И.Н. Горелова, Н.С. Морозова



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

И.Н. Горелова, Н.С. Морозова



И.Н. Горелова, Н.С. Морозова

ДЕЛОВЫЕ ИГРЫ В ЭКОНОМИКЕ

Учебное пособие

 

 

Омск 2006


 

УДК 33 (075)

ББК 65я73

Г 68

 

Рецензенты:

Ю.С. Юсова – канд. экон. наук, доцент ОмГАУ;

Т.А. Лапина – канд. экон. наук, доцент ОмГУ.

.

 

 

Горелова И.Н., Морозова Н.С.

Г 68 Деловые игры в экономике: Учеб. пособие. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2006. – 48 с.

 

В учебном пособии рассмотрены основные принципы и подходы в организации и проведении деловых игр. Приведена классификация деловых игр, их роль и значение в процессе обучении студентов экономических специальностей.

Существенное внимание уделяется организации игрового моделирования с использованием компьютерных технологий.

Данное учебное пособие предназначено для студентов экономических специальностей, изучающих деловые игры в экономике.

Печатается по решению редакционно-издательского совета Омского государственного технического университета.

УДК 33 (075)

ББК 65я73

© Авторы, 2006

© Омский государственный

технический университет, 2006


ВВЕДЕНИЕ

В последнее время экономика в нашем представлении сегодня все больше превращается из производственного механизма в систему отношений между людьми. Человеческий фактор при таком подходе становится основной базой для становления, развития и повышения эффективности производства.

Основным инвестиционным моментом для предприятия становятся вложения в человеческий капитал – совокупность здоровья, образования, опыта, навыков и творческих способностей работника. Способы увеличения человеческого капитала постоянно модернизируются. Используются разные формы развития персонала: повышение образовательного и квалификационного уровня, улучшение социально-психологического климата, методики, развивающие явные и скрытые способности.

Неизменными среди многих других и наиболее удачными способами решения многих задач развития персонала остаются такие методы как тренинг, ситуационная задача или ситуационный анализ и деловая игра. Это обусловлено несколькими причинами. Во-первых, значимостью игровых методов обучения в культуре человечества. Во-вторых, высокой эффективностью данных методов. В-третьих, возможностью выхода на иные уровни обучения, когда сам обучающийся становится активным участником процесса учебы.

Стоит отметить, что курс «Деловые игры в экономике» пока не является единой научной дисциплиной. Скорее это синтез философских, психологических, социологических, управленческих и организационных аспектов игровой деятельности и ряда практических занятий по игровому моделированию.

Цели данной дисциплины – развитие творческих подходов студентов к процессам обучения и применение полученных знаний на практике в процессах обучения, моделирования поведения, сокращения адаптационных сроков, поиска нестандартных решений, формирования корпоративной культуры, команды и т.д.

Задачи дисциплины можно сформулировать следующим образом:

− изучение теоретических основ построения игровой реальности;

− ознакомление с механизмом моделирования человеческого поведения;

− ознакомление с классификацией и шаблонами обучающих игр;

− изучение деловых игр как кибернетических систем;

− ознакомление с принципами построения и проведения деловых игр;

− приобретение навыков в создании и оформлении деловых игр;

− знакомство с компьютерными технологиями интеллектуальной поддержки в организации и проведении деловых игр.

Мы надеемся, что изучение данного курса будет способствовать личностному и профессиональному развитию студентов, их готовности работать в современной экономике, требующей постоянного переобучения, быстрой адаптации и поиска нестандартных решений. Также знакомство с активными методами обучения должно способствовать формированию новых форм управления персоналом организации, становлению системы непрерывного образования, поскольку именно активные методы обучения являются основой большинства форм и видов послевузовского обучения и систем повышения квалификации.


ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ ИГРОВОЙ РЕАЛЬНОСТИ

МЕХАНИЗМ МОДЕЛИРОВАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ

Деловая игра как способ формирования модели человеческого

Поведения

 

Инструментальный аспект игры предполагает то, что игра формирует желаемое поведение человека, давая ему возможность получения опыта, знаний, совершения ошибок в игровой реальности, которые обойдутся дешевле реальных промахов. Поэтому ниже мы будем говорить об игровом моделировании поведения.

Прежде чем говорить о нем, дадим определение понятия «поведение» и рассмотрим примерную схему его формирования.

Поведение человека представляет собой совокупность поступков и определяющих эти поступки причин. Формирование человеческого поведения на редкость сложный механизм. Первые попытки уставить причинно-следственную связь также уходят в глубину веков. Сегодня в менеджменте рассматривается не менее десятка теорий мотивации, так или иначе объясняющих причинность человеческих поступков. Наибольшее распространение и практическое применение из них получила процессуальная теория детерминации поведения (рис. 3).

 
 

Рис. 3. Схема детерминации человеческого поведения

 

Механизм детерминированности или причинности поведения включает в себя следующие понятия.

Нужда, потребность – ощущение нехватки чего-либо. Классификацию потребностей можно посмотреть по пирамиде Маслоу: жизнедеятельности и безопасности, общения, самоутверждения и самореализации. Исследователями выделяется до 44 потребностей. Они делятся на основные и инструментальные, то есть вспомогательные. Например, богатство, материальное состояние, деньги – это инструментальная потребность, так как они нам нужны, чтобы их потратить на что-то более важное – физиологические потребности, социальной статус и т.д.

Задействованные, активные потребности называются актуализированными.

Интерес – это конкретизированная потребность с намеченными путями ее удовлетворения. Человек испытывает интерес к событиям, которые отвечают его актуализированной потребности. Интересы обусловливаются исторической эпохой. Например, если современный человек голоден, он испытывает интерес к магазинам и ларькам. Древний человек засматривался бы на животных и растения.

Традиции – исторически сложившиеся правила поведения и критерии оценивания поступков. Традиции обеспечивают стабильность общества, держат его в определенных рамках. Традиции меняются крайне медленно.

Нормы – общепринятые на данный момент времени схемы и стандарты поведения, по которым также производится оценка поведения. Нормы меняются достаточно быстро. В каждом мелком сообществе формируются свои нормы, иногда отличающиеся от общесоциальных норм поведения.

Ценности – обобщенные представления людей о целях, смыслах и нормах своего поведения, которые составляют ядро культуры. Есть вечные ценности, которые передаются генетически. Они запечатлены в виде архетипов. Есть ценности данной эпохи, группы людей. Они транслируются в процессе общения. Ценности базируются на потребностях, но отличаются от них социальным признанием и одобрением. Ценности указывают куда стремиться, нормы и традиции – как достигать цели. Потребности являются движущей силой.

Потребности, пройдя состояние интереса, согласованные с ценностями, нормами и традициями, формируют мотивы поведения.

Мотив – состояние предрасположенности, готовности действовать определенным способом. Считается основной причиной для выбора поведения, поскольку аккумулирует в себе воздействия норм, традиций, ценностей и важнейших интересов (потребностей) человека. Но мотив – это еще не действие, а возможность действия. Как возможность действия мотив может сохраняться сколь угодно долго. Окончательно поступок формируется в конкретных условиях, которые могут стимулировать или, наоборот, остановить его в последний момент.

Стимулы – это внешние воздействия на процесс принятие решения. Стимулы могут усилить выгодность поступка для человека или наоборот нейтрализовать мотивы. Например, штраф за переход улицы в неположенном месте может удержать человека от нарушения правил дорожного движение.

Исходным пунктом любого поведения являются потребности. Задействуя или актуализируя какую-либо потребность, можно побудить человека к действию, то есть заинтересовать. Обычно процесс актуализации заключается в прямом или косвенном напоминании: “ты голоден?”, “в отличие от тебя, я защищен”, “некоторые считают, что мы будем идеальной парой” и т.д.

