Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика обучения тактическим действиям

Поиск

Обучение тактике полевых игроков

Обучение тактике начинается с общего ознакомления с игрой-Тренер знакомит своих учеников с основными правилами игры, формулирует задачи, которые должны решаться в игре, разучивает


с ними основные приемы ведения игры. Чтобы дать более конкрет­ное представление о будущей спортивной деятельности, проводит­ся игра в гандбол по упрощенным правилам. Далее приступают к изучению отдельных тактических действий, сначала индивидуаль­ных, групповых, а затем и командных. В результате все изученные действия составят основу определенных тактических систем веде­ния игры. Такая закономерность перехода от общего к частному и обратно имеет место и при обучении командным действиям.

Разучивание любого тактического действия имеет такую последо­вательность: 1) рассказ и показ на схеме или макете; 2) разучивание схемы действия непосредственно на площадке с пассивным против­ником (противника можно обозначить стойками); 3) то же, но с ак­тивным противником, действующим по определенным заданиям; ■4) то же, но с активным противником и в соревновательной форме; 5) закрепление в двусторонней игре.

Обучение индивидуальным тактическим действиям начинается вместе с изучением приемов техники защиты. Причем при объясне­нии особое внимание нужно уделить выбору места относительно нападающего, моменту начала действия. Обучение всегда должно проходить в единоборстве с нападающим, которому даются опре­деленные задания.

Обучение групповым, тактическим действиям защиты начинают вместе с изучением групповых действий нападения. Все обучение строится на противодействии нападающим. Когда нужно уточнить какое-либо групповое тактическое действие защиты, необходимо, чтобы нападающие выполняли только то действие, которое вы­нуждает защитников применить конкретный контрприем. Для изу­чения, например, переключения нападающие могут выполнять зас­лон, скрестное внешнее взаимодействие; для подстраховки нужны параллельные действия; для проскальзывания - личная опека и т. п. Начинают обучение с совместного действия двух игроков, а затем трех и более.

Обучение командным действиям начинают с ознакомления с рас­становкой игроков на площадке и основными задачами игроков различного амплуа в различных системах защиты. Совершенство­вание командных защитных действий нужно вести в соответствии с принципами, которые приемлемы для всех видов и способов за­щиты: создание численного преимущества, пресечение, передачи и принцип противохода.

Обучение тактике вратаря

. К обучению тактике вратаря приступают тогда, когда гандбо­лист получит понятие об основных способах задержания при раз-Личных уровнях полета мяча. Для отработки тактики применения Приемов игры можно использовать специальный щит (в размер во- 'Рот), на котором крупно написаны цифры в квадратах. Вратарь ста­новится лицом к щиту на расстоянии 2-3 м. Тренер, стоя у него за



спиной, называет цифры, а вратарь, отыскав квадрат на щите, вы­полняет прием, ориентируясь на названный квадрат (предполага­ется, что мяч летит из этого квадрата).

Постепенно темп выполнения упражнения убыстряется. После каждой имитации приема вратарь снова принимает стойку готов­ности. Далее можно давать ему задания на задержание мячей, сле­дующих один за другим.

Чтобы постепенно подводить вратаря к правильному реагиро­ванию на мяч, можно поставить его за натянутую сетку (наклон­ный батут) и в нее бросать мяч. Вратарь должен соответственно полету мяча выбирать прием задержания. Кроме того, такая пре­досторожность снимает страх перед летящим мячом, приучает сле­дить за мячом, выполняя при этом необходимые движения.

Далее будущий вратарь становится в ворота. Тренер набра­сывает мяч в разные углы, на разной высоте, следит за правиль­ностью выбора способа и уточняет правильность выполнения приема.

Основы методики тренировки. Задачи, средства и методы тренировки Обучение и тренировка имеют свои специфические задачи, од­нако в тренировке всегда присутствует обучение новому. Поэтому эти понятия имеют тесную взаимосвязь и рассматривать их надо как единый педагогический процесс в системе подготовки квали­фицированного гандболиста.

Цель тренировки - воспитание целеустремленного, физически развитого, обладающего крепким здоровьем человека, способно­го к защите Родины и высокопроизводительному труду, готового показать наивысшие спортивные результаты в меру своих возмож­ностей.

Задачи тренировки:

1. Воспитание высоких моральных и волевых качеств гандболиста.

2. Укрепление здоровья, всестороннее физическое развитие, вос­питание специальных двигательных способностей.

3. Овладение современной техникой, тактикой и стратегией игры.

4. Воспитание психических свойств личности, необходимых для успешной тренировки и выступления в соревнованиях.

5. Приобретение знаний для научно обоснованного управления

тренировкой.

6. Приобретение способности реализовать свои знания, умения и
навыки в коллективной спортивной борьбе для достижения победы.

Все средства спортивной тренировки гандболиста подразделя­ются на соревновательные и подготовительные. В свою очередь, в соревновательных средствах можно выделить собственно сорев­новательные и тренировочные формы соревновательных упражне­ний. В подготовительных упражнениях важно различать специаль­но-подготовительные и общеподготовительные.


