ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Материально-техническое обеспечение соревнований и тренировки



Спортивные сооружения, оборудование и инвентарь должны твечать правилам соревнований, утвержденным Международной Всероссийской федерациями волейбола.

Спортивно-техническое мастерство волейболистов во многом за-исит от качества тренировочного процесса, повышения эффектив-ости системы тренировочных воздействий. В этом важная роль ринадлежит специальным средствам обучения, куда входят раз-ичные устройства, тренажеры, приборы и приспособления.

6.8.1. Устройства для технической подготовки

На начальном этапе обучения основная роль специальных уст-ойств состоит в том, чтобы помочь занимающимся быстрее и,


 




       
 
   
 

главное, без ошибок овладеть основой техники, а на этапе совер­шенствования - повысить уровень навыков владения технически­ми приемами.

При обучении передачами приему мячаприменяют подвесные мячи, пружинящий мяч, пружинящую сетку, тренировочный щит, устройства для выработки точности при приеме подачи, при пе­редаче мяча.

Подвесные мячи помогают новичкам определить точку соприкос­новения рук с мячом при верхней передаче, при приеме снизу, при приеме мяча с падением, при передаче в прыжке.

Пружинящий мяч (на амортизаторах) и пружинящая сетка при­меняются для укрепления мышц кистей и пальцев.

Тренировочный щитс нарисованными мишенями служит для вы­полнения самых разнообразных упражнений в передачах и приеме. Для совершенствования навыков приема подачи и точности пер­вой передачи применяют обод диаметром до 2 мна высоте 1-1,5м, который устанавливается в различных точках зоны нападения. Мяч для приема точно направляется мячеметом. Для совершен­ствования навыков второй передачи применяют ободы в диаметре до 1 м. Они устанавливаются на специальной подставке; на длин­ном шесте, который продевают сквозь ячейки сетки с опорой на площадку; на сетке, по ширине сетки они крепятся к верхнему и нижнему тросам.

Мячемет служит для точного посыла мяча в заданном направле­нии: моделируются подачи различного типа, в том числе и в прыж­ке; нападающие удары с различных точек площадки - у сетки, из глубины площадки («с задней линии»); передачи различного ха­рактера.

При обучении подачам и нападающим ударам применяют дер­жатели мяча, мяч на амортизаторах, мишени, имитатор блока.

Держатели мячапозволяют расположить мяч в необходимой точке для правильного удара при том или ином способе подачи или нападающем ударе. При этом держатели устроены так, что после удара мяч летит в заданном направлении. На рисунке 51 показано устройство держателя. При помощи тросов и блоков создаются ус­ловия, при которых в момент удара мяч оказывается в «фазе поле­та» - дужки отходят от него при натяжении троса. У волейболиста создается истинное ощущение ударного движения, без каких-либо искажений. Более сложное устройство включает в себя светолазер, имитирующий полет мяча по заданной траектории с определенной скоростью, мяч освобождается от удержания в момент начала удар­ного движения*.

Мяч на амортизаторах предназначен для совершенствования техники и развития необходимых физических качеств.

* Железняк Ю.Д., Гольцов А. П. Устройство для тренировки с мячом. Авторское сви­детельство №1000038. - Бюллетень № 8. - 1983.


Мишени. Служат для вы­работки точной подачи и нападающего удара. Ста­вятся мишени на волей­больной площадке в раз­личных зонах. Задача со­стоит в том, чтобы попасть в мишень мячом при пода­че или нападающем ударе.

Имитатор блока. Эти устройства имитируют оди­ночный и групповой бло­ки, различные по высоте, плотности и т.д. Время по­явления блока варьирует­ся. Имитатор блока служит для совершенствования на­выков нападающих уда­ров, а установленный под определенным углом обес­печивает отскок мяча на свою площадку, что дает возможность совершен­ствовать навыки страховки своих нападающих.

