ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

VI. 2. Структура и совершенствование психических возможностей



Структура психологической подготовленности спортсменов, специализирующихся в различных видах спорта, отличается много­образием и сложностью, наличием психических возможностей, обусловленных особенностями конкретного вида спорта.

Специфика вида спорта, а также особенности отдельных дис­циплин в программе того или иного вида спорта накладывают существенный отпечаток на требования к психике спортсмена.

Психические качества спортсменов, с одной стороны, находят­ся в числе значимых факторов, обусловливающих уровень спор­тивных, достижении, а с другой — формируются под влиянием занятий конкретным видом спорта. Например, спортсменам, спе­циализирующимся в боксе, борьбе, метаниях, тяжелой атлетике, спринтерских дистанциях видов спорта циклического характера, присущи такие качества, как склонность к лидерству, независи­мость, высокий уровень мотивации, склонность к риску, умение сконцентрировать в нужный момент все свои силы и отдать их для победы. Но одновременно им часто свойственны недоверчи­вость, стремление избежать подчиненной роли, упрямство, склон­ность к конфликтам.

Спортсменов, специализирующихся на. длинных дистанциях, отличают активность, способность к перенесению высоких нагру­зок, умение, подчинить личные интересы общественным, отсутствие мнительности. Вместе с. тем они нередко недостаточно уверены в собственных силах, нуждаются в лидере, склонны к своеобразным поступкам и суждениям.

Для спортсменов, специализирующихся в спортивных играх и единоборствах, сложнокоординационных видах спорта, характерны повышенное внимание, эффективное зрительное восприятие, быст­рота сенсомоторного реагирования и оперативного мышления, поиск неожиданных решений возникающих задач, настойчивость, реши­тельность, смелость, сообразительность, эмоциональная устойчивость, широкое распределение, быстрое переключение и устойчи­вость внимания, быстрота и точность сложных двигательных реакций, легкость образовяния и перестройки двигательных навыков. Связано это с тем, что в этих видах спорта на первый план высту­пает система иерцептивно-интеллектуальных и эмоцжшально-волевых процессов, протекающие в беспрерывно изменяющихся усло­виях деятельности при дефиците времени для восприятия и ана­лиза ситуаций, принятия и реализации решений, при активном противодействии соперников. Соревновательная деятельность в этих видах спорта требует не только точного восприятия объектов, быстрого реагирования и выполнения двигательных действий, но и оперативной мыслительной деятельности, обеспечивающей анализ ситуации, выбор и реализацию оптимального решения из ряда аль­тернатив.

Совершенствование реагирования, вероятностного прогнозиро­вания, наблюдения и внимания. Одним из важных компонентов структуры психологической подготовленности спортсмена является способность прогнозировать дальнейшее развитие соревнователь­ной борьбы. Если случайные события не поддаются прогнозирова­нию, то детерминированные вероятностные события, имеющие наи­больший вес даже в играх и единоборствах, прогнозируются до­статочно успешно. Точность такого прогноза зависит от опыта спортсмена, его оценки индивидуальных особенностей противника и собственных возможностей, 'полноты и характера поступающей информации. Исследования показывают, что быстрота (простого ре­агирования, время реакции выбора на две альтернативы, предъ­являемые в случайном порядке, почти одинаковы у представителей различных видов спорта. Когда же возникает проблема реагирова­ния на событие, резко отличающееся по своей вероятности от дру­гих, то в лучшем положении оказываются представители тех ви­дов спорта, для которых подобные ситуации наиболее типичны, т. е. представители спортивных игр и единоборств (А. В. Родионов, 1973).

Механизм вероятностного прогнозирования формируется под влиянием деятельности, отличающейся многообразием ситуаций, возникающих в процессе тренировки и соревнований. При плани­ровании и осуществлении тренировочного процесса необходимо по­стоянно стремиться к созданию таких ситуаций. Опытные тренеры, плодотворно работающие в тех видах спорта, в которых способ­ность спортсмена прогнозировать развитие соревновательной борь­бы является одним из наиболее важных факторов ее успешности, отличаются исключительно высокоразвитым педагогическим уме­нием не только совершенствовать эту способность путем примене­ния специфических средств, но и совмещать работу рад решением задач технико-тактического и физического совершенствования с психологической подготовкой в данном направлении.

