ТОП 10:

Обучение тактическим действиям в защите



Обучение защитным действиям имеет свои трудности, так как они зависят от действий нападающего.

Индивидуальные действия.Успех защиты зависит от правиль­ных индивидуальных действий. Основными качествами, которые необходимо воспитать у игроков для умения хорошо играть в за­щите, являются: быстрота действий, умение предвидеть ход собы­тий, умение находиться все время в состоянии готовности выполнить любые действия, боевитость, расчетливость, умение видеть поле, быстро переключаться от одних действий к другим. Эти качества воспитываются не только при изучении непосредственно тактики защиты, но и в процессе всего обучения.

Изучая индивидуальные действия, в первую очередь необхо­димо научить действиям против игрока с мячом и против игрока без мяча.

Примерные упражнения:

1. Построение парами (защитник и нападающий). Нападающий ведет мяч от одной лицевой линии к другой. Защитник отступает, оттесняя ведущего к боковой линии, и выбивает мяч.

2. Построение по тройкам (два нападающих и один защитник). Нападающие передают друг другу мяч, стоя на месте. Защитник опекает одного из них. В момент приближения к нему мяча он вы­ходит и перехватывает его. Действия после перехвата могут быть заранее обусловлены: либо игрок должен вести мяч и выполнить бросок, либо передать мяч партнерам и т.д.

3. Построение парами (защитник и нападающий). Нападающий с мячом пытается выполнить проход к корзине для броска. Защит­ник препятствует проходу и вынуждает нападающего совершить персональную ошибку.

4. Построение парами (защитник и нападающий). Нападающий
без мяча должен переместиться от одной боковой линии к другой


возможно быстрее. Защитник препятствует этому, пытается замед­лить его продвижение и остановить у боковой линии.

5. Построение то же в районе щита. Нападающий старается прой­ти к щиту за спиной противника. Защитник, перемещаясь, старает­ся занять правильное положение и не пропустить нападающего.

Групповые действия.Необходимо научить занимающихся под­страховке и правильному переключению.

Примерные упражнения:

1. Построение по тройкам (один нападающий и два защитника). Нападающий ведет мяч от одной лицевой линии к другой. Два за­щитника занимают положение уступом друг за другом. Находящий­ся ближе к нападающему вступает с ним в активное противодей­ствие. Как только защитник совершит ошибку и нападающий обой­дет его, второй защитник, наблюдавший за ними, сразу же вступает в единоборство с нападающим.

2. Построение по четверкам (два нападающих и два защитника). Нападающие, свободно передвигаясь, разыгрывают мяч. Защитни­ки их опекают. Затем один из нападающих применяет наведение. Защитники меняются подопечными.

3. Построение по пятеркам (три нападающих и два защитни­ка). Нападающие, применяя взаимодействие «передай и выйди», продвигаются к противоположному щиту. Защитники отступают, а в районе штрафного броска занимают необходимую позицию, зак­рывая линию нападения со стороны броска мяча.

Командные действия.Вначале изучается концентрированная защита - личная система. Затем зонная и подвидная личная защи­та (прессинг). Зонный прессинг требует много времени для изуче­ния и поэтому применяется в работе с более подготовленными баскетболистами.

Первые упражнения в командных действиях независимо от изу­чаемой системы должны быть направлены на то, чтобы игроки пра­вильно возвращались назад, образуя линии обороны, и затем раз­бирали подопечных. Во время перемещения к своей корзине необхо­димо, чтобы каждый игрок пытался приостановить продвижение противника независимо от того, кого он держит.

При изучении обороны непосредственных подступов к щиту не­обходимо четко объяснить ученикам функции каждого игрока в ко­мандной защите (кто подстраховывает ответственность за игроков, возможные варианты смены местами). Для этого рекомендуется не­однократно проводить учебную игру на половине площадки, акцен­тируя внимание занимающихся на изучаемых действиях, применяя систему поощрения (в очках) за удачно выполненные действия.

При изучении прессинга полезны упражнения в умении держать игрока.

Примерные упражнения:

1. Нападающий игрок, применяя передачи и ведение, должен пе­реместиться к противоположному щиту и выполнить бросок. Пе-


ремещение осуществляется следующим образом: он должен взаи­модействовать передачами с игроками, стоящими справа и слева от него на всем пути его движения. Защитник оказывает про­тиводействие передачам и опекает нападающего так плотно, что­бы связать его перемещения и не дать возможность передавать и по­лучать мяч. Это же упражнение можно проводить с противодей­ствием двух защитников одному активному нападающему.