На последующем этапе моделирования человеческого поведения важны и традиции, и ценности, и нормы. Они определяют то, как человек будет удовлетворять свою потребность.

Умело создавая или транслируя нужные ценности, нормы и традиции, можно направить человеческого поведения в нужное русло. На этом строится управление современной фирмы через создание организационной (корпоративной) культуры.

Организационная (корпоративная) культура – это искусственно созданная совокупность ценностей, норм, традиций, легенд и мифов для усиления заинтересованности сотрудников в качественной работе фирмы. При усвоении ключевых положений корпоративной культуры происходит отождествление интересов своих и предприятия, формируются соответствующие мотивы.

Например, работник изо всех сил спешит на работу не потому, что будет выговор, а потому что “у нас не принято”.

Трансляция культуры осуществляется по большей части игровыми методами через неформальное общение, совместные действия.

В принципе, общество с помощью норм и традиций тоже моделирует желаемое стандартное поведение. Немаловажную роль в этом формировании играют ритуалы, обычаи, обряды – совместные празднования, повторение исторических событий или их отражение в культурных процессах в связи с годовщиной.

По некоторым признакам данные действия могут быть отнесены к играм.

Во влиянии на поведение конкретного человека можно выделить стимулирование и мотивирование (создание мотивации). Многие авторы западных теорий управления отождествляют эти два понятия, хотя несмотря на некоторое сходство в них изначально заложены принципиальные отличия.

Стимулирование как процесс внешнего воздействия, создания выгодности действовать тем или иным способом дает лишь одноразовый эффект. Мотивация как процесс создания внутренне заинтересованности человека в тех или иных действиях создается дольше, сложнее, однако и ее влияние на поведение человека носят более длительный и эффективный характер. Стоит отметить, что постоянное систематическое стимулирование, поощрение, способствует формированию устойчивого интереса, что уже может быть отнесено к формированию мотивации.

В качестве отдельного направления в моделировании поведения можно выделить манипулирование. Манипулирование — синоним управления, но с негативным оттенком. При манипулировании воздействие происходит так, что объект управления не осознает истинных целей субъекта управления и совершаемого действия. Человека как бы используют. Обычно манипулирование совершается через утаивание корыстных интересов манипулятора.

Формирование мотива, столкновение мотивов со стимулами и принятие решения по поводу поступка протекает в нашем подсознании. Периодически человек проводит сознательную ревизию причин своего поведения с помощью интеллекта (религии, психоаналитика). Это называется рефлексией. Рефлексия – процесс самоосознания, а также оценки и корректировки поведения. Понятие рефлексии синонимично обратной связи в информационных системах.

Суть игрового моделирования поведения заключается в том, что в игровой реальности, где происходит игровое действие, человек становится перед выбором, необходимостью совершить поступок. Причем, как мы уже рассматривали ранее, для большинства из нас игровая реальность и действительность равноценны. То есть, принимая решение в игровой реальности, мы задействуем привычные нам потребности, ценности, ориентируемся на знакомые нам традиции и нормы. Кроме того, наблюдая в игре других игроков, мы можем перенимать их традиции, ценности, нормы, сравнивать нашу и их реакцию на стимулы. Такое наблюдение увеличивает количество нашего жизненного опыта.

Таким образом, в игровой реальности создается или опробуется некоторый макет, образец поведения, элементы которого потом будут использоваться человеком в действительности, что дешевле, быстрее и безболезнее реального опыта. Причем игровой опыт практически равноценен действительному опыту (рис. 4).

 

 

С помощью игры можно смоделировать любой вид поведения – социальное, экономическое, организационное, трудовое и деловое. Объектами игрового моделирования могут быть социально-экономические, организационно-управленческие системы, их отдельные элементы, любые жизненные ситуации.

Особенностью игрового моделирования поведения является частичное или полное его протекание в идеальном. То есть часть условия воображается игроками. Качество игрового моделирования напрямую зависит от гибкости интеллекта. Побочными результатами игрового моделирования может стать пробуждение творческого начала. Более того, в игровом пространстве могут быть актуализированные дополнительные потребности – самореализации, самоутверждения, творчества.

