Определение целей игрового моделирования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Определение целей игрового моделирования



 

Как уже говорилось, игра это самый эффективный из активных методов обучения, игра может включать в себя все прочие методы. Такая комплексность игры несет в себя как плюсы, так и минусы. Все зависит от того, какую цель ставили перед собой создатели деловой игры и насколько включенные методики мозгового штурма, дискуссии и защиты проектов способствуют достижению цели.

Рассмотрим подробнее игры, направленных на обучение – создание у игроков новых полезных знаний и трудовых навыков.

В постановке учебных целей данных игр можно выделить несколько уровней:

1. Общее знакомство с предметом. В области экономики этим занимается множество имитационных развивающих игр, которые частично выпускаются как настольные: «Менеджер», «Акционер» или «Биржа», «Монополия», «Олигополия» и т.д., которые создают представление вообще о том, что такое экономика, акции, почему стоит покупать недвижимость. Сюда же относятся игры с познавательными целями: викторины, конкурсы, когда самой важной задачей игры ставится передача информации о каких-либо объектах и предметах (игроку, неверно ответившему на вопрос, в любом случае скажут правильный ответ).

2. Уяснение конкретных положений, необходимых для принятия решения в изучаемых областях знаний. Сюда включаются более реалистично сконструированные ролевые и деловые игры, например, игра-конкурс по регистрации акционерного общества, по организации собственного проекта, получению кредита, составлению бизнес-плана, инсценировка инвентаризации. Главная задача таких игр – отработать навыки принятия решения в условиях полной и достаточной информации, сформировать оптимальную модель поведения для предпринимателя, желающего создать компанию, получить кредит.

3. Умение применять полученные знания и навыки в условиях неопределенности или в условиях недостаточной информации. Такие цели могут быть поставлены в экспериментальных деловых играх, проблемных играх, в методе конкретных ситуаций (прил.), ситуационных задачах.

4. Выход игроков за пределы игры: анализ полученных результатов, условий, игровых и собственных возможностей с тем, чтобы самому скорректировать свое обучение, свое поведения, условия игры. Такие игры предполагают предварительную подготовку игроков, их участие в качестве организаторов, наблюдателей.

Непрямой целью и результатом обучающих игр может быть изменение отношений игроков к конкретным видам деятельности и профессиям.

Также игроки могут открыть в себе новые качества (актуализировать новые потребности) – инициативность, креативность, лидерство, аналитические способности, интуицию. Специально для развития этих качеств используются деловые игры, примыкающие к понятию тренинга.

Контрольные вопросы

1. Что такое поведение человека?

2. Что включает в себя механизм детерминированности или причинности человеческого поведения?

3. Что такое ценности?

4. В чем заключается отличие интереса от потребности?

5. Чем традиции отличаются от норм?

6. Чем мотив отличается от стимула?

7. Какова суть игрового моделирования?

8. Когда используют тренинги для обучения?

9. Назовите уровни в постановке учебных целей деловых игр.

10. Что может быть непрямой целью обучающих игр?


ШАБЛОНЫ В ИГРОВОМ МОДЕЛИРОВАНИИ

Классификация шаблонов обучающих игр

Любое моделирование использует предварительные наработки, некие шаблоны, которые облегчают разработку и корректировку модели, экономят время на создание черновой схемы, ознакомление, анализ и т.д.

Нечто похожее есть и в деловых играх. Для упрощения моделирования и проведения деловых игр используется набор основных шаблонов. Шаблоны строятся на основе классификации – упорядочении объектов по группам и определения общих признаков.

Основная классификация игр производится по целой совокупности характеристических признаков, предложенных В.Я. Платовым:

− по объекту моделирования или имитации;

− по количеству и содержанию ролей;

− по взаимодействию ролей;

− по эмоциональной напряженности;

− по единству и различию целей игроков;

− по альтернативности решений;

− по необходимости во внешнем контроле и распоряжении;

− по способу оценки.

В результате данной классификации различают четыре группы игр: имитационные, ролевые, деловые и организационно-деятельностные игры.

В принципе, это и есть шаблоны, которые используют при конструировании и проведении игр. В чистом виде шаблоны встречаются нечасто, но по большинству признаков игру всегда можно отнести к одному из четырех типов.

Кстати, четыре шаблона игр прекрасно накладываются на четыре уровня постановки учебных целей.

