Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Обучение игровой и соревновательной деятельностиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Интегральная подготовка представляет собой связующее звено тренировки и календарных игр - официальных соревнований. При помощи интегральной подготовки спортсмены научаются максимально реализовывать в специфической для спортивной игры игровой и соревновательной деятельности все то, что «нарабатывается» в процессе обучения, в тренировочных занятиях (тренировочные эффекты). Трансформация тренировочных эффектов в результативность игровых действий достигается посредством: во-первых, совмещения (сопряжения) компонентов тренировки - физической и технической, технической и тактической; во-вторых, чередования и переключения технических приемов, тактических действий и упражнений, для развития специальных физических качеств; в-третьих, системы заданий в учебных играх и установок в контрольных играх; в-четвертых, календарных игр как высшей формы интегральной подготовки. Особенно эффективна и незамени- ма интегральная подготовка в период, предшествующий соревнованиям. Недооценка (а нередко и недопонимание сущности) интегральной подготовки существенно снижает эффективность подготовки спортсменов в игровых видах спорта. На рисунке 16 показан системный характер интегральной подготовки в процессе обучения спортивной игре, тренировке на более высоком уровне подготовленности. В каждом виде подготовки - технической, тактической, физической, интеллектуальной (теоретической) и психической - содержатся специфические для каждого вида задачи, средства и методы, им уделяется большое внимание. Кроме того, в каждом виде должен быть «блок взаимосвязей» внутри и с другими видами подготовки. Блоки взаимосвязей образуют ядро первичной интеграции. Вторичную интеграцию представляет игровая деятельность, в которой уже в тесной взаимосвязи выступают все виды подготовки, отдельные тренировочные эффекты. Высший уровень в этой системе занимает соревновательная деятельность (рис. 16). Таким образом, содержание и структура соревновательной деятельности являются исходным фактором для построения структуры обучения навыкам спортивной игры и обеспечения системы взаимосвязей компонентов с тем, чтобы они проявлялись эффективно, целостно в игровой и в конечном счете в соревновательной деятельности. В главах 6-11 по каждой спортивной игре представлены подготовительные игры, конкретные задания по технике и тактике в учебной игре. На основе положений об интегральной подготовке и модельных упражнений можно выстроить систему тренировочных, интегральных воздействий, которые окажут заметный эффект в освоении технико-тактического содержания конкретной спортивной игры и достижении высоких спортивных результатов. Во втором разделе представлен материал, отражающий специфику каждой спортивной игры. Контрольные вопросы и задания 1. Дайте характеристику интегральной подготовки в спортивных играх. 2. Какова реализация в соревновательной деятельности результатов тренировки? 3. Какова взаимосвязь физической подготовки с технической и тактической? 4. Какова взаимосвязь технической и тактической подготовки? 5. Объясните, что собой представляет игровая подготовка как метод интеграции тренировочных эффектов. 6. Почему соревновательная подготовка и соревнования есть высшая форма интегральной подготовки? Глава 5. ПОДГОТОВКА СПОРТСМЕНОВ В ИГРОВЫХ ВИДАХ СПОРТА КАК СИСТЕМА 5.1. Системный характер подготовки спортсменов в спортивных играх Спорт в современном обществе играет все возрастающую роль. Его значение универсально, он имеет всеобъемлющий характер. Спорт называют «феноменом XX века», «прыжком в будущее». Бурное развитие спорта связывают с характерным явлением акселерации в индивидуальном развитии человека. При помощи спорта решаются многие проблемы отдельными людьми индивидуально, в -коллективе, в масштабах страны, на межгосударственном уровне. Достойное место в этом занимают игровые виды спорта. В спортивной деятельности, как и любой другой, можно выделить базовую часть и специальные службы, обеспечивающие ее эффективное функционирование. Базовой частью в спорте являются соревнования, службами - все то, что обеспечивает их успешную подготовку и проведение: тренировка спортсменов, отбор, подготовка тренеров, судейство, материально-техническое оснащение и т. д. Соревнование задает цели, объединяет эти службы в целостную деятельность. Таким образом, в соревновании наряду со спортсменами «участвуют» и все службы, так как их деятельность «результирует» через выступление спортсмена. Правомерно говорить о «состязательной единице», которую представляет система спортивной деятельности на соревновании в качестве соревнующегося спортсмена. Состязательные единицы составляют целостную систему, так как только в этом случае может быть произведен качественный продукт - спортивный результат, выявлен победитель и т.д. Спортивную единицу могут представлять отдельный спортсмен, команда, спортивный клуб, регион страны и страна в целом. Так, сборную страны на международных соревнованиях представляют спортсмены, тренеры, медики, научные работники (комплексная научная группа), организаторы, представители искусства и т.д. В спортивном результате находит концентрированное выражение усилие всех служб. И сам спортсмен находится в «орбите соревнований» не тогда, когда он вышел на арену состязаний, а с момента первого тренировочного занятия на пути к этой арене. Многосторонняя специфика и большая значимость спорта в современном обществе обусловили многочисленность его функций. Из всего многообразия функций следует выделить наиболее основные: соревновательная; оздоровительная, повышения физической активности; рекреационно-культурная, формирования здорового стиля жизни; воспитательная; экономическая; зрелищная; познавательная. В соответствии с потребностями общества из всего многообразия функций спорта преимущественно могут использоваться те или иные из них. В процессе исторического развития в зависимости от набора функций сформировались следующие типы спорта: спорт высших достижений - олимпийский и профессиональный; массовый спорт (для всех); детско-юношеский спорт; спорт для