Собственно соревновательные упражнения - это сама игра в ре­альных условиях спортивного соревнования в полном соответствии с правилами. Соревнования являются действенным средством по­вышения спортивного мастерства. В учебно-тренировочном про­цессе собственно соревновательные упражнения занимают видное место. Без них невозможен процесс совершенствования.

Соревновательные упражнения в тренировке - это тоже целост­ные игровые действия, но выполняются они в других условиях, с меньшим накалом психической напряженности и направлены на решение тренировочных задач. Их можно считать модельными фор­мами собственно соревновательных упражнений.

Специально-подготовительные упражнения включают в себя эле­менты соревновательных действий, а также действия, сходные с со­ревновательными по характеру проявления способностей. Создаются эти упражнения с таким расчетом, чтобы избирательно воздейство­вать на отдельные стороны подготовки гандболиста, усилить это воздействие по сравнению с соревновательным упражнением.

Общеподготовительные упражнения представляют собой комп­лекс для разносторонней подготовки спортсмена и упражнения, которые способствуют спортивному росту гандболиста. К ним от­носятся следующие: а) способствующие становлению технических и тактических навыков и росту необходимых физических качеств; б) повышающие общую работоспособность; в) ускоряющие восста­новление после нагрузок.

Методы спортивной тренировки подразделяются на словесные, наглядные и методы упражнений. Все они представлены конкретно по видам подготовки гандболиста: физической, технической, так­тической, интеллектуальной, морально-волевой и специальной пси­хической и игровой.

Физическая подготовка - это процесс воспитания физических спо­собностей, укрепления систем организма гандболиста для эффектив­ного овладения навыками игры и соревновательной деятельностью. К задачам физической подготовки следует отнести:

1. Укрепление здоровья, содействие гармоническому физическо­му развитию.

2. Совершенствование жизненно важных умений и навыков.

3. Укрепление основных систем организма, несущих главную на­грузку в игре.

4. Воспитание основных двигательных способностей, силы, бы­строты, гибкости, выносливости, ловкости.

5. Воспитание специфических способностей для игры в ганд­бол. Уровень физического развития и физической подготовлен­ности гандболиста во многом определяет достижение высоких спортивных результатов.

Техническая подготовка. Ее цель - обеспечить совершенное вла­дение двигательными действиями в игре. Задачи: а) расширить вари­ативность действий на основе прочного навыка; б) завершить ин-


 




           
 
   
 
   
 


дивидуализацию техники в соответствии с достигнутой степенью развития индивидуальных способностей и амплуа в команде и др.

Техническая подготовка - многолетний процесс, в течение которого меняется уровень развития физических и психических спо­собностей занимающихся в зависимости от возраста и целенаправ­ленного воспитания. Приобретение гандболистом новых физичес­ких качеств влечет за собой изменение динамической и кинемати­ческой структуры выполнения того или иного приема игры.

Тактическая подготовка ведется с применением всех методов это­го вида подготовки. Но основным является метод моделирования, так как команда постоянно готовится к поединкам с определенным противником. Наигрывая связки групповых действий, соз-давая комбинации, можно добиться эффективной игры.

Психологическая подготовка ведется по всем направлениям и имеет важное значение для этого этапа. Тренеру должен помо­гать актив команды. Большие нагрузки, оторванность от семьи, постоянная мобилизация на высокий результат утомляют ганд­болиста и могут снизить спортивную деятельность. Для поддер­жания постоянного тонуса и интереса к тренировкам и соревно­ванию необходимо изучить мотивацию деятельности каждого иг­рока и умело регулировать его состояние. Такими мотивами мо­гут быть потребности: а) в самосовершенствовании; б) в дости­жении успеха; в) в социальном одобрении (награды, извест­ность); г) в общении с членами команды; д) в материальном по­ощрении.

Тренер с помощью психолога обязан изучить своих учеников. Только конкретные воздействия на доминирующие мотивы деятель­ности гандболистов дадут ему возможность добиться успеха.

Игровая подготовка. Вся подготовка на этом этапе принимает специализированный характер. Приемы игры совершенствуются в основном в комплексных упражнениях, принимая вид технико-тактических действий. Подводящие игры принимаются как сред­ство восстановления работоспособности. Основными становятся специально-подготовительные средства, тренировочные формы и непосредственно соревновательное упражнение. Соревнователь­ная подготовка иногда приобретает ведущее значение. Без подво­дящих, контрольных соревнований нельзя рассчитывать на успех в основных.

Таким образом, основными задачами тренировочной деятель­ности игрока должны стать:

- достижение необходимого уровня развития двигательных ка­честв, возможностей функциональных систем организма, несущих основную нагрузку в гандболе;

- освоение техники и тактики гандбола;

- воспитание необходимых моральных и волевых качеств;

- обеспечение необходимого уровня специальной психической подготовленности;


 

- приобретение теоретических знаний и практического опыта для успешной тренировочной и соревновательной деятельности;

- комплексное совершенствование и проявление в соревнователь­ной деятельности различных сторон игровой подготовленности.

