Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Квалификационные уровни как критерии подготовленности.↑ Стр 1 из 8Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ ФЕДЕРАЦИЯ АЛЬПИНИЗМА РОССИИ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ПОДГОТОВКИ АЛЬПИНИСТОВ Утверждены Правлением ФАР (протокол № от мая 2007 г.) Москва, 2007 г. Правление Федерации альпинизма России отмечает, что за основу учебной программы для подготовки альпинистов различной квалификации взята Единая классическая система обучения альпинистов, составленная учебно-методической комиссией Федерацией альпинизма СССР под руководством заслуженного тренера РСФСР И.Б. Кудинова. В подготовке данной программы принимали участие известные тренеры и мастера спорта И.А. Мартынов, П.П. Захаров, А.И. Мартынов, Ю.И. Порохня. Выполнение настоящей программы обязательно для всех альпинистских мероприятий (спортивных секций, коллективов физкультуры, спортивных и альпинистских клубов, альпинистских учебно-спортивных баз, передвижных временных лагерей, сборов по подготовке к участию в соревнованиях, круглогодичных мероприятиях), начиная с 2007 г.
Введение. Целью настоящей программы является:
Выполнение приведенных ниже учебных планов и программ является обязательным для всех альпинистских мероприятий.
Спортивное совершенствование (выполнение норм 1-го спортивного разряда по альпинизму)
Спортивное мастерство
Организация и планирование учебно-тренировочных занятий. Организация занятий. Подготовка альпинистов до выезда в горы проводится в коллективах физкультуры, клубах, секциях и Федерациях альпинизма. К занятиям альпинизмом допускаются мужчины и женщины не моложе 14 лет, допущенные врачом. Участники от 14 до 16 лет допускаются к восхождению под руководством инструктора, проводившего с ними предсезонную физическую и специальную физическую подготовку и при наличии письменного согласия родителей. Занятия альпинизмом проводятся круглогодично и, как правило, подразделяются на подготовительный период (до выезда в горы) и основной период (непосредственно в горах). Для последовательного и планомерного обучения прием в секцию новичков производится в начале подготовительного периода, т.е. осенью. В секциях, расположенных близко к горам, занятия проводятся в течение всего года. Содержание занятий в таких секциях определяется условиями близлежащих высокогорных районов, они проводятся в соответствии с данной программой. Распределение занимающихся по учебным группам в секции устанавливается в соответствии с общим количеством занимающихся, их спортивной подготовленностью и имеющейся материальной базой. Спортивная подготовленность определяется квалификационным уровнем альпиниста. Количество занимающихся, приходящееся на одного тренера, не должно превышать 10-12 человек. Тренерский состав желательно подбирать таким образом, чтобы тренер (инструктор-методист) проводил постоянно работу с одной группой в подготовительный и основной период непосредственно в горах. Особое внимание следует уделять вопросам безопасности и воспитательной работы с занимающимися.
Планирование занятий. Учебно-тренировочный процесс планируется отдельно для подготовительного и основного периодов подготовки альпинистов. В средней полосе России он длится 10-11 месяцев в зависимости от местных климатических условий. В ходе первого этапа (сентябрь – ноябрь) основное внимание уделяется повышению уровня всесторонней физической подготовленности, спортивной работоспособности и укреплению здоровья. На этом этапе занимающиеся тренируются и участвуют в соревнованиях по другим видам спорта (скалолазание, спортивное ориентирование на местности, кроссы и т.д.), участвуют в контрольных соревнованиях по физической подготовленности. Во время зимнего этапа подготовки основное внимание уделяется дальнейшему повышению всесторонней физической подготовки, закаливанию организма, а также тренировкам и участию в соревнованиях по другим, в основном – по зимним, видам спорта. В горных районах следует по возможности продолжать тренировку по скалолазанию, организации страховки, хождению по различным видам горного рельефа, совершать учебно-тренировочные походы и восхождения. Весной главная задача – повышение специальной физической подготовленности, дальнейшее развитие общей и специальной выносливости, быстроты, силы, ловкости и других физических качеств, совершенствование навыков, помогающих овладению техникой альпинизма, теоретическая и практическая подготовка, тренировка в скалолазании, участие в туристических походах и соревнованиях по спортивному ориентированию и т.