Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тренировка квалифицированных спортсменов↑ Стр 1 из 52Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В.Н. Платонов Тренировка квалифицированных спортсменов «Физкультура и спорт» Москва, 1986 – 286 с., ил. ОГЛАВЛЕНИЕ в конце Глава I. ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНА И НАПРАВЛЕНИЯ ЕЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ I. 1. Основные понятия и общая характеристика системы подготовки спортсмена Современная система подготовки спортсмена является сложным, многофакторным явлением, включающим цели, задачи, средства, методы, организационные формы, материально-технические условия и т. п., обеспечивающие достижение спортсменом наивысших спортивных показателей, а также организационно-педагогический процесс подготовки спортсмена к соревнованиям. В структуре системы подготовки спортсмена выделяют спортивную тренировку, соревнования, внетренировочные и внесоревновательные факторы, повышающие результативность тренировки и соревнований. Спортивная тренировка как важнейшая составная часть системы подготовки спортсмена представляет собой специализированный цедагогический процесс, основанный на использовании физических упражнений с целью совершенствования различных качеств, способностей, сторон подготовленности, обеспечивающих спортсмену достижение наивысших показателей в избранном виде спорта или какой-либо конкретной его дисциплине. В процессе спортивной тренировки решаются общие и частные задачи, которые в конечном счете обеспечивают спортсмену крепкое здоровье, идейное, нравственное и интеллектуальное воспитание, гармоническое физическое развитие, техническое и тактическое мастерство, высокий уровень развития специальных физических, психических, моральных и волевых качеств, а также знаний и навыков в области теории и методики спорта. В результате спортивной тренировки происходят разнообразные морфологические и функциональные изменения в организме спортсмена, определяющие состояние его тренированности, которое принято связывать преимущественно с адаптационными перестройками биологического характера, отражающими возможности различных функциональных систем и механизмов. Обычно выделяют общую и специальную тренированность. Общая тренированность изменяется под воздействием неспецифических упражнений, упляющих здоровье, повышающих уровень развития физических качеств и функциональных возможностей органов и систем организма применительно к различным видам мышечной деятельности. Специальная тренирова-нность является результатом совершенствования спортсмена в конкретном виде мышечной деятельности, избранном в качестве предмета спортивной специализации. В настоящее время специалисты часто выделяют вспомогательную тренированность, создающую основу для специальной тренированности и занимающую промежуточное положение между ней и общей тренированностью.
Тренированность спортсмена следует отличать от подготовленности — понятия более широкого, отражающего весь комплекс способностей спортсмена к проявлению максимальных возможностей и демонстрации высоких результатов в соревнованиях. Подготовленность включает кроме тренированности и другие составляющие спортивного мастерства: теоретические знания, психологическую установку на демонстрацию максимального результата, мобилизационную готовность к спортивной борьбе и т. д. Состояние наивысшей подготовленности, характерное для данного этапа спортивного совершенствования, обычно обозначают как готовность к достижению, или состояние спортивной формы. В структуре подготовленности спортсменов следует выделять ряд относительно самостоятельных сторон, имеющих существенные признаки: техническую, физическую, тактическую, психологическую и интегральную. Это упорядочивает представление о составляющих спортивного мастерства, позволяет в определенной мере систематизировать средства и методы их совершенствования, систему контроля и управления процессом спортивного совершенствования. Вместе с тем следует учитывать, что в тренировочной и особенно в соревновательной деятельности ни одна из этих сторон не проявляется изолированно, они объединяются в сложный комплекс, направленный на достижение наивысших спортивных показателей. Степень включения различных элементов в такой комплекс, их взаимосвязь и взаимодействие обусловливаются закономерностями формирования функциональных систем (П. К. Анохин, 1975), нацеленных на конечный результат, специфический для каждого вида спорта и компонента тренировочной и соревновательной деятельности.
