ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Направленности в течение года и макроцикла



Опыт подготовки спортсменов высокого класса в последние годы свидетельствует о том, что высокие показатели суммарного объема работы являются одним из важнейших факторов, обеспе­чивающих спортивные достижения современного уровня (табл. 38). Однако при этом следует отметить, что подготовка ряда спортсменов высокого класса характеризуется существенными отклонениями от указанных средних величин. Так, высоких результатов в беге на дистанциях 400 и 800 м часто достигают спортсмены суммар­ный годовой объем у которых не превышает 2500—3500 км. Отдель­ные выдающиеся пловцы последних лет, специализирующиеся на коротких дистанциях, проплывали в течение года не более 1300— 1600 км. Однако в каждом случае это объяснялось их индивидуальными особенностями, которые чаще всего проявлялись в природной одаренности к спринтерской работе. Планируя, подготовку таких спортсменов, тренеры обычно стремятся уберечь их от подавления спринтерских качеств большими объемами малоинтенсивной рабо­ты, направленной на повышение аэробных возможностей.

мпиона* страны

Выбор оптимального соотношения в течение года работы раз­личной преимущественной направленности существенно влияет на эффективность процесса тренировки. На рис. 71 видно, что с уве­личением объема работы возрастает уровень мах Уо2. Однако когда время работы достигает 800 ч в год, темп роста резко за­медляется, а при дальнейшем увеличении объема работы увели­чение прекращается. Одновременно с повышением объ­ема работы аэробной направленности снижаются показатели максимального 02-долга, характеризующего максимальную ана­эробную емкость организма. В связи с этим возникает задача: выбрать оптимальное соотношение работы различной направлен­ности в течение года с тем, чтобы добиться наибольшего прироста спортивного результата. При этом должны быть учтены специа­лизация, уровень подготовленности, индивидуальные особенности спортсмена. Так, спортсмен, обладающий высоким уровнем аэроб­ной производительности, обусловленным прежде всего природными данными или предшествующей тренировкой, может уделить основное внимание работе анаэробного характера. Есть выдаю­щиеся бегуны на короткие и средние дистанции, пловцы на ди­станции 100 и 200 м, у которых уровень мах Уо2 без увлечения большими суммарными объемами работы достигает 5,5—6,5 л в 1 мин. Этим спортсменам, естественно, следует сместить основ­ной акцент тренировки на развитие спринтерских качеств, повышение анаэробных возможностей, экономичности работы и др.

Обеспечение оптимального соотношения в макроцикле и в те­чение года работы различной преимущественной направленности особенно важно в процессе совершенствования технического ма­стерства и повышения специальной физической подготовленности. М. Я. Набатникова (1982) в качестве одной из принципиальных установок, которой нужно руководствоваться при построении тре­нировочного процесса, выделяет перспективное опереже­ние ф о р м и р о в а н и я .т е х н и ч е с к о г о мастерства. Суть этой установки применительно к подготовке квалифицированных спортсменов заключается в том, что они должны осваивать биоди­намическую структуру двигательных навыков в том режиме, кото­рый потребуется в будущем для обеспечения эффективной сорев­новательной деятельности. Одним из методических моментов реализации этой установки является использование снарядов об­легченного вида, применение лидирующих устройств, специального тренажерного оборудования.

Этот подход имеет достаточные научные основания и широко распространен в спортивной практике.

Однако следует отметить, что Ю. В. Верхошансшй (1985) вы­двинул противоположную установку, которая «ориентирует на такую организацию тренировки, при которой специальная физи­ческая подготовка предшествует углубленной работе над техни­кой и скоростью движений». Возможно, в частных случаях такой подход приемлем, однако использование его в качестве общего положения может привести к разобщению процесса физического

и технического совершенствования, нарушению такого важного принципа, как принцип сопряженности в совершенствовании тех­нического мастерства и развитии физических качеств (В. М. Дьяч­ков, 1972). Можно ли обеспечить полноценную специальную фи­зическую подготовку спортсменов высокой квалификации, не решая одновременно задач углубленного технического совершен­ствования?