д. Вся учебно-тренировочная работа на альпинистских базах, во время учебно-тренировочных сборов и при проведении других альпинистских мероприятий в течение основного периода подготовки проводятся в соответствии с календарными планами, которые должны учитывать непосредственные условия, обстановку высокогорного района и подготовленности альпинистов. Календарные планы утверждаются на местах руководителями альпинистских мероприятий. Основой для составления календарного плана должен служить учебный план «Единой системы обучения в альпинизме» для каждого контингента занимающихся, с учетом их квалификационного уровня. Общее руководство и контроль за выполнение календарного плана осуществляется заместителем начальника альпинистского мероприятия по учебно-спортивной работе. Выход группы на учебно-тренировочные, учебные и спортивные восхождения разрешается выпускающим тренером в соответствии с «Правилами соревнований и совершения восхождений». Результаты учебно-тренировочной работы во время подготовительного периода заносятся ответственным в секции за подготовку (тренером, инструктором, преподавателем по альпинизму) в «зачетную карточку» и заверяются организацией, осуществляющей подготовку альпиниста. Правом участия в альпинистском мероприятии (получения путевок в альпинистский лагерь, включением в состав участников сбора и т.п.) пользуются спортсмены, активно участвующие в работе секции, участвующие в отборочных соревнованиях и успешно освоившие программу соответствующего квалификационного уровня. Распределение часовой нагрузки в подготовительный период должно соответствовать нормам, принятым во всех видах спорта: 1. Начальная подготовка: 6 часов в неделю в 1-ый год, 9 часов в неделю во 2-ой год. 2. Спортивная подготовка: 12-18 часов в неделю. 3. Спортивное совершенствование: 24-28 часов в неделю. 4. Спортивное мастерство: 32 часа в неделю. В противном случае невозможно говорить о возрастании подготовленности: занятия 2-3 раза в неделю на этапах СС и СМ позволяют лишь поддерживать набранный уровень, но не дают роста.
Содержание занятий в подготовительный и основной периоды.
Всего часов: 18 276 294
Всего часов: 13 70 83 Содержание занятий до выезда в горы. Содержание занятий в горах.
Тема 1.1.13. Особенности альпинизма как вида спорта – 1 час теоретических занятий. Место альпинизма в российской системе физического воспитания и его особенности. Специфика проведения соревнований в альпинизме. Характеристика обстановки и условий, в которой протекает деятельность альпиниста. Альпинизм как коллективный вид спорта. Физиологические, морально-этические, воспитательные и социальные аспекты альпинизма. Характер физических и психологических нагрузок. Прикладное значение альпинизма: хозяйственное, научное, военное. Обеспечение безопасности в альпинизме. Скалолазание и ледолазание – эффективные способы подготовки альпиниста. Табельное снаряжение и экипировка альпиниста – 1 час теоретических занятий и 1 час практики. Классификация снаряжения: личное и групповое, табельное и специальное. Основные требования, предъявляемые к снаряжению и экипировке, применяемым в альпинизме. Перечень табельного снаряжения для начинающих альпинистов, выдаваемого им на время пребывания в горах, его характеристики. Назначение группового табельного снаряжения и его характеристика. Личная экипировка альпиниста. Правила использования, повседневного ухода, сбережения и транспортировки снаряжения. Подготовка его к проведению занятий.
Тема 1.1.14. Формы горного рельефа. Опасности в горах и меры предосторожности, применяемые в альпинизме – 2 часа теоретических занятий. Образование горного рельефа. Формы гор: складчатые и сбросовые. Зависимость формы гор от их возраста. Породы, слагающие горы. Макро – и микрорельеф. Разрушение горных пород. Камнепадоопасность. Действия движущихся ледников. Отложение и накопление осадочных пород. Крупные формы горного рельефа и их элементы. Ледники и их виды. Области питания и таяния. «Закрытые» и «открытые» ледники. Причины образования трещин и распознавание их на закрытом леднике. Снежные мосты на леднике. Снежно-фирновый рельеф. Лавины и их последствия. Горные реки и сели. Климатогеографические и орографические особенности высокогорья как источник опасных ситуаций. Недостаточная всесторонняя подготовка и неправильное поведение альпиниста – основной источник опасности. Меры безопасности. Профилактические меры. Сдача физнормативов – 1 час практических занятий. Проверка общефизической подготовленности проводится на 2-й день пребывания начинающих альпинистов в горах. Для приема физических нормативов по ОФП распоряжением по альпинистскому мероприятию назначается комиссия. Нормативы по ОФП см. в Приложении № 6. Способы и приемы страховки – 1 час теоретических занятий и 2 часа практики. Повторение и практическая отработка темы 1.1.7. Средства страховки, самостраховки, страховки партнера. Физические основы компенсации динамического рывка. Объекты трения. Способы и формы страховки. Организация страховочной точки (станции). Принцип движения связок. Понятие динамической и статической страховки.