Следует учитывать, что степень совершенства каждой из сторон подготовленности зависит от других ее сторон, определяется ими и, в свою очередь, определяет их уровень развития. Например, техническая подготовленность спортсмена зависит от уровня развития различных двигательных качеств — силы, быстроты, гибкости и др. Уровень проявления двигательных качеств (например, выносливости) тесно связан с экономичностью техники, специальной психической устойчивостью к утомлению, умением реализовывать рациональную тактическую схему соревновательной борьбы в сложных условиях. Вместе с тем тактическая подготовленность связана не только со способностью спортсмена к восприятию и оперативной переработке информации, умением составить рациональный тактический план и находить эффективные пути решения двигательных задач в зависимости от сложившейся ситуации, но и с уровнем технического мастерства, функциональной подготовленности, развития смелости, решительности, целеустремленности и т. д. Спортивные соревнования представляют собой объективный способ демонстрации достигнутых результатов, оценки и сравнения достижений отдельных спортсменов и команд. Соревнования являются также средством отбора и подготовки спортсменов, познания резервных возможностей человека, формирования личности. Соревновательная деятельность спортсмена предусматривает непосредственную демонстрацию в соревнованиях его возможностей в соответствии с правилами и способами ведения спортивной борьбы в конкретном виде спорта. Соревновательная деятельность может рассматриваться в узком и широком смысле слова. В узком смысле это все те приемы и действия спортсмена, которые составляют содержание соревновательной борьбы непосредственно в игре, поединке, схватке, на дистанции и т. п. В широком смысле это поведение в целом спортсмена и окружающих лиц (тренеров, судей, организаторов, врачей и др.) во время соревнований. К внетренировочным и внесоревновательным факторам, повышающим результативность тренировки и соревнований, относятся как тесно связанные со спортивной тренировкой, так и имеющие к ней косвенное отношение (например, роль и место спорта в обществе, уровень общего научно-технического прогресса в стране и др.). К факторам, прямо определяющим результативность тренировки и соревнований, в первую очередь относятся организационные и материально-технические условия подготовки, уровень ее медицинского и научного обеспечения, уровень специальных знаний и мастерства тренеров и оргработников, организация идейно-воспитательной и патриотической работы и др. Одни из этих факторов относительно самостоятельны, хотя и оказывают большое влияние на эффективность тренировки и соревнований (например, условия жизни, состояние мест соревнований), другие теснейшим образом взаимосвязаны со средствами и методами самой спортивной тренировки, способами ведения соревновательной борьбы (например, спортивная форма и инвентарь, тренажерные устройства, стимулирующие эффективность физического и технического совершенствования и др.). В процессе подготовки спортсмена выделяют две взаимосвязанные стороны: преобразовательную — совершенствование, преобразование человеком своей природы, расширение границ своих возможностей и познавательную — приобретение суммы знаний, умений и навыков, необходимых для достижения высоких спортивных показателей, успешной общественной и производственной деятельности.
Основным результатом реализации системы спортивной подготовки является спортивное достижение, уровень которого определяется одаренностью спортсмена, направленностью и эффективностью системы подготовки. Высшее спортивное достижение — это показатель, свидетельствующий о максимальных возможностях человека в данном виде спорта на конкретном этапе его развития в мире или в отдельной стране. Высшие достижения спортсменов различных стран, как правило, отражают популярность и уровень развития данного вида спорта, отношение к нему общества, эффективность школы спорта. Школа спорта — это сложившаяся организационно-методическая система подготовки спортсменов, сформированная под влиянием социально-экономических условий, достижений спортивной науки и практики. Советской школе спорта присущи такие черты, как партийность, народность, научность, интернационализм. Советская школа спорта получила признание во всем мире, основные ее элементы широко используются при подготовке спортсменов в различных странах. Таблица 1 Глава II. Таблица 2 Деятельности Вопросы утомления и восстановления освещаются здесь лишь в той мере, в какой это необходимо для обоснования узловых положений спортивной тренировки. В частности, утомление рассматривается как фактор, стимулирующий мобилизацию функциональных ресурсов, определяющий границы оптимального объема тренирующих воздействий и обеспечивающий эффективность протекания адаптации, успешность соревновательной деятельности и профилактику переадаптации. Восстановление рассматривается как фактор, позволяющий