Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Контроль соревновательной деятельностиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Контроль соревновательной деятельности позволяет определить уровень подготовленности как отдельных футболистов, так и команды в целом, наметить пути совершенствования индивидуальных и командных действий. В футболе контроль соревновательной деятельности включает в себя регистрацию следующих показателей: • индивидуальные технико-тактические действия; • коллективные технико-тактические действия; • двигательные перемещения футболистов по полю; • биологические и биомеханические критерии. Контроль индивидуальных технико-тактических действий включает в себя регистрацию точно и неточно выполненных следующих действий: передачи мяча, ведение мяча, отбор и перехват мяча, удары по воротам, игра головой, обводка соперника. По этим показателям рассчитывается коэффициент точности, который определяется как отношение точно выполненных действий к их общему количеству. При контроле коллективных технико-тактических действий наиболее информативными являются следующие показатели: • эффективность атакующих и оборонительных действий; • активность атакующих и оборонительных действий; • разнообразие атакующих и оборонительных действий. Контроль биологических показателей соревновательной деятельности во многом позволяет тренеру определить уровень физической подготовленности отдельно взятого футболиста. В ка- честве информативного показателя используется частота сердечных сокращений (ЧСС), которая регистрируется с помощью «Спорттесторов». Контроль тренировочной деятельности Контроль за тренировочной деятельностью заключается в ежедневной регистрации количественных показателей характеристик тренировочных упражнений и позволяет оценить правильность выбора средств и методов учебно-тренировочного процесса. Информативны следующие характеристики тренировочной деятельности футболистов: 1. Специализированность - соответствие в большей или меньшей степени любого тренировочного средства с соревновательным упражнением. 2. Сложность (координационная и психическая). 3. Направленность - воздействие тренировочных упражнений на развитие различных двигательных качеств. 4. Величина - степень воздействия нагрузки на организм футболиста. Оценка специализированности тренировочных упражнений происходит путем исследования структуры тренировочного упражнения относительно структуры соревновательного упражнения. Чем больше совпадений при анализе, тем выше мера специализированности. Информативным критерием является коэффициент специализированности нагрузки, который определяется как отношение времени выполнения специфических упражнений к общему времени тренировочного занятия. Тренер в своей работе должен планировать динамику коэффициента специализированности на разных этапах подготовки, что позволит оценить качество тренировочной работы. В футболе к показателям сложности упражнений можно отнести: а) соответствие тренировочного упражнения соревновательному; б) скорость выполнения упражнений; в) психическое состояние футболистов;т) объем и степень разносторонности технико-тактических действий. Коэффициент сложности определяется как отношение времени выполнения сложных специфических упражнений к времени выполнения всех специфических упражнений. В футболе направленность специфических упражнений во многом определяется их сложностью, размерами площадки, количеством футболистов, выполняющих упражнение. Величина нагрузки в футболе определяется через величину механической работы, выполненной футболистами, и по показателям функциональных реакций организма футболиста на эту работу. Величину нагрузки можно оценить, умножив время упражнения на интенсивность энергозатрат.
В практике футбола для получения дополнительной информации о подготовленности футболистов осуществляют этапный, текущий и оперативный виды контроля. Содержание и организация этапного контроля Этапный контроль проводится 2-4 раза в год и позволяет оценивать уровень подготовленности футболистов, достигнутый на определенном этапе годового цикла. При этапном контроле проводятся следующие мероприятия: контроль состояния здоровья (осуществляется врачами-специалистами), контроль телосложения (рост, масса, состав тела); контроль физической подготовленности с помощью различных тестов (тест Купера, бег 30 м, бег 60 м, Р\УС -170 и т.д.); контроль быстроты и точности тактического мышления. Содержание и организация текущего контроля Текущий контроль проводится перед тренировочным занятием и позволяет оценить быстроту и характер восстановительных процессов после нагрузки тренировочных занятий предыдущего дня. Информация, полученная в результате текущего контроля, позволяет корректировать нагрузку тренировочных занятий надень. При текущем контроле измеряют следующие показатели: 1. ЧСС в покое. 2. Давление. 