Квалификационные уровни как критерии подготовленности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Квалификационные уровни как критерии подготовленности.



ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ

ФЕДЕРАЦИЯ АЛЬПИНИЗМА РОССИИ

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ПОДГОТОВКИ АЛЬПИНИСТОВ

Утверждены Правлением ФАР

(протокол № от мая 2007 г.)

Москва, 2007 г.

Правление Федерации альпинизма России отмечает, что за основу учебной программы для подготовки альпинистов различной квалификации взята Единая классическая система обучения альпинистов, составленная учебно-методической комиссией Федерацией альпинизма СССР под руководством заслуженного тренера РСФСР И.Б. Кудинова.

В подготовке данной программы принимали участие известные тренеры и мастера спорта И.А. Мартынов, П.П. Захаров, А.И. Мартынов, Ю.И. Порохня.

Выполнение настоящей программы обязательно для всех альпинистских мероприятий (спортивных секций, коллективов физкультуры, спортивных и альпинистских клубов, альпинистских учебно-спортивных баз, передвижных временных лагерей, сборов по подготовке к участию в соревнованиях, круглогодичных мероприятиях), начиная с 2007 г.

 

Введение.

Целью настоящей программы является:

  • интенсификация и повышение качества учебного процесса;
  • перенесение части учебного материала (теоретического и практического) на занятия подготовительного периода;
  • предоставление права руководителям альпинистских мероприятий изменять сроки и объем учебного материала в соответствии с фактическими знаниями и умением альпинистов;
  • приведение программы в соответствии с современными техническими требованиями, правилами проведения альпмероприятий и разрядными требованиями.

 

Выполнение приведенных ниже учебных планов и программ является обязательным для всех альпинистских мероприятий.

 

 

Спортивное совершенствование

(выполнение норм 1-го спортивного разряда по альпинизму)

Совершаемые восхождения: муж.: 5А – 2; 4Бд – 1; 4Ад – 1. жен.: 5А – 2.
Знать Уметь
  • правила соревнований, классификацию маршрутов, правила организации и проведения восхождений;
  • принципы формирования спортивной группы и ее деятельности;
  • права и обязанности руководителя спортивной группы;
  • порядок подготовки группы к восхождению: психологический, физический, технический, тактический аспекты;
  • порядок оформления маршрутных документов, составление тактических планов;
  • особенности тактики восхождений: стенных, траверсов, технических, высотных, зимних;
  • порядок анализа происшествий в горах;
  • организацию спасательных работ силами малой группы;
  • специальное снаряжение для осуществления спортивных восхождений;
  • порядок анализа работы спортивной группы;
  • параметры, контролируемые на этапах восхождения;
  • принципы организации безопасной деятельности в горах.
  • самостоятельно принимать решения;
  • анализировать работу свою и товарищей;
  • руководить группой на спортивном восхождении;
  • совершать восхождения в двойке;
  • работать первым на маршрутах восхождений 4-5 категорий сложности;
  • использовать современное снаряжение для страховки и преодоления сложнейшего рельефа – участки 4-5 категорий сложности;
  • оказывать первую доврачебную помощь;
  • организовывать транспортировку пострадавшего силами малой группы;
  • организовывать и проводить сеансы связи во время спортивных восхождений;
  • сдать зачеты по технике альпинизма и страховке перед выходом на первое восхождение 5А категории сложности;
  • обеспечивать безопасность личную и групповую.

Спортивное мастерство

Совершаемые восхождения: по нормам КМС и МС РФ по альпинизму
Знать Уметь
  • правила соревнований, классификацию маршрутов, правила организации и проведения восхождений;
  • анализ происшествий в горах;
  • альпинистский обзор района восхождений, особенности тактики восхождений в районе, составления тактических планов восхождений;
  • принципы организации спортивных команд для участия в соревнованиях по альпинизму;
  • основы психологии безопасной альпинистской деятельности;
  • принципы обеспечения безопасности в альпинизме;
  • правила составления отчета о совершенных восхождениях в рамках соревнований;
  • состояние физкультуры и спорта в РФ и место альпинизма в структуре спорта;
  • обзор лучших восхождений в РФ и за рубежом, особенности тактических приемов, применяемых во время этих восхождений;
  • способы разрешения типовых опасных и аварийных ситуаций, опасные участки маршрута;
  • об опасностях перехода от сложного рельефа к простому и от одних форм рельефа к другим.
 