разработать оптимальный режим работы и отдыха в спортивной тренировке. В начале напряженной мышечной деятельности работоспособность спортсмена постоянно возрастает — происходит врабатывание. Наличие периода врабатывания является биологической закономерностью и характерно для любой работы. Ему предшествует период предрабочего возбуждения нервной системы и активизации деятельности вегетативных функций как настройка организма на осознанное выполнение той или иной работы. В период врабатывания налаживается необходимый стереотип движений, улучшается координация, уменьшаются энергозатраты на единицу работы, т. е. повышается коэффициент ее полезного действия, совершенствуется регуляция вегетативных функций. Процесс активизации отдельных систем происходит неодновременно: Например, период врабатывания отдельной двигательной системы (в зависимости от интенсивности работы) может колебаться от 10—20 с до 2—3 мин, врабатывание вегетативной нервной системы происходит значительно медленнее, максимальная активизация деятельности систем кровообращения и дыхания — в течение 4—6 мин. Причем одни показатели (ЧСС, объем дыхания) достигают устойчивого уровня быстрее, чем другие (минутный объем кровообращения, потребление кислорода). Продолжительность периода врабатывания находится в прямой зависимости от интенсивности выполняемой работы: чем она интенсивнее, тем длительнее врабатывание. Этот процесс протекает особенно успешно, если используются те упражнения, которые предстоит выполнить в последующей деятельности. Период врабатывания обычно короче у спортсменов, адаптированных к данной работе, а также у спортсменов высокой квалификации, которых отличают надежные и одновременно лабильные связи двигательных и вегетативных функций. Достаточно сказать, что спортсмены высокого класса, адаптированные к. применяемым упражнениям, достигают максимальных для данной работы показателей потребления кислорода уже через 60—90 с, а спортсменам II и III спортивных разрядов для этого часто не хватает 5—6 мин.
После окончания периода врабатывания работа выполняется в течение определенного времени на относительно постоянном уровне работоспособности — в устойчивом состоянии. В это время достигается согласованная, деятельность двигательной и вегетативных функций. Нарушение состояния устойчивой работоспособности происходит вследствие развития процесса утомления, характеризующегося ростом напряженности деятельности функциональных систем при относительно стабильном уровне работоспособности, а затем и ее снижении. Характеристика функциональных возможностей спортсмена в различных фазах мышечной деятельности приведена в табл. 6. Диагностика утомления очень существенна для рационального планирования различных структурных образований тренировочного процесса. Вместе с тем если определить явное утомление практически несложно благодаря наличию четкого и объективного критерия его проявления — уровня работоспособности, то оценить скрытое утомление значительно труднее. Это обусловлено тем, что на различных этапах напряженной работы, характерной для современной тренировочной и соревновательной деятельности, поддержание стабильного уровня работоспособности осуществляется при постоянном изменении узловых параметров структуры движений и функциональных показателей (рис. 6, 7). Определить, на каком этапе работы компенсаторные изменения связаны с формированием скрытого утомления, оказывается довольно сложно, тем более что время его наступления и характер протекания зависят и от индивидуальных возможностей спортсменов, и от степени тренированности, и от характера нагрузки, и от других факторов. Первые признаки скрытого утомления — снижение экономичности работы, ухудшение внутримышечной и межмышечной координации, существенные изменения в координационной структуре движений — появляются чаще всего в начале второй половины работы. Постепенно эти сдвиги усугубляются (происходит все более глубокое исчерпание функциональных резервов) и достигают максимальных для данной работы величин при переходе скрытого утомлени в явное, т. е. в момент заметного снижения работоспособности (В. Д. Моногаров, 1984).
Таблица 6 Таблица 7 Таблица 8 С максимальной скоростью)
Соотношение внешних и внутренних параметров нагрузки изменяется в зависимости от уровня квалификации, подготовленности и функционального состояния спортсмена, его индивидуальных особенностей, характера взаимодействия двигательной и вегетативных функций. Например, одна и та же по объему и интенсивности работа вызывает различную реакцию у спортсменов разной квалификации (рис. 8). Более того, предельная нагрузка, предполагающая, естественно, различные объемы и интенсивность работы, но приводящая к отказу от ее выполнения, вызывает у них различную внутреннюю реакцию. Проявляется это, как правило, в том, что у спортсменов высокого класса при более выраженной реакции на предельную нагрузку восстановительные процессы протекают интенсивнее (рис 9).