Тема 1.1.15. Организация и назначение спасательной службы в горах – 1 час теоретических занятий и 1 час практики. Назначение и задачи контрольно-спасательной службы в горах. Организация работы МЧС района и спасательного отряда альпинистского мероприятия заключается в профилактике и контроле за безопасностью проведения альпинистских мероприятий; в организации и проведении спасательных и поисковых работ; в расследовании несчастных случаев в альпинистских мероприятиях; в подготовке кадров спасательной службы; в контроле за охраной окружающей среды. Порядок выпуска альпинистов в высокогорную зону. Определение контрольных сроков. Порядок выхода спасательного отряда в высокогорную зону. Сигналы бедствия в горах. Правила подачи сигналов бедствия и ответов на них. Общепринятые сигналы и время связи в районе. Обязанности альпиниста, принявшего сигнал бедствия. Первая доврачебная помощь пострадавшему и транспортировка – 2 часа теоретических занятий и 1 час практики. Передвижение по скалам и страховка – 5 часов практики. Отработка приемов лазания в разных направлениях по скалам различного рельефа с верхней страховкой. Приемы страховки и самостраховки через выступы, крючья, петли и т.д. Организация массовой страховки – «перил» – при передвижении по скалам средней сложности. Приемы и средства страховки и самостраховки при передвижении по закрепленной веревке. Приемы передвижения по «перилам»: подъемы, траверсы, спуски. Самостраховка в местах перехода с одних перил на другие. Демонстрация работы связки из двух человек на скальном рельефе (выполняют инструкторы или стажеры). Приемы лазания, взаимная страховка, работа с крючьями, петлями, смена направляющего в связке, организация и проведение спуска по закрепленной веревке (дюльферу), спортивный спуск, продергивание веревки после окончания спуска. Работа с веревкой во время движения связки. Выбор места для самостраховки и страховки. Команды. Темп. Взаимопомощь во время движения. Передвижение связок по простым скалам, отдельным камням. Одновременное и попеременное движение. Взаимодействие связок. Организация работы связок на спуске, движение последнего, страховка для него.
Тема 1.1.16. Подготовка и проведение учебно-тренировочных походов и восхождений на значок «Альпинист России» – 2 часа теоретических занятий. Знакомство с маршрутом похода и восхождения, тактический план выхода. Подбор и подготовка снаряжения и питания. Распределение груза. Порядок оформления выхода в высокогорную зону. Медицинский осмотр. Распределение обязанностей. Режим движения колонны. Поведение и дисциплина в походе и на стоянках. Правила безопасности при передвижении в высокогорной зоне. Передвижение по тропам, травянистым склонам, осыпям – 3 часа практики. Организация и режим движения на подходах. Меры безопасности на тропах, травянистых склонах и осыпях. Самостраховка и самозадержание. Техника движения. Тема отрабатывается при подходах к местам занятий. Переправа через горные реки – 3 часа практики. Особенности и опасности горных рек. Главные критерии выбора места, способа и времени переправы. Обеспечение безопасности при массовой и индивидуальной переправах. Переправа на подручных средствах. Переправа вброд в одиночку, вдвоем, шеренгой, по перилам, вдвоем. Переправа над водой, по камням, перебрасывание бревна и переправа по бревну. Воздушная переправа. Организация бивуака – 2 часа практики. Выбор места бивуака и подготовка площадки для установки палатки в лесу, на поляне, на травянистом склоне, на моренах, на осыпях. Хранение на бивуаке продуктов питания и снаряжения. Приготовление пищи. Гигиенические требования к бивуакам. Работа отделения на бивуаке.