Также для деловых игр можно использовать следующие классификации:

1) по целеполаганию игры делятся:

− на игры с учебными целями;

− игры для принятия решения (это, в основном, организационно-деятельностные игры, которые будут рассмотрены далее);

− игры для проектирования (имеются в виду игры, связанные с разработкой технических систем, автоматизированных систем управления и проверкой их работоспособности);

− игры для научных исследований (здесь речь идет о играх-экспериментах, в результате которых можно получить достоверную информацию о человеческом поведении);

2) по охвату реальности игры делятся:

− на отражающие общие принципы;

− моделирующие конкретную сферу деятельности;

3) по способу проведения расчетов игры делятся:

− на ручные;

− автоматизированные игры (прил.);

4) по методологии проведения разделяют игры:

− в жесткой форме (строгие правила, множество формальностей, все, что можно оценивается и выражается количественно);

− свободной форме (отсутствие форм дает посыл творчеству, но в оценках может быть пристрастность).

Дополнительно деловые игры можно классифицировать по количеству участников, уровню предварительной подготовки, по используемому вспомогательному материалу, по возрасту участников и т.д.

Например, Н.Н Козленко дает классификацию деловых игр по 28 признакам, среди которых назначение, цели обучения, профиль изучаемого предмета, возраст участников, их количество, степень знакомства и т.п.

 

Имитационные игры

Все игры по своей сути – имитационные, поскольку они имитируют (отражают, воспроизводят) реальность. Но в сложившейся классификации под имитационными играми мы будем понимать простейший вариант деловых и не только деловых игр. Основной целью таких простых игр будет ознакомление с новым видом деятельности, с новыми элементами реальности и развитие уже имеющихся у игроков способностей. Самые первые игры, возникшие в человеческом обществе – детские и спортивные, были в основном имитационными играми.

Если использовать ранее перечисленные классификационные признаки, то имитационным играм будут соответствовать следующие характеристики.

1. В качестве объекта моделирования выбирается очень схематичное отражение действительности, в принципе, все сводится к одному конфликту «охотник – жертва», «умный – глупый», «везучий – невезучий». При этом антураж игры может быть очень сложно оформлен. Например, в компьютерных имитационных играх каждый уровень может быть оформлен по-разному, но суть-то остается одной и той же: выполнить все задания, дойти до финала.

2. Количество ролей (конкретных наборов действий и правил принятия решения) ограничено. Как правило, в имитационных играх используются одна-две растиражированные роли, т.е. по одним правилам действуют и принимают решения несколько игроков.

3. Роли просты, сводятся к нескольким определенным действиям. В течение хода нужно совершить выбор из этого набора действий. Иногда вариантов может быть очень много, но в любом случае есть конечное количество возможных выборов.

4. Взаимодействие ролей заключается в жесткой конфликтности интересов, в соревновательности. Эта конфликтность интересов закладывается самими правилами игры. Причем конфликты можно наблюдать как между игроками, выполняющими разные роли, так и между игроками, реализующими одинаковый набор действий.

5. Альтернативность решений в имитационных играх невелика. Как мы уже говорили, есть набор определенных действий, и выбирать приходится только из них. Очень часто встречается выбор только из двух вариантов.

6. В имитационных играх стоит отметить большой эмоциональный накал, возникающий за счет чувства конкуренции, соревновательности, азарта.

7. Внешний механизм (прил.) в имитационных играх необязателен. Его функции (организация, наблюдения, контроль, решение споров) могут быть распределены среди игроков. Хотя в случае низкой степени доверия между игроками может выбираться независимый арбитр, судья, наблюдатель. Ярким примером данного случая являются спортивные игры.

8. Участники оцениваются индивидуально (обычно определяется победитель). Оценка чаще всего количественная: по набранным очкам, сумме денег.

Примерами имитационных игр могут быть азартные, детские, спортивные игры, почти все компьютерные игры. Самое любопытное, что имитационными могут быть как самые простые детские игры вроде догонялок, «кошек-мышек», так и очень интеллектуальных игры вроде шахмат.

Из экономических деловых игр имитационными являются уже упоминавшиеся настольные «Биржа», «Рынок», «Коммерсант» и т.д.

Познавательные игры также по большей части являются имитационными. Там главный акцент делается на передаче большого количества информации, поэтому сама игра строится как соревнование, кто быстрее увидит, поймет, кому больше повезет и т.д. Примером являются различные викторины.

В ряде учебников иногда выделяются управленческие имитационные игры как самостоятельный раздел игрового моделирования. Однако, они по своей сути тяготеют к тренингам (прил.), поскольку сводятся к имитации процессов принятия решений.