Таблица 9 Таблица 11 Характеристика тренировочных упражнений по зонам интенсивност
Изменением продолжительности отдельных упражнений можно не только вызвать преимущественную мобилизацию тех или иных путей ресинтеза АТФ, но и способствовать избирательному развитию различных качеств. Так, кратковременные упражнения (про-- должительность работы 5—15 с) стимулируют скоростно-силовые возможности, совершенствуют скоростную технику, а длительные упражнения — умение экономно выполнять работу, повышают возможности, связанные с утилизацией кислорода в мышцах, способности к длительной работе в условиях значительной мобилизации деятельности систем кровообращения и дыхания. По-разному влияет продолжительность выполняемой работы и на совершенствование волевых качеств^ Продолжительность и характер интервалов отдыха. Продолжительность интервалов отдыха является тем фактором, который наряду с интенсивностью работы определяет ее преимущественную направленность. Продолжительность пауз отдыха следует планировать с учетом периода восстановления после применяемых упражнений. Известно, что он протекает неравномерно: вначале процессы восстановления идут очень интенсивно, затем, по мере приближения функционального состояния спортсмена к дорабочему, замедляются. Повторение упражнений в первой трети восстановительного периода создает для организма спортсмена совершенно иные условия, нежели во второй или третьей. Длительность интервалов отдыха необходимо планировать в зависимости от задач и используемого метода тренировки. Например, в интервальной тренировке, направленной на преимущественное повышение уровня аэробной производительности, следует ориентироваться на ЧСС. Это позволяет вызвать в деятельности систем кровообращения и дыхания сдвиги, которые в наибольшей мере способствуют повышению функциональных возможностей мышцы сердца. Планирование пауз отдыха исходя из субъективных ощущений спортсмена, его готовности к эффективному выполнению очередного упражнения лежит в основе варианта интервального метода, называемого повторной тренировкой. При планировании длительности отдыха по показателям работоспособности следует различать следующие типы интервалов: 1) полные интервалы — продолжительность пауз гарантирует восстановление работоспособности к началу очередного упражнения; 2) неполные интервалы — упражнение выполняется повторно в момент, когда работоспособность хотя еще и не восстановилась, но уже близка к дорабочему уровню. Неполные интервалы составляют примерно 60—70% времени, необходимого для восстановления работоспособности; 3) сокращенные интервалы — повторное выполнение упражнения приходится на фазу значительно сниженной работоспособности; 4) удлиненные интервалы — упражнения повторяются через промежуток времени, в 1,5—-2 раза превышающий длительность восстановления работоспособности. Развитие скодостных качеств, освоение новых технических приемов, разучивание тактических схем и вариантов, отработка новых индивидуальных и групповых технико-тактических действий и т. п. требуют использования полных и даже удлиненных интервалов. Развитие специальной выносливости и реализация отработанных технико-тактических действий в условиях соревновательной борьбы, особенно при утомлении, возможны при сокращенных и неполных интервалах. По характеру отдых между отдельными упражнениями может быть активным и пассивным. При пассивном отдыхе спортсмен не выполняет никакой работы, при активном — заполняет паузы дополнительней деятельностью. Эффект активного отдыха зависит прежде всего от характера утомления: он не обнаруживается при легкой предшествующей работе и постепенно возрастает с увеличением ее интенсивности. Малоинтенсивная работа в паузах оказывает тем большее положительное воздействие, чем выше была интенсивность предшествующих упражнений. Число повторений упражнении (длительность работы). Число повторений упражнений в рамках того или иного метода тренировки значительно влияет как на величину нагрузки, так и на характер реакции организма на выполняемую тренировочную работу, а вследствие этого — и на ее направленность. Вопрос о зависимости величины нагрузки от объема выполняемой работы достаточно ясен и не нуждается в подробном рассмотрении. Влияние числа повторений (в рамках определенного метода) на направленность тренировки легко проследить на примере интервальной тренировки, которая повышает энергетические возможности организма. Интервальное» выполнение непродолжительных упражнений с высокой интенсивностью сначала мобилизует алактатные возможности. Однако после нескольких повторений в крови накапливается значительное количество молочной кислоты, и дальнейшее выполнение работы преимущественно содействует повышению возможностей другого анаэробного пути обеспечения работы — гликолитического. Через определенное время возможности гликолитического механизма ресинтеза АТФ также оказываются в значительной мере исчерпанными, и дальнейшая работа начнет выполняться за счет аэробных реакций (В. М. Зациорский, 1970). Таким образом, определяя число повторений, можно осуществить как избирательное, так и комплексное совершенствование отдельных механизмов ресинтеза АТФ. Длительность работы в значительной мере определяет эффективность программ отдельных тренировочных занятий. Например, результаты исследований потребления кислорода в процессе интервальной тренировки в беге, проведенных Н. И. Волковым (1975), показали, что наибольшие сдвиги имеют место при среднем объеме работы. Малый объем оказывается недостаточным для мобилизации функционального потенциала, а чрезмерный не только не дает увеличения ответной реакции со стороны аэробной системы организма, но и приводит к ее снижению. Глава III. ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА Глава IV. ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА Глава V. ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА Физическая подготовка является одной из важнейших составных частей спортивной тренировки и представляет собой процесс, 'Направленный на развитие физических качеств — скоростных способностей, силы, выносливости, гибкости, координационных способностей. Физическая подготовка подразделяется на общую, вспомогательную и специальную. Под общей физической подготовкой понимают процесс гармоничного развития двигательных качеств, оказывающих положительное влияние на достижения а конкретном виде спорта и эффективность тренировочного процесса. Вспомогательная физическая подготовка ориентирована на создание специальной основы, необходимой для эффективного выполнения больших объемов работы, направленной на развитие специальных двигательных качеств. Специальная физическая подготовка направлена на развитие двигательных качеств строго в соответствии с требованиями, предъявляемыми спецификой конкретного вида спорта, особенностями соревновательной деятельности в нем. Физическая подготовленность спортсмена тесно связана с его специализацией. В одних видах спорта и их отдельных дисциплинах спортивный результат определяется прежде всего скоростно-силовыми возможностями, уровнем развития анаэробной производительности, в других — аэробной производительностью, выносливостью к длительной работе; в третьих — скоростно-силовыми и координационными способностями/ в четвертых — равномерным развитием различных физических качеств.
V. 2. Силовые способности V. 3. Выносливость Таблица 16 Таблица 19 Примеры тренировочных серий при развитии специальной выносливости V. 3.3. Оценка выносливости Общая выносливость обычно оценивается по продолжительности выполнения работы заданной интенсивности. С этой целью может определяться суммарная работоспособность при выполнении программ занятий, направленных на развитие общей выносливости, оценивается работоспособность при выполнении программ соответствующих тестов. Так, для оценки общей выносливости, связанной с предельной мобилизацией аэробных возможностей, широко используются тесты, предусматривающие выполнение работы циклического характера с максимально доступной интенсивностью в течение 12—20 мин. Оценка производится по максимальному расстоянию, которое преодолевает спортсмен за заданное время. Специальный инвентарь и оборудование (тредмил, гидроканал, велоэргометр, аппаратура для изучения аэробной производительности) позволяют исследовать общую выносливость более точно и всесторонне. Так, в мировой спортивной практике получил распространение следующий тест для оценки общей выносливости лыжников: высокоинтенсивная ходьба с палками на тредмиле, начальная скорость — 8 км/час (для мужчин) и 7,5 км/час (для женщин), каждые 3 мин угол наклона увеличивается на 2°. Работа осуществляется до отказа. Квалифицированные спортсмены работают до 25—30 мин, угол наклона — 16—18°. Подобный тест применяют для оценки общей выносливости бегунов-стайеров: бег на тредмиле с начальной скоростью 10 км/час (для мужчин) и 8 км/час (для женщин). Каждые 3 мин скорость увеличивается на 2 км/час. При определении общей выносливости у высококвалифицированных спортсменов время работы достигает 30 мин, скорость бега может увеличиваться до 20— 22 км/час. Аналогичным образом общую выносливость можно оценивать у пловцов — при работе в гидроканале со ступенчато возрастающей скоростью встречного водного потока, у велосипедистов — при работе на велоэргометре, у гребцов — при работе на гребном эргометре со ступенчато возрастающей мощностью работы. Во всех этих тестах наряду с показателями суммарной работоспособности выявляются интегральные характеристики аэробной производительности: mах Vо2 порог анаэробного