Если игровая реальность достаточно точно имитирует ограниченное количество возможных ситуацию, то речь может вестись о тренинге (прил.).

В структуре игрового моделирования можно выделить часть, построенную на личном опыте обучающегося, и часть, строящуюся на чужом опыте. В хорошо организованной и проведенной игре граница между ними не ощущается, поэтому происходит органичное усвоение нового материала игроком и включение его в собственный опыт.

Имитационные игры

Все игры по своей сути – имитационные, поскольку они имитируют (отражают, воспроизводят) реальность. Но в сложившейся классификации под имитационными играми мы будем понимать простейший вариант деловых и не только деловых игр. Основной целью таких простых игр будет ознакомление с новым видом деятельности, с новыми элементами реальности и развитие уже имеющихся у игроков способностей. Самые первые игры, возникшие в человеческом обществе – детские и спортивные, были в основном имитационными играми.

Если использовать ранее перечисленные классификационные признаки, то имитационным играм будут соответствовать следующие характеристики.

1. В качестве объекта моделирования выбирается очень схематичное отражение действительности, в принципе, все сводится к одному конфликту «охотник – жертва», «умный – глупый», «везучий – невезучий». При этом антураж игры может быть очень сложно оформлен. Например, в компьютерных имитационных играх каждый уровень может быть оформлен по-разному, но суть-то остается одной и той же: выполнить все задания, дойти до финала.

2. Количество ролей (конкретных наборов действий и правил принятия решения) ограничено. Как правило, в имитационных играх используются одна-две растиражированные роли, т.е. по одним правилам действуют и принимают решения несколько игроков.

3. Роли просты, сводятся к нескольким определенным действиям. В течение хода нужно совершить выбор из этого набора действий. Иногда вариантов может быть очень много, но в любом случае есть конечное количество возможных выборов.

4. Взаимодействие ролей заключается в жесткой конфликтности интересов, в соревновательности. Эта конфликтность интересов закладывается самими правилами игры. Причем конфликты можно наблюдать как между игроками, выполняющими разные роли, так и между игроками, реализующими одинаковый набор действий.

5. Альтернативность решений в имитационных играх невелика. Как мы уже говорили, есть набор определенных действий, и выбирать приходится только из них. Очень часто встречается выбор только из двух вариантов.

6. В имитационных играх стоит отметить большой эмоциональный накал , возникающий за счет чувства конкуренции, соревновательности, азарта.

7. Внешний механизм (прил.) в имитационных играх необязателен. Его функции (организация, наблюдения, контроль, решение споров) могут быть распределены среди игроков. Хотя в случае низкой степени доверия между игроками может выбираться независимый арбитр, судья, наблюдатель. Ярким примером данного случая являются спортивные игры.

8. Участники оцениваются индивидуально (обычно определяется победитель). Оценка чаще всего количественная: по набранным очкам, сумме денег.

Примерами имитационных игр могут быть азартные, детские, спортивные игры, почти все компьютерные игры. Самое любопытное, что имитационными могут быть как самые простые детские игры вроде догонялок, «кошек-мышек», так и очень интеллектуальных игры вроде шахмат.

Из экономических деловых игр имитационными являются уже упоминавшиеся настольные «Биржа», «Рынок», «Коммерсант» и т.д.

Познавательные игры также по большей части являются имитационными. Там главный акцент делается на передаче большого количества информации, поэтому сама игра строится как соревнование, кто быстрее увидит, поймет, кому больше повезет и т.д. Примером являются различные викторины.

В ряде учебников иногда выделяются управленческие имитационные игры как самостоятельный раздел игрового моделирования. Однако, они по своей сути тяготеют к тренингам (прил.), поскольку сводятся к имитации процессов принятия решений.