инвалидов. Специфика типа спорта кроме набора функций определяется видом соревнований, содержанием подготовки спортсменов, деятельностью по организации, управлению, развитию и пр. В каждом типе спорта наиболее широко представлены спортивные игры. Важнейшую отличительную особенность, обязательный признак спорта, спортивной деятельности составляют соревнование, соревновательная деятельность, состязательность. Все остальные его признаки опираются на этот признак. Без соревновательного момента нет и спортивной деятельности, например, лишить спортивную игру смысла, убрав одну команду с площадки (поля). Только тот спортсмен и занимается спортивной деятельностью, кто стремится победить в соревновательном противоборстве, занять возможно высокое место или улучшить свои личные достижения. На основании вышеизложенного следует, что спортивная подготовка - это обширный комплекс мероприятий, обеспечивающий высококвалифицированную подготовку к соревнованиям и максимальную реализацию возможностей спортсмена в ходе соревнова- тельного противоборства. Для всего периода «жизни в спорте», в спортивных играх от 10 до 20 лет, характерным является многократное чередование участия в соревнованиях и специальной подготовки к ним. Так же как спорт немыслим без соревнований, так высокие достижения в спортивных соревнованиях невозможны без специальной подготовки. Важнейшими компонентами спортивной подготовки, кроме соревнований, будут тренировка, отбор спортсменов, кадровое и материальное обеспечение, восстановление и реабилитация, режим жизни и др. Все компоненты неразрывно связаны, образуя целостную систему. 5.2. Спортивная подготовка как многолетний непрерывный процесс Спортивная подготовка в спортивных играх концентрируется вокруг соревновательной деятельности и факторов, обусловливающих ее высокую эффективность. Процесс подготовки охватывает все типы и виды спорта, весь массив спортсменов и представляет собой достаточно сложное социальное явление. Занятия спортом, использование средств спорта начинаются в детском возрасте и продолжаются в широком возрастном диапазоне, включая лиц пожилого возраста. Это и детско-юношеский спорт с акцентом на решение задач физического воспитания подрастающего поколения, и массовый спорт взрослого населения. Подготовка спортивных резервов охватывает период от начала специализированных занятий спортивной игрой до перехода в сферу спорта высших достижений (продолжительностью до 10 лет). В спорте высших достижений спортсмен находится после выхода из сферы подготовки спортивных резервов до окончания активных выступлений в крупнейших соревнованиях (до 10 лет и более в различных игровых видах). Профессиональный спорт занимает положение такое же, как и спорт высших достижений. Таким образом, спортивная подготовка - это многолетний и непрерывный процесс для одного индивида, начиная с дошкольного возраста и практически без достаточно четкой верхней границы. При этом массовый спорт занимает здесь глобальное положение, подготовка спортивных резервов и спорт высших достижений как бы «встроены» в него на определенном возрастном диапазоне (в большинстве спортивных игр с 10 до 30 лет). Многолетний период спортивной подготовки делится на этапы, которые связаны, с одной стороны, с возрастом занимающихся, с другой стороны, с целевыми установками и задачами типов спорта и со спецификой конкретной спортивной игры, где эти установки реализуются. В спортивных играх в общей сложности существует шесть этапов многолетней подготовки. Первый - этап воспитания интереса к занятиям спортом, приобщения детей к спортивным играм, начального обучения навыкам игры, развития физических качеств в общем плане и с учетом специфики спортивных игр. Возраст - до 11 лет. Второй - этап общей базовой (технико-тактической, физической) подготовки, универсальности в постановке задач, выборе средств и методов применительно ко всем занимающимся, отбора юных спортсменов для специализированных занятий и ориентации их по конкретной спортивной игре. Возраст - 12-14 лет. Третий - этап специальной базовой подготовки (технико-тактической, физической, игровой, соревновательной), универсальности с элементами специализации по игровым функциям, отбора к следующему этапу. Возраст - 15-17 лет. Четвертый - этап спортивного совершенствования, специализации по игровым функциям на основе универсальности, адаптации юниоров к требованиям в командах высших разрядов. Возраст- 18—20 лет. Пятый - этап демонстрации высоких спортивных результатов на уровне спорта высших достижений. Возраст -21-30 лет. Шестой - этап спортивного долголетия, когда спортсмен продолжает занятия и участвует в соревнованиях ветеранов, в сфере массового спорта. Возрастных границ («верхних») здесь по существу нет. В соответствии с основной направленностью этапов формулируются задачи, осуществляется подбор средств, методов, тренировочных и соревновательных режимов и т.д. Наиболее подготовленные юные спортсмены могут переводиться в следующий этап, поэтому возрастные границы в известной мере условны, основной показатель - уровень спортивного мастерства. 5.3. Структура системы подготовки в спортивных играх Спортивная подготовка - явление сложное, важное значение здесь приобретает использование идей системного подхода. Под системой понимают совокупность взаимосвязанных элементов, образующих целостное единство и ориентированных на достижение определенной цели. Следовательно, подготовка спортсменов будет успешной только в том случае, если ее рассматривать как единую систему, все составные части которой согласованы между собой и направлены на достижение наивысших результатов в крупнейших соревнованиях. Понятие «спортивная подготовка» включает в себя всю совокупность мероприятий по обеспечению достижения спортсменами наивысших спортивных результатов, с одной стороны, и массового охвата спортивными играми как можно большего числа занимающихся - с другой. Нельзя отождествлять понятие «спортивная подго-
товка» с понятием «спортивная тренировка», которая входит составной частью в подготовку наряду с другими.
|
||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 1001; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.209.114 (0.008 с.) |