Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Обучение тактике игры в оборонеСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Обучение тактическим оборонительным действиям осуществляется параллельно с атакующими еще до выхода занимающихся на лед и начинается с освоения индивидуальных тактических действий (перемещений, выбора позиции, опеки и отбора) в различных подвижных и спортивных играх. Уже на раннем этапе обучения занимающимся прививается умение правильного выбора позиции для проведения оборонительных действий. Игрок обороны должен располагаться так, чтобы видеть движения соперника с шайбой (мя- чом в другой спортивной игре), перемещения его и своих партнеров и находиться на наиболее вероятном пути направления атаки, готовым пойти в активный отбор. Одновременно следует обучать и правильному применению опеки, акцентируя внимание занимающихся на том, когда, как и каким способом опекать игрока противника. Одновременно в игровых упражнениях, подвижных играх формируются навыки проведения отбора. При этом очень важно развивать умение прогнозировать вероятное направление атаки, способы сближения с противником, владеющим мячом (или шайбой), выбор момента активного отбора. На льду хоккейного поля обучение и совершенствование индивидуальных тактических действий проходит более конкретно и целенаправленно. При обучении маневрированию важно рационально использовать различные приемы передвижения на коньках в зависимости от игровой ситуации, особенно обращая внимание на передвижение спиной вперед, а также быстрое и своевременное переключение с бега лицом вперед на бег спиной вперед и наоборот. Обучение опеке противника следует начинать с дистанционной опеки, т. е. опеки противника, находящегося на некотором расстоянии. Обычно ее используют в зоне нападения. Главное в ее освоении -научить занимающихся умению правильно подкатиться к игроку противника и двигаться сбоку-сзади от него, ограничивая ему маневр и препятствуя взаимодействию с партнерами. В средней зоне опекающий также катится сбоку-сзади, но уже рядом с противником, исключая ему возможность приема и передачи шайбы. В упражнениях по совершенствованию опеки следует обращать внимание опекающих на одновременное контролирование места нахождения шайбы, передвижение игроков противника и партнеров. В зоне защиты, вблизи своих ворот используют плотную (контактную) опеку. При ее освоении важно научить занимающихся располагаться между своими воротами и подопечными и, контактируя с игроком туловищем или клюшкой, быть всегда готовым вступить в силовое единоборство и помешать ему атаковать ворота. Обучение отбору шайбы как индивидуальному тактическому действию следует начинать с отбора шайбы клюшкой способом выбивания в упражнениях с партнером. Затем также в парах способами подбивания и прижимания клюшки противника. При обучении способам выбивания и подбивания следует акцентировать внимание занимающихся на правильный выбор позиции: подкат -сближение с противником и выбор момента нанесения короткого и быстрого удара. После освоения отбора клюшкой следует переходить к обучению отбора с применением силовых приемов. При этом очень важно научить занимающихся целесообразному выбору того или иного способа отбора, согласуясь с конкретной игровой ситуацией. При обучении индивидуальному тактическому действию -ловле шайбы на себя - следует развивать у занимающихся способность зрительного восприятия и оценки выполнения броска соперника во времени и в пространстве, по подготовительным движениям и на их основе мгновенный выбор способа и момента начала выполнения приема. Для этого в игровых упражнениях необходимо, чтобы соперник при выполнении бросков изменял способ, скорость и расстояние. Параллельно с освоением индивидуальных действий следует обучать и групповым: страховке, переключению, спаренному отбору и взаимодействию защитников с вратарем. Обучение страховке следует начинать с выбора позиции в соответствии с вероятным направлением развития атаки и расположением партнеров. При обучении следует добиваться, чтобы страхующий располагался несколько сзади партнеров и дальше от шайбы, смещался в сторону наиболее вероятного направления атаки противника и был готов оказать помощь партнеру или исправить его ошибку. Одновременно со страховкой следует обучать переключению, т.