Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Направленности в течение года и макроцикла
Опыт подготовки спортсменов высокого класса в последние годы свидетельствует о том, что высокие показатели суммарного объема работы являются одним из важнейших факторов, обеспечивающих спортивные достижения современного уровня (табл. 38). Однако при этом следует отметить, что подготовка ряда спортсменов высокого класса характеризуется существенными отклонениями от указанных средних величин. Так, высоких результатов в беге на дистанциях 400 и 800 м часто достигают спортсмены суммарный годовой объем у которых не превышает 2500—3500 км. Отдельные выдающиеся пловцы последних лет, специализирующиеся на коротких дистанциях, проплывали в течение года не более 1300— 1600 км. Однако в каждом случае это объяснялось их индивидуальными особенностями, которые чаще всего проявлялись в природной одаренности к спринтерской работе. Планируя, подготовку таких спортсменов, тренеры обычно стремятся уберечь их от подавления спринтерских качеств большими объемами малоинтенсивной работы, направленной на повышение аэробных возможностей.
Выбор оптимального соотношения в течение года работы различной преимущественной направленности существенно влияет на эффективность процесса тренировки. На рис. 7 1 видно, что с увеличением объема работы возрастает уровень мах Уо2. Однако когда время работы достигает 800 ч в год, темп роста резко замедляется, а при дальнейшем увеличении объема работы увеличение прекращается. Одновременно с повышением объема работы аэробной направленности снижаются показатели максимального 02-долга, характеризующего максимальную анаэробную емкость организма. В связи с этим возникает задача: выбрать оптимальное соотношение работы различной направленности в течение года с тем, чтобы добиться наибольшего прироста спортивного результата. При этом должны быть учтены специализация, уровень подготовленности, индивидуальные особенности спортсмена. Так, спортсмен, обладающий высоким уровнем аэробной производительности, обусловленным прежде всего природными данными или предшествующей тренировкой, может уделить основное внимание работе анаэробного характера. Есть выдающиеся бегуны на короткие и средние дистанции, пловцы на дистанции 100 и 200 м, у которых уровень мах Уо2 без увлечения большими суммарными объемами работы достигает 5,5—6,5 л в 1 мин. Этим спортсменам, естественно, следует сместить основной акцент тренировки на развитие спринтерских качеств, повышение анаэробных возможностей, экономичности работы и др.
Обеспечение оптимального соотношения в макроцикле и в течение года работы различной преимущественной направленности особенно важно в процессе совершенствования технического мастерства и повышения специальной физической подготовленности. М. Я. Набатникова (1982) в качестве одной из принципиальных установок, которой нужно руководствоваться при построении тренировочного процесса, выделяет перспективное опережение ф о р м и р о в а н и я.т е х н и ч е с к о г о мастерства. Суть этой установки применительно к подготовке квалифицированных спортсменов заключается в том, что они должны осваивать биодинамическую структуру двигательных навыков в том режиме, который потребуется в будущем для обеспечения эффективной соревновательной деятельности. Одним из методических моментов реализации этой установки является использование снарядов облегченного вида, применение лидирующих устройств, специального тренажерного оборудования. Этот подход имеет достаточные научные основания и широко распространен в спортивной практике. Однако следует отметить, что Ю. В. Верхошансшй (1985) выдвинул противоположную установку, которая «ориентирует на такую организацию тренировки, при которой специальная физическая подготовка предшествует углубленной работе над техникой и скоростью движений». Возможно, в частных случаях такой подход приемлем, однако использование его в качестве общего положения может привести к разобщению процесса физического и технического совершенствования, нарушению такого важного принципа, как принцип сопряженности в совершенствовании технического мастерства и развитии физических качеств (В. М. Дьячков, 1972). Можно ли обеспечить полноценную специальную физическую подготовку спортсменов высокой квалификации, не решая одновременно задач углубленного технического совершенствования?