  • работать в спортивной группе и команде в любой роли;
  • обеспечивать безопасность личную и командную в любых условиях восхождения;
  • прогнозировать условия работы на маршруте и принимать решения;
  • применять на практике комплекс тактических приемов для обеспечения восхождения;
  • критически оценивать работу свою и команды, своевременно ее корректировать;
  • организовывать все необходимые виды страховки на сложнейших маршрутах восхождений;
  • организовывать работу связок и оказывать помощь напарнику в случае его срыва;
  • организовывать и проводить работу спасательного отряда или транспортировку пострадавшего силами малой группы;
  • осуществлять транспортировку пострадавшего в одиночку подручными средствами;
  • закончить специализированный сбор и получить жетон «Спасение в горах»;
  • совершать восхождения 5Б категории сложности для выполнения норм КМС по альпинизму;
  • принимать участие в соревнованиях по альпинизму.

Организация и планирование учебно-тренировочных занятий.

Организация занятий.

Подготовка альпинистов до выезда в горы проводится в коллективах физкультуры, клубах, секциях и Федерациях альпинизма.

К занятиям альпинизмом допускаются мужчины и женщины не моложе 14 лет, допущенные врачом. Участники от 14 до 16 лет допускаются к восхождению под руководством инструктора, проводившего с ними предсезонную физическую и специальную физическую подготовку и при наличии письменного согласия родителей.

Занятия альпинизмом проводятся круглогодично и, как правило, подразделяются на подготовительный период (до выезда в горы) и основной период (непосредственно в горах). Для последовательного и планомерного обучения прием в секцию новичков производится в начале подготовительного периода, т.е. осенью.

В секциях, расположенных близко к горам, занятия проводятся в течение всего года. Содержание занятий в таких секциях определяется условиями близлежащих высокогорных районов, они проводятся в соответствии с данной программой.

Распределение занимающихся по учебным группам в секции устанавливается в соответствии с общим количеством занимающихся, их спортивной подготовленностью и имеющейся материальной базой. Спортивная подготовленность определяется квалификационным уровнем альпиниста. Количество занимающихся, приходящееся на одного тренера, не должно превышать 10-12 человек. Тренерский состав желательно подбирать таким образом, чтобы тренер (инструктор-методист) проводил постоянно работу с одной группой в подготовительный и основной период непосредственно в горах.

Особое внимание следует уделять вопросам безопасности и воспитательной работы с занимающимися.

 

Планирование занятий.

Учебно-тренировочный процесс планируется отдельно для подготовительного и основного периодов подготовки альпинистов.

В средней полосе России он длится 10-11 месяцев в зависимости от местных климатических условий. В ходе первого этапа (сентябрь – ноябрь) основное внимание уделяется повышению уровня всесторонней физической подготовленности, спортивной работоспособности и укреплению здоровья. На этом этапе занимающиеся тренируются и участвуют в соревнованиях по другим видам спорта (скалолазание, спортивное ориентирование на местности, кроссы и т.д.), участвуют в контрольных соревнованиях по физической подготовленности.

Во время зимнего этапа подготовки основное внимание уделяется дальнейшему повышению всесторонней физической подготовки, закаливанию организма, а также тренировкам и участию в соревнованиях по другим, в основном – по зимним, видам спорта.

В горных районах следует по возможности продолжать тренировку по скалолазанию, организации страховки, хождению по различным видам горного рельефа, совершать учебно-тренировочные походы и восхождения.

