Обучение игровой и соревновательной деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Обучение игровой и соревновательной деятельности



Интегральная подготовка представляет собой связующее звено тренировки и календарных игр - официальных соревнований. При помощи интегральной подготовки спортсмены научаются макси­мально реализовывать в специфической для спортивной игры иг­ровой и соревновательной деятельности все то, что «нарабатыва­ется» в процессе обучения, в тренировочных занятиях (тренировоч­ные эффекты).

Трансформация тренировочных эффектов в результативность игровых действий достигается посредством: во-первых, совме­щения (сопряжения) компонентов тренировки - физической и технической, технической и тактической; во-вторых, чередо­вания и переключения технических приемов, тактических дей­ствий и упражнений, для развития специальных физических качеств; в-третьих, системы заданий в учебных играх и установок в конт­рольных играх; в-четвертых, календарных игр как высшей фор­мы интегральной подготовки. Особенно эффективна и незамени-


ма интегральная подготовка в период, предшествующий сорев­нованиям.

Недооценка (а нередко и недопонимание сущности) интеграль­ной подготовки существенно снижает эффективность подготовки спортсменов в игровых видах спорта.

На рисунке 16 показан системный характер интегральной под­готовки в процессе обучения спортивной игре, тренировке на бо­лее высоком уровне подготовленности.

В каждом виде подготовки - технической, тактической, физичес­кой, интеллектуальной (теоретической) и психической - содержатся специфические для каждого вида задачи, средства и методы, им уде­ляется большое внимание. Кроме того, в каждом виде должен быть «блок взаимосвязей» внутри и с другими видами подготовки.

Блоки взаимосвязей образуют ядро первичной интеграции. Вто­ричную интеграцию представляет игровая деятельность, в которой уже в тесной взаимосвязи выступают все виды подготовки, отдель­ные тренировочные эффекты. Высший уровень в этой системе за­нимает соревновательная деятельность (рис. 16).

 

Таким образом, содержание и структура соревновательной де­ятельности являются исходным фактором для построения струк­туры обучения навыкам спортивной игры и обеспечения системы взаимосвязей компонентов с тем, чтобы они проявлялись эф­фективно, целостно в игровой и в конечном счете в соревнователь­ной деятельности.


В главах 6-11 по каждой спортивной игре представлены подго­товительные игры, конкретные задания по технике и тактике в учеб­ной игре.

На основе положений об интегральной подготовке и модель­ных упражнений можно выстроить систему тренировочных, ин­тегральных воздействий, которые окажут заметный эффект в ос­воении технико-тактического содержания конкретной спортивной игры и достижении высоких спортивных результатов. Во втором разделе представлен материал, отражающий специфику каждой спортивной игры.

Контрольные вопросы и задания

1. Дайте характеристику интегральной подготовки в спортивных играх.

2. Какова реализация в соревновательной деятельности результатов тре­нировки?

3. Какова взаимосвязь физической подготовки с технической и тактической?

4. Какова взаимосвязь технической и тактической подготовки?

5. Объясните, что собой представляет игровая подготовка как метод ин­теграции тренировочных эффектов.

6. Почему соревновательная подготовка и соревнования есть высшая фор­ма интегральной подготовки?

Глава 5. ПОДГОТОВКА СПОРТСМЕНОВ В ИГРОВЫХ ВИДАХ СПОРТА КАК СИСТЕМА

5.1. Системный характер подготовки спортсменов в спортивных играх

Спорт в современном обществе играет все возрастающую роль. Его значение универсально, он имеет всеобъемлющий характер. Спорт называют «феноменом XX века», «прыжком в будущее». Бур­ное развитие спорта связывают с характерным явлением акселера­ции в индивидуальном развитии человека. При помощи спорта ре­шаются многие проблемы отдельными людьми индивидуально, в -коллективе, в масштабах страны, на межгосударственном уровне. Достойное место в этом занимают игровые виды спорта.