Тема 1.1.17. Географический обзор данного высокогорного района – 1 час теоретических занятий. Административное и географическое положение данного района. Главнейшие хребты, горные узлы, долины, ущелья, реки и ледники района. Направление основного хребта и его боковые отроги. Основные вершины и перевалы района (названия, высоты и подходы к ним, классификационная сложность отдельных маршрутов). Граница снеговой линии в районе. Климатические особенности района. Основной вид растительности, животный мир. Структура скальных пород, характерная для района. Маршруты перевальных походов и зачетных вершин района. Основные данные альпинистской истории района. Передвижение по льду и страховка – 5 часов практики. Передвижение по льду в ботинках типа «вибрам». Надевание кошек. Применение ледоруба при движение по льду. Передвижение в кошках. Приемы самозадержания на ледовом склоне в случае срыва. Рубка ступеней. Применение ледорубных крючьев. Подъем, траверсы, спуски по веревке, работа на «перилах». .Демонстрация передвижения по ледовому склону с организацией крючьевой страховки инструкторской связки – двойкой на кошках. Передвижение обучающихся группой в кошках по ледовому склону, отработка приемов правильной постановки ноги при подъеме, траверсе, спуске. Работа на передних зубьях кошек. Использование ледоруба как дополнительной точки опоры и средства самостраховки. Отработка приемов работы с веревкой при движении в связках. Разнообразное передвижение по открытому леднику в связках по маршрутам, близким к реальным, во время массовых походов и восхождений. Передвижение по снегу и страховка – 3 часа практики. Приемы передвижения по снегу (твердому, плотному, рыхлому, раскисшему). Приемы выбивания ступеней при подъеме: прямо вверх; наискось при траверсе; при спуске – прямо вниз, наискось. Приемы вытаптывания ступеней. Формирование ступеней в различном по структуре снегу. Использование ледоруба как дополнительной точки опоры при движении по снегу. Передвижение в три такта. Спуски «глиссированием». Организация и приемы страховки на различном по состоянию снегу. Страховка веревкой через ледоруб. Выбирание и выдача веревки при страховке партнера. Совмещение страховки и самостраховки на ледорубе. Приемы самозадержания на снежном склоне. Передвижение по снежному склону в связках. Попеременное движение связки прямо вверх; прямо вниз и наискось со сменой направляющего. Одновременное движение связки. Приемы страховки при движении связки (взаимная страховка).
Тема 1.1.18. Охрана окружающей среды – 1 час теоретических занятий. Необходимо преподать основные сведения о флоре и фауне района и о необходимости их сохранения; о необходимости и способах сохранения в чистоте мест стоянок, источников, троп, ледников, скальных маршрутов. Передвижение по скалам и страховка – 3 часа практики. Способы и приемы страховки – 2 часа практики.
Тема 1.1.19. Собеседование по программе подготовки – 1 час теоретических занятий. Собеседование по программе подготовки начинающих альпинистов в подготовительный период проводится командиром будущего отряда или лицом, назначенным учебной частью мероприятия. Участники должны продемонстрировать знания и умения, приобретенные ими в период предлагерной подготовки. Цель собеседования и сдачи нормативов по ОФП – определить степень подготовленности начинающих альпинистов для распределения их по учебным отделениям и для определения программы будущих занятий. Передвижение по льду и страховка – 4 часа практики. Передвижение по снегу и страховка – 3 часа практики.
Тема 1.1.20.Соаершение перевального похода 1А и 1Б категории сложности.-10 часов-практика. Разбор результатов учебно-тренировочных занятий и выходов в высокогорную зону – 4 часа теоретических занятий. Во время перевального похода проверяются навыки и знания, приобретённые на занятиях. Умение взаимодействовать в группе и безопасно вести себя в горах. Организованно двигаться по несложному горному рельефу. Организовывать бивуак и жизнь на бивуаке.- Обязательному разбору подлежат ведущие темы учебного плана, а также – темы отдельных уроков-занятий или темы, выбранные по усмотрению учебной части альпинистского мероприятия. На разборе оцениваются качество и эффективность проведенного занятия или цикла занятий, условия проведения, активность и дисциплина участников. Разбираются успехи и недостатки обучения, ошибки в выполнении технических приемов, указываются методы исправления допущенных ошибок. Объявляются оценки, выставленные участникам за освоение тем и т.д. Анализируется деятельность участников в походе или на восхождении, выносятся на обсуждение коллектива случаи нарушения установленных правил, дисциплины в отделении, в отряде. На разборах должны не только вскрываться недостатки, но и выявляться положительные элементы деятельности участников. Подготовка к выходу в высокогорную зону – 4 часа практики.
