ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

VIII. 1.1. Основная педагогическая направленность занятий



По признаку соответствия совершенствования профильных для данного вида спорта качеств и способностей основным задачам конкретного этапа подготовки следует различать основные и до­полнительные занятия. В основных занятиях выполняется основной объем работы, связанный с решением главных задач перио­да или этапа подготовки, используются наиболее эффективные сред­ства и методы, планируются йаиболее значительные нагрузки и т. п.

Дополнительные занятия могут быть связаны с ре­шением отдельных частных-задач подготовки, созданием благопри­ятного фона для протекания адаптационных процессов, использо­ваны в качестве средства психической разгрузки, стимуляции про­цессов восстановления. Объем работы и величина нагрузок в таких занятиях невелики, применяемые средства и методы, как правило, не связаны с максимальной мобилизацией возможностей функцио­нальных систем организма спортсменов.

По направленности применяемых в занятиях рредств и методов следует различать занятия избирательной (преимуществен­ной) и комплексной направленности.

Программа занятия избирательной направленности планируется так, чтобы основной объем упражнений обеспечивал преимущест­венное решение какой-либо задачи (например, развитие специаль­ной выносливости или повышение силовых возможностей), а по­строение занятий комплексной направленности предполагает ис­пользование тренировочных средств, способствующих решению нескольких задач.

Занятия избирательной направленности. В практике широко применяют занятия, способствующие преимущественному развитию отдельных свойств и способностей, определяющих уровень специ­альной подготовленности спортсменов: скоростных или силовых качеств, анаэробной или аэробной производительности, специальной выносливости могут быть выделены занятия, направленные на техническое или тактическое совершенствование. Повышение эко­номичности работы, эффективности использования функциональ­ных возможностей важнейших систем, психической устойчивости к преодолению ощущений утомления осуществляется обычно парал­лельно с развитием других качеств. Это же можно сказать и о большей части работы по совершенствованию техники: она должна проводиться постоянно в процессе развития различных качеств и ^способностей. Лишь в этом случае спортсмен будет владеть ла­бильной техникой, соответствующей разнообразным задачам, ко-торые необходимо решать в соревновании, и постоянно изменяющемуся состоянию при выполнении соревновательного упражнения.

Существуют различные варианты построения занятия избирательной направленности. Например, часто тренер использует однообразные, наиболее широко рекомендуемые литературой или наиболее полюбившиеся ему средства. Причем в однотипных заня­тиях тренировочная программа бывает весьма стабильна на протяжении определенного этапа. Инога на различных этапах тренировки в занятиях одной направленно­сти применяют различные методы и средства. Нередко в каждом за­нятии используют весьма обширный комплекс различных однонаправ­ленных средств, применяемых в ре­жимах нескольких методов. Впол­не понятно, что особенности постро­ения программ отдельных занятий не могут не отразиться на эффективности тренировочного процесса.

Специальными исследованиями установлено, что при включении в занятия разнообразных однонаправ­ленных упражнений спортсмены проявляют значительно большую работоспособность, чем при исполь­зовании однообразных средств; про­граммы таких занятий, построен­ные на выполнении тренировочных упражнений в режимах различных методов, оказывают более широкое воздействие на организм спортсменов, мобилизуя различные функции, определяющие проявление соответ­ствующих качеств (рис. 50). Наи­менее эффективен вариант заня­тий с длительным применением одних и тех же, хотя и достаточно действенных, средств. В этом случае организм спортсмена быстро адаптируется к применяемым средствам, замедляется, а затем и прекращается рост трениро­ванности.

Вместе с тем высокая эффективность занятий, построенных на использовании разнообразных однонаправленных средств, не означает необходимости полного исключения из тренировочного процесса занятий с однообразной программой. Такие занятия мо­гут, наоример, планироваться, когда ставится задача совершен­ствования способностей спортсменов экономично 'выполнять за­данную работу или повышения психической устойчивости к дли­тельному выполнению монотонной и напряженной работы, что весьма важно для проявления специальной выносливости при про­хождении Длинных дистанций.

Занятия комплексной направленности. Существуют, два вари­анта построения занятий, предусматривающих одновременное раз­витие различных качеств и способностей. Первый заключается в том, что программа отдельного занятия делится-на две или три относительно самостоятельные части. Например, в первой части применяют средства для повышения скоростных возможностей, во.второй — силовой подготов­ленности, в третьей — выносливо­сти; в первой части решаются за­дачи обучения новым техниче­ским элементам, во второй — фи­зической подготовки, а в треть­ей — тактического совершенство­вания и др. (рис. 51).