В спортивной деятельности, как и любой другой, можно выделить базовую часть и специальные службы, обеспечивающие ее эффектив­ное функционирование. Базовой частью в спорте являются соревно­вания, службами - все то, что обеспечивает их успешную подготовку и проведение: тренировка спортсменов, отбор, подготовка тренеров, судейство, материально-техническое оснащение и т. д. Соревнова­ние задает цели, объединяет эти службы в целостную деятельность.


Таким образом, в соревновании наряду со спортсменами «уча­ствуют» и все службы, так как их деятельность «результирует» че­рез выступление спортсмена. Правомерно говорить о «состязатель­ной единице», которую представляет система спортивной деятель­ности на соревновании в качестве соревнующегося спортсмена. Состязательные единицы составляют целостную систему, так как только в этом случае может быть произведен качественный про­дукт - спортивный результат, выявлен победитель и т.д. Спортив­ную единицу могут представлять отдельный спортсмен, команда, спортивный клуб, регион страны и страна в целом. Так, сборную страны на международных соревнованиях представляют спортсме­ны, тренеры, медики, научные работники (комплексная научная группа), организаторы, представители искусства и т.д. В спортив­ном результате находит концентрированное выражение усилие всех служб. И сам спортсмен находится в «орбите соревнований» не тог­да, когда он вышел на арену состязаний, а с момента первого тре­нировочного занятия на пути к этой арене.

Многосторонняя специфика и большая значимость спорта в современном обществе обусловили многочисленность его фун­кций. Из всего многообразия функций следует выделить наибо­лее основные: соревновательная; оздоровительная, повышения физической активности; рекреационно-культурная, формирова­ния здорового стиля жизни; воспитательная; экономическая; зре­лищная; познавательная.

В соответствии с потребностями общества из всего многообра­зия функций спорта преимущественно могут использоваться те или иные из них. В процессе исторического развития в зависимости от набора функций сформировались следующие типы спорта: спорт высших достижений - олимпийский и профессиональный; массо­вый спорт (для всех); детско-юношеский спорт; спорт для инвали­дов. Специфика типа спорта кроме набора функций определяет­ся видом соревнований, содержанием подготовки спортсменов, де­ятельностью по организации, управлению, развитию и пр. В каж­дом типе спорта наиболее широко представлены спортивные игры.

Важнейшую отличительную особенность, обязательный признак спорта, спортивной деятельности составляют соревнование, сорев­новательная деятельность, состязательность. Все остальные его при­знаки опираются на этот признак. Без соревновательного момента нет и спортивной деятельности, например, лишить спортивную игру смысла, убрав одну команду с площадки (поля). Только тот спорт­смен и занимается спортивной деятельностью, кто стремится побе­дить в соревновательном противоборстве, занять возможно высо­кое место или улучшить свои личные достижения.

На основании вышеизложенного следует, что спортивная под­готовка - это обширный комплекс мероприятий, обеспечивающий высококвалифицированную подготовку к соревнованиям и макси­мальную реализацию возможностей спортсмена в ходе соревнова-


тельного противоборства. Для всего периода «жизни в спорте», в спортивных играх от 10 до 20 лет, характерным является много­кратное чередование участия в соревнованиях и специальной под­готовки к ним. Так же как спорт немыслим без соревнований, так высокие достижения в спортивных соревнованиях невозможны без специальной подготовки. Важнейшими компонентами спортивной подготовки, кроме соревнований, будут тренировка, отбор спорт­сменов, кадровое и материальное обеспечение, восстановление и ре­абилитация, режим жизни и др. Все компоненты неразрывно связа­ны, образуя целостную систему.

5.2. Спортивная подготовка как многолетний непрерывный процесс

Спортивная подготовка в спортивных играх концентрируется вокруг соревновательной деятельности и факторов, обусловлива­ющих ее высокую эффективность. Процесс подготовки охватывает все типы и виды спорта, весь массив спортсменов и представляет собой достаточно сложное социальное явление.