Весной главная задача – повышение специальной физической подготовленности, дальнейшее развитие общей и специальной выносливости, быстроты, силы, ловкости и других физических качеств, совершенствование навыков, помогающих овладению техникой альпинизма, теоретическая и практическая подготовка, тренировка в скалолазании, участие в туристических походах и соревнованиях по спортивному ориентированию и т.д.

Вся учебно-тренировочная работа на альпинистских базах, во время учебно-тренировочных сборов и при проведении других альпинистских мероприятий в течение основного периода подготовки проводятся в соответствии с календарными планами, которые должны учитывать непосредственные условия, обстановку высокогорного района и подготовленности альпинистов. Календарные планы утверждаются на местах руководителями альпинистских мероприятий. Основой для составления календарного плана должен служить учебный план «Единой системы обучения в альпинизме» для каждого контингента занимающихся, с учетом их квалификационного уровня. Общее руководство и контроль за выполнение календарного плана осуществляется заместителем начальника альпинистского мероприятия по учебно-спортивной работе. Выход группы на учебно-тренировочные, учебные и спортивные восхождения разрешается выпускающим тренером в соответствии с «Правилами соревнований и совершения восхождений».

Результаты учебно-тренировочной работы во время подготовительного периода заносятся ответственным в секции за подготовку (тренером, инструктором, преподавателем по альпинизму) в «зачетную карточку» и заверяются организацией, осуществляющей подготовку альпиниста.

Правом участия в альпинистском мероприятии (получения путевок в альпинистский лагерь, включением в состав участников сбора и т.п.) пользуются спортсмены, активно участвующие в работе секции, участвующие в отборочных соревнованиях и успешно освоившие программу соответствующего квалификационного уровня.

Распределение часовой нагрузки в подготовительный период должно соответствовать нормам, принятым во всех видах спорта:

1. Начальная подготовка: 6 часов в неделю в 1-ый год, 9 часов в неделю во 2-ой год.

2. Спортивная подготовка: 12-18 часов в неделю.

3. Спортивное совершенствование: 24-28 часов в неделю.

4. Спортивное мастерство: 32 часа в неделю.

В противном случае невозможно говорить о возрастании подготовленности: занятия 2-3 раза в неделю на этапах СС и СМ позволяют лишь поддерживать набранный уровень, но не дают роста.

 

 

Содержание занятий в подготовительный и основной периоды.

№ п/п Содержание занятий (наименование темы) до выезда в горы Количество часов
теория прак-тика всего
         
1.1.1. Физическая культура и спорт в Российской Федерации   -  
1.1.2. Краткая характеристика альпинизма и требования к альпинистской подготовке   -  
1.1.3. Краткие сведения о строении и функциях организма человека, влияние физических нагрузок на организм спортсмена   -  
1.1.4. Врачебный контроль и самоконтроль спортсмена   -  
1.1.5. Оказание первой доврачебной медицинской помощи при травмах и заболеваниях      
1.1.6. Начальные сведения об основах техники альпинизма   -  
1.1.7. Изучение средств и приемов страховки, применяемых в альпинизме      
1.1.8. Освоение основных приемов техники передвижения по скалам      
1.1.9. Организация и режим походов, передвижение по травянистым склонам, переправы через горные реки, устройство бивуаков      
1.1.10. Общая физическая подготовка -    
1.1.11. Специальная физическая подготовка -    
1.1.12. Зачеты и выполнение контрольных нормативов по общей физической подготовке      

Всего часов: 18 276 294

 