При определении соотношения работы, направленной на совершенствование технической подготовленности и развитие специальных физических качеств в течение года и макроцикла, следует руководствоваться необходимостью обеспечения строгого соответствия осваиваемых технических и тактических решений имеющемуся функциональному потенциалу спортсмена. В определенном объеме может иметь место опережающее техническое совершенствование, не поддержанное функциональным потенциалом, но с последующим его «подтягиванием». Такая ситуация создается, например, при применении в тренировке всякого рода лидирующих устройств, позволяющих спортсмену выйти на новый, более высокий уровень структуры движений, не подкрепленный еще соответствующим развитием физических качеств. В отдельных случаях возможно несколько опережающее развитие физических качеств при условий последующего увязывания с ними технических решений. Такая ситуация характерна, например, для мезоцикла, непосредственно предшествующего главным соревнованиям, невысокая суммарная нагрузка которого, полное восстановление после предшествующих больших нагрузок и естественный в этих условиях прирост физических качеств создают оптимальные предпосылки для «шлифовки» деталей техники и тактики с учетом возросшего уровня физической подготовленности. Однако во всех случаях в процессе технической и физической подготовки нужно стремиться к обеспечению их органической взаимосвязи. Соотношение в течение года работы различной преимущественной направленности во многом обусловливается спецификой вида спорта. В настоящее время нельзя дать четких рекомендаций по этому вопросу, так как в практике встречаются самые различные его решения. Так, в номерах программы, связанных с проявлением выносливости при смешанном (аэробно-анаэробном) энергообеспечении, объем работы аэробной направленности составляет 50—60% от общего годового объема, аэробно-анаэробной — 30—40, анаэробной (гликолитической) — 5—10, анаэробной (алактатной) — 2—4%. Подготовка спортсменов, специализирующихся в спринтерском беге, спринтерских велосипедных гонках, характеризуется высоким процентом работы алактатной анаэробной направленности, который в последние годы существенно возрос (в то же время объем работы аэробного и аэробно-анаэробного характера даже несколько снизился). Увеличение длины дистанций сопровождается постепенным увеличением в общем объеме работы упражнений аэробно-анаэробного и аэробного характера. Эффективность совершенствования возможностей систем энергообеспечения в значительной мере обусловливается соотношением в различных периодах макроцикла работы, направленной на повышение аэробной и анаэробной мощности, экономичности ц других факторов. Это соотношение во многом зависит от квалификации спортсменов и, естественно, от этапа многолетней подготовки, на котором они находятся (табл. 39 и рис. 72). У многих тренеров укрепилось ошибочное представление о необходимости непрерывно, в течение нескольких месяцев первого этапа подготовительного периода, закладывать у спортсменов прочную аэробную базу. На практике это часто сводится к тому, что почти ежедневно они выполняют очень большие объемы работы аэробной направленности. Это чревато возникновением ряда предпоталогических изменений внутренних органов. Вследствие такой работы среди квалифицированных спортсменов, специализирующихся в видах спорта циклического характера, резко возросло количество лиц с хроническим перенапряжением миокарда. Состояние непрерывной гиперфункции миокарда неизбежно вызывает развитие патологической гипертрофии и ведет к изнашиванию миокарда. Длительная непрерывная аэробная тренировка нередко приводит также к отрицательным явлениям со стороны почек и печени. Названные предпатологические и патологические изменения у штангистов и гимнастов встречаются в 3—4 раза реже, чем у велосипедистов и бегунов. Такие отрицательные явления объясняются прежде всего нерациональной методикой тренировки, а не собственно нагрузками современного спорта.
Есть и еще одна причина, требующая осторожного подхода к большим объемам аэробной работы, непрерывно выполняемой на первом этапе подготовительного периода. Это относится в основном к подготовке спортсменов, специализирующихся в дисциплинах, требующих непродолжительной работы (до 1—2 мин). Дело в том, что излишнее увлечение аэробной работой отрицательно сказывается на скоростной технике этих спортсменов, «приглушает» спринтерские качества. Анализ опыта подготовки многих выдающихся спортсменов, специализирующихся в плавании и беге на дистанции 100 м, в беге на 200 и 400 м, спринтерских дистанциях конькобежного и велосипедного спорта (трек), свидетельствуют о том, что они выполняют относительно небольшой объем работы. Однако большая часть ее по характеристике двигательных и вегетативных проявлений соответствует специфи-. ке соревновательной деятельности. Понятие функциональной основы, сводящееся в представлении многих тренеров прежде всего к повышению аэробных возможностей, должно быть пересмотрено в соответствии со спецификой спортивной специализации. Если в подготовке спортсменов, специализирующихся в продолжительной работе, это оправдано, то при подготовке бегунов на дистанции 100—400 м, пловцов на дистанции 100 и 200 м, велосипедистов-трековиков в спринте и на дистанции 1000 м нужен иной подход. В его основе должна лежать разносторонняя подготовка, развивающая прежде всего качества и способности,- которые непосредственно обусловливают, уровень достижений в том номере программы, в котором специализируется спортсмен.