Ролевые игры

Ролевые игры представляют собой более сложный вариант игр, чем имитационные. Стоит отметить, что если имитационные игры в качестве основы и базиса развития имеют детские и спортивные игры, то ролевые игры в какой-то степени являются наследниками ритуалов и обрядов. Впрочем, и в детских играх можно наблюдать целый пласт ролевых игр вроде «дочки-матери», «больница», «магазин», интуитивно используемых детьми для знакомства с социальными ролями, профессиональной деятельностью родителей, знакомых и т.д.

Как доказали психологи, значение ролевых игр в формировании личности ребенка просто огромно. Однако ролевые игры могут иметь большое влияние на человека и после выхода из детского возраста в силу нашей способности к пониманию, сопереживанию, отождествлению себя с игровыми персонажами. Это можно и нужно использовать в процессах обучения.

Ролевые игры по классификационным признакам Платова характеризуется так:

1. Объектом моделирования в ролевых играх являются человеческие взаимоотношения, внутренние психологические конфликты человека (между стимулом и мотивом, между традициями и стимулами, между нормами и потребностями).

2. Ролевые игры отличаются большим количеством ролей, чем в имитационных играх. Однако если создается слишком сложная схема взаимоотношений, то игра теряет свои обучающие качества и наглядность. В отличие от имитационных игр роли не тиражируются. Обычно один человек (группа) играет одну роль.

3. Также ролевые игры отличаются от имитационных сложным взаимодействием ролей, оно происходит на нескольких уровнях – личностном, символьном, общественном, должностном и т.д.

4. Альтернативность решений в ролевых играх очень велика. Возможно творческое развитие каждой роли, нестандартных приемы, ходы и т.д.

5. Целью игрока в ролевой игре, как правило, является использование возможностей своей роли, ее полное раскрытие, выполнение всех предписанных ролью и организатором действий.

6. Для ролевых игр характерен высокий эмоциональный накал, он достигается за счет вовлечения личностных характеристик. Соревновательность в ролевых играх проявляется не в количественном аспекте, но в том, кто больше соответствует своей роли.

7. Внешний контроль и распоряжение в ролевых играх играют первостепенное значение, поскольку именно внешний механизм – ведущий, организатор, режиссер способствует сохранению единства игры.

8. Участники оцениваются как индивидуально, так и группой. Необходимость индивидуальной оценки возникает из-за того, что каждый решает поставленную перед ним уникальную задачу. Групповая оценка необходима, поскольку ролевая игра является результатом взаимодействия всего коллектива. В ролевых играх трудно использовать оценку в количественном выражении, поэтому наиболее часто встречаются качественные показатели.

Примерами ролевых игр могут служить спектакли, инсценировки всех уровней, часть детских игр, воспроизводящая взрослые отношения типа «дочки-матери», толкинисткие и фэнтезийные ролевые игры, историческое моделирование, психологические и социологические эксперименты.

Иногда ролевые игры могут стать любимым способом проведения досуга современного человека. Нами имеются в виду крупномасштабные ролевые игры по произведениям в жанре «фэнтези». Первые несколько лет они проводились на базе книг Дж. Р. Р. Толкиена, поэтому любителей и организаторов такого досуга до сих пор иногда отождествляют с толкинистами. Сами себя они называют ролевиками. Примерно для половины ролевиков ролевые игры становятся стилем и смыслом жизни, к ним готовятся по несколько месяцев, шьют специальные костюмы, мастерят мечи и луки, учатся фехтовать, стрелять, сочиняют тексты. Есть люди, отвечающие за проведение игры, так называемые Мастера. Они организуют питание и проживание нескольких десятков, а то и сотен участников, декорации на местности, если это необходимо, сценарий, размечают временные отрезки игры, отслеживают степень готовности игроков.

О том, насколько данное явление распространено в нашей культуре свидетельствует то, что в Томске весной 2004 г. состоялся очередной съезд любителей ролевых игр, собравший около 200 участников из сибирских городов, почти все приехали за свой счет со своим снаряжением.

Есть немало и других примеров крупномасштабных ролевых игр. Каждый год в России реализуется, как минимум, один проект исторического моделирования. В Омске на Дне города тоже иногда устраиваются «рыцарские турниры».

Ролевые игры как шаблон деловых игр используются, когда требуется индивидуальное обучение каким-нибудь профессиональным навыкам. Особенно эффективны ролевые игры для обучения профессиям, требующим, в первую очередь, навыков общения, принятия решения, совместной работы; то есть там, где профессиональные навыки тесно связаны с личностными характеристиками.

Возможен вариант ролевой деловой игры, когда другие роли, помимо роли обучающегося, играют опытные люди, эксперты. В этом случае игра может приобрести другие цели помимо учебных – стать экзаменом, экспериментом.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 807; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.108.54 (0.025 с.)