Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
XI. 3. Моделирование в спортивной тренировке
Оптимизации процесса спортивной тренировки способствует использование различных моделей, которые могут быть отнесены к двум основным группам. В первую группу входят: 1) модели, характеризующие структуру соревновательной деятельности, необходимой для достижения заданного результата; 2) морфофунк-циональные модели, отражающие морфологические особенности организма и возможности отдельных функциональных систем, обеспечивающих достижение заданного уровня спортивного мастерства; 3) модели, характеризующие основные стороны подготовленности спортсмена. Во вторую группу входят: 1) модели, отражающие продолжительность и динамику становления спортивного мастерства в многолетнем плане, а также в пределах тренировочного года и макроцикла; 2) модели крупных структурных образований тренировочного процесса — этапов многолетней подготовки, макроциклов и периодов подготовки; 3) модели тренировочных этапов, мезо- и микроциклов; 4) модели тренировочных занятий и их частей; 5) модели отдельных тренировочных упражнений и их комплексов. В процессе моделирования необходимо: - изучить вопросы, для решения которых могут быть использованы модели, выяснить пути их применения и возможные ограничения; - определить степень детализации модели, т. е. число параметров, включаемых в модель, характер связи между ними и виды управляющих воздействий на систему; - определить продолжительность времени моделирования, кото-. рое должно быть достаточно для того, чтобы успели проявиться все характерные признаки данного явления (В. В. Петровский, 1978). При разработке моделей в процессе тренировки нужно ясно представить себе сложность моделируемых объектов, явлений и процессов, структурную и функциональную взаимосвязь моделей, относящихся к различным сторонам тренировочного процесса, а также необходимость преимущественно количественного выражения основных характеристик моделей. В частности, при разработке модельных характеристик соревновательной деятельности, подготовленности и др. необходимо ориентироваться на показатели, свидетельствующие о качествах и способностях, подлежащих направленному совершенствованию средствами педагогического воздействия. Нельзя не отметить, что многие локальные способности организма спортсмена недоступны для направленного совершенствования методами и средствами, которыми в настоящее время располагает тренер. Поэтому введение показателей, характеризующих эти способности, не только не приносит реальной ползы, но даже излишне усложняет модель и не позволяет реализовать по отношению к ее параметрам весь управленческий цикл, включающий наряду с модельными характеристиками методы и средства совершенствования различных качеств и способностей, систему распределения их во времени, контроль и коррекцию и т. д. Указанные модели должны быть настолько сложны, чтобы обеспечивать возможность дифференцированной оценки и последующего совершенствования всех основных компонентов соревновательной деятельности и подготовленности. Однако эта мера сложности не должна превышать определенных границ, что сделало бы малореальным процесс управления отдельными компонентами, входящими в модель.
При разработке модельных характеристик подготовленности и соревновательной деятельности рекомендуется выражать их количественно, конкретизировать применительно не только к виду спорта и его отдельной дисциплине, но и к конкретному спортсмену. Следует также предусматривать необходимую вариативность отдельных параметров в зависимости от состояния организма спортсмена в различных стадиях соревновательной деятельности или в различных структурных образованиях тренировочного процесса. Однако учет всех факторов при разработке модельных характеристик не может подменить четких рекомендаций, касающихся методологии разработки конкретных количественных показателей. Эта методология делает лишь первые шаги и еще не может удовлетворить реальные запросы спортивной практики. Сложности касаются прежде всего разработки количественных показателей, характерных для заданного уровня спортивного мастерства. По существу, в настоящее время можно выделить три различных подхода к этому вопросу. Первый из них связан с простым усреднением данных ведущих спортсменов с указанием индивидуальных различий или диапазона возможных колебаний. При описании особенностей соревновательной деятельности прибегают к усреднению показателей работоспособности спортсменов на различных участках дистанции. Это противоречит представлениям о многообразии тактических вариантов преодоления дистанции, которые определяются индивидуально для каждого спортсмена в зависимости от особенностей его подготовленности и условий соревнований.
Второй подход связан с изучением значительной совокупности спортсменов различной квалификации, установлением зависимости между уровнем спортивного мастерства и динамикой изменений того или иного показателя, последующей экстраполяцией полученных данных до уровня заданного результата. Третий подход предполагает получение жестких количественных параметров. Суть его сводится к тому, что у отдельных выдающихся спортсменов регистрируются максимально доступные величины того или иного- показателя, которые и используются в качестве модельных характеристик. По разнице между данными, полученными у конкретного спортсмена, и модельными величинами выявляются резервы дальнейшего совершенствования. Этот подход также страдает серьезными недостатками, основным из которых является игнорирование индивидуальной структуры соревновательной деятельности и подготовленности, которая, как убедительно показывают данные выдающихся спортсменов, наряду с наличием параметров, достигших предельных величин, предполагает наличие параметров с умеренным уровнем развития, обычно отрицательно связанных с первым. Применительно к структуре соревновательной деятельности и подготовленности в основу методологии разработки модельных характеристик кроме изучения и использования данных о группах, выдающихся спортсменов должны лечь всесторонние исследования возможностей отдельных выдающихся спортсменов и групп спортсменов (родственных по морфофункциональным и типологическим особенностям): их задатков, способностей, адаптационных возможностей, закономерностей становления основных составляющих спортивного мастерства, взаимосвязи между ними, компенсаторных возможностей организма. Разработка модельных характеристик этапов многолетней подготовки, макроциклов и периодов тренировки должна предусматривать соблюдение основных закономерностей становления спортивного мастерства с целью достижения оптимального для демонстрации наивысших спортивных результатов уровня подготовленности. Модели тренировочных этапов, мезо- и микроциклов должны строиться на основе современных представлений о механизмах долговременной адаптации, знаний о взаимодействии нагрузки и восстановления как факторов, стимулирующих приспособительные процессы и создающих условия для их трансформации в структурные и функциональные преобразования в организме спортсмена. В основе разработки моделей тренировочных занятий лежат сведения о закономерностях взаимодействия различных тренировочных упражнений в программах занятий, особенностях протекания процессов утомления, поддержания высокого уровня работоспособности и заданнных характеристик нагрузки. Модели отдельных тренировочных упражнений и их комплексов строятся на основе учета механизмов прочной адаптации, а также оптимальных для направленного совершенствования различных составляющих подготовленности параметрах тренировочной нагрузки — продолжительности отдельных упражнений и их комплексов, интенсивности работы, продолжительности и характера пауз между упражнениями, обгцего числа упражнений.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 350; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.100.42 (0.006 с.) |