Тема 1.1.21. Восхождение на вершину 1Б категории сложности – 8 часов практики. Восхождение на вершину по маршруту 1Б категории сложности является итоговой проверкой альпинистской подготовки участников. Оно включает: подготовку и оформление восхождения, меры по обеспечению безопасности, отработку взаимодействия связок, знакомство с районом, освоение правил охраны окружающей среды, организацию бивуаков, освоение технических и тактических правил и приемов. Передвижение по скалам и страховка (в процессе восхождения) – 4 часа практических занятий.
Тема 1.1.22. Сдача снаряжения. Вручение значка «Альпинист РФ». Отъезд участников.
1.2. Программа начальной подготовки альпинистов к выполнению норм 3-го спортивного разряда (2-й год обучения). Второй этап начальной подготовки предъявляет следующие требования к альпинистам, желающим заниматься по этой программе: 1. Иметь значок «Альпинист России» и удостоверение-рекомендацию для дальнейших занятий альпинизмом. 2. Пройти общефизическую и специальную альпинистскую подготовку до выезда в горы и сдать контрольные нормативы по общефизической подготовке. 3. Иметь рекомендацию тренера (инструктора, преподавателя) по альпинизму, проводившего учебно-тренировочные занятия в подготовительный период, врачебно-физкультурную карту установленного образца, заверенную в медицинском учреждении. 4. Подтвердить в горах на контрольных испытаниях физическую подготовленность, сдать зачет по вопросам техники альпинизма и пройти подготовку по соответствующему циклу учебно-тренировочных занятий, в соответствии с «Единой системой обучения в альпинизме». 5. Совершить учебно-тренировочное восхождение 1б категории сложности, два восхождения 2а категории сложности, контрольное восхождение 2б категории сложности.
Учебный план для начальной подготовки при выполнении нормативов 3-го спортивного разряда по альпинизму.
Содержание занятий в подготовительный и основной периоды.
Всего часов: 18 296 314
Всего часов: 21 96 117 Содержание занятий до выезда в горы. Содержание занятий в горах. Организация урока. 1. Учебное подразделение должно быть полностью обеспечено снаряжением. 2. Выбор места занятий должен обеспечивать выполнение конкретных задач урока, т.е. изучение и освоение вполне определенных приемов, соответствующих рельефу или другим условиям. Недопустимы условности. 3. Работать на рельефе следует сдвоенными группами (отделениями), чтобы один тренер (инструктор) проверял работу сверху, а другой – снизу, сменяя друг друга. Разборы результатов работы следует проводить совместно. Сдвоенность групп (отделений) облегчает дальнейшее переформирование групп и отделений, так как сработанность обучаемых более тесная. 4. При комплектовании групп и отделений следует учитывать подготовленность альпинистов, выявляемую по результатам собеседования и по данным представленных документов. Окончательный состав групп утверждается в соответствии с результатами практических проверок.
Обеспечение безопасности.
Главным условием обеспечения безопасности является правильная организация и методика обучения. Специфика начального обучения состоит в том, что участники не только многого не знают и не умеют, но и в том, что за короткий срок обучения они не могут прочно освоить необходимые приемы и правила. Поэтому часто имеют место ЧП, которые трудно предусмотреть. Инструкторы должны быть готовы к непростым ситуациям. Очень важен сознательный взаимный контроль участников, приучение их к проверкам действий друг друга. Следует требовать строгого соблюдения дисциплины, но не следует рассматривать каждое нарушение или ошибку как поступок, влекущий за собою наказание.
2.1. Спортивная подготовка. Возраст участников – не моложе 16 лет. Спортивная подготовка, так же, как и начальная, подразделяется на два этапа:
Для получения допуска к работе по программе спортивной подготовки необходимо: 1. Иметь оформленный 3-й разряд по альпинизму и классификационный билет спортсмена, «книжку альпиниста», зачетную карточку с отметкой о предлагерной подготовке (допускается неоформленный 3-й разряд, если нормы выполнены в текущем сезоне). 2. Пройти до выезда в горы общефизическую и специальную альпинистскую подготовку по данной программе и сдать контрольные нормативы по общефизической подготовке и зачеты по теории альпинизма. 3. Иметь рекомендацию инструктора (тренера, преподавателя) по альпинизму, проводившего учебно-тренировочные занятия в подготовительный период, и врачебно-физкультурную карту установленного образца, заверенную в медицинском учреждении. 4. Подтвердить в горах на контрольных испытаниях физическую подготовленность и пройти курс учебно-тренировочных занятий. 5. Сдать экзамены по темам: «Правила соревнований, классификация маршрутов, организация и пров
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 192; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.194.30 (0.011 с.) |