ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

IV. 2. Совершенствование тактической подготовленности



Содержание процесса тактической подготовки определяется наличием различных фаз в структуре тактических действий, тре­бующих теоретических знаний техники и тактики спортивной борьбы; способностей к прогнозированию соревновательных си­туаций и их анализу, умения выбирать и реализовывать оптимальные технико-тактические решения в условиях жесткой кон­куренции.

В соответствии с этим процесс тактического совершенствова­ния предусматривает несколько относительно самостоятельных разделов и направлений, в совокупности обеспечивающих разно­стороннюю тактическую подготовленность. В первую очередь сле­дует выделить овладение знаниями общих основ тактики спорта, положений, форм, видов и средств тактики конкретного вида спор­та, тенденций развития соревновательной деятельности, правил соревнований и особенностей судейства. Эти знания являются не­обходимой основой для практического освоения эффективных тех­нико-тактических действий и их реализации в условиях соревно­вательной борьбы.

Процесс овладения специальными знаниями должен быть стро­го дифференцирован с учетом особенностей этапа многолетней подготовки. Так на ранних этапах закладываются наиболее общие знания об основах спортивной тактики, изучаются правила соревнований и их влияние на формирование спортивной тактики, . приобретаются знания основных средств, форм и видов тактики данного вида спорта. На этапе максимальной реализации инди­видуальных возможностей, при подготовке спортсменов к главным соревнованиям на первый план выдвигаются изучение'и ана-, лиз основных технических и тактических действий предполагаемых соперников, уровня их физической, психологической и интеллек­туальной подготовленности, мест проведения соревнований, состояния спортивных баз, особенностей судейства и поведения бо­лельщиков и т. п.

Знания по тактике приобретаются с помощью широкого круга методов. В их числе анализ соревновательной деятельности вы­дающихся спортсменов по результатам наблюдений в процессе соревнований, изучение кино- и видеоматериалов, специальной литературы, беседы с тренерами и спортсменами высокого клас­са и др.

Важнейшим разделом тактической подготовки является овла­дение практическими элементами спортивной тактики:

— целесообразными средствами и способами соревнователь­ных действий, обусловливающими эффективность соревновательной борьбы; г

— способами рационального распределения сил в процессе со­ревнований;

— приемами психологического воздействия на соперников и маскировки собственных намерений (Л. П. Матвеев, 1977).

Эффективность овладения практическими элементами спортив­ной тактики определяется уровнем технической подготовленности спортсмена. Чем шире объем технических навыков и умений, тем больше возможности спортсмена в освоении и реализации эффективных вариантов спортивной тактики. Л. П. Матвеев отмечает, что «основные элементы спортивной тактики представляют собой не что иное, как соединение спортивной техники с целесообразным способом ее использования, соответствующим конкретной соревно­вательной ситуации, т. е. являются тактическими формами применения спортивной техники. Следует иметь в виду, что элементы тактики всегда крупнее элементов техники: первые включают в себя вторые в качестве своих компонентов, объединяя их в определенном порядке — в форме целесообразных способов ведения состязания. Именно необходимость этого единства технических итактических элементов соревновательных действий должна по­стоянно учитываться в процессе тактического совершенствования.

Овладение элементами спортивной тактики осуществляется прежде всего с помощью практических методов. Например, в видах спорта циклического характера таким методом является много­кратное выполнение соревновательных упражнений в строгом соответствии с разработанной тактической схемой и при постоянном контроле за эффективностью двигательных действий. При этом учитываются скорость и время прохождения дистанций и их отрезков, темп движений, расстояние, преодолеваемое в результате одного цикла, и т. д.

В. С. Келлер (1986) рекомендует методы, основанные на ис­пользовании специальных организационно-методических приемов, позволяющих моделировать тактику действий, характерную для единоборств и спортивных игр: тренировку без противника; тре­нировку с условным противником; тренировку с партнером; трени­ровку с противником.

Метод тренировки без противника применяется для овладения основами технико-тактических действий, обучения ак­тивному и сознательному их анализу. Специфическими средствами в этом случае являются основные положения и движения, передви­жения, имитационные упражнения, различные их сочетания.

Метод тренировки с условным противником предполагает использование вспомогательных снарядов и приспо­соблений: мишеней, манекенов, различных тренажерных устройств, моделей противника с программным управлением и т. п. Это позво­ляет отрабатывать дистанционные, временные, ритмические харак­теристики действий, развивать и совершенствовать зрительно-дви­гательные и кинестетические ощущения. Данный метод может успешнр применяться для развития специфических качеств и при моделировании соревновательной деятельности.

Метод тренировки с партнером — основной для овла­дения тактикой действий. Партнер в данном случае является актив­ным помощником. Основные средства при использовании этого метода: парные и групповые упражнения, которые отличаются большим разнообразием и направлены преимущественно на совер­шенствование тактики.

