Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
IV. 2. Совершенствование тактической подготовленностиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Содержание процесса тактической подготовки определяется наличием различных фаз в структуре тактических действий, требующих теоретических знаний техники и тактики спортивной борьбы; способностей к прогнозированию соревновательных ситуаций и их анализу, умения выбирать и реализовывать оптимальные технико-тактические решения в условиях жесткой конкуренции. В соответствии с этим процесс тактического совершенствования предусматривает несколько относительно самостоятельных разделов и направлений, в совокупности обеспечивающих разностороннюю тактическую подготовленность. В первую очередь следует выделить овладение знаниями общих основ тактики спорта, положений, форм, видов и средств тактики конкретного вида спорта, тенденций развития соревновательной деятельности, правил соревнований и особенностей судейства. Эти знания являются необходимой основой для практического освоения эффективных технико-тактических действий и их реализации в условиях соревновательной борьбы. Процесс овладения специальными знаниями должен быть строго дифференцирован с учетом особенностей этапа многолетней подготовки. Так на ранних этапах закладываются наиболее общие знания об основах спортивной тактики, изучаются правила соревнований и их влияние на формирование спортивной тактики,. приобретаются знания основных средств, форм и видов тактики данного вида спорта. На этапе максимальной реализации индивидуальных возможностей, при подготовке спортсменов к главным соревнованиям на первый план выдвигаются изучение'и ана-, лиз основных технических и тактических действий предполагаемых соперников, уровня их физической, психологической и интеллектуальной подготовленности, мест проведения соревнований, состояния спортивных баз, особенностей судейства и поведения болельщиков и т. п. Знания по тактике приобретаются с помощью широкого круга методов. В их числе анализ соревновательной деятельности выдающихся спортсменов по результатам наблюдений в процессе соревнований, изучение кино- и видеоматериалов, специальной литературы, беседы с тренерами и спортсменами высокого класса и др. Важнейшим разделом тактической подготовки является овладение практическими элементами спортивной тактики:
— целесообразными средствами и способами соревновательных действий, обусловливающими эффективность соревновательной борьбы; г — способами рационального распределения сил в процессе соревнований; — приемами психологического воздействия на соперников и маскировки собственных намерений (Л. П. Матвеев, 1977). Эффективность овладения практическими элементами спортивной тактики определяется уровнем технической подготовленности спортсмена. Чем шире объем технических навыков и умений, тем больше возможности спортсмена в освоении и реализации эффективных вариантов спортивной тактики. Л. П. Матвеев отмечает, что «основные элементы спортивной тактики представляют собой не что иное, как соединение спортивной техники с целесообразным способом ее использования, соответствующим конкретной соревновательной ситуации, т. е. являются тактическими формами применения спортивной техники. Следует иметь в виду, что элементы тактики всегда крупнее элементов техники: первые включают в себя вторые в качестве своих компонентов, объединяя их в определенном порядке — в форме целесообразных способов ведения состязания. Именно необходимость этого единства технических итактических элементов соревновательных действий должна постоянно учитываться в процессе тактического совершенствования. Овладение элементами спортивной тактики осуществляется прежде всего с помощью практических методов. Например, в видах спорта циклического характера таким методом является многократное выполнение соревновательных упражнений в строгом соответствии с разработанной тактической схемой и при постоянном контроле за эффективностью двигательных действий. При этом учитываются скорость и время прохождения дистанций и их отрезков, темп движений, расстояние, преодолеваемое в результате одного цикла, и т. д. В. С. Келлер (1986) рекомендует методы, основанные на использовании специальных организационно-методических приемов, позволяющих моделировать тактику действий, характерную для единоборств и спортивных игр: тренировку без противника; тренировку с условным противником; тренировку с партнером; тренировку с противником.