Естественно, что в видах спорта циклического характера основное внимание обращается на выбор рационального соотношения в макроцикле и его периодах работы, связанной с развитием скоростных качеств, выносливости, возможностей системы энергообеспечения. В других видах спорта основное внимание обращается на определение рационального соотношения иных составляющих тренировочного процесса, наиболее значимых для конкретного вида спорта. На рис. 73 хорошо видно, что по мере приближения к основным соревнованиям в тренировке высококвалифицированных спортсменок,, специализирующихся в художественной гимнастике, резко уменьшается объем работы над совершенствованием элементов, основное внимание обращается на совершенствование соединений и комбинаций, элементов 1-й группы трудности, возрастает плотность занятий (число элементов, выполняемых за минуту). Специфика вида спорта накладывает существенный отпечаток как на суммарный объем работы, так и на ее соотношение по видам подготовки (табл. 40). Даже в пределах одного вида спорта четко определяются существенные различия в объеме средств физической и технической подготовки: сложные в координационном отношении дисциплины (прыжки, метания и др.) требуют особого внимания к технической подготовке, виды с более простой техникой и высокой значимостью для достижения высоких результатов функциональной подготовленности связаны преимущественно с физическим совершенствованием.
Глава X. СТРУКТУРА МНОГОЛЕТНЕЙ ПОДГОТОВКИ X. 1. Общая структура многолетней подготовки И факторы, ее определяющие Продолжительность и структура многолетней подготовки зависят от многих факторов, в числе которых в первую очередь следует назвать: - структуру соревновательной деятельности и подготовленности спортсменов, обеспечивающую высокие спортивные' результаты; - закономерности становления различных сторон спортивного мастерства и формирования адаптационных процессов в ведущих для данного вида спорта функциональных системах; - индивидуальные и половые особенности спортсменов, темпы их биологического созревания и связанные с ними темпы роста спортивного мастерства; - возраст, в котором спортсмен начал занятия, а также возраст, когда он приступил к специальной тренировке; - содержание тренировочного процесса — состав средств и методов, динамику нагрузок, построение различных структурных образований, дополнительные факторы (специальное питание, тренажеры, восстановительные и стимулирующие работоспособность средства и т. п.). Названные факторы определяют общую продолжительность многолетней подготовки, время, необходимое для достижения высших спортивных результатов, возрастные'зоны, в которых эти результаты обычно демонстрируются. Следует указать, что эти факторы имеют объективный характер и являются достаточно консервативными. Значительные отклонения, встречающиеся у отдельных спортсменов, довольно редки и, как правило, связаны с их уникальными индивидуальными возможностями.
На продолжительность многолетней подготовки могут оказать существенное влияние внешние причины: например, тенденции развития видов спорта и связанные с ними изменения правил оценки эффективности соревновательной деятельности; снижение возрастного ценза для участия в ответственных соревнованиях и др. Рациональное планирование многолетней подготовки связано с точным установлением оптимальных возрастных границ, в которых демонстрируются наивысшие спортивные результаты. Обычно выделяют три возрастные зоны в процессе многолетней подготовки— первых больших успехов, оптимальных возможностей, поддержания высоких результатов (табл. 41). Такое выделение возрастных зон позволяет лучше систематизировать тренировочный процесс, достаточно точно определить период наиболее напряженной тренировки, направленной на достижение наивысших результатов. Таблица 41 Бытующее мнение об омоложении спорта является необоснованным из-за неправильного понимания закономерностей многолетней подготовки. Оптимальные возрастные границы демонстрации наивысших достижений в большинстве видов спорта достаточно стабильны, на них не оказывают серьезного влияния ни система отбора и тренировки, ни время начала занятий спортом, ни другие факторы. Так, средний возраст участников Олимпийских игр 1960—1980 гг. в академической гребле колебался в пределах 25,3—25,5 года; средний возраст пловцов — финалистов олимпийских игр и чемпионатов мира прошедшего десятилетия — от 17,2 до 17,5 лет у женщин и от 19,4 до 20,1 года у мужчин; аналогичный показатель в велосипедном спорте (индивидуальная гонка преследования на 4 км на треке) — 23,2—23,5 года (причем в различных соревнованиях эти и без того незначительные колебания носили случайный характер). Тот факт, что участники менее крупных соревнований, показывающие