2. Обучаемые распределяются на три команды по три человека. Проводится учебная игра, в которой все три команды атакуют один щит. Каждая из них старается набрать наибольшее количество оч­ков. Одной нападающей команде противодействуют сразу две.

7.6. Виды спортивной подготовки 7.6.1. Физическая подготовка

Современный баскетбол - это атлетическая игра, характеризу­ющаяся высокой двигательной активностью, большой напряжен­ностью игровых действий, требующая от игрока предельной мо­билизации функциональных возможностей и скоростно-силовых

качеств.

Задачи физической подготовки: разностороннее развитие и ук­репление здоровья, повышение функциональных возможностей и двигательных качеств баскетболистов.

Задачи физической подготовки вытекают из общих задач отече­ственной системы физического воспитания и конкретизируются спе­цифическими особенностями вида спорта. Конкретно физическая подготовка баскетболиста направлена на решение следующих задач:

1. Повышение уровня развития и расширение функциональных возможностей организма (функциональная подготовка).

2. Воспитание физических качеств (силы, быстроты, выносливо­сти, ловкости, гибкости), а также развитие связанных с ними комп­лексов физических способностей, обеспечивающих эффективность игровой деятельности (прыгучесть, скоростные способности, мощ­ность метательных движений, игровая ловкость и выносливость -атлетическая подготовка).

Решение этих задач осуществляется в процессе общей и специ­альной физической подготовки.

7.6.2. Техническая подготовка

Современные тенденции игры определяют направленность тех­нической подготовки. Высоких результатов можно достичь только в процессе всесторонней технической подготовки игроков. Для это­го баскетболист должен:

1. Владеть всеми известными современному баскетболу приема­ми игры и уметь осуществлять их в разных условиях.


 

2. Уметь сочетать приемы друг с другом в любой последователь­ности в разнообразных условиях перемещения.

3. Владеть комплексом приемов, которыми в игре приходится пользоваться чаще, а выполнять их с наибольшим эффектом; ост­рая комбинационная игра требует максимального использования индивидуальных способностей и особенностей.

4. Постоянно совершенствовать приемы, улучшая общую согла­сованность их выполнения.

Процесс тренировки должен быть организован таким образом, чтобы поступательно повышались требования к уровню развития способностей спортсмена, обеспечивающему ведение борьбы в ус­ловиях возрастающего противоборства.

Овладение рациональной техникой в наиболее короткие сро­ки предполагает знание путей развития игры и планомерное по­строение многолетнего тренировочного процесса. На каждом этапе подготовки перед спортсменом ставятся задачи, в соответ­ствии с которыми подбираются методы и средства. Задачи со­вершенствования техники меняются с возрастом и ростом ква­лификации игрока.

Быстрое овладение основными движениями зависит от последо­вательности постановки педагогических задач. Вначале спортсмен должен освоить исходное положение, узнать, какие части тела при­нимают участие в движении, каковы направления и согласованность движений. Затем игрок должен научиться выполнять движения по оптимальной амплитуде в произвольном, удобном для него темпе, добиться точности выполнения структуры движений, а затем осва­ивать детали приема.

В ходе обучения нужно усложнять обстановку, чтобы подвести занимающихся к применению приема в элементарной игре.

7.6.3. Тактическая подготовка

Тактическая подготовка баскетболистов предполагает овладе­ние искусством ведения спортивной борьбы. Она базируется на спо­собностях спортсмена быстро и правильно анализировать скла­дывающуюся соревновательную ситуацию, находить оптимальное решение данной тактической задачи и решать ее с партнерами.

В процессе создания теоретического фундамента для тактичес­кой подготовки нужно широко использовать все формы самосто­ятельной работы спортсмена. Баскетболист должен изучить осо­бенности судейства и правила соревнований, научиться детально анализировать личный соревновательный опыт. Так, разбор за­писей в личном дневнике учебно-тренировочной работы баскет­болиста дает возможность установить причины быстрого роста спортивных результатов или их снижения, сопоставить особенно­сти тактической подготовленности на различных этапах и сделать необходимые выводы:


1. Развитие у занимающихся быстроты сложных реакций, вни­мательности, ориентировки, сообразительности, творческой ини­циативы.

2. Овладение индивидуальными действиями и типовыми взаимо­действиями с партнерами, основными системами командных дей­ствий в нападении и защите.

3. Формирование умения эффектно использовать средства игры и изученный тактический материал, учитывая собственные силы, возможности, внешние условия и особенности сопротивления со­перника.

4. Развитие способности по ходу матча переключаться с одних систем и вариантов командных действий на другие.

Если первые задачи присущи этапу начального овладения так­тикой игры, то две другие решаются на протяжении многих лет со­вершенствования .







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.236.245.255 (0.008 с.)