обмена, минутный объем кровообращения, частота и суммарное количество сокращений сердца и др. Для оценки общей выносливости применительно к работе анаэробного характера применяются соответствующие неспецифические тесты. Например, при работе гликолитического характера может быть применен следующий тест: 60-секундная работа с максимальной интенсивностью на велоэргометре с регистрацией максимального количества лактата. При работе алактатного характера может быть использовано повторное пробегание вверх по ступенькам лестницы: продолжительность подъема — 4—5 с, паузы отдыха — 2—3 мин. Работа выполняется до снижения скорости. Описанные и подобные им тесты применяются при оценке общей выносливости у спортсменов, специализирующихся в различных видах спорта. Важно одно: в работе должны участвовать те же мышечные группы, которые несут основную нагрузку в соревновательной деятельности. Поэтому для спортсменов, специализирующихся в футболе, хоккее, гандболе, наиболее целесообразно проводить исследования на тредмиле, для ватерполистов — в гидроканале и т. д. Специальная соревновательная выносливость наиболее полно проявляется в условиях соревнований. Для оценки ее обычно рассчитывают относительные показатели. Например, в видах спорта циклического характера определяют индекс специальной выносливости (ИСВ), который представляет собой отношение средней скорости при прохождении соревновательной дистанции (м/с) к абсолютной скорости (м/с), зарегистрированной при прохождении короткого отрезка. Чем ближе величина ИСВ к единице, тем выше уровень специальной выносливости. Расчеты позволяют дать сравнительную оценку специальной выносливости группы спортсменов или оценить динамику развития этого качества у одного и того же спортсмена. Аналогичным образом можно оценить специальную выносливость в единоборствах, спортивных играх. Например, в боксе или борьбе может быть определено отношение плотности и эффективности двигательных действий в конце поединка или схватки к регистрируемым в начале. В спортивных играх с этой же. целью оценивается^ игровая активность отдельных спортсменов и команды в целом в различных периодах игры. Специальная тренировочная выносливость может оцениваться по работоспособности спортсменов при выполнении типовых комплексов упражнений в тренировочных занятиях, по работоспособности при выполнении программы всего занятия. Важными показателями для оценки специальной тренировочной выносливости спортсменов являются: объем работы, выполняемой, в занятии до наступления явного утомления, т. е. до получения большой нагрузки; суммарный объем работы в микроциклах; эффективность и быстрота протекания восстановительных процессов после выполнения комплексов упражнений и программ занятий с большими нагрузками. Для косвенной оценки специальной выносливости могут использоваться показатели, отражающие возможности различных функциональных систем или характеризующие различные стороны подготовленности спортсмена и регистрируемые в тех стадиях соревновательной деятельности, в которых отмечаемся достаточно выраженное утомление. Рациональное построение тренировки требует регулярного контроля за уровнем специальной выносливости. Однако участие в соревнованиях, в которых можно объективно оценить ее, далеко не всегда возможно (из-за сложности их организации, например, в велоспорте; неблагоприятного воздействия относительно невысоких результатов, которые являются естественными для данного этапа подготовки, на психическое состояние спортсмена; недостаточного количества достойных соперников, например, в единоборствах, спортивных играх и т. д.). Поэтому необходимо применять специальные тесты, заметно отличающиеся по своему характеру от соревновательной деятельности, но воссоздающие специфические условия, требующие проявления выносливости. Для этого используют тесты, предполагающие повторное выполнение специфической работы с заданной интенсивностью и интервалами отдыха; выполнение специфической работы с заданной интенсивностью в течение максимально доступного времени; выполнение работы с заданной продолжительностью при максимально доступной интенсивности. В результате исследования информативности тестов был отобран комплекс тестов для оценки специальной выносливости квалифицированных спортсменов, сиециализирущихся в плавании, гребле на байдарках и в велосипедном спорте (трек). В плавании эти тесты выглядят следующим образом. Дистанция 100 м: 1) 75 м с максимальной скоростью; 2) 4X50 м с максимальной скоростью и отдыхом между отрезками 10 с. Дистанция 200 м: 1) 4X50 м с максимальной скоростью и отдыхом между отрезками 10 с; 2) 6x50 м с максимальной скоростью и отдыхом между отрезками 20 с. Дистанция 400 м: 8X50 м с максимальной скоростью и отдыхом между отрезками 20 с. Дистанция- 1500 м: 