Более простые устрой­ства представляют собой плотные резиновые пласти­ны («две руки») на деоевян-

ной рейке, которую можно крепить к предплечьям. Один волейбо­лист может имитировать одиночный идвойной блок. Более слож­ные устройства устанавливаются по всей ширине площадки и обес­печивают появление «блока» над сеткой в любой точке при помощи механических устройств, на пневматической основе и т.п.

Ловушка для мячей от нападающих ударов. На каркас из метал­лических труб натягивается веревочная сетка. Устанавливается вблизи от сетки, напротив зоны, из которой производятся напада­ющие удары. Она дает возможность в значительной мере повысить плотность занятий и максимально использовать для работы пло­щадь спортивного зала или площадки (на стороне, «поражаемой» ударами, могут выполняться упражнения, что без защитной сетки невозможно).

При обучении блокированиюприменяют подвесные мячи, блок-Щитки на кисти рук, держатели мяча, блокировочную подставку, имитатор блока, мяч за сеткой.

Подвесные мячи крепятся на тросе над волейбольной сеткой, один в центре, два других на расстоянии 1-1,5 мот него. Вначале игрок


       
 
   
 


имитирует блок у одного мяча, затем у двух соседних и, наконец, последовательно во всех трех зонах после перемещения. После это­го имитируется групповой блок: вдвоем у крайних мячей и трой­ной в центре.

Мяч за сеткой. Устройство предназначено для освоения навы­ка активного воздействия кистями на мяч при блокировании на стороне соперника, за сеткой. Это часть волейбольной сетки с мя­чом на пружине (рис. 52). Высота мяча меняется. Сетка по отно­шению к мячу устанавливается на различном расстоянии и на раз­ной высоте.

Блок-щитки изготавливаются из поролона (плотной резины) с приспособлением для укрепления на кистях рук. Применяются для «блокирования» при бросках в прыжке через сетку поролоновых «мячей», волейбольных мячей.


Блокировочная подставка. Длина подставки 1,5 - 2 м, ширина 50 -60 см, высота (в зависимости от контингента) должна обеспечивать положение ладоней над сеткой так, как при блокировании, но стоя на подставке. Чтобы изучать групповое блокирование с перемеще­нием, целесообразно иметь несколько таких подставок.


6.8.2. Устройства для тактической подготовки

Впоследнее время в спорте получает развитие применение тех­нических средств в совершенствовании тактического мышления спортсмена. Мышление волейболиста должно опережать события и прогнозировать развивающийся ход событий. В процессе игры перед спортсменом постоянно возникают задачи, которые ему при­ходится решать. В процессе решения таких задач волейболист со­вершенствует свое тактическое мастерство.

Для развития быстроты сложных реакций и зрительной ориенти­ровки применяются различные устройства, технические средства, с помощью которых создаются условия для развития быстроты реак­ции на движущийся объект, на пространственно различно располо­женные раздражители, на различные игровые ситуации, возникаю­щие на экране, на кинофрагменты, видеозапись игровых эпизодов.

Для развития зрительной ориентировки и умения пользоваться боковым (периферическим) зрением применяются различные зри­тельные сигналы. Задания при использовании светосигналов могут быть двоякими: а) мяч направить туда, где появился сигнал (в поле -это «незащищенная зона», «слабый игрок» на приеме, у сетки -«брешь в блоке», «слабый блокирующий» и т. п.); б) сигнал запрета (в зоне «сильнейший защитник», лучший блокирующий и т. п. - мяч туда нельзя посылать).

В процессе тактической подготовки волейболистов применяют­ся технические средства, которые дают возможность моделировать игровые, «соревновательные» ситуации. Прежде всего это проек­ционная аппаратура (кино, слайды, видео, компьютер). Фиксиру­ется правильность решения задач и время, которое затрачивает спортсмен.

6.8.3. Устройства для физической подготовки

Тренажеры и специальное оборудование применяются в процессе общей и специальной физической подготовки - для развития ос­новных двигательных качеств и специальных физических способ­ностей. В настоящее время имеется много тренажеров для развития физических качеств, становится привычным наличие тренажерных залов в школах, вузах, спортивных школах и клубах. Несложные по устройству можно изготовить своими силами. Некоторые из них приведены в разделе физической подготовки.