Метод тренировки без противника применяется для овладения основами технико-тактических действий, обучения активному и сознательному их анализу. Специфическими средствами в этом случае являются основные положения и движения, передвижения, имитационные упражнения, различные их сочетания. Метод тренировки с условным противником предполагает использование вспомогательных снарядов и приспособлений: мишеней, манекенов, различных тренажерных устройств, моделей противника с программным управлением и т. п. Это позволяет отрабатывать дистанционные, временные, ритмические характеристики действий, развивать и совершенствовать зрительно-двигательные и кинестетические ощущения. Данный метод может успешнр применяться для развития специфических качеств и при моделировании соревновательной деятельности. Метод тренировки с партнером — основной для овладения тактикой действий. Партнер в данном случае является активным помощником. Основные средства при использовании этого метода: парные и групповые упражнения, которые отличаются большим разнообразием и направлены преимущественно на совершенствование тактики. Метод тренировки с противником применяется для детальной отработки тактики действий, тактического совершенствования с учетом индивидуальных особенностей спортсменов, воспитания умения использовать свои возможности в различных тактических ситуациях, создаваемых противником. Этот метод позволяет совершенствовать тактику действий в условиях информационного и временного дефицита для решения тактических задач, пространственно-временной неопределенности, быстро изменяющихся ситуаций. Такие условия создают определенный эмоциональный фон и высокую напряженность, характерные для деятельности в условиях соревнований. Выбор того или иного тактического варианта, его отработка и реализация в соревновательной деятельности обусловлены уровнем технического мастерства спортсмена и развития его двигательных качеств, возможностями важнейших функциональных систем, морально-волевой и психической подготовленностью. Поэтому процесс овладения элементами спортивной тактики с помощью практических методов можно рассматривать как своего рода объединяющее начало по отношению к другим составляющим спортивного мастерства. Для спортсменов, специализирующихся в видах спорта циклического характера, система упражнений и методических приемов становления спортивной тактики включает следующие компоненты (Л. П. Матвеев, 1977): 1) создание облегчающих условий при освоении рациональных вариантов распределения сил на дистанции (лидирование, корректирующая информация о скорости передвижения, темпе движений и т. п.); 2) создание условий, усложняющих реализацию оптимального тактического плана при закреплении тактических навыков (выполнение заданий в непривычных условиях, введение дополнительных помех); 3) выдерживание тактической схемы при существенной вариативности пространственно-временных и динамических характеристик движений или, наоборот, неожиданное изменение тактики по дополнительному сигналу либо в связи с резко изменившейся ситуацией; 4) реализация оптимальной тактической схемы при работе в условиях значительного и постоянно прогрессирующего утомления. Аналогичные системы могут быть легко разработаны для любого вида спорта.
Важным разделом тактической подготовки является изучение техники и тактики, психических и физических возможностей основных соперников и партнеров, особенностей предстоящих соревнований. Данный раздел приобретает особое значение в процессе подготовки высококвалифицированных спортсменов к главным соревнованиям, характеризующимся высокой конкуренцией и плотностью результатов. В первую очередь следует изучать технико-тактические возможности спортсменов и команд. Это особенно важно в спортивных играх и единоборствах, а также в таких видах спорта, где результат связан с наличием прямого противоборства (например, в индивидуальной велосипедной гонке на шоссе, спринтерской гонке на треке). При изучении возможностей соперников в этих видах спорта основное внимание следует обращать на излюбленные действия, тактические приемы и комбинации, применяемые в различных ситуациях, особенности варьирования средствами и методами соревновательной борьбы в зависимости от условий соревнований и т. п. Информация о предполагаемых соперниках может быть получена с помощью просмотра и анализа результатов соревнований, рассказов спортсменов и тренеров, анализа личного опыта встречи с этими соперниками и др. Сбор информации следует вести систематически с разбором и анализом технико-тактических, физических, психических и других возможностей соперника, изучением сильных и слабых сторон его подготовленности, стиля и манеры ведения соревновательной борьбы в различных условиях. Особое внимание необходимо обращать на изучение тех качеств, приемов, и действий, которые могут оказать решающее влияние на ход спортивной борьбы и позволяют прогнозировать дальнейшие действия соперника. Результаты предварительного изучения возможностей основных соперников должны дополняться оценкой применяемых ими приемов и действий в ходе конкретного соревнования. Необходимо помнить, что каждый этап подготовки привносит что-то новое в технико-тактическую оснащенность и физическую подготовленность спортсмена и даже хорошее знание соперника не гарантирует от его неожиданных эффективных действий. Важным разделом тактической подготовки является оценка условий соревнований и выбор в соответствии с ней технико-тактической схемы ведения соревновательной борьбы. Климатические особенности мест соревнований, состояние погоды, оборудование баз и т. п. могут оказать решающее влияние на исход спортивной борьбы в различных видах спорта. Например, различные покрытия площадок для тенниса (пластиковые, деревянные, травяные, бетонные, грунтовые), полотна велотрека (деревянное, бетонное, синтетическое), футбольного поля (травяное, синтетическое) требуют разных вариантов выполнения одних и тех же технических приемов и комбинаций.