Занятия спортом, использование средств спорта начинаются в детском возрасте и продолжаются в широком возрастном диа­пазоне, включая лиц пожилого возраста. Это и детско-юношес­кий спорт с акцентом на решение задач физического воспитания под­растающего поколения, и массовый спорт взрослого населения. Подготовка спортивных резервов охватывает период от начала специализированных занятий спортивной игрой до перехода в сферу спорта высших достижений (продолжительностью до 10 лет). В спорте высших достижений спортсмен находится после выхода из сферы подготовки спортивных резервов до окончания активных выступлений в крупнейших соревнованиях (до 10 лет и более в раз­личных игровых видах). Профессиональный спорт занимает поло­жение такое же, как и спорт высших достижений.

Таким образом, спортивная подготовка - это многолетний и непрерывный процесс для одного индивида, начиная с дош­кольного возраста и практически без достаточно четкой верхней границы. При этом массовый спорт занимает здесь глобальное положение, подготовка спортивных резервов и спорт высших до­стижений как бы «встроены» в него на определенном возрастном диапазоне (в большинстве спортивных игр с 10 до 30 лет).

Многолетний период спортивной подготовки делится на эта­пы, которые связаны, с одной стороны, с возрастом занимающих­ся, с другой стороны, с целевыми установками и задачами типов спорта и со спецификой конкретной спортивной игры, где эти ус­тановки реализуются.

В спортивных играх в общей сложности существует шесть эта­пов многолетней подготовки.


Первый - этап воспитания интереса к занятиям спортом, при­общения детей к спортивным играм, начального обучения навы­кам игры, развития физических качеств в общем плане и с учетом специфики спортивных игр. Возраст - до 11 лет.

Второй - этап общей базовой (технико-тактической, физичес­кой) подготовки, универсальности в постановке задач, выборе средств и методов применительно ко всем занимающимся, отбора юных спортсменов для специализированных занятий и ориентации их по конкретной спортивной игре. Возраст - 12-14 лет.

Третий - этап специальной базовой подготовки (технико-тактической, физической, игровой, соревновательной), универ­сальности с элементами специализации по игровым функциям, от­бора к следующему этапу. Возраст - 15-17 лет.

Четвертый - этап спортивного совершенствования, специа­лизации по игровым функциям на основе универсальности, адап­тации юниоров к требованиям в командах высших разрядов. Воз­раст- 18—20 лет.

Пятый - этап демонстрации высоких спортивных результа­тов на уровне спорта высших достижений. Возраст -21-30 лет.

Шестой - этап спортивного долголетия, когда спортсмен про­должает занятия и участвует в соревнованиях ветеранов, в сфере массового спорта. Возрастных границ («верхних») здесь по суще­ству нет.

В соответствии с основной направленностью этапов формули­руются задачи, осуществляется подбор средств, методов, трениро­вочных и соревновательных режимов и т.д. Наиболее подготов­ленные юные спортсмены могут переводиться в следующий этап, поэтому возрастные границы в известной мере условны, основной показатель - уровень спортивного мастерства.

5.3. Структура системы подготовки в спортивных играх

Спортивная подготовка - явление сложное, важное значение здесь приобретает использование идей системного подхода. Под систе­мой понимают совокупность взаимосвязанных элементов, образу­ющих целостное единство и ориентированных на достижение оп­ределенной цели. Следовательно, подготовка спортсменов будет успешной только в том случае, если ее рассматривать как единую систему, все составные части которой согласованы между собой и направлены на достижение наивысших результатов в крупней­ших соревнованиях.

Понятие «спортивная подготовка» включает в себя всю совокуп­ность мероприятий по обеспечению достижения спортсменами наи­высших спортивных результатов, с одной стороны, и массового охвата спортивными играми как можно большего числа занимаю­щихся - с другой. Нельзя отождествлять понятие «спортивная подго-


 




           
   
 
 
   
 


товка» с понятием «спортивная тренировка», которая входит со­ставной частью в подготовку наряду с другими.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 941; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.206.14.46 (0.011 с.)