Одним из важных компонентов в структуре психологической подготовленности спортсменов является рефлексия — способность предугадать ход мыслей и действий соперника в процессе поедин­ка, предвидеть его наиболее вероятные технико-тактические ре­шения. Рефлексивное мышление в значительной мере определяет внутреннюю красоту и сложность соревновательной борьбы. У спортсменов высокого класса, особенно специализирующихся в играх, единоборствах, в спринтерской велосипедной гонке на тре­ке, именно рефлексивные возможности часто являются решающи­ми в достижении победы, так как они определяют умение своевре­менно противодействовать активным действиям соперника и одно­временно маскировать собственные намерения и действия.

С рефлексией связаны способность спортсмена к наблюдению за соперником, умение по мельчайшим деталям движений, выражению лица предугадать его замыслы и действия. Умение анали­зировать язык движений и поз, отличать истинные намерения от ложных позволяет спортсмену своевременно применить эффектив­ные средства защиты и контратаки.

Не меньшее значение имеет умение наблюдать за действиями партнеров по команде, особенно в спортивных играх. Анализ же­стов, движений и других средств общения способствует лучшему взаимопониманию, а, следовательно, более эффективным своим собственным и командным действиям.

В числе важнейших факторов, определяющих выбор и реали­зацию наиболее рациональных путей ведения соревновательной борьбы, особенно в спортивных играх и единоборствах, следует назвать антиципацию (предвосхищение) — способность предвидеть движение объекта. Различают два вида антиципации: 1) перцеп­тивную— способность контролировать движение объекта и, если есть необходимость, приостановить его, действуя е упреждением; 2) рецепторную — умение предугадать момент появления движуще­гося объекта в определенной точке, основываясь на оценке момен­та начала движения и прошлом опыте. Эффективность игры вра­тарей, способность защитников перехватывать передачи в спортив­ных играх, эффективность защитных действий в боксе и фехтова­нии во многом обусловлены быстротой и точностью антиципирующих реакций.

Рефлексия, умение вести наблюдение за действиями соперни­ков и партнеров, пространственно-временная антиципация совер^ шенствуются с помощью специфических средств, а также постоян­ной ориентации спортсмена на те особенности движений и дейст­вий соперников и партнеров, собственные ощущения.и восприятия при выполнении разнообразных тренировочных и соревновательных упражнений, которые Могут явиться средством развития этих спе­цифических психологических возможностей.

Способности к вероятностному прогнозированию и наблюдению, рефлексивному отображению действительности, антиципация, про­явление специализированных восприятий (чувства ритма, темпа, чувство партнера и т. п.) связаны с объемом и сосредоточенностью внимания. Р. М. Найдиффер (1979) условно выделяет четыре ти­па внимания.

Первый тип отличается большим объемом и внутренней со­средоточенностью (ощущения спортсмена, его чувства, мысли). Второй тип характеризуется большим объемом и внешней со­средоточенностью. Он отмечается обычно у спортсменов, которым необходимо принимать решения с учетом большого числа внешних факторов (например, в спортивных играх). Третий-тип отли­чается небольшим объемом и внешней сосредоточенностью. Такое внимание позволяет реагировать на несколько объектов или дви­жений и быстро принимать решения, что очень важно в играх, еди­ноборствах, сложнокоординационных видах спорта. Четвертыйтип характеризуется небольшим объемом и внутренней сосредо­точенностью. Этот тип внимания имеет большое значение для ус­пехов в видах спорта циклического характера (особенно связан­ных с проявлением выносливости), где важно уметь точно оце­нить свое физическое состояние, степень утомления, особенности, структуры движений и т, п.

Умение спортсмена переключаться с одного типа внимания на другой, контролировать объем и направленность внимания является важной составной частью психологической подготовленности спортсмена и определяется как пластичность внимания. Все сказанное объясняет необходимость направленного совершенствования внимания спортсменов с учетом требований к его объему и сосредоточенности, обусловленных спецификой конкрет­ного вида спорта.