е. передаче друг другу своих подопечных в случае, когда нападающие противника меняются местами или когда противник обыграл партнера. В игровых упражнениях по обучению переключению следует акцентировать внимание хоккеистов на своевременность начала переключения, синхронность и оперативность взаимодействий партнеров. Эффективность спаренного отбора зависит от синхронности действий и взаимопонимания партнеров, при этом главную роль в отборе выполняет игрок, идущий в активный отбор первым. В этой связи обучение спаренному отбору надо начинать с освоения вступления в контакт с противником, владеющим шайбой. С этой целью в проведении тренировочных упражнений следует требовать, чтобы отбирающий стремительно атаковал противника в момент, когда он еще недостаточно надежно контролирует шайбу, лучше у борта, и вступал с ним в единоборство. Затем в упражнение подключается партнер, который идет на отбор шайбы, после того как первый отбирающий вступил с противником в единоборство. Обучение взаимодействию защитников с вратарем следует начинать с теоретического разбора основных вариантов взаимодействия с последующим опробованием их в упрощенных положениях. При этом обращается внимание на руководящую роль вратаря по организации оборонительных действий, на рациональное расположение защитников в момент атаки противника, в подстраховке вратаря, выкатывающегося из ворот, в подборе шайбы, отбитой вратарем. Закрепление и совершенствование групповых взаимодействий осуществляются в игровых упражнениях в усложненных условиях и непосредственно в игре. Обучение и совершенствование командной тактики обороны. Обучение командной тактике обороны начинается с создания у зани-
мающихся четкого представления о разучиваемом варианте тактического построения и особенностях его проведения в каждой зоне хоккейного поля. С этой целью рассказ и объяснение сочетаются с демонстрацией видеозаписи и на макете хоккейного поля. Начинать надо с более оборонительных тактических построений с малоактивных систем 0-5 и 1-4. Практическое разучивание следует проводить по зонам поля, сначала в зоне нападения, затем -в средней и зоне защиты. Овладение системой начинается с расположения игроков, способов перемещения и опеки игроков противника в зоне нападения. Так как главным в этой системе является опека нападающими обороняющейся команды нападающих атакующей команды по своим местам, то в качестве основного подводящего следует проводить упражнение 3:3 по опеке нападающих противника в зоне нападения и средней зоне без шайбы. В этом упражнении следует обращать внимание на правильный подкат и расположение опекающих относительно своих подопечных, для того чтобы сдерживать их маневр и исключить возможность приема ими передачи. Освоив откат с опекой нападающих противника, следует переходить к упражнению 5:5, т.е. с подключением защитников и шайбы (рис. 182). В этом упражнении обращается внимание на взаимодействие нападающих и защитников, которые откатываются по центру на игровом расстоянии от нападающих, отвечая за„их страховку и середину поля. Ключевыми моментами этого упражнения в средней зоне являются уплотнение опеки, начало активного отбора при пересечении средней линии поля и построение позиционной обороны на синей линии своей зоны. Поэтому при разу- чивании этой системы обороны следует предварительно провести несколько подводящих упражнений по расположению, перемещению и взаимодействию игроков обороны на рубеже синей линии в случае перевода шайбы с фланга в центр или на другой фланг. Освоение командных оборонительных тактических действий в своей зоне защиты следует начинать с зонной системы защиты, с расстановки игроков и вариантов их передвижения и взаимодействия в зависимости от перемещений шайбы и игроков противника. Целесообразно начинать с упражнения 5:5, в котором пятерка защищающихся располагается «конвертом», а пятерка нападающих, располагаясь широко на бортах, передает друг другу, заставляя игроков обороны перемещаться. Затем нападающие начинают атаковать, пытаясь создать численное превосходство на каком-либо участке и выйти на ударную позицию, а защищающаяся команда стремится им активно противодействовать, сосредоточиваясь на наиболее опасных участках. Такой же последовательности следует придерживаться и при разучивании других вариантов малоактивной обороны (1-4; 1-2-2). Однако при освоении этих систем следует акцентировать особое внимание на действия выдвинутого вперед игрока в зоне нападения и средней зоне. Он своими рациональными передвижениями мешает организации атаки игрокам противника, стремится увести ее в нужное для своей команды направление и при этом не должен быть обыгран. Овладение активными системами обороны (2-1-2), при которых активный отбор шайбы в зоне нападения осуществляют два игрока, начинается с упражнений по обучению индивидуальному и спаренному отбору. Например, упражнение в единоборствах 1:1. Все игроки располагаются за синей линией в средней зоне. Тренер вбрасывает шайбу в дальний борт, к ней устремляется защитник и чуть позже нападающий. Задача защитника - подобрать шайбу первым и выйти с ней из зоны, задача нападающего - вступить в единоборство с защитником, овладеть шайбой и атаковать ворота. В этом упражнении обращается внимание на подкат нападающего к защитнику, вступление с ним в единоборство и его отделение от шайбы. Следует последовательность в обучении - это выполнение упражнений 