Эти задачи в общем виде определяют основные направления тренировочного процесса. На рисунке 146 представлена схема средств, методов и методических приемов, применяемых в трени­ровке гандболиста с учетом раздела подготовки.

Контрольные вопросы и задания

1. Охарактеризуйте взаимосвязь обучения приемам техники и тактичес­
ким действиям.

2. Укажите причины появления ошибок при освоении приемов игры.

3. Какие упражнения применяют при обучении передаче?

4. Проанализируйте методику обучения броску.

5. Как изучаются приемы игры в защите?

6. В какой последовательности изучаются приемы игры вратаря?

7. Каковы особенности обучения тактике гандбола?

8. На базе каких знаний строится обучение командным действиям?

9. Проанализируйте методику обучения вратаря.

 

10. Что вы знаете о методах тренировки?

11. Какова последовательность применения средств воспитания силы?

12. Укажите взаимосвязь в воспитании быстроты и ловкости гандболиста. I 13. Какова методика воспитания выносливости (средства, методы)?

 

14. Каковы задачи, средства и методы технической подготовки?

15. Каковы задачи, средства и методы тактической подготовки?


16. Раскройте задачи морально-волевой и специальной психологической

подготовки.

17. Какова роль соревнований в подготовке гандболиста?

18. В чем заключается моделирование подготовки?

19. Какие бывают модели подготовленности для гандболистов?

20. Каковы методические основы планирования?

21. Какие виды планирования подготовки вы знаете?

22. Расскажите о планировании в ДЮСШ.

23. Какие документы планирования вы знаете?

 

24. Назовите и охарактеризуйте этапы многолетней подготовки.

25. Охарактеризуйте особенности компонентов подготовки на разных этапах.

26. В чем особенность подготовки вратаря?

27. Назовите группы упражнений, необходимые для подготовки вратаря.

28. Какими средствами отличается этап высшего спортивного мастерства от предыдущих этапов (преимущественное применение)?

29. По каким признакам можно индивидуализировать подготовку мужчин-гандболистов?

30. По каким признакам можно индивидуализировать подготовку ганд-

болисток?

31. Охарактеризуйте группы средств материально-технического обеспе­
чения.

Литература

Баландин В. И, Блудов Ю. М., Плахтиенко В. А. Прогнозирование в спорте. -

М., 1986.

Бернштейн Н.А.О ловкости и ее развитии. - М., 1991.

Боген М. М. Обучение двигательным действиям. - М., 1985.

Бриль М. С. Отбор в спортивных играх. - М., 1980.

Верхошанский Ю. В. Основы специальной физической подготовки спорт­сменов. -М., 1988.

Выдрин В. М. Введение в специальность. - М., 1980.

Гандбол: Справочник / Сост. Н.П.Клусов. - М., 1982.

Гандбол: Поурочная программа для групп начальной подготовки ДЮСШ / Под ред. В.Я.Игнатьевой. - М., 1983.

Гандбол: Поурочная программа для учебно-тренировочных групп и групп спортивного совершенствования СДЮШОР / Под ред. В.Я.Игнатьевой. -

М., 1984.

Горбунов Г. Д. Психопедагогика спорта. - М., 1986.

Деркач А. А., Исаев А. А. Педагогика и психология деятельности организа­тора детского спорта: Учебное пособие по спецкурсу для студентов пед. ин-тов.-М., 1985.

Дубровский В. И. Реабилитация в спорте. - М., 1991.

Евтушенко А. Н. С мячом в руке. - М., 1986.

Зотов В. П., Кондратьев А. И. Моделирование подготовки гандболистов высокой квалификации. - Киев, 1982.

 

Иванов В.В. Комплексный контроль в подготовке спортсменов. - М., 1987.


Игнатьева В. Я., Портнов Ю. М. Учебник тренера по гандболу. - М., 1996.

Игнатьева В. Я. Программа для факультетов базовой подготовки институ­тов физической культуры. - М., 1990.

Кожухов А. Б., Плотников Л. А. Организация и проведение массовых сорев­нований по ручному мячу в коллективах физической культуры, районных и го­родских спортивных организациях. - М., 1988.

Клусов Н. П. Ручной мяч в школе: Пособие для учителя. - М., 1986.

Клусов И. П. Тактика гандбола. - М., 1980.

Кнышев А. К. Организация и судейство соревнований по гандболу. - М., 1986.

Коломейцев Ю. А. Взаимоотношения в спортивной команде. - М., 1984.

Физическая культура: Учебник для учащихся 8-9 классов / Под ред. В. И. Ле-ха. - Раздел «Ручной мяч». - М., 2001.

Физическое воспитание учащихся 8-9 классов: Пособие для учителя. - Раз­дел «Ручной мяч». - М., 2001.


Глава 9. ХОККЕЙ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 1426; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.157.133 (0.009 с.)