Совершенствование психической регуляции мышечной деятель­ности. Важной стороной психологической подготовленности явля­ется психическая регуляция межмышечной координации, выража­ющаяся в формировании оптимального взаимодействия мышц, обе­спечивающих выполнение основных движений, и их антагонистов. Умение синхронизировать напряжение работающих мышц, мак­симально расслаблять мышцы-антагонисты — важный показатель спортивного мастерства, обеспечивающий эффективное выполнение рабочих движений и повышающий экономичность работы. Далеко не все спортсмены даже высокого класса в должной мере владеют этим умением. Часто стремление показать в соревнованиях наивысший спортивный результат, желание как можно лучше выпол­нить тренировочное задание приводит к неэффективному напряже­нию мышц лица, шеи, мышц-антагонистов, что снижает скоростно-силовые проявления, выносливость, а в итоге — спортивный резуль­тат.

Умение быстро и полностью расслабить мышцы позволяет спортсмену максимально использовать возможности для отдыха в процессе соревновательной деятельности. Но дело не только в этом. Эффективное расслабление мышц создает предпосылки для мгновенной концентрации внимания и выполнения высокоэффек­тивных действий, необходимых в сложившейся ситуации.

Способность спортсмена концентрировать внимание на мак­симальной активности одних мышечных групп при максимальном расслаблении других хорошо тренируема, однако совершенствование ее требует постоянной целенаправленной работы. Наиболее эффективным путем решения этой задачи является обучение спорт­смена возможно более полному произвольному расслаблению Мыщц, а затем концентрации напряжений мышечных групп, обе­спечивающих выполнение Движения. Постепенно спортсмен науча­ется точно дифференцировать усилия локальных мышечных групп при выполнении различных упражнений. Постоянный Двигательный и мысленный контроль за характером развиваемых усилий при­водит к тому, что спортсмен начинает запоминать, какие ощущения ассоциируются у него с наиболее целесообразным выполнением двигательных действий, и в конечном счете овладевает сложным искусством самоконтроля за их эффективностью.

В процессе психологической подготовки необходимо научить спортсменов анализировать свое состояние, правильно оценивать ощущения и увязывать их с функциональными возможностями двигательного аппарата, К сожалению, многие спортсмены (осо­бенно активные, уверенные в своих силах) обычно не склонны искать причины неудачных выступлений в излишнем волнении, тревоге, эмоциональном перевозбуждении. Недостаточная способ­ность оценивать нарастание чувства тревоги, психического и мы­шечного напряжения, неуверенности нередко является фактором, ограничивающим эффективность как соревновательной, так и тре­нировочной деятельности.

Одним из важнейших разделов психологической подготовки спортсменов является совершенствование ориентации в простран­стве, кинестетических и визуальных восприятий различных пара­метров двигательных действий и внешней среды. Спортсмены вьь сокой квалификации, как уже говорилось, обладают исключитель­ными способностями к точной оценке времени, скорости, темпа движений, развиваемых усилий? положений тела в пространстве при выполнении самых разнообразных упражнений. Эти способ­ности во многом определяют не только эффективность выступления в соревнованиях, но также темпы и качество технико-тактического и функционального совершенствования.

Интересно, что при ориентации в пространстве для одних спорт­сменов решающее значение имеют зрительные ориентиры, для других — мышечные ощущения. Первые три мысленном выпол­нении действий опираются в основном на зрительные представле­ния, вторые — на двигательную память и воображаемые ощущения движений (Н. В. Цзен, Ю. В. Пахомов, 1985). Этот факт необхо­димо постоянно учитывать в процессе психологической подготовки. Совершенствованию специализированных восприятий способст­вует применение мысленной тренировки. Визуальные и кинестети­ческие мысленные повторения реальных движений позволяют спортсмену лучше усвоить рациональные технико-тактические ва­рианты их выполнения, добиться экономичного расходования энер­гии, оптимального режима работы мышечного аппарата. При этом работа, направленная на акцентированное восприятие выполнения узловых компонентов движения, в конечном счете приводит к тому, что спортсмен из всего многообразия зрительной и кинестетической информации дифференцированно отбирает и использует ту, кото­рая имеет наибольшее значение для успешного выполнения тех или иных двигательных действий.