Качели. Конструкция включает традиционные качели /, опор­ную стенку 3. Устройство предназначено для развития скоростно-силовых качеств: волейболист раскачивается, отталкиваясь от опо­ры. К сиденью 2 прикрепляется груз. Качели могут крепиться к крон­штейну на стене, отталкивание от стены.

Прыжковая тумба. Применяется для развития прыгучести и прыжковой выносливости. Выполнена из секций или представля-


ет собой платформу на гимнастической стенке, чтобы можно было устанавливать различную высоту. Основные виды упражнений: а) напрыгивание толчком одной и двух ног и спрыгивание; б) спры-гивание с последующим прыжком вверх; в) спрыгивание с после­дующим выполнением нападающего удара по мячу на амортиза­торах или «блокирование» этого мяча.

Прыжковый эспандер. Служит для развития прыгучести. К поясу и к полу крепится 2 амортизатора. Степень усилий регулируется за счет длины и упругости амортизаторов. Для стимулирования максимальных усилий дается задание достать рукой подвешенный мяч. Более простое устройство: амортизатор концами крепится к по­лу, средняя часть находится на плечах волейболиста. Основные виды упражнений: прыжки на одной и обеих ногах.

Экран прыгучести. Служит для развития прыгучести соревнова­тельным методом, а также для измерения высоты прыжка вверх толчком двух ног с места или с разбега. На специальном стенде указываются нормативные требования, результаты лучших волей­болистов страны, данного коллектива. Устройство должно давать возможность измерять: а) длину тела стоя с вытянутой вверх ру­кой (руками); б) высшую точку касания во время прыжка вверх. Получают два показателя: первый - величину прыжка по разнице показателей «а» и «б», второй - максимальную высоту касания ру­кой (руками).

Отягощения для звеньев тела. Прикрепляются на голени у голе­ностопных суставов и на руках - на кистях, у лучезапястных суста­вов и на плече. Применяют плеть из резиновых полос, укрепленных на дюралевой трубке длиной 70-80 см, массой от 600 до 1200 г или кусок резинового шланга длиной 40-50 см (упражнения типа «хлест», шланг бросают через сетку в прыжке).

Отягощения для всего тела. Служат главным образом для раз­вития прыгучести, прыжковой выносливости. Здесь можно выде­лить мешки с песком, пояс, жилет. Мешки с песком изготавливают из брезента или из другого плотного материала, для удобства к ним пришиваются лямки. Масса мешков от 3 до 20 кг. Они гораздо удоб­нее для работы, чем штанга, особенно для юных волейболистов и женщин. Широкий пояс с мягкой прокладкой может быть посто­янной массы (от 2 до 8 кг) или ее можно менять, вкладывая груз в карманы на поясе (до 10 кг). В жилете груз (свинцовая дробь и др.) равномерно распределен по всей поверхности (масса до 10 кг), что дает возможность выполнять все технические приемы игры. Регули­рование веса достигается тем, что часть груза вкладывается в специ­альные карманы.

Контрольные вопросы и задания

1. Волейбол как средство физического воспитания и вид спорта: дайте ис­торическую справку, изложите правила соревнований.


 

2. Каковы результаты в крупнейших международных соревнованиях оте­чественных волейболистов?

3. Какова классификация техники игры в волейболе?

4. Какова классификация тактики игры в волейболе?

5. В чем состоит обучение технике игры в волейбол?

6. В чем состоит обучение тактике игры в волейбол?

7. Какова физическая подготовка волейболистов?

8. Что собой представляет интеграция приемов техники в игровую и сорев­новательную деятельность?

9. Что собой представляет интеграция тактических действий в игровую и соревновательную деятельность?

10. Каково материально-техническое обеспечение соревнований и тре­
нировки?

