Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Полное погружение в проблематику игрыСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Этот принцип означает, что проблемы и задачи игры на игровой период становятся приоритетными. Обычно это достигается через проведение игр на выезде, в новой обстановке, с достаточно большим временным запасом. Дополнительно к этому организуются подготовительные мероприятия. Главная задача такой подготовки – выровнять информационный уровень игроков, создание благоприятных условий для творческой отдачи, создание игровых коллективов, первичного настроя на игру, готовности играть. Механизм погружения можно разделить на внешний и внутренний. Внешний механизм – это тот план действий организаторов, с помощью которого участникам передается необходимая информация по условиям, правилам игры, организуется их знакомство друг с другом. Если игра сложная, то этот процесс может занимать до нескольких дней. В него входят лекции, практические занятия, домашние задания, совместное времяпровождение, решение мелких пробных задач. Внутренний эмоциональный механизм погружения еще можно обозначить как формирование заинтересованности человека в качестве проводимой игры и методы поддержания этой заинтересованности. В структуре эмоционального механизма важную роль играют вживаемость и настрой на игру. Вживаемость – это способность воспринимать игровое пространство как реальность. Частично эта способность определяется личностными качествами, но также ее развитию способствует настрой на игру. Настрой на игру – это то настроение, эмоциональное состояние, в котором игрок приступает к игре. В длительных играх для воссоздания положительного настроя используются специальные ритуалы, группы поддержки, музыкальные, спортивные паузы.
Постепенность вхождения Несмотря на подготовительный этап, основную часть информации по игре игроки получают и усваивают на первых этапах игры, когда возможно подкрепление полученных рекомендаций действиями. Поэтому первые этапы сложных деловых игр должны быть облегченными, пробными, без включения оценок в итоговые суммы очков. Рекомендуется также проведение предварительных тренировок. Если этого не учесть, то возможны проблемы с настроем на игру (информационно перегруженный человек не способен получать удовольствия от игры, она превращается в тяжкое испытание), потери времени на исправление ошибок.
Равномерность нагрузки Логическое продолжение постепенности вхождения – равномерность распределения нагрузки. Равномерность может быть организована как во времени, так и по участникам. Равномерность во времени означает порционность информации, с соответствующим закреплением каждой порции (например, лекция – семинар – лекция – пробная игра). Часто игрокам предоставляется возможность консультаций у организаторов в процессе игры. Например, в военных играх отряды сопровождает наблюдатель. В играх на ЭВМ почти всегда есть возможность заглянуть в подсказки или помощь. В том числе нужно позаботится и о ровной эмоциональной напряженности путем создания и поддержания настроя на игру. Равномерность по участникам предусматривает предварительную оценку уровня игроков (тесты, пробные игры, опросы) и соразмерение заданий с их возможностями. Участники с близким уровнем подготовки объединяются в группы, для каждой из которых предусматривается свой вариант игровых заданий, условий. Правдоподобие игровой ситуации Понятие правдоподобия означает, что игровая ситуация может быть встречена в реальной жизни. Поэтому основная задача ведущего – предугадывать появление неправдоподобия и корректировать развитие игры в сторону приближения к реальности. Для этого у него есть возможность вносить изменения в моделируемый объект, дополнять условия игры. Ведущий может активно привлекать экспертов для реализации данного принципа, либо сам хорошо разбираться в объекте игрового моделирования. Существует следующая зависимость – чем больше информации, особенно касающейся практических навыков, требуется усвоить игрокам, тем больше требования правдоподобности. Также степень правдоподобия диктуется выбранным шаблоном игры. Например, в имитационных играх будет правдоподобен только центральный конфликт («кошки-мышки»), в ролевых – отношения людей, в деловых – должностные отношения и функции, в организационно-деятельностных – правдоподобна (или даже вообще реальна) проблема. Участие первого руководителя Участие первого руководителя или неформального лидера в игре имеет первостепенное значение, поскольку именно он будет формировать отношение к игре. Остальные будут ориентироваться на него. От восприятия игры ее участниками будет зависеть то, насколько они вживутся в игру. Если первый руководитель будет транслировать пренебрежение к игре, то и остальные участники будут симулировать игровой процесс. Первый руководитель может быть игроком, может участвовать в работе внешнего механизма. Особенно рекомендуется привлекать руководителей к работе эксперта, ведущего, консультанта. Контрольные вопросы 1. Зачем нужно знать основные принципы построения и проведения деловых игр? 2. Назовите основные принципы построения деловых игр. 3. В чем суть принципа «открытости» и связанных с ним принципов? 