Температура и направление движения воздуха, состояние лыжни и льда, горнолыжных трасс, трасс для бобслея также оказывают существенное влияние на выбор и подготовку инвентаря и формы. Ошибки здесь чреваты значительным снижением спортивных результатов. Изучение и учет климатических и погодных условий могут иметь решающее значение для реализации эффективных технико-тактических схем ведения соревновательной борьбы и достижения высоких результатов во всех дисциплинах парусного спорта. На основе полученных знаний о состоянии мест соревнований, возможностях соперников, учета собственных возможностей и состояния в момент конкретных соревнований, а также учета соревновательной борьбы прогнозируется рациональная тактика спортсмена или команды. Обычно выделяют два уровня прогнозирования: а) прогнозирование основных форм, средств и видов тактики соперников, а также собственных технико-тактических планов, наиболее вероятных ситуаций, которые могут сложиться в ходе всего соревнования и конкретных стартов, встреч, поединков; б) оперативное прогнозирование действий соперника и своих действий в отдельные моменты соревновательной борьбы. Важным разделом тактической подготовки является разработка индивидуальных моделей тактических действий с учетом особенностей конкретных соревнований, возможностей основных соперников и умения реализовывать их в зависимости от хода соревновательной борьбы. При создании индивидуальных моделей тактических действий необходимо руководствоваться: — осознанием собственной технико-тактической оснащенности, достоинств и недостатков подготовки; — пониманием взаимосвязи между подготавливающими действиями и основными средствами ведения соревновательной борьбы; —осознанием необходимости выдержки и разумного риска, знанием вариантов поведения в различные момента поединка, умением проводить разминку и регулировать психическое состояние; — способностью противодействовать различным по стилю и силам соперникам; — пониманием психологической и тактической специфики соревновательной борьбы; — четким представлением о целях подготовки, участия в соревнованиях, в отдельном поединке, о возможности и реальности достижения поставленной цели (В. С. Келлер, 1985). При совершенствовании рациональных моделей ведения тактической борьбы спортсмен должен отрабатывать ее элементы и составные части, а также всю схему тактической борьбы в подготовительных, контрольных и подводящих соревнованиях. При этом нужно создавать в этих соревнованиях условия, максимально близкие к тем, которые будут в главных соревнованиях. Особенно это относится к составу соперников, их технико-тактической оснащенности в спортивных играх и единоборствах.
Детально разработанные модели оказываются наиболее эффективными в соревнованиях с хорошо знакомыми соперниками, а также в большинстве циклических, скоростно-силовых и сложнокоор-динационных видов спорта, где соревновательные действия соперников строго Детерминированы. Что же касается спортивных игр, единоборств, ряда дисциплин велосипедного спорта (индивидуальные гонки на шоссе и треке, спринтерская гонка), то здесь не удается предвидеть все возможные варианты развертывания спортивной борьбы. Поэтому в процессе тактической подготовки следует разрабатывать несколько моделей тактических действий, которые могли бы быть реализованы в зависимости от условий, сложившихся в конкретном поединке. Одновременно следует предусматривать и возможность оперативной коррекции разработанных моделей, адекватной требованиям соревновательной ситуации, что обусловливает лабильность, вариативность и в конечном счете эффективность применяющихся моделей. Способность интуитивно находить и реализовывать правильные решения в сложных и вариативных условиях спортивной борьбы связана с творческими возможностями спортсмена, особенностями его мышления, своеобразным талантом (С. П. Белиц-Гейман, 1977). Эти возможности совершенствуются в процессе приобретения спортивного опыта, в результате многочисленных встреч с различными по манере ведения соревновательной борьбы соперниками, разнообразной, проникнутой творческой атмосферой тренировочной деятельности. Глава V. ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА Физическая подготовка является одной из важнейших составных частей спортивной тренировки и представляет собой процесс, 'Направленный на развитие физических качеств — скоростных способностей, силы, выносливости, гибкости, координационных способностей. Физическая подготовка подразделяется на общую, вспомогательную и специальную. Под общей физической подготовкой понимают процесс гармоничного развития двигательных качеств, оказывающих положительное влияние на достижения а конкретном виде спорта и эффективность тренировочного процесса. Вспомогательная физическая подготовка ориентирована на создание специальной основы, необходимой для эффективного выполнения больших объемов работы, направленной на развитие специальных двигательных качеств. Специальная физическая подготовка направлена на развитие двигательных качеств строго в соответствии с требованиями, предъявляемыми спецификой конкретного вида спорта, особенностями соревновательной деятельности в нем. Физическая подготовленность спортсмена тесно связана с его специализацией. В одних видах спорта и их отдельных дисциплинах спортивный результат определяется прежде всего скоростно-силовыми возможностями, уровнем развития анаэробной производительности, в других — аэробной производительностью, выносливостью к длительной работе; в третьих — скоростно-силовыми и координационными способностями/ в четвертых — равномерным развитием различных физических качеств.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 587; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.93.183 (0.01 с.) |