Практическая реализация мысленной тренировки требует со­блюдения некоторых методических приемов. Во-первых, мыслен­ные движения должны воспроизводиться в точном соответствии с динамической, пространственно-временной и ритмической струк­турой реальных двигательных действий. Во-вторых, необходимо концентрировать внимание на выполнении действительно узловых компонентов действий. При этом на различных этапах спортивного совершенствования состав этих компонентов может изменяться. Так, спортсмены невысокой квалификации при создании образов движений обращают внимание на наиболее общие их параметры (например, темп движений, время преодоления тренировочных от­резков и т. п.). С ростом квалификации и увеличением точности зрительных и мышечно-двигательных восприятий внимание все в большей мере концентрируется на узловых деталях технико-так­тических действий, координации деятельности различных мышеч­ных групп и т;п. В-третьих, в процессе мысленной тренировки не­обходимо постоянно сопоставлять физические ощущения с резуль­татом фактического выполнения двигательных действий. В против­ном случае можно сформировать неправильные специализирован­ные представления и выработать неадекватные двигательные ре­шения при выполнении тренировочных и соревновательных упраж­нений.

Мысленная тренировка способствует формированию умения бы­стро отбирать из всего потока поступающей информации наиболее значимые и верные признаки рациональных двигательных дейст­вий. Благодаря этому умению спортсмен в экстремальных ситуа­циях, характерных для ответственных соревнований, моментально обнаруживает, что в круг его внимания попали второстепенные, мешающие раздражители, и может быстро вытеснить их из созна­ния. Такая способность к выделению объектов сознательного кон­троля является серьезным подспорьем в деятельности спортсмена. Она позволяет значительно быстрее обрести технико-тактическую зрелость, ускоряя процесс накопления и реализации опыта, кото­рый, в свою очередь, позволяет спортсмену в различных соревно­вательных ситуациях четко распознавать свои ошибки и прини­мать оперативные меры к их профилактике и устранению.

Совершенствование способности к предельной мобилизации функциональных возможностей. Особое значение для достижения высоких спортивных результатов имеет комплекс психических ка­честв, который обеспечивает предельную мобилизацию возможно­стей функциональных систем, максимальное использование энерге­тических ресурсов. Достаточно сказать, что у спортсменов с высо­кой психической^устойчивостью к тяжелым ощущениям утомления сдвиги в деятельности вегетативных систем часто превышают представления о пределах возможностей человеческого организма (при прочих равных условиях с другими спортсменами). Эти спо­собности должны совершенствоваться на протяжении всей спор­тивной жизни, но главным образом — на этапе максимальной реа­лизации .индивидуальных возможностей. Наиболее эффективным средством их совершенствования является комплекс упражнений, направленных на развитие специальной выносливости и связанных с высокими требованиями к физическим и психическим возможно­стям организма. Действие этих упражнений может быть усилено применением различных средств психической стимуляции, специ­альных методических приемов, соревновательного метода.

Использование соревновательного метода и создание а. процес­се тренировки атмосферы высокой конкуренции предполагает при­менение комплекса организационных и методических приемов, на­правленных на создание соревновательного микроклимата и обе­спечение условий для предельной мобилизации функциональных возможностей спортсмена. _

Создание соревновательной атмосферы в тренировочном про­цессе и контрольных соревнованиях возможно лишь при творче­ской работе тренера, направленной на постоянный поиск таких приемов. Успех в этом деле в значительной мере связан с поста­новкой задач, соответствующих реальным возможностям спортсме­на, с разнообразием средств и .методов тренировки, постоянным оперативным контролем за результатами выполнения отдельных упражнений, обеспечением эмоциональной насыщенности трениро­вочного процесса.

Управление предстартовым состоянием. Важным разделом пси­хологической подготовки является развитие у спортсменов способ­ности к управлению предстартовым состоянием. В комплексе пси­хических проявлений предстартовых состояний выделяют: 1) об­щую направленность сознания — содержание мыслей, направлен­ность внимания, особенности восприятия и представлений;

2) эмоционально-волевые проявления — уровень эмоционального возбуждения, решимость, уверенность, боязнь или робость и т. п.;

3) моральную и волевую готовность к соревнованию — осознание ответственности, целеустремленности, вера в успех, воля к победе (О. А. Черникова, 1962).