№ п/п Содержание занятий в горах Количество часов
теория прак-тика всего
         
1.1.13. Приезд, размещение, оформление документов Особенности альпинизма как вида спорта Табельное снаряжение и экипировка     -  
1.1.14. Формы горного рельефа Опасности в горах и меры предосторожности, применяемые в альпинизме Сдача физнормативов Способы и приемы страховки   - - - -    
1.1.15. Медицинский осмотр Организация и назначение спасательной службы в горах Первая доврачебная помощь пострадавшему и транспортировка Передвижение по скалам и страховка -     - -       -    
1.1.16. Подготовка и проведение учебно-тренировочных походов и восхождений на значок «Альпинист РФ» Передвижение по тропам, травянистым склонам, осыпям. Переправа через горные реки Организация бивуака   - - - -    
1.1.17. Географический обзор района Передвижение по льду и страховка Передвижение по снегу и страховка - - -  
1.1.18. Охрана окружающей среды Передвижение по скалам и страховка Способы и приемы страховки - - -  
1.1.19. Собеседование по программе подготовки альпинистов Передвижение по льду и страховка Передвижение по снегу и страховка - - -  
1.1.20. Совершить перевальный поход через перевалы 1А и 1Б категории сложности Разбор учебно-тренировочных занятий и выходов в высокогорную зону Подготовка к выходу в высокогорную зону для восхождения на вершину 1Б категории сложности       -        
1.1.21. Восхождение на вершину категории 1Б категории сложности Передвижение по скалам и страховка (в процессе восхождения) -   -  
1.1.22. Сдача снаряжения Вручение значка «Альпинист РФ» Отъезд участников      

Всего часов: 13 70 83

Содержание занятий до выезда в горы.

Содержание занятий в горах.

 

Тема 1.1.13. Особенности альпинизма как вида спорта – 1 час теоретических занятий.

Место альпинизма в российской системе физического воспитания и его особенности. Специфика проведения соревнований в альпинизме. Характеристика обстановки и условий, в которой протекает деятельность альпиниста. Альпинизм как коллективный вид спорта. Физиологические, морально-этические, воспитательные и социальные аспекты альпинизма. Характер физических и психологических нагрузок. Прикладное значение альпинизма: хозяйственное, научное, военное. Обеспечение безопасности в альпинизме. Скалолазание и ледолазание – эффективные способы подготовки альпиниста.

Табельное снаряжение и экипировка альпиниста – 1 час теоретических занятий и 1 час практики.

Классификация снаряжения: личное и групповое, табельное и специальное. Основные требования, предъявляемые к снаряжению и экипировке, применяемым в альпинизме. Перечень табельного снаряжения для начинающих альпинистов, выдаваемого им на время пребывания в горах, его характеристики.

Назначение группового табельного снаряжения и его характеристика. Личная экипировка альпиниста. Правила использования, повседневного ухода, сбережения и транспортировки снаряжения. Подготовка его к проведению занятий.

 

Тема 1.1.14. Формы горного рельефа. Опасности в горах и меры предосторожности, применяемые в альпинизме – 2 часа теоретических занятий.

Образование горного рельефа. Формы гор: складчатые и сбросовые. Зависимость формы гор от их возраста. Породы, слагающие горы. Макро – и микрорельеф. Разрушение горных пород. Камнепадоопасность. Действия движущихся ледников. Отложение и накопление осадочных пород. Крупные формы горного рельефа и их элементы. Ледники и их виды. Области питания и таяния. «Закрытые» и «открытые» ледники. Причины образования трещин и распознавание их на закрытом леднике. Снежные мосты на леднике. Снежно-фирновый рельеф. Лавины и их последствия. Горные реки и сели. Климатогеографические и орографические особенности высокогорья как источник опасных ситуаций. Недостаточная всесторонняя подготовка и неправильное поведение альпиниста – основной источник опасности. Меры безопасности. Профилактические меры.

Сдача физнормативов – 1 час практических занятий.

Проверка общефизической подготовленности проводится на 2-й день пребывания начинающих альпинистов в горах.

Для приема физических нормативов по ОФП распоряжением по альпинистскому мероприятию назначается комиссия. Нормативы по ОФП см. в Приложении № 6.

Способы и приемы страховки – 1 час теоретических занятий и 2 часа практики.

Повторение и практическая отработка темы 1.1.7. Средства страховки, самостраховки, страховки партнера. Физические основы компенсации динамического рывка. Объекты трения. Способы и формы страховки. Организация страховочной точки (станции). Принцип движения связок. Понятие динамической и статической страховки.