3:2; 2:2. Эти упражнения проводятся с такими же задачами: для защитников - выйти из зоны или выбросить шайбу, для нападающих - овладеть ей и атаковать ворота. Однако в них осуществляется взаимодействие партнеров, в том числе в спаренном отборе. По мере освоения групповых взаимодействий в активном отборе подключаются упражнения 5:4 и 5:5 в зоне нападения, в которых осваиваются взаимодействия всех игроков команды в рамках той или иной системы активного отбора. В средней зоне в активном отборе также участвуют два или три игрока, однако (в отличие от игры в зоне нападения) на игрока, владеющего шайбой, они выходят попеременно. Так же, как и при обучении малоактивным системам, следует акцентировать внимание на усилении активности в отборе после того, как противник с шайбой пересек среднюю линию поля, и построении позиционной обороны (1-4 или 1-3-1) на рубеже своей синей линии. Овладение персональной обороной в своей зоне защиты следует начинать с упражнения 5:5, в котором обращается внимание на правильное расположение и плотное держание игрока. После овладения системами зонной и персональной обороны можно изучать различные варианты комбинированной обороны, придерживаясь рассмотренных методических подходов. 9.7. Физическая подготовка хоккеистов Достижение высоких спортивных результатов в современном хоккее определяется высоким уровнем интегральной подготовленности хоккеистов, т. е. такой, которая предусматривает органическое единство и оптимальное соотношение физической, технической, тактической, волевой и теоретической подготовленности, обеспечивающих высокий уровень спортивного мастерства и успешное выступление в соревнованиях. Из перечисленных составляющих физическая подготовка имеет особое значение в воспитании и формировании хоккеистов высокой квалификации. Она является как бы фундаментом, основной базой, на которой формируется мастерство хоккеиста. Основными задачами физической подготовки являются: 1. Повышение уровня здоровья и функциональных возможностей различных систем организма хоккеиста. 2. Развитие основных физических качеств (силы, выносливости, быстроты, ловкости, гибкости) в их органическом единстве, отвечающих специфике хоккея. Виды физической подготовки В хоккее методически и педагогически целесообразно физическую подготовку подразделять на общую, специализированную и специальную. Общая физическая подготовка хоккеиста является фундаментом, необходимой базой для высоких результатов. Она обеспечивает главным образом решение следующих задач: 1. Всестороннее гармоническое развитие организма хоккеиста, разностороннее повышение его функциональных возможностей. 2. Повышение уровня здоровья. 3. Обеспечивание активного отдыха в период напряженных тренировочных и соревновательных нагрузок. Общая физическая подготовка должна иметь место в подготовке хоккеистов всех уровней, от новичка до большого мастера, однако ее удельный вес в интегральной подготовке во многом определяется квалификацией игрока. Естественно, на первых эта- пах многолетней подготовки (у юных хоккеистов) ее удельный вес значительно больше, чем на этапе спортивной зрелости. Кроме того, на этапе высшего спортивного мастерства она носит более целенаправленный и специализированный характер. Важно отметить, что многие средства общей физической подготовки более эффективны в развитии очень важных для хоккеистов качеств, чем средства специальной физической подготовки. Для общей физической подготовки используется большой арсенал различных средств, в числе которых можно выделить упражнения на снарядах и со снарядами, с партнером, на специальных тренажерах, общеразвивающие упражнения (типа зарядки), а также упражнения из других видов спорта: гимнастика, легкая атлетика, спортивные игры, гребля, плавание и др. (табл.11). Специализированная физическая подготовка проводится, как и общая, в условиях спортивного зала, манежа или спортивной площадки. Она имеет более узкую и специфическую направленность и призвана решать следующие задачи: 1. Преимущественное развитие тех качеств, которые более специфичны для хоккея. 2. Избирательное развитие тех мышечных групп, которые в большой степени принимают участие в основных хоккейных движениях. В этой связи в качестве ведущих средств специализированной физической подготовки будут применяться такие упражнения, которые по своей кинематической и динамической структуре и характе- ру нервно-мышечных усилий адекватны основным движениям хоккеиста, выполняемым в игровой деятельности. Среди них можно выделить следующие: 1. Имитация различных технических приемов. 2. Упражнения, выполняемые на специальных тренажерных устройствах, основные хоккейные движения с различными отягощениями. 3. Имитационные прыжковые упражнения. 