Различают ранние предстартовое состояния, которые могут возникать за много дней -и даже недель до ответственных стартов, и непосредственные предстартовые состояния, возникающие нака­нуне соревнований. У неуравновешенных спортсменов, как показы­вают специальные исследования (А. В. Родионов, 1973), задолго до соревнований развивается предстартовое состояние генерализи­рованного характера, что отрицательно сказывается ,на работо­способности, эффективности двигательных действий, приводит к увеличению ошибок в реакций выбора и ухудшению антиципирую­щих-реакций, т. е. из-за повышенной возбудимости преждевремен­но усиливается эмоциональный фон в процессе направленной под­готовки к главным соревнованиям. Длительное пребывание в пред­стартовом состоянии вызывает перевозбуждение, чшортсмены не могут контролировать эмоции и тем более управлять ими.

У спортсменов с уравновешенной нервной системой состояние психической готовности развивается более ровно и оптимального уровня в большинстве случаев. достигает непосредственно перед соревнованием. Повышенное эмоциональное возбуждение в пред­стартовой обстановке является положительным фактором, если не переходит оптимальных для данного спортсмена границ. Такое воз­буждение проявляется в уверенности спортсмена в своих силах, позитивной установке на соревновательную борьбу, повышенном внимании, высокой степени регуляции движений и др. Как только уровень эмоционального возбуждения переходит эти грани­цы, наступает перевозбуждение, которое приводит к неуверенно-, сти, тревожности, снижению вни­мания, дискоординации двига­тельной и вегетативной функций и, как следствие, к снижению эф­фективности соревновательной деятельности (табл. 27). Рассмат­ривая перевозбуждение как нега­тивное явление, следует сказать, что и недостаточное возбуждение является фактором, не позволяю­щим спортсмену в должной мере реализовать в соревнованиях свою подготовленность.

Оптимальный уровень пред­стартового возбуждения является сугубо индивидуальным для раз­личных спортсменов. Его выявле-. ние и направленное регулирова­ние требует длительных наблю­дений, в процессе которых пока­затели тренировочной и соревно­вательной деятельности спорт­смена постоянно сопоставлялись бы с показателями его психиче­ского состояния.

При рациональной психиче­ской настройке на предстоящие соревнования высокое эмоциональное возбуждение связано не с переживаниями и опасностями, а с концентрацией внимания на уз­ловых деталях технико-тактических и функциональных проявлений в соревновании, которые необходимо учитывать для успешного вы­ступления. Такая настройка формирует также уверенность в своих силах, вызывает активное желание бороться за победу.

Рациональная подготовка к стартам связана с концентрацией внимания на основных для данной деятельности двигательных дей­ствиях, мыслях, ощущениях и с отвлечением от посторонних фак­торов, которыми так изобилуют непосредственная подготовка к со­ревнованиям и участие в них. Опытные тренеры ведут целенаправ­ленную и кропотливую работу в этом направлении: вместе с уче­никами подробно изучают основных.конкурентов, особенности их техники и тактики, сильные и слабые стороны; знакомят учеников с местами соревнований — состоянием спортивных баз, условиями для разминки, отдыха, восстановления и т. п. В результате спорт­смены оказываются хорошо подготовленными к той обстановке, в которой им придется соревноваться, и могут сконцентрировать вни­мание не на внешних факторах, а на регулировании, своего внут­реннего состояния.

При приближении основных стартов психическое состояние ре­гулируется не только средствами психического воздействия, но и тренировочной нагрузкой в дни, предшествующие соревнованиям. Спортсменам, склонным к излишнему эмоциональному возбужде­нию, в последние 8—10 дней перед ответственными соревновани­ями не следует планировать занятия с предельными по величине нагрузками, контрольные тесты> спринтерские упражнения в боль­шом объеме и т. п. В основном надо применять тренировочные задания невысокой интенсивности, с небольшой суммарной нагруз­кой. В тренировке спортсменов, которых отличает пониженное эмоциональное возбуждение, наоборот, рекомендуется использо­вать спринтерские упражнения, тренировочные занятия должны быть эмоционально насыщенными.

Уровень эмоционального напряжения спортсменов накладывает отпечаток и на характер разминки, предшествующей стартам. При повышенном эмоциональном напряжении в разминку необходимо включать в основном упражнения равномерного характера и не­высокой интенсивности, при пониженном эмоциональном напряже­нии—кратковременные упражнения, выполняемые с максималь­ной и субмаксимальной интенсивностью.