Литература

Волейбол / Под ред. А. В. Беляева, М. В. Савина. - М., 2000. Железняк Ю.Д. К мастерству в волейболе. - М., 1978. Железняк Ю.Д. Юный волейболист. - М., 1988. Железняк Ю.Д., Ивойлов А. В. Волейбол. - М., 1991.

Железняк Ю.Д., Кунянский В. А. Волейбол: У истоков мастерства. - М., 1998. Костюков В. В., ЧесноковЮ.Б., ТимохинА.В. Пляжный волейбол.-М., 1997. Физическая культура: Учебник для учащихся 8-9 классов общеобразова­тельных учреждений. - М., 2001.



Глава 7. БАСКЕТБОЛ

Из истории игры

Возникновение баскетбола

Преподаватель физического воспитания спрингфилдской тре­нировочной школы (позже школа была преобразована в колледж) в штате Массачусетс (США) Джеймс Нейсмит в декабре 1891 г. изоб­рел игру, которую охарактеризовал так: «В баскетбол легко играть, но трудно играть хорошо». Новая игра оказалась настолько дина­мичной и увлекательной, что превзошла самые смелые надежды Нейсмита. Очень скоро она завоевала всеобщее признание в Аме­рике, а в современном мире в нее играют миллионы людей.

Отдавая дань заслугам Джеймса Нейсмита, спрингфилдский кол­ледж в 1911 г. присудил ему почетную степень мастера физического воспитания. В 1939 г. университет Мак Гилл присудил Нейсмиту степень доктора медицины, а в 1968 г. в спрингфилдском колледже был открыт музей Джеймса Нейсмита - «Зал баскетбольной сла­вы». Так было выражено уважение к человеку, который подарил миру прекрасную игру.

Джеймс Нейсмит (1861-1939) родился в Канаде. Конечно, созда­вая новую игру, он в какой-то мере использовал исторические сведе­ния об играх с мячом, которые в далекие времена культивировались на Американском континенте. Например, более двух с половиной тысяч лет назад племена инков и майя, жившие в те времена на тер­ритории теперешней Мексики, играли в так называемый пок-тапок. Цель игры заключалась в том, чтобы забросить мяч в каменное коль­цо, укрепленное в вертикальном положении на стене.

В шестнадцатом столетии у ацтеков была известна игра, назы­вавшаяся олламалитули: играющие стремились забросить каучуко­вый мяч в каменное кольцо.

Начав работать в спрингфилдском колледже, Джеймс Нейсмит встретился там с доктором Лютером Гуликом, который настой­чиво искал новые формы и методы физического воспитания. По­лучив от доктора Гулика задание оживить уроки, Джеймс Нейс­мит придумал игру для закрытого помещения. Условия спортив­ного зала определяли необходимость играть круглым мячом и только руками. Для этого был выбран футбольный мяч, кото­рый можно было легко ловить, передавать, бросать уже после срав­нительно короткой практики. Чтобы исключить грубость при броске в цель и развивать точность у учащихся, Нейсмит располо­жил мишень над игроками, вне пределов их досягаемости: к пери­лам балкона он прикрепил две корзины для сбора персиков, в ко­торые и нужно было забрасывать мяч. Балкон гимнастического зала находился на высоте Ъ м 5 см от пола - эта высота и соответ-


ствует современному расстоянию от поверхности баскетбольной площадки до верхнего края кольца корзины.

В новой игре вначале участвовали одновременно мужчины и женщины.

Так как в гимнастической группе было восемнадцать человек, то Нейсмит распределил их на две команды по девять человек. Поз- , же число игроков было сокращено до семи, а затем до пяти, по­скольку большее количество участников создавало на площадке излишнюю суету. Так как мяч забрасывался в корзину, новая игра получила название «баскетбол» (Ьазке! - корзина, Ьа11 - мяч).

В декабре 1891 г. Нейсмит сформулировал первые правила но­вой игры и провел первый матч по баскетболу. В 1892 г. он опубли­ковал «Книгу правил игры в баскетбол», содержащую тринадцать пунктов, большинство из которых в той или иной форме действуют и по сей день.