При определении соотношения работы, направленной на со­вершенствование технической подготовленности и развитие спе­циальных физических качеств в течение года и макроцикла, сле­дует руководствоваться необходимостью обеспечения строгого соответствия осваиваемых технических и тактических решений имеющемуся функциональному потенциалу спортсмена. В опреде­ленном объеме может иметь место опережающее техническое совершенствование, не поддержанное функциональным потенциа­лом, но с последующим его «подтягиванием». Такая ситуация создается, например, при применении в тренировке всякого рода лидирующих устройств, позволяющих спортсмену выйти на но­вый, более высокий уровень структуры движений, не подкреп­ленный еще соответствующим развитием физических качеств. В отдельных случаях возможно несколько опережающее разви­тие физических качеств при условий последующего увязывания с ними технических решений. Такая ситуация характерна, напри­мер, для мезоцикла, непосредственно предшествующего главным соревнованиям, невысокая суммарная нагрузка которого, полное восстановление после предшествующих больших нагрузок и есте­ственный в этих условиях прирост физических качеств создают оптимальные предпосылки для «шлифовки» деталей техники и тактики с учетом возросшего уровня физической подготовленно­сти. Однако во всех случаях в процессе технической и физической подготовки нужно стремиться к обеспечению их органической взаимосвязи.

Соотношение в течение года работы различной преимущест­венной направленности во многом обусловливается спецификой вида спорта. В настоящее время нельзя дать четких рекоменда­ций по этому вопросу, так как в практике встречаются самые различные его решения. Так, в номерах программы, связанных с проявлением выносливости при смешанном (аэробно-анаэроб­ном) энергообеспечении, объем работы аэробной направленности составляет 50—60% от общего годового объема, аэробно-анаэробной — 30—40, анаэробной (гликолитической) — 5—10, анаэробной (алактатной) — 2—4%. Подготовка спортсменов, специализиру­ющихся в спринтерском беге, спринтерских велосипедных гонках, характеризуется высоким процентом работы алактатной анаэроб­ной направленности, который в последние годы существенно возрос (в то же время объем работы аэробного и аэробно-анаэробного характера даже несколько снизился). Увеличение длины дистан­ций сопровождается постепенным увеличением в общем объеме работы упражнений аэробно-анаэробного и аэробного харак­тера.

Эффективность совершенствования возможностей систем энер­гообеспечения в значительной мере обусловливается соотношени­ем в различных периодах макроцикла работы, направленной на повышение аэробной и анаэробной мощности, экономичности ц других факторов. Это соотношение во многом зависит от квали­фикации спортсменов и, естественно, от этапа многолетней под­готовки, на котором они находятся (табл. 39 и рис. 72).

У многих тренеров укрепи­лось ошибочное представление о необходимости непрерывно, в течение нескольких месяцев первого этапа подготовитель­ного периода, закладывать у спортсменов прочную аэроб­ную базу. На практике это часто сводится к тому, что по­чти ежедневно они выполня­ют очень большие объемы ра­боты аэробной направленности. Это чревато возникновением ряда предпоталогических из­менений внутренних органов. Вследствие такой работы сре­ди квалифицированных спорт­сменов, специализирующихся в видах спорта циклического характера, резко возросло ко­личество лиц с хроническим пе­ренапряжением миокарда. Со­стояние непрерывной гипер­функции миокарда неизбежно вызывает развитие патологиче­ской гипертрофии и ведет к изнашиванию миокарда. Дли­тельная непрерывная аэробная тренировка нередко приводит также к отрицательным явлениям со стороны почек и печени. Названные предпатологические и па­тологические изменения у штангистов и гимнастов встречаются в 3—4 раза реже, чем у велосипедистов и бегунов. Такие отрица­тельные явления объясняются прежде всего нерациональной мето­дикой тренировки, а не собственно нагрузками современного спорта.

Есть и еще одна причина, требующая осторожного подхода к большим объемам аэробной работы, непрерывно выполняемой на первом этапе подготовительного периода. Это относится в ос­новном к подготовке спортсменов, специализирующихся в дис­циплинах, требующих непродолжительной работы (до 1—2 мин). Дело в том, что излишнее увлечение аэробной работой отрица­тельно сказывается на скоростной технике этих спортсменов, «приглушает» спринтерские качества. Анализ опыта подготовки многих выдающихся спортсменов, специализирующихся в плава­нии и беге на дистанции 100 м, в беге на 200 и 400 м, спринтер­ских дистанциях конькобежного и велосипедного спорта (трек), свидетельствуют о том, что они выполняют относительно неболь­шой объем работы. Однако большая часть ее по характеристике двигательных и вегетативных проявлений соответствует специфи-. ке соревновательной деятельности.

Понятие функциональной основы, сводящееся в представлении многих тренеров прежде всего к повышению аэробных возможно­стей, должно быть пересмотрено в соответствии со спецификой спортивной специализации. Если в подготовке спортсменов, спе­циализирующихся в продолжительной работе, это оправдано, то при подготовке бегунов на дистанции 100—400 м, пловцов на ди­станции 100 и 200 м, велосипедистов-трековиков в спринте и на дистанции 1000 м нужен иной подход. В его основе должна ле­жать разносторонняя подготовка, развивающая прежде всего качества и способности,- которые непосредственно обусловливают, уровень достижений в том номере программы, в котором специа­лизируется спортсмен.