более низкие результаты, как правило, несколько моложе, обусловлен организационными, социальными и методическими причинами (в том числе элементами форсирования подготовки), а не предрасположенностью спортсменов к достижению высоких результатов в раннем возрасте. Следовательно, тренеры должны стремиться планировать наивысший результат спортсмена на оптимальный возраст. Это очень важно для последующей целенаправленной тренировки на этапе максимальной реализации индивидуальных возможностей. Особенно осторожно следует планировать тренировочный, процесс в пубертатном периоде, сопровождающемся диспропорцией в развитии различных органов и систем, перестройкой эндокринного аппарата, в связи с чем ухудшается протекание адаптационных процессов, снижается работоспособность, замедляются восстановительные процессы после тренировочных и соревновательных нагрузок. Стремление некоторых тренеров как можно быстрее наиболее простыми путями добиться успешного выступления своих учеников в соревнованиях приводит к тому, что в практику подготовки юных спортсменов внедряются самые мощные средства и методы современной тренировки, применяющиеся при подготовке мастеров высокого класса. Это приводит к быстрому росту результатов, определенным успехам в детских и юношеских соревнованиях и одновременно к потере перспективы на достижение высоких результатов в оптимальном возрасте. Такая тренировка часто связана с серьезными нарушениями в состоянии здоровья юных спортсменов, их однобокой технической и функциональной подготовленностью, психическими срывами. В итоге наблюдается спортивное недолголетие спортсменов, совершивших быстрый взлет к относительно высоким результатам в подростковом и юношеском возрасте. Следует отметить еще одну тенденцию, отчетливо просматривающуюся в спортивной практике последних лет. Характерная для современной подготовки спортсменов высокого класса интенсификация тренировочного процесса, возросшая конкуренция в крупнейших соревнованиях наряду с бурным ростом спортивных достижений повлекли за собой укорочение периода выступлений на высшем уровне. Если еще 10—15 лет назад многие спортсмены успешно выступали на самом высоком уровне на протяжении 5—10 лет (а в отдельных видах спорта и дольше), то в настоящее время в большинстве видов спорта редко кому удается оставаться на уровне высших достижений дольше 4—5 лет, а у некоторых мировых и олимпийских чемпионов бурная спортивная карьера нередко завершается в течение года. Это также говорит о необходимости совмещать во времени период максимальных тренировочных нагрузок и наиболее сильно воздействующих методов и средств тренировки с оптимальной возрастной зоной достижения высоких результатов. Однако ориентация на эти зоны, в целом верная для подавляющего большинства спортсменов, не всегда может быть применена к отдельным выдающимся спортсменам с яркими индивидуальными особенностями. Возрастное развитие таких спортсменов, адаптационные процессы, происходящие в их организме под влиянием специальной тренировки, требуют индивидуального планирования многолетней подготовки. Двигательная одаренность, исключительная лабильность основных функциональных систем, индивидуальные темпы развития позволяют этим спортсменам не нарушая основных закономерностей многолетнего планирования, быстро продвигаться к вершинам спортивного мастерства и добиваться выдающихся результатов часто на 1—3 года раньше оптимальных возрастных границ. Например, стремительным было восхождение к вершинам мастерства всех трех советских олимпийских чемпионок по плаванию, две из которых — Г, Прозуменщикова и М. Кошевая — завоевали почетный титул в 16-летнем, а Л. Качюшите в 17-летнем возрасте. Удивительно быстрым был путь к победам феноменального американского конькобежца Э. Хайдена, ставшего в 18 лет трехкратным чемпионом мира, а также ряда пловцов, гребцов, легкоатлетов ГДР, тяжелоатлетов Болгарии. Многолетняя спортивная подготовка может быть подразделена на пять этапов: 1) начальной подготовки; 2) предварительной базовой подготовки; 3) специализированной базовой подготовки; 4) максимальной реализации индивидуальных возможностей; 5) сохранения достижений (табл. 42). Каждый из этапов многолетней подготовки имеет достаточно строго очерченные цели, задачи и содержание. Однако между рядом расположенными этапами нет четких границ; их продолжительность можно в определенной мере варьировать, прежде всего в силу индивидуальных возможностей спортсменов, а также структуры и содержания тренировочного процесса. Не существует четких различий и в методике подготовки спортсменов на смежных этапах.
|
||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 280; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.91.84.219 (0.031 с.) |