 

Тема 1.1.15. Организация и назначение спасательной службы в горах – 1 час теоретических занятий и 1 час практики.

Назначение и задачи контрольно-спасательной службы в горах. Организация работы МЧС района и спасательного отряда альпинистского мероприятия заключается в профилактике и контроле за безопасностью проведения альпинистских мероприятий; в организации и проведении спасательных и поисковых работ; в расследовании несчастных случаев в альпинистских мероприятиях; в подготовке кадров спасательной службы; в контроле за охраной окружающей среды.

Порядок выпуска альпинистов в высокогорную зону. Определение контрольных сроков. Порядок выхода спасательного отряда в высокогорную зону.

Сигналы бедствия в горах. Правила подачи сигналов бедствия и ответов на них. Общепринятые сигналы и время связи в районе. Обязанности альпиниста, принявшего сигнал бедствия.

Первая доврачебная помощь пострадавшему и транспортировка – 2 часа теоретических занятий и 1 час практики.

Передвижение по скалам и страховка – 5 часов практики.

Отработка приемов лазания в разных направлениях по скалам различного рельефа с верхней страховкой. Приемы страховки и самостраховки через выступы, крючья, петли и т.д. Организация массовой страховки – «перил» – при передвижении по скалам средней сложности. Приемы и средства страховки и самостраховки при передвижении по закрепленной веревке. Приемы передвижения по «перилам»: подъемы, траверсы, спуски. Самостраховка в местах перехода с одних перил на другие. Демонстрация работы связки из двух человек на скальном рельефе (выполняют инструкторы или стажеры). Приемы лазания, взаимная страховка, работа с крючьями, петлями, смена направляющего в связке, организация и проведение спуска по закрепленной веревке (дюльферу), спортивный спуск, продергивание веревки после окончания спуска. Работа с веревкой во время движения связки. Выбор места для самостраховки и страховки. Команды. Темп. Взаимопомощь во время движения. Передвижение связок по простым скалам, отдельным камням. Одновременное и попеременное движение. Взаимодействие связок. Организация работы связок на спуске, движение последнего, страховка для него.

 

Тема 1.1.16. Подготовка и проведение учебно-тренировочных походов и восхождений на значок «Альпинист России» – 2 часа теоретических занятий.

Знакомство с маршрутом похода и восхождения, тактический план выхода. Подбор и подготовка снаряжения и питания. Распределение груза. Порядок оформления выхода в высокогорную зону. Медицинский осмотр. Распределение обязанностей. Режим движения колонны. Поведение и дисциплина в походе и на стоянках. Правила безопасности при передвижении в высокогорной зоне.

Передвижение по тропам, травянистым склонам, осыпям – 3 часа практики.

Организация и режим движения на подходах. Меры безопасности на тропах, травянистых склонах и осыпях. Самостраховка и самозадержание. Техника движения. Тема отрабатывается при подходах к местам занятий.

Переправа через горные реки – 3 часа практики.

Особенности и опасности горных рек. Главные критерии выбора места, способа и времени переправы. Обеспечение безопасности при массовой и индивидуальной переправах. Переправа на подручных средствах. Переправа вброд в одиночку, вдвоем, шеренгой, по перилам, вдвоем. Переправа над водой, по камням, перебрасывание бревна и переправа по бревну. Воздушная переправа.

Организация бивуака – 2 часа практики.

Выбор места бивуака и подготовка площадки для установки палатки в лесу, на поляне, на травянистом склоне, на моренах, на осыпях. Хранение на бивуаке продуктов питания и снаряжения. Приготовление пищи. Гигиенические требования к бивуакам. Работа отделения на бивуаке.

 

Тема 1.1.17. Географический обзор данного высокогорного района – 1 час теоретических занятий.