Ролевые игры

Ролевые игры представляют собой более сложный вариант игр, чем имитационные. Стоит отметить, что если имитационные игры в качестве основы и базиса развития имеют детские и спортивные игры, то ролевые игры в какой-то степени являются наследниками ритуалов и обрядов. Впрочем, и в детских играх можно наблюдать целый пласт ролевых игр вроде «дочки-матери», «больница», «магазин», интуитивно используемых детьми для знакомства с социальными ролями, профессиональной деятельностью родителей, знакомых и т.д.

Как доказали психологи, значение ролевых игр в формировании личности ребенка просто огромно. Однако ролевые игры могут иметь большое влияние на человека и после выхода из детского возраста в силу нашей способности к пониманию, сопереживанию, отождествлению себя с игровыми персонажами. Это можно и нужно использовать в процессах обучения.

Ролевые игры по классификационным признакам Платова характеризуется так:

1. Объектом моделирования в ролевых играх являются человеческие взаимоотношения, внутренние психологические конфликты человека (между стимулом и мотивом, между традициями и стимулами, между нормами и потребностями).

2. Ролевые игры отличаются большим количеством ролей, чем в имитационных играх. Однако если создается слишком сложная схема взаимоотношений, то игра теряет свои обучающие качества и наглядность. В отличие от имитационных игр роли не тиражируются. Обычно один человек (группа) играет одну роль.

3. Также ролевые игры отличаются от имитационных сложным взаимодействием ролей, оно происходит на нескольких уровнях – личностном, символьном, общественном, должностном и т.д.

4. Альтернативность решений в ролевых играх очень велика. Возможно творческое развитие каждой роли, нестандартных приемы, ходы и т.д.

5. Целью игрока в ролевой игре, как правило, является использование возможностей своей роли, ее полное раскрытие, выполнение всех предписанных ролью и организатором действий.

6. Для ролевых игр характерен высокий эмоциональный накал, он достигается за счет вовлечения личностных характеристик. Соревновательность в ролевых играх проявляется не в количественном аспекте, но в том, кто больше соответствует своей роли.

7. Внешний контроль и распоряжение в ролевых играх играют первостепенное значение, поскольку именно внешний механизм – ведущий, организатор, режиссер способствует сохранению единства игры.

8. Участники оцениваются как индивидуально, так и группой. Необходимость индивидуальной оценки возникает из-за того, что каждый решает поставленную перед ним уникальную задачу. Групповая оценка необходима, поскольку ролевая игра является результатом взаимодействия всего коллектива. В ролевых играх трудно использовать оценку в количественном выражении, поэтому наиболее часто встречаются качественные показатели.

Примерами ролевых игр могут служить спектакли, инсценировки всех уровней, часть детских игр, воспроизводящая взрослые отношения типа «дочки-матери», толкинисткие и фэнтезийные ролевые игры, историческое моделирование, психологические и социологические эксперименты.

Иногда ролевые игры могут стать любимым способом проведения досуга современного человека. Нами имеются в виду крупномасштабные ролевые игры по произведениям в жанре «фэнтези». Первые несколько лет они проводились на базе книг Дж. Р. Р. Толкиена, поэтому любителей и организаторов такого досуга до сих пор иногда отождествляют с толкинистами. Сами себя они называют ролевиками. Примерно для половины ролевиков ролевые игры становятся стилем и смыслом жизни, к ним готовятся по несколько месяцев, шьют специальные костюмы, мастерят мечи и луки, учатся фехтовать, стрелять, сочиняют тексты. Есть люди, отвечающие за проведение игры, так называемые Мастера. Они организуют питание и проживание нескольких десятков, а то и сотен участников, декорации на местности, если это необходимо, сценарий, размечают временные отрезки игры, отслеживают степень готовности игроков.

О том, насколько данное явление распространено в нашей культуре свидетельствует то, что в Томске весной 2004 г. состоялся очередной съезд любителей ролевых игр, собравший около 200 участников из сибирских городов, почти все приехали за свой счет со своим снаряжением.

