Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Роль и значение игры в современной культуреСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Игры поражают своим многообразием и затрагиваемыми аспектами реальности. Есть игры салонные, детские, спортивные, деловые, стратегические, ритуальные, военные, познавательные, проблемные, исследовательские и т. д. Однако сама суть игры при этом остается неизменной и трудноуловимой для четких формулировок. Даже социологи и психологи при определении игры вынуждены отталкиваться от других понятий: игра – это не труд, игра – это непродуктивная деятельность. Попытки осмысления значения игры уходят в глубокую древность, в частности в Древнюю Грецию, Индию, Китай. Среди определений разных времен и философских осмыслений игры можно перечислить: − игра – это возможность дать выход жизненной энергии; − игра – это врожденный инстинкт подражания; − игра – это прекрасный отдых и разрядка; − игра – это предварительная тренировка перед серьезным делом; − игра – это демонстрация потребности лидировать и выигрывать; − игра – это способ поддержания гармонии всестороннего развития личности, т.е. то, что человек не может достичь в жизни, он реализует в игре. Кстати, ряд психологов и спорт рассматривает с точки зрения такой вот компенсаторной функции. Каждое из данных предположений не лишено истины. Игры присущи человеку изначально в силу его животной природы. Игра рождается раньше разума. Она инстинктивна. Играют молодые животные, чтобы приобрести и закрепить навыки индивидуальной и совместной охоты, заложенных в генах. В игровой форме выясняются отношения лидерства, партнерства, доверия, взаимовыручки и т.д. Далеко неслучайно первые шаги в процессе ухаживания до сих пор называются «заигрыванием». Игры можно было наблюдать и в человеческой первобытной общине еще до начала цивилизации. Постепенно с развитием человека игры помимо биологической функции начинают нести и культурную нагрузку. То есть с помощью игр начинают передавать информацию, отсутствующую в генетическом наборе. Так появляются культовые и ритуальные игры – в концентрированном виде передающие человеческое понимание окружающего мира. Например, хороводы, встречающиеся в ритуалах большого количества народов, имитируют движение солнца и луны, смену времен года. Сожжение чучела на Масленицу символизирует конец зимы и холода. Простое подражание природным явлениям и природным силам перерастает в попытки повлиять на них через моделирование желаемой ситуации. Например, имитация в игровой ритуальной форме удачной охоты должна принести охотникам удачу и в действительности. В таком подходе в полной мере проявляются свойства мифологического мировоззрения: ассоциативное, образное представление о мире, антропо- и социоморфизация (наделение природы человеческими чертами характера и причинностью действий), эмоционально-чувственное познание мира и т.д. Не исключено, что хорошая тренировка и настрой охотников действительно обеспечивали им богатую добычу. Данные ритуалы охоты позже преломились во многих культурах как спортивные игры и соревнования, праздничные обряды. Стоит отметить, что и в наше время с помощью игровой ритуально-обрядовой оформленности мы сохраняем память о важнейших событиях в общественной жизни – основании города, победы в войне, изменении политического строя (день конституции) и т.д. Также в игровой форме преломляются старинные традиции о выкупе, похищении на свадьбах. Так что игра в виде ритуалов и обрядов выполняет свои культурные функции до сих пор. Другие направления игр развивались вместе с интеллектом. Все большее количество информации нужно передать следующему поколению. Все абстрактнее становится мышление. Развивается речь. При этом игра проникает и в языковую среду, преломляясь там в виде загадок, словесных состязаний, поэзии. На основе языка и ритуальных игр формируется театр. Игра становится важным элементом обучения. В таких отраслях знаний как математика и логика появляются свои игры (абстрактные задачи), позволяющие развить воображение, интеллект и мышление человека. Постепенно игра становится краеугольным краем культуры (рис. 1). Она – идеальный способ трансляции культуры. Для этого у нее есть основные качества – она базируется на подражательном, состязательном и обучающемся инстинктах, она активно использует древнейший изобразительно-символьный язык, понятный всем без перевода, и в то же время игра может включать в себя исторически накопленные знания и схемы мышления.