Довольно скоро после проведения первых матчей эти правила были несколько изменены. Одной из причин изменения, в частно­сти, явилось введение щитов (1895), к которым стали прикреплять корзины. Щиты были своеобразной защитой корзины. Дело в том, что находившиеся на балконе зрители, стараясь помочь своей ко­манде, нередко ловили мяч и направляли его в корзину команды противника. ^

Развитие баскетбола



Дальнейшее развитие игры повлекло за собой изменение пра­вил, инвентаря, оборудования и костюма баскетболиста (рис. 53). к В 1893 г. впервые появились железные кольца с сеткой. В 1894 г. окружность мяча был увеличена до 30-32 дюймов (76,2-81,3 см).



В 1895 г. были введены штрафные броски, выполнявшиеся с рас­стояния в 15 футов*.

Ведение мяча во всех его вариантах было узаконено в 1896 г.

Вскоре после своего появления баскетбол в США стал очень по­пулярен. Несколько позднее в эту игру начали играть и в других странах.

Первый этап развития баскетбола (1891-1918)- становление его как новой игры. Созданный для оживления уроков гимнастики, баскетбол постепенно превратился в спортивную игру со всеми присущими ей особенностями.

В 1894 г. в США были изданы первые официальные правила игры, по которым начали проводить соревнования.

Одновременно с распространением игры шло и формирование ее техники и тактики. Появились технические приемы - ловля, пе­редачи, ведение и броски мяча в корзину. Однако в технике отсут­ствовала динамика - все передачи и броски выполнялись с места, двумя руками. В тактике произошло определение игровых функ­ций участников команды и их деление на нападающих и защитни­ков. Именно в эти годы баскетбол начал распространяться в стра­нах Европы и Южной Америки.

Второй этап развития игры (1919-1931) характеризуется созда­нием национальных федераций баскетбола, что оказало положи­тельное влияние на ее дальнейшее развитие. В октябре 1927 г. в Же-неве была создана школа физического образования, руководите­лем которой был назначен преподаватель спрингфилдского коллед­жа доктор Элмер Берри. Открытие этой школы имело целью разви­тие баскетбола в Европе и на других континентах. Баскетбол стал широко культивироваться в Чехословакии, Литве, Эстонии, Лат­вии, Италии, Франции. Южноамериканская баскетбольная конфе­дерация проводила в эти годы свои континентальные чемпионаты; подобные соревнования проходили и в странах Восточной Азии.

Стали проводиться и международные встречи. В 1919 г. состо­ялся первый международный баскетбольный турнир между армей­скими командами США, Италии и Франции.

Третий этап развития баскетбола (1932-1947) характеризуется всемерным развитием мирового баскетбола.

Знаменательным событием в истории игры явилось создание 18 июня 1932 г. Международной федерации баскетбола - ФИБА. Представители федераций восьми стран - Аргентины, Греции, Ита­лии, Латвии, Португалии, Румынии, Швейцарии и Чехословакии -приняли участие в первой международной конференции, единоглас­но проголосовали за образование Международной федерации бас­кетбола и принятие унифицированных правил.

Игра завоевывала все большую популярность во всем мире, и в 1935 г. Международный олимпийский комитет внес решение

* Фут - 30,5 см.


о признании баскетбола олимпийским видом спорта. А в 1936 г. баскетбол был впервые включен в программу Олимпийских игр. В баскетбольном турнире XI Олимпийских игр в Берлине участво­вали команды 21 страны. Первым олимпийским чемпионом стала сборная команда США. Создатель игры Джеймс Нейсмит присут­ствовал на олимпийском турнире в качестве почетного гостя.

В 1947 г. на международную арену вышли советские баскетбо­листы и баскетболисты других социалистических стран, которые с каждым годом оказывали все большее влияние на развитие бас­кетбола как в Европе, так и во всем мире.