Есть немало и других примеров крупномасштабных ролевых игр. Каждый год в России реализуется, как минимум, один проект исторического моделирования. В Омске на Дне города тоже иногда устраиваются «рыцарские турниры».

Ролевые игры как шаблон деловых игр используются, когда требуется индивидуальное обучение каким-нибудь профессиональным навыкам. Особенно эффективны ролевые игры для обучения профессиям, требующим, в первую очередь, навыков общения, принятия решения, совместной работы; то есть там, где профессиональные навыки тесно связаны с личностными характеристиками.

Возможен вариант ролевой деловой игры, когда другие роли, помимо роли обучающегося, играют опытные люди, эксперты. В этом случае игра может приобрести другие цели помимо учебных – стать экзаменом, экспериментом.

Метод мозгового штурма

 

Метод мозгового штурма («brain-storming» – мозговая атака, второе значение близко к русскому выражению «сорванная крыша») используется во многих организационно-деятельностных играх, однако сам он является неигровым имитационным методом по классификации активных методов обучения.

Однако мы рассмотрим метод мозгового штурма именно как составляющую организационно-деятельностных игр, так как он обладает большинством характеристических признаков: перед участниками ставится конкретная проблема, целью является – решение проблемы, по времени мозговой штурм может затянуться на очень долгий срок, некоторые этапы могут быть повторены, альтернативность решений максимально возможная и даже больше (приветствуется выход за грани реальных решений); роли участников никак не определяются, но состав изначально комплектуется в расчете на специализированную подготовку, опыт профессиональный и личностный участников и т.д.

Метод мозгового штурма по своей сути является формой стимулирования творческой активности для решения реальных проблем.

Первые серьезные методологические наработки по мозговому штурму были отмечены в 20–30–х годах прошлого века. Одним из ключевых разработчиков данного метода считается А. Осборн (морской офицер, а позже – совладелец крупной рекламной фирмы, написавший книгу «Управляемое воображение: принципы и процедуры творческого мышления» в 1953 году.).

Существует достаточно любопытная история о первых попытках применить метод мозгового штурма (хотя многие исследователи соглашаются, что прообразы коллективных форм принятия нестандартного решения встречаются у большого количества народов).

Осборн во время второй мировой войны был капитаном небольшого транспортного судна. Однажды, опасаясь нападения немецких подводных лодок, Осборн собрал всю команду на палубу и попросил каждого высказать свои соображения по поводу того, как защитить безоружный корабль от торпеды.

Один из матросов предложил всей команде встать вдоль борта и, когда торпеда будет приближаться к кораблю, всем разом и дружно дунуть на нее. Торпеда должна сбиться со своего пути и пройти мимо корабля. Матросы дружно посмеялись и разошлись по своим кубрикам.

Однако высказанная идея показалась Осборну плодотворной. Он установил на палубе вентилятор, который создавал мощный поток воды и в одном из рейсов действительно «сдул» торпеду от борта своего судна.

Суть метода мозгового штурма заключатся в высказывании идей и предложений по решению поставленной изобретательской (рационализаторской) задачи, которое осуществляется в группах из 5–12 человек.

При этом действуют следующие правила работы группы: свободное высказывание максимального числа идей, в том числе и вполне фантастических; запрещение критики; одобрение всех оригинальных идей; доработка всех высказанных идей. Для каждого выступления выделяется достаточно короткое время (1–2 мин) и действует установка – излагать предложение так, чтобы мог понять и неспециалист.

Присутствие неспециалистов, представителей других профессий иногда даже приветствуется, поскольку это может расширить круг идей.

Структурно метод мозгового штурма довольно прост. Он представляет собой двухэтапную процедуру решения задачи: на первом этапе выдвигаются (генерируются) идеи, а на втором они конкретизируются, развиваются.

Процесс генерации складывается из двух важных составляющих:

1. Выдвижения идей, показывающих новые направления решения проблемы.

2. Выдвижения идей, развивающих уже имеющиеся направления.