Метод тренировки с противником применяется для детальной отработки тактики действий, тактического совершенство­вания с учетом индивидуальных особенностей спортсменов, воспи­тания умения использовать свои возможности в различных такти­ческих ситуациях, создаваемых противником. Этот метод позволяет совершенствовать тактику действий в условиях информационного и временного дефицита для решения тактических задач, простран­ственно-временной неопределенности, быстро изменяющихся ситуа­ций. Такие условия создают определенный эмоциональный фон и высокую напряженность, характерные для деятельности в условиях соревнований.

Выбор того или иного тактического варианта, его отработка и реализация в соревновательной деятельности обусловлены уровнем технического мастерства спортсмена и развития его двигательных качеств, возможностями важнейших функциональных систем, мо­рально-волевой и психической подготовленностью. Поэтому про­цесс овладения элементами спортивной тактики с помощью прак­тических методов можно рассматривать как своего рода объединя­ющее начало по отношению к другим составляющим спортивного мастерства.

Для спортсменов, специализирующихся в видах спорта цикли­ческого характера, система упражнений и методических приемов становления спортивной тактики включает следующие компоненты (Л. П. Матвеев, 1977):

1) создание облегчающих условий при освоении рациональных вариантов распределения сил на дистанции (лидирование, коррек­тирующая информация о скорости передвижения, темпе движений и т. п.);

2) создание условий, усложняющих реализацию оптимального тактического плана при закреплении тактических навыков (выпол­нение заданий в непривычных условиях, введение дополнительных помех);

3) выдерживание тактической схемы при существенной вариа­тивности пространственно-временных и динамических характери­стик движений или, наоборот, неожиданное изменение тактики по дополнительному сигналу либо в связи с резко изменившейся ситуацией;

4) реализация оптимальной тактической схемы при работе в условиях значительного и постоянно прогрессирующего утомле­ния.

Аналогичные системы могут быть легко разработаны для любого вида спорта.

Важным разделом тактической подготовки является изучение техники и тактики, психических и физических возможностей ос­новных соперников и партнеров, особенностей предстоящих сорев­нований. Данный раздел приобретает особое значение в процессе подготовки высококвалифицированных спортсменов к главным соревнованиям, характеризующимся высокой конкуренцией и плот­ностью результатов.

В первую очередь следует изучать технико-тактические возмож­ности спортсменов и команд. Это особенно важно в спортивных играх и единоборствах, а также в таких видах спорта, где резуль­тат связан с наличием прямого противоборства (например, в ин­дивидуальной велосипедной гонке на шоссе, спринтерской гонке на треке). При изучении возможностей соперников в этих видах спорта основное внимание следует обращать на излюбленные дей­ствия, тактические приемы и комбинации, применяемые в различных ситуациях, особенности варьирования средствами и методами соревновательной борьбы в зависимости от условий соревнований и т. п.

Информация о предполагаемых соперниках может быть полу­чена с помощью просмотра и анализа результатов соревнований, рассказов спортсменов и тренеров, анализа личного опыта встречи с этими соперниками и др. Сбор информации следует вести си­стематически с разбором и анализом технико-тактических, физи­ческих, психических и других возможностей соперника, изучением сильных и слабых сторон его подготовленности, стиля и манеры ведения соревновательной борьбы в различных условиях. Особое внимание необходимо обращать на изучение тех качеств, приемов , и действий, которые могут оказать решающее влияние на ход спор­тивной борьбы и позволяют прогнозировать дальнейшие действия соперника.

Результаты предварительного изучения возможностей основных соперников должны дополняться оценкой применяемых ими прие­мов и действий в ходе конкретного соревнования. Необходимо помнить, что каждый этап подготовки привносит что-то новое в технико-тактическую оснащенность и физическую подготовленность спортсмена и даже хорошее знание соперника не гарантирует от его неожиданных эффективных действий.

Важным разделом тактической подготовки является оценка ус­ловий соревнований и выбор в соответствии с ней технико-такти­ческой схемы ведения соревновательной борьбы.

Климатические особенности мест соревнований, состояние по­годы, оборудование баз и т. п. могут оказать решающее влияние на исход спортивной борьбы в различных видах спорта. Например, различные покрытия площадок для тенниса (пластиковые, дере­вянные, травяные, бетонные, грунтовые), полотна велотрека (де­ревянное, бетонное, синтетическое), футбольного поля (травяное, синтетическое) требуют разных вариантов выполнения одних и тех же технических приемов и комбинаций.

Температура и направление движения воздуха, состояние лыж­ни и льда, горнолыжных трасс, трасс для бобслея также оказыва­ют существенное влияние на выбор и подготовку инвентаря и формы. Ошибки здесь чреваты значительным снижением спортив­ных результатов. Изучение и учет климатических и погодных ус­ловий могут иметь решающее значение для реализации эффектив­ных технико-тактических схем ведения соревновательной борьбы и достижения высоких результатов во всех дисциплинах парусного спорта.