Второй вариант предполагает не последовательное, а парал­лельное развитие нескольких (обычно двух) качеств. Приме­ром может служить следующая программа в беге: 10X400 м со скоростью 85—90% от макси­мально возможной на этой ди­станции и паузами отдыха про­должительностью 45 с. Такая тре­нировочная программа, с одной стороны, имеет много общего с интервальной тренировкой, спо­собствующей повышению уровня аэробной производительности, а с другой — предъявляет высокие требования к анаэробной (гликолитической) системе энергообеспе­чения, стимулируя повышение выносливости при работе анаэроб­ного характера.

Часто параллельно решаются задачи технического и тактиче­ского совершенствования (особенно в спортивных играх и едино­борствах), физического и психического совершенствования (на­пример, при развитии специальной выносливости, когда предель­ные сдвиги в деятельности вегетативных систем сопровождаютсямаксимальной мобилизацией психических возможностей, связан­ных с преодолением тяжелых ощущений утомления).

Таким образом, занятия комплексной направленности можно разделить на две группы: с оследовательным и парал­лельным решением задач.

При анализе методики построения занятий с последовательным решение задач возникают два основных вопроса: определение рациональной последовательности применения средств, спо­собствующих развитию различных качеств, и выбор рациональ­ного соотношения объема этих средств. Последовательность распределения средств вкомплексных занятиях должна обеспечивать наличие соответствующих предло­жи сылок для реализации рациональной методики совершенствовавияразличных сторон подготовленности. Например, изучение новых. двигательных действий, сложных тактических схем, освоение, технико-тактических комбинаций следует ланировать в начале занятия, непосредственно после разминки. Подготовку же спорт смена к реализации ранее освоенных технико-тактических дейст­вий в сложных условиях соревновательной борьбы, при прогрессирующем утомлении можно планировать в конце занятия, после выполнения большого объема работы иной направленности.

Вопрос о соотношении средств в занятии должен решаться в каждом конкретном случае с учетом их характера и последовательности применения, функционального состояния, уровня трени­рованности, индивидуальных особенностей спортсменов, этапа и периода тренировки и т.д. Здесь возможна исключительно широ­кая вариативность, которая определяется как числом задач, решаемых в занятии (а соответственно и числом относительно само­стоятельных частей), так и повышенным вниманием к решению той или иной задачи.

Направленность занятий с параллельным решением задач обу­словлена характером и методикой применения тренировочных средств. В таких занятиях обычно удается полноценно решать две равнозначные задачи: обеспечивать совершенствование скоростных возможностей и выносливости при работе анаэробного ^;; характера; развивать выносливость при работе аэробного и анаэробного характера; совершенствовать техническое и тактическое мастерство и т. п. Особой формой являются занятия, содержание нектоорых предусматривает интегральную подготовку на основе У комплексного проявления и параллельного совершенствования всех .главных компонентов спортивного мастерства.

Сочетание занятий избирательной и комплексной направленнести. Выбор того или иного варианта построения занятий зависит от этапа многолетней и годичной подготовки, уровня квалификации и тренированности спортсмена, задач, поставленных в том или ином занятии, и т. д. Следует помнить, что наиболее влияние на организм спортсмена оказывают занятия из параллельной направленности, которые (позволяют сконцентрироваться в определенном направлении средства и методы педагогического воздействия

При тренировке спортсменов относительно невысокой квалифи­кации, юных спортсменов на начальных этапах многолетней под­готовки должны планироваться преимущественно занятия комп­лексной направленности, особенно с последовательным решением задач. Эти занятия значительно более эмоциональны, оказывают меньшее воздействие на психическую и функциональную сферы организма и в то же время являются достаточно эффективным стимулом роста тренированности. Широкое применение в трени­ровке юных спортсменов занятий избирательной направленности чревато рядом отрицательных последствий — переутомлением и перенапряжением функциональных систем, излишне бурной экс­плуатацией адаптационных возможностей организма. Несмотря на то что занятия избирательной направленности с большими на­грузками в тренировке юных спортсменов оказываются одним из основных факторов, стимулирующих резкий рост спортивных ре­зультатов, в дальнейшем чрезмерное увлечение ими становится тормозом к становлению высокого спортивного мастерства. . Комплексные занятия с разнообразными, эмоционально насы--щенными программами и небольшими суммарными нагрузками являются хорошим средством активного отдыха и могут исполь­зоваться для ускорения процессов восстановления после занятий со значительными нагрузками избирательной направленности, а также играть важную роль в восстановительных микроциклах.





Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.216.79.60 (0.006 с.)