1) 1000 м с максимальной скоростью; 2) 10X50 м с максимальной скоростью и отдыхом между отрезками 30 с. Наряду с достаточной информативностью эти тесты отвечают и другим критериям, в частности критерию надежности: степень связи между результатами повторного тестирования во всех случаях превышает 0,80. Для оценки специальной выносливости гребцов-байдарочников наиболее информативным оказался тест 4X250 м с максимально доступной скоростью и паузами отдыха между отрезками 20 с. Специальную выносливость велосипедистов-трековиков можно оценить по данным следующих тестов: 5x200 м с ходу с максимально доступной скоростью и паузами отдыха 20 с (для дистанции 1000 м); 4x1000 м с ходу с максимально доступной скоростью с паузами отдыха 1 мин (для дистанции 4000 м). Подобные тесты могут быть применены и в других видах спорта циклического характера, в частности в лыжном и конькобежном. При разработке тестов нужно обеспечить соответствие программ контрольных испытаний особенностям соревновательной деятельности по следующим параметрам: общей продолжительности работы, координационной структуре движений, интенсивности работы, реакциям основных, фунциональных систем. Предложенные тесты наиболее приемлемы для квалифицированных спортсменов. Для спортсменов относительно невысокой квалификации программа тестирования может быть упрощена за счет некоторого уменьшения протяженности и числа отрезков, увеличения продолжительности интервалов отдыха. По этому же принципу разрабатываются тесты для оценки специальной выносливости и в других видах спорта. Например, в вольной борьбе эффективен тест, предложенный В. Ф. Бойко (1982). Тест носит комплексный характер и заключается в следующем: спортсмен в интервальном режиме выполняет специфическую работу с максимально доступной интенсивностью и строго регламентированными паузами. Тест предполагает трехкратное выполнение следующей программы: 20 с — максимальное число бросков манекена, 10 с — отдых; 20 с —максимальное число забеганий на мосту в правую сторону, 10 с — отдых; 20 с—максимальное число передних подсечек, 10 с — отдых. Выносливость оценивается по падению работоспособности по мере выполнения программы теста. Объективной оценке специальной выносливости во многом способствует контроль за функциональными возможностями систем энергообеспечения. О них чаще всего*принято судить по таким интегральным показателям, как mах Vо2, максимальный О2-долг, максимальное количество лактата в крови, величина предельной мощности нагрузки, максимальный минутный и ударный объем кровообращения, максимальная величина легочной вентиляции. Эти показатели, как известно, отражают мощность систем энергообеспечения. Однако всесторонняя оценка возможностей систем энергообеспечения требует, кроме того, учитывать и другие показатели функциональных возможностей: подвижность, т. е. способность к быстрой мобилизации функциональных ресурсов при выполнении интенсивной работы; устойчивость, т. е. способность к длительному удержанию вы-ского уровня энергетических и функциональных реакций; экономичность, т. е. способность выполнять определенную работу при минимальных метаболических и функциональных затратах; реализацию, оцениваемую по степени мобилизации функциональных резервов по отношению к предельным возможностям (В. С. Мищенко, 1984). Для всесторонней оценки возможностей систем энергообеспечения требуются регистрация большого числа разнообразных показателей, достаточно сложная аппаратура и проведение громоздких исследований. Естественно, что проведение полной программы контроля возможно лишь по отношению к небольшим группам спортсменов высокой квалификации, нуждающихся в особенно тонком анализе подготовленности, выявлении скрытых резервов. Что же касается широкой массы спортсменов, то вполне достаточно оценить ограниченный круг относительно Простых показателей, характеризующих их подготовленность (табл. 21), применяя несложную аппаратуру, негромоздкие методы и доступные тесты. При оценке алактатных анаэробных возможностей наилучшими являются тесты, основанные на выполнении в течение 30—45 с специфической работы с максимально доступной интенсивностью. Так, в гребле и велосипедном спорте оценивается расстояние, которое спортсмен проходит с ходу с максимально доступной скоростью в течение 30 с; в беге —- результат на дистанции 300 м, в конькобежном спорте — результат на дистанции 400 м, в плавании — результат на дистанции 75 м. Во всех этих случаях опре деляют отношение средней скорости прохождения указанного отрезка к уровню абсолютной скорости. Результаты тестов тесно связаны с величинами алактатного О2-долга: коэффициенты корреляции м
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 2092; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.110.193 (0.02 с.) |