Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
IX. 2. Периодизация тренировки в отдельном макроцикле
Бурное развитие спорта в современном мире, укрепление и расширение материальной базы, широкое использование достижений научно-технического прогресса, расширение сети соревнований, в том числе и крупных международных, периодические изменения программ и правил соревнований в отдельных видах спорта и многие другие причины оказывают радикальное влияние на систему подготовки и ее периодизацию. Однако анализ многочисленньис нововведений в сфере спортивной тренировки свидетельствует о том, что они ни в коей мере не противоречат основным положениям системы ее периодизации (кстати, разработанной наиболее полно специалистами прежде всего нашей страны), а лишь дополняют и развивают ее отдельные части с учетом особенностей современного этапа развития спорта. И это следовало бы расематривать как естественное и положительное явление, если бы оно не сопровождалось,в отдельных случаях необоснованными попытками г.бтбросить хорошо отработанные в.научном отношении и оправдавшие себя на практике общие положения периодизации тренировочного процесса. Это тем более удивительно, что разработанные советскими специалистами и получившие отражение в ряде обобщающих работ, они нашли широкое признание и получили дальнейшее развитие не только у нас в стране, но и во. многих странах, отличающихся высокими спортивными результатами— в ГДР, НРБ, на Кубе и др. Резкое увеличение в годичном цикле числа соревнований достаточно высокого ранга, которые в настоящее время в большинстве видов спорта охватывают период в 9—10 и более месяцев (исключая сезонные виды спорта), требует от ведущих спортсменов участия в соревнованиях практически в течение всего года. Этому же способствует характерная для современного спорта тенденция— (использование участия в соревнованиях как одного из наиболее эффективных методов подготовки спортсменов высокого класса, хорошо адаптированных к обычным тренировочным нагрузкам. Такое положение создало видимость того, что сложившаяся система периодизации спортивной тренировки вошла в противоречие с передовой спортивной практикой. Ряд специалистов стали отвергать наличие подготовительного, соревновательного и переходного периодов с присущими им специфическими задачами и содержанием, вводить помесячное и поэтапное планирование ч. тренировочного процесса с подготовкой к каждому более или менее: ответственному соревнованию, использовать разнообразные новые обозначения структурных образований тренировочного процесса (этапы накопления и реализации потенциала,^ большие эта-г пы, «спирали» и г. д.). Отдельные специалисты добиваются устранения существующей периодизации и предлагают рассматривать тренировочный процесс как сплошную цепь непосредственной подготовки и участия спортсменов в различных соревнованиях. Особенно ярко эта тенденция проявляется в тяжелой атлетике, некоторых спортивных играх.
Однако серьезный анализ системы подготовки и результатов участия в соревнованиях сильнейших спортсменов мира, специализирующихся в различных видах спорта, убедительно свидетельствует о научной необоснованности такой лозищии и ее отрицательном влиянии «на теорию и методику спортивной тренировки вообще. Например, для сильнейших тяжелоатлетов мира 1984 год, кульминацией которого были международные соревнования «Дружба», характеризовался очень высокой конкуренцией и большим числом рекордов миря— 54. Однако распределение этих рекордов в различных соревнованиях оказалось исключительно неравномерным (тзбл. 37). 50% мировых рекордов было установлено в международных соревнованиях «Дружба-84», что является отражением четкого планирования тренировочного процесса, нацеленного на достижение пика спортивной формы именно во Бремя проведения этих главных в сезоне соревнований. Анализ структуры тренировочного процесса особенно успешно выступавших тяжелоатлетов свидетельствует о наличии в их подготовке двух-трех макроциклов в течение года с четко выраженными (подготовительными и' соревновательными периодами, причем первый макроцикл отличается общеподготовительной направленностью, второй и третий (в случаях трехцикловой периодизации) — специализированной направленностью и относительно непродолжительным подготовительным периодом.,Выделяются 1—3 главных соревнования, участие в остальных проходит без специальной подготовки. Многие сильнейшие атлеты мира (особенно Болгарии) во второстепенных соревнованиях участвуют в более тяжелых весовых категориях, т. е. без сгонки веса. Те спортсмены, которые выступили успешно во второстепенных соревнованиях, в главных соревнованиях сезона показывали значительно более низкие результаты. Например, на турнире сильнейших супертяжеловесов (декабрь) результаты оказались в сумме двоеборья на; 37,5—45 кг ниже, чем на- соревнованиях «Дружба». 3. Стоичков (НРБ, весовая категория до 75 кг), Ю. Варданян (СССР, весовая категория до 82,5 кг), установившие вдвоем 7 мировых рекордов на соревнованиях «Дружба-84», не сумели установить ни одного мирового рекорда во многих других соревнованиях в течение года. Спортсмены же, установившие мировые рекорды весной и в начале лета, не сум_ели показать таких же высоких результатов в «Дружбе-84». Так случилось, например, с Н. Терзинским (НРБ, весовая категория до 52 кг), А. Гуняшевым (СССР, весовая категория свыше 110 кг), В. Грачевым (СССР, весовая категория до 67,5 кг).