Формирование устойчивого интереса к спортивному совершен­ствованию. Одна из проблем психологической подготовки спорт­сменов — сохранение желания к постоянному совершенствованию. С особой остротой эта проблема проявляется в последние годы в связи с резко возросшими тренировочными и соревновательными нагрузками, физическими и психическими напряжениями, времен­ными затратами.

На этапе начальной подготовки тренировочный процесс не свя­зан с большими нагрузками, содержит много нового и интересного, спортсмен прогрессирует от занятия к занятию. Все это позволяет поддерживать у юных спортсменов естественный интерес к заня­тиям. В дальнейшем, при увеличении нагрузок, определенной ста­билизации, а иногда и длительном застое результатов многие спортсмены не в состоянии сохранить устойчивый интерес к заня­тиям. По этой причине некоторые, спортсмены прекращают трени­ровку и находят интерес в занятиях другими видами спорта, ко­торый, как правило, также оказывается неустойчивым. К сожале­нию, это чаще всего происходит на втором и третьем этапах под­готовки, т. е. когда спортсмены еще не сумели достичь высоких показателей и ощутить всю притягательность занятий спортом на уровне высших достижений. Какие же меры следует принимать для сохранения и даже повышения на завершающих этапах мно­голетней подготовки мотивации спортсмена к напряженным заня­тиям и достижению наивысших результатов?

Прежде всего тренер должен стремиться к таким организации и содержанию тренировочного процесса, которые постоянно ста­вили бы перед спортсменом задачи ощутимого двигательного и интеллектуального совершенствования. Так, на первом этапе мно­голетней подготовки должна быть обеспечена направленность на обучение основным двигательным навыкам и умениям, их совер­шенствование, изучение основ вида спорта. В дальнейшем нужно ориентировать спортсменов на необходимость активной работы над совершенствованием все более тонких компонентов подготов­ленности, преодоление постоянно возрастающих трудностей освое­ния все более высоких нагрузок. При этом следует умело диффе­ренцировать задачи с тем, чтобы успешность тренировки спорт­смен не связывал только с приростом результатов в соревнованиях, чтобы он понимал, что даже стабилизация результатов при целе­направленной базовой подготовке служит основой для последую­щего роста спортивных достижений.

Одним из важнейших условий успешного спортивного совершен­ствования и поддержания активности спортсмена является его же­лание выполнять указания тренера. Это возможно лишь в том случае, когда тренер стимулирует проявление учеником инициати­вы, творчества, поиска своих, нетривиальных путей решения тех­нико-тактических задач. Излишнее администрирование, к которо­му, к сожалению, склонны многие тренеры, лишь сдерживает процесс обучения и может привести к конфликтам и непродуман­ным решениям, отрицательно сказаться на выступлении в главных соревнованиях. Эта мысль удачно сформилурована Н. В. Цзеном и Ю. В. Пахомовым (1985): «Спортсмен именно потому так часто бывает не готов к соревнованиям, что в тренировке тренер требу­ет от него тщательного выполнения технических и тактических элементов, а на соревнованиях — ставит задачу победить; хотя «искусству побеждать» в тренировке уделялось минимальное вни­мание».

Изобретательность при проведении тренировочных занятий, умение решать одни и те же задачи различными средствами, обе­спечить активность занимающихся, их творческий подход к работе определяют устойчивый интерес спортсменов к занятиям. Имен­но такой стиль всегда характеризовал тренерскую деятельность таких выдающихся спортивных педагогов, как заслуженные тре­неры СССР В. И. Алексеев, В. А. Аркадьев, А. Н. Евтушенко, А. П. Бондарчук, СМ. Вайцеховский, А. Я. Гомельский, В. А.Ка­питонов, Л. Ф. Кузнецов, И. И. Манаенко, Б. Н. Попов, В. С. Ростороцкий, А. П. Силаев, А. В. Тарасов, И. Е. Турчин, А. Б. Штук-ман.

В процессе психологической подготовки исключительно важно своевременно выявлять слабые звенья в подготовленности спорт­сменов, ошибки, находить эффективные приемы и средства преодо­ления возникших затруднений и допущенных ошибок.