Естественно, что в видах спорта циклического характера основ­ное внимание обращается на выбор рационального соотношения в макроцикле и его периодах работы, связанной с развитием скоростных качеств, выносливости, возможностей системы энерго­обеспечения. В других видах спорта основное внимание обраща­ется на определение рационального соотношения иных составляю­щих тренировочного процесса, наиболее значимых для конкретно­го вида спорта. На рис. 73 хорошо видно, что по мере приближения к основным соревнованиям в тренировке высококвалифицирован­ных спортсменок,, специализирующихся в художественной гимна­стике, резко уменьшается объем работы над совершенствованием элементов, основное внимание обращается на совершенствование соединений и комбинаций, элементов 1-й группы трудности, воз­растает плотность занятий (число элементов, выполняемых за минуту).

Специфика вида спорта накладывает существенный отпечаток как на суммарный объем работы, так и на ее соотношение по видам подготовки (табл. 40). Даже в пределах одного вида спор­та четко определяются существенные различия в объеме средств физической и технической подготовки: сложные в координацион­ном отношении дисциплины (прыжки, метания и др.) требуют особого внимания к технической подготовке, виды с более про­стой техникой и высокой значимостью для достижения высоких результатов функциональной подготовленности связаны преиму­щественно с физическим совершенствованием.

 

Глава X. СТРУКТУРА МНОГОЛЕТНЕЙ ПОДГОТОВКИ

X. 1. Общая структура многолетней подготовки

И факторы, ее определяющие

Продолжительность и структура многолетней подготовки за­висят от многих факторов, в числе которых в первую очередь следует назвать:

- структуру соревновательной деятельности и подготовленности спортсменов, обеспечивающую высокие спортивные' результаты;

- закономерности становления различных сторон спортивного мастерства и формирования адаптационных процессов в ведущих для данного вида спорта функциональных системах;

- индивидуальные и половые особенности спортсменов, темпы их биологического созревания и связанные с ними темпы роста спортивного мастерства;

- возраст, в котором спортсмен начал занятия, а также возраст, когда он приступил к специальной тренировке;

- содержание тренировочного процесса — состав средств и ме­тодов, динамику нагрузок, построение различных структурных образований, дополнительные факторы (специальное питание, тре­нажеры, восстановительные и стимулирующие работоспособность средства и т. п.).

Названные факторы определяют общую продолжительность многолетней подготовки, время, необходимое для достижения высших спортивных результатов, возрастные'зоны, в которых эти результаты обычно демонстрируются.

Следует указать, что эти факторы имеют объективный харак­тер и являются достаточно консервативными. Значительные от­клонения, встречающиеся у отдельных спортсменов, довольно редки и, как правило, связаны с их уникальными индивидуаль­ными возможностями.

На продолжительность многолетней подготовки могут оказать существенное влияние внешние причины: например, тенденции развития видов спорта и связанные с ними изменения правил оценки эффективности соревновательной деятельности; снижение возрастного ценза для участия в ответственных соревнованиях и др.

Рациональное планирование многолетней подготовки связано с точным установлением оптимальных возрастных границ, в ко­торых демонстрируются наивысшие спортивные результаты. Обыч­но выделяют три возрастные зоны в процессе многолетней подго­товки— первых больших успехов, оптимальных возможностей, поддержания высоких результатов (табл. 41). Такое выделение возрастных зон позволяет лучше систематизировать тренировоч­ный процесс, достаточно точно определить период наиболее на­пряженной тренировки, направленной на достижение наивысших результатов. Таблица 41

Бытующее мнение об омоложении спорта является необосно­ванным из-за неправильного понимания закономерностей много­летней подготовки. Оптимальные возрастные границы демонстра­ции наивысших достижений в большинстве видов спорта доста­точно стабильны, на них не оказывают серьезного влияния ни система отбора и тренировки, ни время начала занятий спортом, ни другие факторы. Так, средний возраст участников Олимпий­ских игр 1960—1980 гг. в академической гребле колебался в пределах 25,3—25,5 года; средний возраст пловцов — финалистов олимпийских игр и чемпионатов мира прошедшего десятилетия — от 17,2 до 17,5 лет у женщин и от 19,4 до 20,1 года у мужчин; аналогичный показатель в велосипедном спорте (индивидуаль­ная гонка преследования на 4 км на треке) — 23,2—23,5 года (причем в различных соревнованиях эти и без того незначитель­ные колебания носили случайный характер). Тот факт, что участ­ники менее крупных соревнований, показывающие более низкие результаты, как правило, несколько моложе, обусловлен органи­зационными, социальными и методическими причинами (в том числе элементами форсирования подготовки), а не предрасполо­женностью спортсменов к достижению высоких результатов в ран­нем возрасте.