Эта закономерность четко просматривается и во всех других видах спорта, в которых отмечается стремление демонстрировать высокую спортивную форму в течение значительной части года или в нескольких крупнейших соревнованиях. Даже двухцикловое или трехцикловое планирование требует подчинения задач и содержания тренировочного процесса, а также подготовки к кульминационным соревнованиям первого и второго (при трехцикловом (планировании) макроциклов интересам главных соревнований, которые завершают год. Об этом убедительно свидетельствует практика подготовки сильнейших спортсменов мира. Это положение является одним из важнейших в стабильной системе годичной подготовки сильнейших спортсменов ГДР в различных видах спорта. Эта система построена на основе «сдвоенного» цикла, включающего два подготовительных, два соревновательных и один переходный период. Чтобы не нарушать системы подготовки, спортсмены ГДР часто вообще не участвуют в ответственных промежуточных соревнованиях или участвуют неполной командой, укомплектованной из резерва. Достаточно сказать, чтов годы проведения летних олимпийских игр спортсмены ГДР стараются не выступать в зимних чемпионатах Европы, «проходят» на уровне второстепенных результатов, без специальной подготовки другие ответственные соревнования, рассматривая участие в них как средство подготовки к главным соревнованиям года. Научно обосновав и внедрив в практику этот принцип подготовки сильнейших спортсменов, специалисты ГДР добились в последнее десятилетие исключительно высокоэффективного участия их в основных соревнованиях сезона, прежде всего в олимпийских играх и чемпионатах мира. В тех случаях, когда этот принцип нарушался, спортсмены ГДР терпели серьезные поражения. Одним из наиболее наглядных ~ примеров является блестящий выигрыш велосипедистами ГДР гонки Мира в 1983 т. (практически без серьезной конкуренции со стороны других команд) и последовавшее через два месяца тяжелое поражение на чемпионате мира. Вне зависимости от вариантов построения тренировочного процесса в течение года в структуре макроцикла просматриваются относительно самостоятельные и в то же время тесно взаимосвязанные по характеру и преемственности задач и содержания структурные элементы — периоды, этапы, средние циклы (мезоциклы), микроциклы, тренировочные и соревновательные дни, отдельные занятия. Одни и те же элементы макроструктуры могут иметь различные преимущественные задачи, общую структуру и содержание, обусловленные спецификой вида спорта, особенностями этапа многолетней подготовки, квалификации и индивидуальными особенностями спортсменов, календаря соревнований и задачами стоящими перед конкретным спортсменом в главных соревнованиях макроцикла.
Вариативность задач, общей структуры и содержания структурных образований макроцикла позволяет обеспечить органическую взаимосвязь между объективно существующими закономерностями становлення спортивного майстерства и задачами подготовки и участия в главных соревнованиях. При этом следует учитывать, что современные средства спортивной тренировки дают возможность в определенной мере корректировать темпы и сроки формирования спортивного майстерства, сообразуя их с задачею підготовки к главным соревнованиям. Это особенно важно при подготовке к таким соревнованиям как олимпийские игры. В тех. Случаях корда «етап спортивного онтогенеза предположительно не совпадает со сроком олимпийских игр, можно искусственно ускорить или замедлить процесс подготовки, чтобы достигнуть высшей работоспособности именно к олимпийскому старту» (Н.Г. Озолин 1984) с помощью соответствующих изменений степени нарастания интенсивности, волнообразности загрузок, перестройки соотношения общего и специального в подготовке. Принципиально неверно выделять в макроцикле основне и второстепенные структурные образования, например рассматривать периоды или 3-5 месячные этапы как основне элементы структуры, а микроциклы и занятия - как второстепенные (равно как и на оборот). Каждый из элементов макроцикла вне зависимости от его продолжительности связан с решением определенных, при сущих ему задач, имеет специфическое содержание, а тренировочный процесс в макроцикле следует рассметривать как совокупность различных структурных элементов, подчиненных решению главной, стратегической задачи підготовки - обеспечению разносторонней підготовки спортсмена в соответствии с закономірностями становления спортивного майстерства в конкретном виде спорта. Другое дело, что принципиальные ошибки, допущенне при построении тренировки в длительном структурном образовании, трудно компенсировать в дальнейшем, а ошибки в построении программ отдельных занятий или микроциклов могут бать относительно легко преодолены в процессе последующей рациональной работы. Но это тем не менее не дает основания для разделения различных элементов структуры макроциклов на основне и второстепенные.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 283; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.86.56 (0.007 с.) |