 

Глава VII. ИНТЕГРАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА

Интегральная подготовка направлена на .координацию и реали­зацию в соревновательной деятельности различных составляющих спортивного мастерства — технической, физической, тактической и психологической подготовленности. Каждая из сторон подготов­ленности спортсмена в известной мере формируется вследствие применения узконаправленных методов и средств. Это приводит к тому, что отдельные качества и способности, проявляемые в ло­кальных упражнениях, часто не могут проявиться в полной мере в соревновательных упражнениях. Поэтому необходим особый -раздел подготовки, направленный на объединение различных сто­рон 'подготовленности, качеств и способностей, цель которого — обеспечение сложенности и эффективности комплексного проявле­ния всех многообразных составляющих, в совокупности определя­ющих успешность соревновательной деятелвности.

В качестве основного средства интегральной подготовки высту­пают соревновательные упражнения избранного вида спорта, вы­полняемые в условиях соревнований различного уровня.

Значительная роль в решении задач интегральной подготовки отводится также упражнениям специально-подготовительного ха­рактера, максимально приближенным по структуре и особенно­стям деятельности функциональных систем к соревновательным.

Наименее остро стоит проблема интегральной подготовки в видах спорта циклического характера, арсенал технических приемов и тактических действий в которых ограничен, а тренировочная работа (подавляющий ее объем) максимально приближенапо фор­ме, структуре, особенностям функционирования Систем организма к соревновательной.

В сложно координационных видах спорта, единоборствах и осо­бенно в спортивных играх многообразие и сложность технических приемов, индивидуальной, групповой и командной тактики, психи­ческих проявлений обусловливают необходимость выполнения ис­ключительно больших объемов тренировочной работы аналитиче­ского характера, связанной с совершенствованием отдельных при­емов и действий, локальных качеств и способностей. Умение их ' -^реализовать в сложных условиях соревновательной борьбы требу­ет специального и целенаправленного совершенствования. Напри­мер, в спортивных играх главным средством интегральной под­готовки является специально организованная и управляемая дву­хсторонняя учебная игра в условиях, максимально приближенных к официальным соревновательным. При этом игроки ориентируются на необходимость комплексной реализации в различных игровых ситуациях приобретенных физических возможностей, технико-так­тических навыков, моральной, волевой и специальной психической-подготовленности.

Для более всесторонней и полноценной интегральной подготов­ки наряду с общей направленностью, предусматривающей комп­лексное совершенствование, целесообразно выделить преимущественные направления:

— совершенствование индивидуальных технико-тактических действий;

— совершенствование групповых технико-тактических действий;

— совершенствование командных технико-тактических дейст­вий;

— совершенствование способности к предельной мобилизации функциональных возможностей;

—совершенствование способности к переключению максималь­ной двигательной активности на периоды относительного расслаб­ления с целью обеспечения высокой работоспособности.

Для повышения эффективности интегральной подготовки можно применять разнообразные методические приемы:

— облегчение условий за счет применения различных модели­рующих устройств, уменьшения количества игроков на площадке, организации соревнований с более слабыми или «удобными» соперниками, принудительное лидирование или гонки за лидероми др.;

—-усложнение условий за счет ограничения размеров площад­ки, ринга или ковра, проведения соревнований в неблагоприятных климатических условиях, с более сильным или «неудобным» про­тивником и др.;

— интенсификацию соревновательной деятельности посредст­вом увеличения ее продолжительности, размеров поля или площад­ки, веса снарядов, уменьшения времени владения мячом и т. п.

Рассматривая место интегральной подготовки в процессе многолетнего совершенствования спортсмена, в структуре годичной тренировки и отдельных макроциклов, нужно отметить, что объем средств интегрального воздействия должен увеличиваться по мере приближения к ответственным соревнованиям — на этапе макси­мальной реализации индивидуальных возможностей в многолетней подготовке, в соревновательном периоде макроцикла. Это, однако, не означает, что средства интегральной подготовки не находят при­менения в других периодах и на других этапах совершенствования спортсмена. Это позволяет планомерно увязывать возрастающий функциональный потенциал спортсмена с реальными требования­ми, диктуемыми необходимостью успешного обеспечения соревно­вательной деятельности.





Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.156.32 (0.014 с.)