3. Массу тела во время утреннего взвешивания. Содержание и организация оперативного контроля Оперативный контроль позволяет оценить состояние футболиста непосредственно во время выполнения упражнения на тренировочном занятии или сразу же после его окончания. В практике оперативного контроля используют неспецифические (работа на велоэргометре, бег на различные дистанции, степ-тест) и специфические (упражнения с мячом) тесты-упражнения. Полученные данные сопоставляются с информацией об уровне физической работоспособности футболистов и о значении выполненной ими тестирующей нагрузки, после чего можно делать выводы об оперативном состоянии игроков. При проведении комплексного контроля у юных футболистов главным является получение данных о функциональных возможностях их организма, о технико-тактической, физической и психической подготовленности. Прежде всего оценивается уровень технико-тактического мастерства, быстроты, скоростно-силовых качеств, ловкости. Для этого используются педагогические наблюдения, метод экспертных оценок, контрольные испытания (тесты), психолого-педагогические методики исследования. Большое вни- мание должно уделяться контролю за психической устойчивостью к сбивающим факторам. Результаты, полученные в ходе комплексного контроля, необходимо использовать для планирования и коррекции планов тренировки. Футболист в любом возрасте должен знать, что вся его деятельность на футбольном поле зависит от данных контроля, поэтому мотивация в тестировании различных показателей у него должна быть максимальной. Контрольные вопросы и задания 1. Охарактеризуйте основные средства и методы подготовки футболистов. 2. Какие виды планирования в футболе вы знаете? 3. Какие виды контроля существуют в футболе? 4. Какие микроциклы используются в процессе подготовки футболистов? 5. Составьте план учебно-тренировочной работы в недельном цикле в различных периодах подготовки футболистов. 6. Коротко расскажите о способах контроля различных видов подготовки футболистов. 10.13. Организационное обеспечение подготовки футболистов В настоящее время в нашей стране действует стройная система подготовки футболистов разной квалификации. Их подготовка осуществляется как в секциях по футболу по месту жительства, в общеобразовательных школах, в коллективах физической культуры, так и в детско-юношеских спортивных школах (ДЮСШ), специализированных детско-юношеских школах олимпийского резерва (СДЮШОР), училищах олимпийского резерва (УОР), футбольных интернатах. Организационной формой функционирования спортивных школ по футболу являются «нормативно-правовые основы, регулирующие деятельность спортивных школ». Методической базой деятельности спортивных школ по футболу является «Программа и методические рекомендации для учебно-тренировочной работы в спортивных школах» (М., 1996). Спортивные школы по футболу в настоящее время могут быть созданы при спорткомитетах, органах народного образования, футбольных клубах. Основной задачей спортивных школ по футболу является подготовка высококвалифицированных футболистов для команд мастеров и сборных команд России. В спортивных школах подготовка футболистов проводится в группах начальной подготовки, учебно-тренировочных группах и группах спортивного совершенствования. Основными формами учебно-тренировочного процесса являются групповые и индивидуальные занятия, участие в соревнованиях и учебно-тренировочных сборах, тестирование, медицинский контроль.
Наиболее перспективные футболисты привлекаются в сборные команды городов, областей, краев и республик. Для сборных команд существует свой календарь внутрироссийских соревнований. Лучшие игроки собираются в сборные команды России различного возраста. Они защищают честь нашей страны в различных международных соревнованиях. Подготовка тренерских кадров осуществляется в академиях и институтах физической культуры, на факультетах физического воспитания педагогических вузов. Подготовка тренеров для команд высокой квалификации происходит в Высшей школе тренеров. 10.14. Научно-методическое обеспечение подготовки футболистов В настоящее время специалисту в области футбола приходится часто решать многочисленные научно-организационные задачи, возникающие в процессе тренировочной соревновательной деятельности. Тренер должен обладать научным мышлением, уметь анализировать разнообразную информацию о средствах и методах спортивной тренировки. Тренеру необходимо проанализировать эволюцию методики тренировки, взяв на вооружение все самое лучшее из методики тренировки прошлого и настоящего. Методика тренировки рассматривается в многочисленных исследованиях российских и зарубежных ученых и специалистов в области футбола. Объем научных исследований в футболе постоянно увеличивается. В нашей стране защищено около 150 диссертационных работ, в которых рассматриваются актуальные проблемы тренировки футболистов различного возраста и квалификации: совершенствование двигательных качеств, планирование нагрузок, обучение технико-тактическим действиям и т.д. Результаты исследований по этим и другим проблемам в области футбола изложены в книгах, научных журналах, статьях, они широко обсуждаются на различных научных конференциях. Так, в 1997 г. состоялась Международная конференция по футболу, в которой приняли участие представители более чем 150 стран. В 1999 г. в Испании прошла Международная конференция, посвященная медицинским проблемам в области футбола. В 2000 г. в нашей стране прошла первая Международная выставка «Футбол-маркет», в рамках которой прошли научные семинары по различным проблемам в области футбола: маркетинг в области футбола, правовое обеспечение футбольной деятельности и др. При подготовке футболистов тренер должен изучать и анализировать: • газетно-журнальные публикации по вопросам футбола; статей и работ, монографии, авторефераты, диссертации; • опыт работы ведущих тренеров. Практика футбола постоянно ставит новые вопросы, которые необходимо эффективно решать. Поэтому для тренеров представляется наиболее важным получение и использование новых знаний о футболе. Несмотря на значительное количество проведенных исследований и полученных данных, в футболе есть много неисследованных проблем. В настоящее время актуальны исследования по следующим проблемам: 1) количественная оценка тактики; 2) определение двигательной обучаемости юных футболистов; 3) оценка физической работоспособности с помощью специфических тестов; 4) изменение физической работоспособности с возрастом и повышением мастерства и т. д. Решение этих и других проблем позволит во многом оптимизировать процесс тренировочной и соревновательной деятельности. 