У игры есть еще одно важное качество, которое позволяет ей стать важнейшей и определяющей частью культуры. С философской точки зрения и действительность, и игра как реальности имеют одинаковые характеристики: они объективны для некоторого количества людей, они имеют свои законы (правила). Разве что игровое пространство вторично, т.е. оно образуется как отражение, имитация действительности, однако это не делает игру ущербной, наоборот – создает массу интересных вариантов. Игра как пространство «понарошку» может как противопоставляться действительности, так и органично вписываться в нее, расширяя возможности культуры. Весь мир может быть объявлен игрой высших существ или сил. И наоборот, игра для игрока реальна и действительна. Этими двумя реальностями можно манипулировать: отражать действительность в игровом пространстве и использовать игровые наработки для принятия решения в действительности. Таким образом, игровое пространство может увеличить реальность, помочь понять ее, вычленить наиболее важные схемы. Немного похоже на мифологический подход к игре, но есть целые религии и философские исследования, строящиеся на признании равенства игры и реальности. Игровое пространство можно отождествить с философским понятием «идеального» – условной реальности, где протекают духовные и мыслительные процессы, где циркулирует вся накопленная обществом информация. Через идеальное, кстати, по мнению большинства философов и происходит трансляция культуры. У условного равенства «игровое пространство – действительность» есть и практическое применение. Например, в Древней Греции, да и позже – в средние века – с помощью игр решались различные конфликты. Олимпийские соревнования, например, смогли решить целый ряд субординационных и культурно-политических проблем между греческими полисами. Рыцарские турниры – по большому счету это также не что иное, как оформившаяся военно-политическая игра. Выигрыш в турнире означал подъем по социальной и политической лестнице, а нередко и материальную выгоду – победитель получал снаряжение и лошадь побежденного, денежный приз турнира, приглашение служить крупному феодалу и выступать уже от его имени. Как мы видим на данном примере, игровой вариант боев заменял войну и грабеж, позволял сохранять и улучшать воинские навыки, не теряя людей (большинство турнирных схваток заканчивались с пролитием первой крови или падением соперника). Стоит отметить, что существует немало примеров иных отражений войн в игровой реальности. Например, шахматы в Древней Индии предназначались для обучения стратегии и тактике будущих полководцев. То есть, шахматы это тоже игровой вариант войны, только на принципиально ином уровне абстрагирования. Точно также бокс можно рассматривать как игровой вариант драки. В нашем же случае при использовании деловых игр мы отражаем в игровом пространстве основные экономические отношения, схемы, ситуации. Воспроизводя их условно, мы можем получить знания и навыки о некоторой экономической ситуации в ее упрощенном игровом представлении. Мы можем сформировать деловое поведение предпринимателя, руководителя, иного активного субъекта экономики и элементы этого поведения, изучить и сформировать его мотивы, схемы принятия решения. Помимо выполнения конкретных обучающих и контрольных функций игры в экономике могут быть использованы для трансляции и закрепления норм и традиций корпоративной культуры, для стимулирования творческого и соревновательного духа в компаниях и т. д. 1.2. Место деловой игры в системе активных методов обучения.
В процессе обучения решаются три основные задачи – передается информация, развивается мышление (интеллект), создаются необходимые навыки и умения. На решении в первую очередь первой задачи сосредоточены традиционные формы обучения: лекции, конспектирование, книги, статьи, рефераты, тестирование. Вторую и третью задачу призваны решать активные методы обучения (АМО). Понятие активных методов обучения впервые было сформулировано в педагогике, и там же достаточно полно разработано. Активные методы обучения, в первую очередь, это методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся и изменяющие его пассивную роль слушателя на роль полноправного участника процесса обучения. Строятся активные методы обучения в основном на диалоге ученика и учителя, предполагающем свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы: на вариативности занятий, на свободном выборе обучающимися тем, форм и методов выполнения заданий. Активные методы обучения актуализируют высшие ценности и создают мотивацию для творческого осмысления реальности, формируют иной тип работника, лучший, чем простой исполнитель. К тому же в них информация передается более плотно. Она дополнительно воспринимается играющими через движения, эмоции, а не только визуально и аудиально. Некоторые учебные центры утверждают, что с помощью АМО можно увеличить скорость усвоения информации в 3–4 раза. Наиболее часто из активных методов обучения применяются проблемные лекции, анализ конкретных ситуаций, самостоятельная работа студентов, научно-исследовательская работа студентов, профессиональные тренинги, тематические дискуссии и деловые игры как самый сложный компонент. Существует множество классификаций активных методов обучения. Чаще других используется классификация, представленная на рис. 2.
Таким образом, как мы видим, деловая игра является частью системы активных методов обучения. Правильно построенная игра будет вбирать в себя и неигровые методы. Например, в игре могут встречаться и анализ конкретных ситуации (прил.), и элементы мозгового штурма, который мы рассмотри ниже, и ситуации, не встречавшиеся ранее (инциденты). Доктор социологических наук В.С. Дудченко, активно занимающийся деловыми играми и инновационными технологиями в управлении персоналом с середины 80-х гг., выделяет следующие подходы к изучению и анализу деловых игр. Согласно системно-психологическому подходу игра деловая примыкает к классу естественных игр (детских, спортивных, салонных) и одновременно является искусственной системой, предназначенной для изучения функционирования организации. Группа участников рассматривается как социальный организм, действующий в экспериментальной ситуации. Игра при этом трактуется как деятельность («управленческие имитационные игры»). Семиотический подход состоит в выделении в игре деловой синтаксиса (структуры игры), семантики (интерпретации игры) и прагматики (разработки и использования игр). Некоторые авторы рассматривают игру как средство решения проблем коммуникации. Экономико-математический подход заключается в акцентировании модельного характера игры деловой (игра деловая как имитационная модель), математического аппарата и количественных данных, машинных средств обработки информации. Особое внимание при этом уделяется теории имитационных систем, логическому моделированию интеллектуальных процессов, проблеме языков моделирования, рефлексивным процессам и некоторым другим. Рассмотренные три подхода используются по мере необходимости и представляют три аспекта игры: социально-психологический (игра как отношения между людьми), инструментальный (игра как средство передачи опыта, знаний, ценностей, культуры) и кибернетический (игра как математическая модель, информационно-логическая система). Наибольшее внимание в следующих параграфах мы уделим второму и третьему аспекту, поскольку именно они наиболее важны для создания деловых игр получения максимального эффекта от их использования.
Контрольные вопросы 1. Перечислите функции, которые несет в себе игра. 2. Какое значение игра имеет для культуры? 3. Какие вопросы можно решить, отождествляет игровое пространство и реальность? 4. Какова роль игрового пространства в восприятии экономической ситуации? 5. Чем активные методы обучения отличаются от традиционных? 6. Какое место занимают деловые игры в системе активных методов обучения? 7. Назовите основные подходы к изучению и анализу деловых игр.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 1423; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.174.45 (0.008 с.) |