Четвертый этап (1948-1965) характеризуется не только бурным распространением игры во всем мире, но и значительным скачком в росте спортивного мастерства, широким представительством со­циалистических стран во всех международных соревнованиях, в том числе и в олимпийских играх.

В 1948 г. членами Международной федерации баскетбола явля­лись уже 50 стран. Однако развитие мирового баскетбола шло не только по пути распространения его географии. Одновременно раз­вивались и обогащались техника и тактика игры. Появились раз­личные способы передач и ведения мяча, стали широко применять­ся разнообразные финты.

Своеобразную революцию произвело появление бросков одной рукой, более сложных по технике выполнения и трудных для отра­жения защитой соперника. Если раньше команды за игру набирали 20-30 очков, то с появлением бросков мяча одной рукой итог встреч вырос до 50-60 очков. В тактике баскетбола наметился переход от игры индивидуальной, построенной в основном на импровизации отдельных игроков, к игре коллективной. Появилась и определилась как самостоятельная система нападения через центрового игрока, которую взяли на вооружение все национальные команды. В миро­вом баскетболе произошла своеобразная нивелировка техники игры, выразившаяся в формировании наиболее рациональных приемов, которые стали применяться командами различных стран.

В 1948 г. американский тренер Т.Арчер впервые представил мини-баскетбол. Игра предназначалась для детей 8-12 лет и про­водилась по упрощенным правилам: меньший размер мяча (68-73 см в окружности, вес 450-500 г), высота корзины 2 м 60 см, рас­стояние от щита до линии штрафного броска - 4 м и т.п. Вскоре мини-баскетбол получил широкое распространение во многих стра­нах, культивирующих большой баскетбол. При ФИБА был создан специальный комитет, занимающийся мини-баскетболом.

В 1950 г. в Аргентине состоялся первый чемпионат мира среди мужчин, на котором победила команда хозяев чемпионата. Спустя три года в Чили впервые было проведено и первенство мира для женских команд. Звание чемпионок завоевали спортсменки США. В дальнейшем чемпионаты мира среди мужчин и женщин стали проводиться регулярно, раз в четыре года.


 




               
   
   
 
 
 
   
 


В начале 50-х гг. в игре преобладало нападение. Это обусловли­валось двумя причинами: преимущественным развитием техники и тактики нападения по сравнению с техникой и тактикой защиты и появлением в командах высокорослых игроков. (Динамика сред­него роста игроков мужских команд СССР и США на Олимпий­ских играх показана на рисунке 54.)

Постепенно баскетбол начал терять присущую ему остроту, рез­ко снизился темп игры. Команда, добившаяся в ходе игры преиму­щества в счете, прекращала нападение, держала мяч в своих руках неограниченное время, стремилась оттянуть от щита игроков со­перника, чтобы самим свободно пройти к щиту или передать мяч дежурившему там высокорослому игроку.

Потребовалось внести в правила игры целый ряд дополнений и изменений, направленных на активизацию нападающих действий, поддержание игры в защите и частичную ликвидацию преимуще­ства игроков высокого роста.

В 1965 г. Международная федерация баскетбола объединяла уже 122 национальные федерации различных стран, в настоящее время свыше 150 стран всех континентов.


Следующий этап развития мирового баскетбола, начавшийся в 1966 г., характеризуется преодолением кризиса и дальнейшим рас­цветом игры. Большую роль в его развитии сыграли представителе социалистических стран, и в частности советские спортсмены, ко­торые прочно вошли в число лидеров мирового баскетбола. Сбор-


ная мужская команда СССР дважды становилась олимпийским чем­пионом (1972, 1988), трижды (1976, 1980, 1992) наша женская ко­манда завоевывала золотые олимпийские медали.

Контрольные вопросы и задания

1.Назовите основные этапы истории баскетбола.

2. Как шло развитие баскетбола в мире?

3. Проанализируйте развитие игры в связи с изменением правил.

4. Охарактеризуйте современное состояние баскетбола в России и мире.





Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.216.79.60 (0.015 с.)