10.15. Материально-техническое обеспечение подготовки футболистов В последние годы наблюдается повышение интереса к футболу среди всех слоев населения. С каждым годом растет количество команд различного возраста и квалификации, принимающих участие в соревнованиях. Ведущие промышленные компании и фирмы («Лукойл», «Сибирский алюминий», «Газпром» и др.) вкладывают средства в команды высшей лиги, существенно улучшилась материально-техническая база ведущих российских команд. В нашей стране имеются 36 футбольных полей с подогревом, строятся футбольные манежи, стадионы, отвечающие самым высоким международным требованиям. Однако материально-техническое обеспечение юношеского футбола во многом не соответствует требованиям сегодняшнего дня. Не хватает качественных футбольных полей, государственными органами (спорткомитеты, органы народного образования) выделяется недостаточно средств для функционирования спортивных школ по футболу. В настоящее время спортивный инвентарь, необходимый для занятий футболом, можно разделить на защитный и инвентарь для обеспечения эффективн'ого учебно-тренировочного и соревновательного процесса. Инвентарь защитного действия предназначен для предохранения футболистов от различного рода травм. Он состоит из щитков, наколенников, голеностопников, налокотников для вратарей, спортивной формы вратарей с защитными прокладками на бедрах, бутс, вратарских перчаток. К инвентарю, обеспечивающему учебно-тренировочный соревновательный процесс, относятся: спортивная форма (гетры, трусы, футболки, подтрусники), мячи, бутсы, тренажеры для развития физических качеств и специальной подготовки, оборудование для совершенствования технико-тактического мастерства (стойки,
фишки, барьеры, переносные ворота, футбольные корзины и т.д.), судейский инвентарь (флажки, свистки, спортивная форма и т.д.). Огромное значение для футболистов имеет правильный выбор спортивной обуви (бутсы, кроссовки). Наиболее качественную обувь для футболистов производят такие известные фирмы, как «Адидас», «Найк», «Диадора». В настоящее время многие производители спортивного инвентаря обратили свои взоры на футбол. К уже упомянутым фирмам следует добавить такие, как «Лотто», «Умбро», «Пума» и др. В настоящее время все больше внимания уделяется совершенствованию спортивного инвентаря (уменьшается вес бутс, увеличивается скорость полета мяча и т.д.), футбольных полей и площадок. Появились футбольные поля со смешанным покрытием (искусственная трава с естественными добавками), которые позволяют эффективно проводить учебно-тренировочные занятия и соревнования вне зависимости от погодных условий. Задания для самостоятельной работы 1. Изучение специальной литературы. 2. Анализ правил игры и методики судейства. 3. Просмотр футбольных игр с последующим анализом. • 4. Составление конспектов учебно-тренировочных занятий. 5. Проведение занятий по футболу. 6. Подготовка рефератов, докладов по предлагаемым темам. 7. Выполнение курсовой работы. Литература Андреев С. Н. Футбол в школе. - М., 1986. Арестов Ю.М., Годик М.А. Подготовка футболистов высших разрядов: Учебное пособие. - М., 1980. Боген М. М. Обучение двигательным действиям. - М., 1980. Варюшин В. В. Тренировка юных футболистов «ФОН». - М., 1997. Голомазов С. В., Чирва Б. Г. Тренировка вратаря. - М., 1997. Годик М.А. Контроль тренировочных и соревновательных нагрузок. - М., 1980. Зеленцов А. М., Лобановский В. В., Коуэрвер В., Ткачук В. Г. Уроки футбола. - Киев, 1996. Качани Л., Горский Л. Тренировка футболистов / Пер. со словацк. - Братислава, 1984. Качетков А. П. Управление профессиональной командой по футболу. - М., 1999. Левин В. С. Педагогические параметры тренировочных нагрузок футболистов: Учеб. пособие. - Малаховка, 1997. Матвеев Л. П. Основы спортивной тренировки. - М., 1977. Романенко А. Н., Джус О. Н., Догадин М. Н. Книга тренера по футболу. -Киев, 1988. Сарсания С. К., Селуянов В. Н. Физическая подготовка в спортивных играх. - М., 1991. Суслов Ф.П., Сыч В. Л., Щустин Б.Н. Современная система спортивной подготовки. - М., 1983. Сучилин А. А. Футбол во дворе. - 2-е изд., доп. - М., 1983. Футбол в коллективах физкультуры / Под общ. ред. А. Д. Брейкина. - М., 1979. Футбол: Правила соревнований. - М., 1997. Футбол: Учебник для институтов физической культуры. - М., 1999. Чанади А. Футбол: Техника / Пер. с венгерск. - М., 1978. Юный футболист: Учебное пособие для тренеров / Под. общ. ред. А. П. Лаптева и А. А.Сучилина. - М., 1983. Глава 11. ТЕННИС
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 2653; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.199.214 (0.014 с.) |