4. Назовите основные принципы проведения деловых игр. 5. В чем суть принципа правдоподобия игровой ситуации? 6. В чем суть принципа полного погружения в проблематику игры? 7. В чем суть принципов постепенности вхождения и равномерности распределения нагрузки? 8. В чем суть принципа участия первого руководителя? СОЗДАНИЕ И ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ И ОФОРМЛЕНИЕ ИГРЫ 6.1. Состав документации оформления деловой игры
Полный комплект документации по деловой игре состоит из проспекта, инструкций, сценария, набора псевдодокументации и бланков оценок. Правда, далеко не все игры требуют для оформления полного комплекта документации. Чаще всего достаточно проспекта игры. Проспект игры – это краткое описание сути, цели, используемых методик деловой игры и требований, которые она предъявляет к игрокам и организаторам. Многие игры публикуются в виде проспектов. В нем обязательно указываются: 1. Объект моделирования или имитации. Иногда это указывается в самом названии игры. 2. Цель игры. Если их несколько, указываются все (ознакомиться, научиться, усвоить навыки работы). 3. Перечисляются основные роли рекомендуемое количество участников. Характеризуются роли. 4. Излагается содержание игры, кратко, схематично по этапам. 5. Описываются основные правила. Они могут быть даны в инструкциях по ролям, а могут быть сгруппированы по событиям. 6. Прикладываются образцы документации или делается ссылка на реально существующие бланки. 7. Формулируется итог игры и система оценки: по скорости, по сумме набранных баллов. По проспекту игры обычно не составляет труда разработать сценарий, инструкции и прочие документы по деловой игре. Сценарий игры – это проработанная последовательность событий, которой будет придерживаться ведущий (организатор) в ходе игры. Обычно это некоторая схема, которая строится по принципу разветвления событий, с проработанными узловыми моментами. Характерен для ролевых игр. Инструкции – регламентированный перечень действий и реакций исполнителя роли на различные события и ситуации. Инструкции могут быть жестко регламентированными (характерны для имитационных игр, тяготеющих к тренингам) и свободными (в них оговариваются только права игроков, но не из обязанности). Пункты инструкции могут делиться на обязательные и условные. Первые выполняются в любом случае, вторые при наступлении определенного события. При больших объемах инструкций их лучше давать в печатном виде, чтобы их было можно просматривать по ходу игры. Псевдодокументы – упрощенные формы документов, созданные специально для игры. Например, упрощенная форма бухгалтерской отчетности, налоговой декларации, бизнес-плана и прочего. Или же те самые формы, но уже наполовину заполненные. Использование реальных бланков документов, конечно, увеличит количество полезных навыков, получаемых в игре, но вместе с тем может неоправданно затянуть игру, сделать ее сложной и скучной (гл.5). 6.2. Примеры создания и оформления игры В качестве примера рассмотрим процесс создания деловой игры «Трудоустройство», разработанной одним из автором данного учебного пособия. Сначала были определены цель и объект моделирования. Цель – получение игроком навыков поиска работы, составления резюме, работы с посредниками на рынке труда, прохождения собеседования и заключения трудового контракта. Объект моделирования – рынок труда города Омска, который представлен следующими активными субъектами: работодателями, соискателями, посредниками: службой занятости, средствами массовой информации и кадровыми агентствами. Цель и объект моделирования практически сразу определяют наиболее подходящий для данной игры шаблон – ролевая игра, поскольку сам объект представлен как совокупность отношений между людьми и должностями, целью является приобретение конкретных ролевых навыков и т.д. Затем на следующем этапе игрового моделирования была выстроена информационно-логическая схема игры «Трудоустройство», представляющая отношения между вышеперечисленными субъектами рынка труда (рис.7).