Административное и географическое положение данного района. Главнейшие хребты, горные узлы, долины, ущелья, реки и ледники района. Направление основного хребта и его боковые отроги. Основные вершины и перевалы района (названия, высоты и подходы к ним, классификационная сложность отдельных маршрутов).

Граница снеговой линии в районе. Климатические особенности района. Основной вид растительности, животный мир. Структура скальных пород, характерная для района. Маршруты перевальных походов и зачетных вершин района.

Основные данные альпинистской истории района.

Передвижение по льду и страховка – 5 часов практики.

Передвижение по льду в ботинках типа «вибрам». Надевание кошек. Применение ледоруба при движение по льду. Передвижение в кошках. Приемы самозадержания на ледовом склоне в случае срыва. Рубка ступеней. Применение ледорубных крючьев. Подъем, траверсы, спуски по веревке, работа на «перилах».

.Демонстрация передвижения по ледовому склону с организацией крючьевой страховки инструкторской связки – двойкой на кошках. Передвижение обучающихся группой в кошках по ледовому склону, отработка приемов правильной постановки ноги при подъеме, траверсе, спуске. Работа на передних зубьях кошек. Использование ледоруба как дополнительной точки опоры и средства самостраховки. Отработка приемов работы с веревкой при движении в связках. Разнообразное передвижение по открытому леднику в связках по маршрутам, близким к реальным, во время массовых походов и восхождений.

Передвижение по снегу и страховка – 3 часа практики.

Приемы передвижения по снегу (твердому, плотному, рыхлому, раскисшему). Приемы выбивания ступеней при подъеме: прямо вверх; наискось при траверсе; при спуске – прямо вниз, наискось. Приемы вытаптывания ступеней. Формирование ступеней в различном по структуре снегу.

Использование ледоруба как дополнительной точки опоры при движении по снегу.

Передвижение в три такта. Спуски «глиссированием».

Организация и приемы страховки на различном по состоянию снегу. Страховка веревкой через ледоруб. Выбирание и выдача веревки при страховке партнера. Совмещение страховки и самостраховки на ледорубе. Приемы самозадержания на снежном склоне.

Передвижение по снежному склону в связках. Попеременное движение связки прямо вверх; прямо вниз и наискось со сменой направляющего. Одновременное движение связки. Приемы страховки при движении связки (взаимная страховка).

 

Тема 1.1.18. Охрана окружающей среды – 1 час теоретических занятий.

Необходимо преподать основные сведения о флоре и фауне района и о необходимости их сохранения; о необходимости и способах сохранения в чистоте мест стоянок, источников, троп, ледников, скальных маршрутов.

Передвижение по скалам и страховка – 3 часа практики.

Способы и приемы страховки – 2 часа практики.

 

Тема 1.1.19. Собеседование по программе подготовки – 1 час теоретических занятий.

Собеседование по программе подготовки начинающих альпинистов в подготовительный период проводится командиром будущего отряда или лицом, назначенным учебной частью мероприятия. Участники должны продемонстрировать знания и умения, приобретенные ими в период предлагерной подготовки.

Цель собеседования и сдачи нормативов по ОФП – определить степень подготовленности начинающих альпинистов для распределения их по учебным отделениям и для определения программы будущих занятий.

Передвижение по льду и страховка – 4 часа практики.

Передвижение по снегу и страховка – 3 часа практики.

 

Тема 1.1.20.Соаершение перевального похода 1А и 1Б категории сложности.-10 часов-практика. Разбор результатов учебно-тренировочных занятий и выходов в высокогорную зону – 4 часа теоретических занятий.