Главное в процессе генерации – это создание принципиально новой идеи, ломающей имеющееся представление об организации рассматриваемой системы, об ограничениях и возможностях; последующее «привыкание» к этой идее, сопровождающееся выдвижением ее применений, разносторонней реализацией заложенного в ней принципа.

Для участия в этапе генерации целесообразно привлекать людей, отличающихся большой скоростью мыслительных операций, легкостью адаптации в новых ситуациях, гибкостью мышления, способностью переключать внимание с одного аспекта деятельности на другой, легкостью использования в решениях только что полученной информации.

При этом неважно является ли генератор идей специалистом в данном вопросе или нет. Наиболее интересные идеи как раз выдвигают дилетанты (мнение которых при стандартном подходе вообще бы не рассматривалось).

Для участия в аналитическом этапе привлекаются специалисты, люди с критическим складом ума и те, кому предстоит быть непосредственными исполнителями проекта (или осуществлять его финансирование).

Существует большое количество способов стимулировать творчество как раз на этапе генерации. Могут быть использованы случайные совпадения слов, объектов и т.д. (так называемые «фокальные объекты»). Может быть построен «каскад ассоциаций». Могут быть задействованы «ветвящиеся ассоциации». Могут быть задействованы крупномасштабные методы типа «Дельта» (прил.).

Существует даже вариант «обратного мозгового штурма», который используют для решения узких конкретных задач и при котором основная задача сводится к выявлению большего числа недостатков объекта (при этом на этапе аналитики вычеркиваются отсутствующие недостатки); далее идет работа по их устранению.

Работа в рамках обоих этапов классического мозгового штурма должна выполняться при соблюдении ряда основных правил.

Правила этапа генерации.

1. Запрет критики.

2. Запрет обоснований выдвигаемых идей.

3. Поощрение всех выдвигаемых идей, включая нереальные и фантастические.

4. Конспектирование всех идей и предложений.

Правило аналитического этапа.

1. Выявление рациональной основы в каждой анализируемой идее.

Иногда после аналитического этапа разработка может вернуться на этап генерации с более узко сформулированной темой.

Метод мозгового штурма достаточно часто и успешно применяется в рамках маркетинга, стратегического планирования, литературы, мультипликации и пр.Причем методы и формы мозгового штурма постоянно совершенствуются.

Так в России Г. С. Альтшуллером была создана ТРИЗ – теория решения изобретательских задач, которая возвела поиск нестандартных решений до уровня научного подхода.

Наиболее эффективная из созданных за рубежом методик психологической активизации творчества — синектика (предложена В. Дж. Гордоном), которая является развитием и усовершенствованием метода мозгового штурма.

При синектическом штурме допустима критика, которая позволяет развивать и видоизменять высказанные идеи. Этот штурм ведет постоянная группа. Ее члены постепенно привыкают к совместной работе, перестают бояться критики, не обижаются, когда кто-то отвергает их предложения.

В методе синектического штурма применяются четыре вида аналогий — прямая, символическая, фантастическая, личная.

При прямой аналогии рассматриваемый объект сравнивается с более или менее похожим аналогичным объектом в природе или технике. Окно сравнивается с глазом, ковер – с травой, с бетонной плитой, волосы – с волнами и т.д..

Символическая (поэтическая) аналогия требует в парадоксальной форме сформулировать фразу, буквально в двух словах отражающую суть явления. Особенно актуально использование символической аналогии для рекламы. Например, «просто добавь воды» для концентрата сока; «зеркальное обольщение» – для описания волос, вымытых шампунем и т.д..

При фантастической аналогии необходимо представить фантастические средства или персонажи, выполняющие то, что требуется по условиям задачи. Например, гномики, подсовывающие грибы в процессе собирания; фея, машущая палочкой.

Личная аналогия (эмпатия) позволяет представить себя тем предметом, о котором идет речь в задаче, например, ковром, шампунем, шестеренкой и т.д..

 

Контрольные вопросы

1. Какие признаки положены в основу классификации деловых игр?

2. Что такое «шаблоны» в игровом моделировании?