По данной схеме можно легко составить описание роли каждого субъекта рынка труда, необходимые ему псевдодокументы, исходные данные, инструкции и т.д. Например, работодатель должен владеть информацией по своей организации, о вакантных рабочих местах, требованиям к ним, передавать эту информацию посредникам по мере необходимости, проводить собеседование с соискателем и предложить ему для заполнения трудовой контракт. Основная задача работодателя – заполнить свободные рабочие места работниками, максимально походящими для выполнения данной работы. Данные по свободным местам могут быть выданы либо в качестве исходного задания организаторами игры, либо же разработаны самими работодателями на первом этапе игры. Поиск работников может осуществляться четырьмя способами: самостоятельно (не рекомендуется из-за большой затраты времени и сил работодателя), через СМИ (дать объявление), через службу занятости и через кадровые агентства (подать бланки поиска персонала). Отношение между кадровым агентством и работодателем усложняются еще и тем, что кадровое агентство-рекрутер берет с обратившегося работодателя плату за выполнение функций поиска и первичного отбора кандидатов на вакантные места. Также работодатель может обмениваться информацией со своими конкурентами в плане поиска персонала, однако он не обязан это делать. Роль соискателя включает себя получение или составление собственной игровой биографии, написания резюме на основе своей биографии и подача информации о себе по трем каналам: через службу занятости и через кадровое агентство и через СМИ. Наиболее предпочтительны первые два канала, поскольку там игрок может получить информацию о составлении резюме, способах его оформления и т.д. Далее соискатель готовится к собеседованию со своим потенциальным работодателем. Если собеседование проходит успешно, соискатель подписывает контракт (рис. 8) и становится работником; при этом он может помогать своей фирме с поиском персонала. Основная задача соискателя – трудоустроиться. Для того чтобы соответствовать требованиям работодателя, соискатель может повысить свою квалификацию или приобрести новые навыки на курсах, организуемых посредниками. Результаты обучения подтверждаются сертификатом. Роль соискателя тиражируется, поэтому можно наблюдать конкуренцию среди желающих трудоустроиться. Роль кадрового агентства заключается в том, чтобы оказать помощь какому-то из субъектов рынка труда: работодателю или соискателям. От того, кому оказывает услуги агентство, зависит и то, кто ему платит. В основном услуги агентства носят информационный характер: оно консультирует соискателей по поводу рынка труда, вакантных мест, работодателей, составлению резюме, предоставляет информацию работодателю о наиболее подходящих кандидатах на вакантные места и т.д. От активности работы агентства зависит его прибыль, поэтому желательно выбирать на данную роль инициативных и предприимчивых студентов, способных доказать необходимость своих услуг работодателю. Роль службы занятости заключается также в оказании посреднических, информационных и обучающих услуг, однако немаловажную часть времени у службы занятости будут занимать исследования рынка труда – опросы обратившихся к ней граждан, заполнение соответствующих анкет. В качестве средств массовой информации могут быть использованы стенды, развешанные листы ватмана. Можно даже прописать роль газетного издателя. Документальное оформление игры «Трудоустройство» включает в себя проспект игр, инструкции по заполнению анкет и бланков, а также касающиеся действий агентов рынка труда. Набор псевдодокументации сформирован бланками биографий, исходных данных предприятий, сертификатов о повышении квалификации, квитанций и чеков, контрактами, примерами резюме, договоров на оказание услуг кадровыми агентствами и службой занятости.
Рис. 8. Бланк контракта – пример псевдодокументации
Несомненно, для правильного проведения игры требуется этап предварительной подготовки, связанный с объяснением и уяснением основных ролевых отношений, возникающих между посредниками на рынке труда. Это также может быть отражено в документации. Например, подготовлен текст предварительной лекции, или же подготовлены доклады по посредникам на рынке труда. Контрольные вопросы 1. Что включает в себя полный пакет документации по деловой игре? 2. Что такое проспект игры? В чем его значение? 3. Что такое псевдодокументация? 4. Приведите какой-нибудь пример создания и документального оформления игры.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 773; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.73.149 (0.01 с.) |