Во время перевального похода проверяются навыки и знания, приобретённые на занятиях. Умение взаимодействовать в группе и безопасно вести себя в горах. Организованно двигаться по несложному горному рельефу. Организовывать бивуак и жизнь на бивуаке.-

Обязательному разбору подлежат ведущие темы учебного плана, а также – темы отдельных уроков-занятий или темы, выбранные по усмотрению учебной части альпинистского мероприятия. На разборе оцениваются качество и эффективность проведенного занятия или цикла занятий, условия проведения, активность и дисциплина участников. Разбираются успехи и недостатки обучения, ошибки в выполнении технических приемов, указываются методы исправления допущенных ошибок. Объявляются оценки, выставленные участникам за освоение тем и т.д. Анализируется деятельность участников в походе или на восхождении, выносятся на обсуждение коллектива случаи нарушения установленных правил, дисциплины в отделении, в отряде. На разборах должны не только вскрываться недостатки, но и выявляться положительные элементы деятельности участников.

Подготовка к выходу в высокогорную зону – 4 часа практики.

 

Тема 1.1.21. Восхождение на вершину 1Б категории сложности – 8 часов практики.

Восхождение на вершину по маршруту 1Б категории сложности является итоговой проверкой альпинистской подготовки участников. Оно включает: подготовку и оформление восхождения, меры по обеспечению безопасности, отработку взаимодействия связок, знакомство с районом, освоение правил охраны окружающей среды, организацию бивуаков, освоение технических и тактических правил и приемов.

Передвижение по скалам и страховка (в процессе восхождения) – 4 часа практических занятий.

 

Тема 1.1.22. Сдача снаряжения. Вручение значка «Альпинист РФ». Отъезд участников.

 

 

1.2. Программа начальной подготовки альпинистов к выполнению норм 3-го спортивного разряда (2-й год обучения).

Второй этап начальной подготовки предъявляет следующие требования к альпинистам, желающим заниматься по этой программе:

1. Иметь значок «Альпинист России» и удостоверение-рекомендацию для дальнейших занятий альпинизмом.

2. Пройти общефизическую и специальную альпинистскую подготовку до выезда в горы и сдать контрольные нормативы по общефизической подготовке.

3. Иметь рекомендацию тренера (инструктора, преподавателя) по альпинизму, проводившего учебно-тренировочные занятия в подготовительный период, врачебно-физкультурную карту установленного образца, заверенную в медицинском учреждении.

4. Подтвердить в горах на контрольных испытаниях физическую подготовленность, сдать зачет по вопросам техники альпинизма и пройти подготовку по соответствующему циклу учебно-тренировочных занятий, в соответствии с «Единой системой обучения в альпинизме».

5. Совершить учебно-тренировочное восхождение 1б категории сложности, два восхождения 2а категории сложности, контрольное восхождение 2б категории сложности.

 

Учебный план для начальной подготовки при выполнении нормативов 3-го спортивного разряда по альпинизму.

 

Содержание занятий в подготовительный и основной периоды.

 

№ п/п Содержание занятий (наименование темы) до выезда в горы Количество часов
теория прак-тика всего
         
1.2.1. Альпинизм в России и за рубежом   -  
1.2.2. История альпинизма и альпинистская география   -  
1.2.3. Гигиена, закаливание, режим, питание спортсмена   -  
1.2.4. Моральный и волевой облик российского спортсмена, психологическая подготовка альпиниста   -  
1.2.5. Природа высокогорья, ее особенности и опасности   -  
1.2.6. Элементы топографии и ориентирования на местности      
1.2.7. Оказание первой медицинской помощи при травмах и заболеваниях      
1.2.8. Простейшие способы транспортировки пострадавшего -    
1.2.9. Виды и способы страховки      
1.2.10. Приемы передвижения лазанием на скальном рельефе -    
1.2.11. Приемы передвижения по снегу и льду -    
1.2.12. Общая физическая подготовка -    
1.2.13 Специальная физическая подготовка -    
1.2.14 Сдача зачетов и выполнение контрольных нормативов      

Всего часов: 18 296 314

 