На основе полученных знаний о состоянии мест соревнований, возможностях соперников, учета собственных возможностей и со­стояния в момент конкретных соревнований, а также учета сорев­новательной борьбы прогнозируется рациональная тактика спорт­смена или команды. Обычно выделяют два уровня прогнозирова­ния: а) прогнозирование основных форм, средств и видов такти­ки соперников, а также собственных технико-тактических планов, наиболее вероятных ситуаций, которые могут сложиться в ходе всего соревнования и конкретных стартов, встреч, поединков; б) оперативное прогнозирование действий соперника и своих дей­ствий в отдельные моменты соревновательной борьбы.

Важным разделом тактической подготовки является разработка индивидуальных моделей тактических действий с учетом особен­ностей конкретных соревнований, возможностей основных соперни­ков и умения реализовывать их в зависимости от хода соревнова­тельной борьбы.

При создании индивидуальных моделей тактических действий необходимо руководствоваться:

— осознанием собственной технико-тактической оснащенности, достоинств и недостатков подготовки;

— пониманием взаимосвязи между подготавливающими дейст­виями и основными средствами ведения соревновательной борьбы;

—осознанием необходимости выдержки и разумного риска, знанием вариантов поведения в различные момента поединка, уме­нием проводить разминку и регулировать психическое состояние;

— способностью противодействовать различным по стилю и си­лам соперникам;

— пониманием психологической и тактической специфики со­ревновательной борьбы;

— четким представлением о целях подготовки, участия в со­ревнованиях, в отдельном поединке, о возможности и реальности достижения поставленной цели (В. С. Келлер, 1985).

При совершенствовании рациональных моделей ведения так­тической борьбы спортсмен должен отрабатывать ее элементы и составные части, а также всю схему тактической борьбы в подго­товительных, контрольных и подводящих соревнованиях. При этом нужно создавать в этих соревнованиях условия, максимально близкие к тем, которые будут в главных соревнованиях. Особенно это относится к составу соперников, их технико-тактической осна­щенности в спортивных играх и единоборствах.

Детально разработанные модели оказываются наиболее эффек­тивными в соревнованиях с хорошо знакомыми соперниками, а так­же в большинстве циклических, скоростно-силовых и сложнокоор-динационных видов спорта, где соревновательные действия сопер­ников строго Детерминированы. Что же касается спортивных игр, единоборств, ряда дисциплин велосипедного спорта (индивидуаль­ные гонки на шоссе и треке, спринтерская гонка), то здесь не уда­ется предвидеть все возможные варианты развертывания спортив­ной борьбы. Поэтому в процессе тактической подготовки следует разрабатывать несколько моделей тактических действий, которые могли бы быть реализованы в зависимости от условий, сложивших­ся в конкретном поединке. Одновременно следует предусматривать и возможность оперативной коррекции разработанных моделей, адекватной требованиям соревновательной ситуации, что обуслов­ливает лабильность, вариативность и в конечном счете эффектив­ность применяющихся моделей. Способность интуитивно находить и реализовывать правильные решения в сложных и вариативных ус­ловиях спортивной борьбы связана с творческими возможностями спортсмена, особенностями его мышления, своеобразным талантом (С. П. Белиц-Гейман, 1977). Эти возможности совершенствуются в процессе приобретения спортивного опыта, в результате многочисленных встреч с различными по манере ведения соревновательной борьбы соперниками, разнообразной, проникнутой творческой атмосферой тренировочной деятельности.

Глава V. ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

Физическая подготовка является одной из важнейших составных частей спортивной тренировки и представляет собой процесс, 'Направленный на развитие физических качеств — скоростных способ­ностей, силы, выносливости, гибкости, координационных способностей. Физическая подготовка подразделяется на общую, вспомога­тельную и специальную. Под общей физической подго­товкой понимают процесс гармоничного развития двигательных качеств, оказывающих положительное влияние на достижения а конкретном виде спорта и эффективность тренировочного процес­са. Вспомогательная физическая подготовка ори­ентирована на создание специальной основы, необходимой для эффективного выполнения больших объемов работы, направленной на развитие специальных двигательных качеств. Специальная физическая подготовка направлена на развитие двига­тельных качеств строго в соответствии с требованиями, предъяв­ляемыми спецификой конкретного вида спорта, особенностями со­ревновательной деятельности в нем.

Физическая подготовленность спортсмена тесно связана с его специализацией. В одних видах спорта и их отдельных дисципли­нах спортивный результат определяется прежде всего скоростно-силовыми возможностями, уровнем развития анаэробной произво­дительности, в других — аэробной производительностью, выносли­востью к длительной работе; в третьих — скоростно-силовыми и координационными способностями/ в четвертых — равномерным развитием различных физических качеств.

 





Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.216.79.60 (0.012 с.)