы предыдущего макроцикла и не получивших запланированных нагрузок. Однако применять его целесообразно, как правило, в частных случаях. При закономерном протекании тренировочного процесса для его построения применяется третий вариант. Преимущества его связаны с возможностью наиболее эффективного- решения основных задач переходного периода.
Тренировка в переходном периоде характеризуется небольшим суммарным объемом работы, и незначительными нагрузками. По сравнению, например, с подготовительным периодом объем работы сокращается примерно в 3 раза; число занятий в течение недельного микроцикла не превышает, как правило, 4—6; занятия с большими нагрузками не планируются и т. д. Основное содержание переходного периода составляют разнообразные средства активного отдыха и общеподготовительные упражнения. В этом периоде наиболее целесообразно проводить занятия комплексной направленности с применением средств, споеобствующих развитию различных двигательных качеств, что позволяет, изменив характер тренировки, сохранить их высокий уровень. Такие занятия помогают поддержать достигнутый уровень тренированности, являются достаточно эмоциональными, не перегружает психику спортсмена. В конце переходного периода нагрузка постепенно повышается, уменьшается объем средств активного отдыха, увеличивается число общеподготовительных и вспомогательных упражнений. Это позволяет сделать более гладким переход к первому этапу подготовительного периода очередного макроцикла. Направленность и содержание переходного периода тесно связаны с этапом многолетней подготовки, на котором находится I спортсмен. В тренировке юных спортсменов на этапе предварительной базовой подготовки переходный период выражен нечетко, по содержанию и величине нагрузок он в значительной мере приближается к первому этапу подготовительного периода. На этапе специализированной базовой подготовки переходный период с его специфическими задачами и содержанием уже четко выражен. Однако особое значение переходный период имеет на этапе максимальной реализации индивидуальных возможностей и сохранения высших достижений. При правильном построении переходного периода спортсмен не только полностью восстанавливает силы после прошедшего макроцикла, настраивается на активную работу в подготовительном периоде, но и выходит на более высокий уровень подготовленности по сравнению с аналогичным периодом предшествовавшего года.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 468; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.248.119 (0.012 с.) |