4. Модифицированные спортивные игры (баскетбол, ручной мяч, регби), проводимые по хоккейным правилам в режиме соревновательной деятельности хоккеиста. Специальная физическая подготовка хоккеиста осуществляется главным образом на льду хоккейного поля и направлена на развитие наиболее важных двигательных качеств в структуре двигательных навыков, т.е. непосредственно в основных движениях хоккеиста, выполняемых в игровой деятельности. Поэтому в качестве основных средств специальной физической подготовки используются в основном игровые упражнения с подключением всевозможных усложнений, усиливающих их воздействие на организм хоккеиста. Например, броски и ведение утяжеленной шайбы, различные виды челноков с отягощением на поясе, игровые упражнения 3:0, 3:1, 3:2, 3:3 в различных режимах, адекватных игровой деятельности. Как правило, такие упражнения комплексно воздействуют на тренированность хоккеиста, одновременно повышая его физическую и технико-тактическую подготовленность. Все указанные виды физической подготовки хоккеистов органически взаимосвязаны и их следует рассматривать как единое целое в воспитании хоккеиста высокой квалификации. Единство общей и специальной подготовки является одним из принципов отечественной системы спортивной тренировки. Направленность, методы и формы организации и проведения физической подготовки Тренировочный процесс, направленный на повышение физической подготовленности хоккеистов, должен обеспечивать воспитание основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, ловкости и гибкости. Хоккей, как и другие спортивные игры, характерен комплексным проявлением указанных физических качеств. Поэтому и работа над их повышением проводится, как правило, в органической взаимосвязи так, чтобы одно двигательное качество дополняло, а не угнетало другое. Воспитание физических качеств непосредственно связано с совершенствованием процессов энергообеспечения работающих мышц. Для эффективного воздействия на то или иное физическое качество необходимо применять нагрузки определенной физиологической направленности (аэробные, аэробно-анаэробные, анаэробные гликолитичес-кие и анаэробно-алактатные). В качестве основных методов используются: - метод стандартного повторного упражнения в режиме непрерывной и интервальной нагрузки; - метод переменного (вариативного) упражнения в режиме непрерывной и интервальной нагрузки; - игровой и соревновательный методы; - различные варианты комбинированных методов. Преимущественное использование тех или иных методов в физической подготовке хоккеистов зависит от тренировочного этапа, контингента занимающихся, условий и других факторов. Среди наиболее приемлемых организационно-методических форм проведения физической подготовки можно выделить раздельную, круговую и поточную. Взаимосвязь физической подготовки с технической, тактической и волевой В процессе подготовки хоккеистов высокой квалификации физическая подготовка сочетается с технико-тактической и волевой, поскольку в соревновательной деятельности хоккеиста они проявляются в органическом единстве и взаимосвязи. Так, выполнение любого игрового приема связано с проявлением физических качеств и двигательного навыка, т.е. техники движения. Известно, что скорость бега на коньках, сила броска, силовое единоборство и другие приемы являются, с одной стороны, критериями техники, а с другой - высокой физической подготовки и, в частности, высокого уровня специальной силы и скорости. Исследованиями на хоккеистах высокой квалификации установлена тесная взаимосвязь между показателями силовой, скоростной, скоростно-силовой подготовленности и уровнем их технического мастерства. Подобная взаимосвязь существует и между физической и тактической подготовкой. Известно, что уровень подготовленности хоккеистов команды, в частности их выносливость и скорость, во многом определяют выбор тактики команды. Команда, имеющая низкий уровень физической подготовленности, не в состоянии вести игру прессингом по прогрессивной тактической системе 3-2. Несомненно, команда, достигнувшая более высокого уровня физической подготовленности, имеет большие возможности к разносторонней тактической оснащенности. В соревновательной и тренировочной деятельности хоккеистов физическая подготовка связана также с психологической. Низкий уровень физической подготовки негативно отражается на волевых качествах спортсмена и не способствует эффективному освоению тренировочных и соревновательных нагрузок и росту спортивного мастерства. 9.8. Подготовка вратаря Вратарь в хоккейной команде - это особая, значимая фигура. От уровня его игровой деятельности во многом зависит результат игры команды. Вместе с тем структура и содержание соревновательной деятельности вратаря значительно отличаются от полевого игрока и вызывают целесообразность отдельного изучения техники, тактики и методики его подготовки.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 938; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.116.34 (0.01 с.) |