Следовательно, тренеры должны стремиться планировать наи­высший результат спортсмена на оптимальный возраст. Это очень важно для последующей целенаправленной тренировки на этапе максимальной реализации индивидуальных возможностей. Осо­бенно осторожно следует планировать тренировочный, процесс в пубертатном периоде, сопровождающемся диспропорцией в раз­витии различных органов и систем, перестройкой эндокринного аппарата, в связи с чем ухудшается протекание адаптационных процессов, снижается работоспособность, замедляются восстано­вительные процессы после тренировочных и соревновательных нагрузок. Стремление некоторых тренеров как можно быстрее наиболее простыми путями добиться успешного выступления сво­их учеников в соревнованиях приводит к тому, что в практику подготовки юных спортсменов внедряются самые мощные сред­ства и методы современной тренировки, применяющиеся при под­готовке мастеров высокого класса. Это приводит к быстрому росту результатов, определенным успехам в детских и юношеских со­ревнованиях и одновременно к потере перспективы на достижение высоких результатов в оптимальном возрасте. Такая тренировка часто связана с серьезными нарушениями в состоянии здоровья юных спортсменов, их однобокой технической и функциональной подготовленностью, психическими срывами. В итоге наблюдается спортивное недолголетие спортсменов, совершивших быстрый взлет к относительно высоким результатам в подростковом и юно­шеском возрасте.

Следует отметить еще одну тенденцию, отчетливо просматри­вающуюся в спортивной практике последних лет. Характерная для современной подготовки спортсменов высокого класса интен­сификация тренировочного процесса, возросшая конкуренция в крупнейших соревнованиях наряду с бурным ростом спортивных достижений повлекли за собой укорочение периода выступлений на высшем уровне.

Если еще 10—15 лет назад многие спортсмены успешно вы­ступали на самом высоком уровне на протяжении 5—10 лет (а в отдельных видах спорта и дольше), то в настоящее время в боль­шинстве видов спорта редко кому удается оставаться на уровне высших достижений дольше 4—5 лет, а у некоторых мировых и олимпийских чемпионов бурная спортивная карьера нередко за­вершается в течение года. Это также говорит о необходимости совмещать во времени период максимальных тренировочных на­грузок и наиболее сильно воздействующих методов и средств тре­нировки с оптимальной возрастной зоной достижения высоких результатов.

Однако ориентация на эти зоны, в целом верная для подав­ляющего большинства спортсменов, не всегда может быть при­менена к отдельным выдающимся спортсменам с яркими инди­видуальными особенностями. Возрастное развитие таких спорт­сменов, адаптационные процессы, происходящие в их организме под влиянием специальной тренировки, требуют индивидуального планирования многолетней подготовки. Двигательная одаренность, исключительная лабильность основных функциональных систем, индивидуальные темпы развития позволяют этим спортсменам не нарушая основных закономерностей многолетнего планирова­ния, быстро продвигаться к вершинам спортивного мастерства и добиваться выдающихся результатов часто на 1—3 года рань­ше оптимальных возрастных границ. Например, стремительным было восхождение к вершинам мастерства всех трех советских олимпийских чемпионок по плаванию, две из которых — Г, Прозуменщикова и М. Кошевая — завоевали почетный титул в 16-лет­нем, а Л. Качюшите в 17-летнем возрасте. Удивительно быстрым был путь к победам феноменального американского конькобежца Э. Хайдена, ставшего в 18 лет трехкратным чемпионом мира, а также ряда пловцов, гребцов, легкоатлетов ГДР, тяжелоатле­тов Болгарии.

Многолетняя спортивная подготовка может быть подразделе­на на пять этапов: 1) начальной подготовки; 2) предварительной базовой подготовки; 3) специализированной базовой подготовки; 4) максимальной реализации индивидуальных возможностей; 5) сохранения достижений (табл. 42).

Каждый из этапов многолетней подготовки имеет достаточно строго очерченные цели, задачи и содержание. Однако между ря­дом расположенными этапами нет четких границ; их продолжи­тельность можно в определенной мере варьировать, прежде всего в силу индивидуальных возможностей спортсменов, а также струк­туры и содержания тренировочного процесса. Не существует чет­ких различий и в методике подготовки спортсменов на смежных этапах.





Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.219.31.204 (0.008 с.)