3. Назовите характеристики, присущие имитационным играм.

4. Назовите характеристики, присущие ролевым играм.

5. Назовите характеристики, присущие деловым играм в узком понимании.

6. Назовите характеристики, присущие организационно-деятельностным играм.

7. В чем суть метода «мозгового штурма»?

8. Где и для чего применяется мозговой штурм?

9. Что такое синектический мозговой штурма?

 


Постепенность вхождения

Несмотря на подготовительный этап, основную часть информации по игре игроки получают и усваивают на первых этапах игры, когда возможно подкрепление полученных рекомендаций действиями.

Поэтому первые этапы сложных деловых игр должны быть облегченными, пробными, без включения оценок в итоговые суммы очков. Рекомендуется также проведение предварительных тренировок.

Если этого не учесть, то возможны проблемы с настроем на игру (информационно перегруженный человек не способен получать удовольствия от игры, она превращается в тяжкое испытание), потери времени на исправление ошибок.

 

Равномерность нагрузки

Логическое продолжение постепенности вхождения – равномерность распределения нагрузки. Равномерность может быть организована как во времени, так и по участникам. Равномерность во времени означает порционность информации, с соответствующим закреплением каждой порции (например, лекция – семинар – лекция – пробная игра).

Часто игрокам предоставляется возможность консультаций у организаторов в процессе игры. Например, в военных играх отряды сопровождает наблюдатель. В играх на ЭВМ почти всегда есть возможность заглянуть в подсказки или помощь. В том числе нужно позаботится и о ровной эмоциональной напряженности путем создания и поддержания настроя на игру.

Равномерность по участникам предусматривает предварительную оценку уровня игроков (тесты, пробные игры, опросы) и соразмерение заданий с их возможностями. Участники с близким уровнем подготовки объединяются в группы, для каждой из которых предусматривается свой вариант игровых заданий, условий.


СОЗДАНИЕ И ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ И ОФОРМЛЕНИЕ ИГРЫ

6.1. Состав документации оформления деловой игры

 

Полный комплект документации по деловой игре состоит из проспекта, инструкций, сценария, набора псевдодокументации и бланков оценок. Правда, далеко не все игры требуют для оформления полного комплекта документации. Чаще всего достаточно проспекта игры.

Проспект игры – это краткое описание сути, цели, используемых методик деловой игры и требований, которые она предъявляет к игрокам и организаторам. Многие игры публикуются в виде проспектов. В нем обязательно указываются:

1. Объект моделирования или имитации. Иногда это указывается в самом названии игры.

2. Цель игры. Если их несколько, указываются все (ознакомиться, научиться, усвоить навыки работы).

3. Перечисляются основные роли рекомендуемое количество участников. Характеризуются роли.

4. Излагается содержание игры, кратко, схематично по этапам.

5. Описываются основные правила. Они могут быть даны в инструкциях по ролям, а могут быть сгруппированы по событиям.

6. Прикладываются образцы документации или делается ссылка на реально существующие бланки.

7. Формулируется итог игры и система оценки: по скорости, по сумме набранных баллов.

По проспекту игры обычно не составляет труда разработать сценарий, инструкции и прочие документы по деловой игре.

Сценарий игры – это проработанная последовательность событий, которой будет придерживаться ведущий (организатор) в ходе игры. Обычно это некоторая схема, которая строится по принципу разветвления событий, с проработанными узловыми моментами. Характерен для ролевых игр.

Инструкции – регламентированный перечень действий и реакций исполнителя роли на различные события и ситуации. Инструкции могут быть жестко регламентированными (характерны для имитационных игр, тяготеющих к тренингам) и свободными (в них оговариваются только права игроков, но не из обязанности).

Пункты инструкции могут делиться на обязательные и условные. Первые выполняются в любом случае, вторые при наступлении определенного события.

При больших объемах инструкций их лучше давать в печатном виде, чтобы их было можно просматривать по ходу игры.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.33.139 (0.039 с.)