№ п/п Содержание занятий в горах Количество часов
теория прак-тика всего
         
1.2.15. Альпинистский обзор района и история его освоения альпинистами   -  
1.2.16. Правила соревнований, классификация маршрутов, организация и проведение восхождений (раздел 3)   -  
1.2.17. Анализ несчастных случаев, произошедших с альпинистами в районе   -  
1.2.18. Организация и проведение спасательных работ   -  
1.2.19. Радиосвязь и сигнализация в горах      
1.2.20. Тактика проведения восхождения отделением   -  
1.2.21. Меры по обеспечению безопасности при занятиях альпинизмом   -  
1.2.22. Приемы страховки веревкой. Работа на учебном страховочном стенде -    
1.2.23. Оказание первой доврачебной медицинской помощи -    
1.2.24. Транспортировка пострадавшего подручными средствами на горном рельефе -    
1.2.25. Организация бивуаков -    
1.2.26. Передвижение по скалам и страховка -    
1.2.27. Передвижение по льду и страховка -    
1.2.28. Передвижение по снегу и страховка -    
1.2.29. Восхождения выполнения норм на 3-й спортивный разряд по альпинизму -    
1.2.30. Разбор результатов учебно-тренировочных занятий и восхождений   -  
1.2.31. Проверка знаний по вопросам техники альпинизма и выполнение контрольных нормативов по общей физической подготовке      

Всего часов: 21 96 117

Содержание занятий до выезда в горы.

Содержание занятий в горах.

Организация урока.

1. Учебное подразделение должно быть полностью обеспечено снаряжением.

2. Выбор места занятий должен обеспечивать выполнение конкретных задач урока, т.е. изучение и освоение вполне определенных приемов, соответствующих рельефу или другим условиям. Недопустимы условности.

3. Работать на рельефе следует сдвоенными группами (отделениями), чтобы один тренер (инструктор) проверял работу сверху, а другой – снизу, сменяя друг друга. Разборы результатов работы следует проводить совместно. Сдвоенность групп (отделений) облегчает дальнейшее переформирование групп и отделений, так как сработанность обучаемых более тесная.

4. При комплектовании групп и отделений следует учитывать подготовленность альпинистов, выявляемую по результатам собеседования и по данным представленных документов. Окончательный состав групп утверждается в соответствии с результатами практических проверок.

 

 

Обеспечение безопасности.

 

Главным условием обеспечения безопасности является правильная организация и методика обучения. Специфика начального обучения состоит в том, что участники не только многого не знают и не умеют, но и в том, что за короткий срок обучения они не могут прочно освоить необходимые приемы и правила. Поэтому часто имеют место ЧП, которые трудно предусмотреть. Инструкторы должны быть готовы к непростым ситуациям. Очень важен сознательный взаимный контроль участников, приучение их к проверкам действий друг друга. Следует требовать строгого соблюдения дисциплины, но не следует рассматривать каждое нарушение или ошибку как поступок, влекущий за собою наказание.

 

 

2.1. Спортивная подготовка.

Возраст участников – не моложе 16 лет.

Спортивная подготовка, так же, как и начальная, подразделяется на два этапа:

  • частичное выполнение норм (подготовка к выполнению норм);
  • выполнение норм 2-го спортивного разряда по альпинизму.

Для получения допуска к работе по программе спортивной подготовки необходимо:

1. Иметь оформленный 3-й разряд по альпинизму и классификационный билет спортсмена, «книжку альпиниста», зачетную карточку с отметкой о предлагерной подготовке (допускается неоформленный 3-й разряд, если нормы выполнены в текущем сезоне).

2. Пройти до выезда в горы общефизическую и специальную альпинистскую подготовку по данной программе и сдать контрольные нормативы по общефизической подготовке и зачеты по теории альпинизма.

3. Иметь рекомендацию инструктора (тренера, преподавателя) по альпинизму, проводившего учебно-тренировочные занятия в подготовительный период, и врачебно-физкультурную карту установленного образца, заверенную в медицинском учреждении.

4. Подтвердить в горах на контрольных испытаниях физическую подготовленность и пройти курс учебно-тренировочных занятий.

5. Сдать экзамены по темам: «Правила соревнований, классификация маршрутов, организация и пров



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 162; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.28.50 (0.103 с.)