Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Метатеоретические основания наукиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Во второй половине 20 в. в философии и методологии науки представления о функционировании в рамках научного познания эмпирического и теоретического уровней дополнились выделением особого уровня – метатеоретических оснований науки. Эти основания являются фундаментальными представлениями, понятиями и принципами науки. Следует отметить, что в западной методологии науки были предложены различные модели метатеоретических оснований науки: «парадигма» у Томаса Куна, «научно-исследовательская программа» у Имре Лакатоса, «когнитивная популяция» у Стивена Тулмина, «исследовательская традиция» у Ларри Лаудана, «глубинные тематические структуры» у Джеральда Холтона, «концептуальная установка» у Яакко Хинтикка. Метатеоретические основания науки включают в себя три блока: - научная картина мира; - идеалы и нормы научного исследования; - философские основания науки. Метатеоретические основания науки выполянют следующие функции: - определение стратегии научного поиска; - систематизация имеющихся научных знаний; - включение научных знаний в культуру соответствующей исторической эпохи.
Научная картина мира В развитии науки особую роль играют обобщенные схемы – образы предмета исследования, посредством которых фиксируются основные системные характеристики изучаемой реальности. Эти образы называют картинами мира. Термин «мир» здесь понимается как обозначение некоторой сферы действительности, изучаемой в данной науке. Научная картина мира – это форма научного знания, выражающая особенности системной организации исследуемой реальности. Она складывается в результате синтеза знаний, получаемых в той или иной отрасли науки. Научная картина мира включает в себя представления о: - фундаментальных объектах, на основе которых выстраиваются все другие объекты, изучаемые соответствующей наукой; - типологии изучаемых объектов; - общих закономерностях взаимодействия изучаемых объектов. Например, принципы – мир состоит из неделимых корпускул; их взаимодействие строго детерминировано и осуществляется как мгновенная передача сил по прямой; корпускулы и образованные из них тела перемещаются в абсолютном пространстве с течением абсолютного времени – описывают картину физического мира, сложившуюся во второй половине 17 в. и получившую впоследствии название механической картины мира. Научная картина мира выполняет ряд функций: - интегративная: научная картина мира возникает в результате синтеза научных теорий и фактов, обладает способностью переносить фундаментальные идеи и принципы из одной науки в другую; - нормативная: научная картина мира выступает как образец, с которым соотносятся теории при их обосновании; - психологическая: научная картина мира задает исследователю определенные ориентиры научного поиска, обеспечивает целостное восприятие изучаемой реальности. Научная картина мира выступает как исследовательская программа, которая определяет постановку задач научного поиска и осуществляет выбор средств их решения: - На эмпирическом уровне в ситуациях, когда наука начинает изучать объекты, для которых еще не создано теории и которые исследуются эмпирическими методами, научная картина мира выступает как образец, задающий целостное видение изучаемого предмета (в свою очередь эмпирические исследования оказывают обратное воздействие на научную картину мира, стимулируя ее уточнение и развитие). Так, например, когда в 18 – начале 19 вв. физика приступила к изучению электрических и магнитных явлений, сначала были установлены простейшие эмпирические законы, количественно объясняющие эти явления. Попытки теоретически их объяснить предпринимались с помощью господствовавшей в то время механической картины мира. Однако впоследствии эти попытки потерпели неудачу. Открытие электромагнитной индукции, создание фундаментальной теории электромагнетизма, введение понятия электромагнитного поля, как исходной основы электромагнитной теории, привели к построению новой картины природы, в корне отличающейся от механической картины. С помощью электромагнитной картины природы удалось установить не только взаимосвязь между электрическими, магнитными и оптическими явлениями, но и исправить недостатки прежней механистической картины, например, устранить положение о мгновенном действии сил на расстоянии. - На теоретическом уровне научная картина мира связана с онтологической интерпретацией теорий (см. предыдущую главу). Теоретические объекты, образующие научную картину мира, в отличие от идеальных объектов конкретных теоретических моделей всегда имеют онтологический статус. Так, в механической картине мира процессы природы характеризовались посредством таких абстракций, как «неделимая корпускула», «тело», «взаимодействие тел, передающееся мгновенно по прямой и меняющее состояние движения тел», «абсолютное пространство» и «абсолютное время». Что же касается теоретической модели, лежащей в основании ньютоновской механики, то в ней сущность механических процессов характеризуется посредством иных абстракций – «материальная точка», «сила», «инерциальная пространственно-временная система отсчета». Любой физик понимает, что «материальная точка» не существует в самой природе, ибо в природе нет тел, лишенных размеров. Но ученый, принявший механическую картину мира, считал неделимые атомы реально существующими «первокирпичиками» материи. Он отождествлял с природой упрощающие ее и схематизирующие абстракции, в системе которых создается физическая картина мира. В каких именно признаках эти абстракции не соответствуют реальности – это исследователь выясняет чаще всего лишь тогда, когда его наука вступает в полосу ломки старой картины мира и замены ее новой. Можно привести еще следующий пример: В механике Герца вводится теоретическая схема механических процессов, в рамках которой они изображаются только как изменение во времени конфигурации материальных точек, а сила представлена как вспомогательное понятие, характеризующее тип такой конфигурации. Все это воспринимается вначале как искусственный образ механического движения. Но механическая картина мира дает для него разъяснение: все тела природы взаимодействуют через мировой эфир, а передача сил представляет собой изменение пространственных отношений между частицами эфира. В результате теоретическая схема предстает уже как выражение глубинной сущности природных процессов. На одну и ту же картину мира может опираться множество теорий, в т.ч. и фундаментальных. Например, с механической картиной мира были связаны механика Ньютона–Эйлера, термодинамика и электродинамика Ампера–Вебера. С электродинамической картиной мира связаны не только основания максвелловской электродинамики, но и основания механики Герца. Таким образом, научная картина мира имеет парадигмальный характер. Под парадигмой понимается совокупность фундаментальных научных установок, принимаемых научным сообществом. Это проявляется в том, что научная картина мира задает систему установок и принципов освоения реальности, накладывает определенные ограничения на характер допущений гипотез, влияет на нормы научного исследования, постановку и способы решения исследовательских задач. Парадигмальный характер научной картины мира указывает на идентичность убеждений, ценностей, правил и норм, принятых научным сообществом и обеспечивающих существование научной традиции. Они встроены в научную картину мира и на достаточно долгий срок определяют стойкую систему знаний, которая распространяется и транслируется посредством механизмов обучения, воспитания и популяризации научных идей. Вместе с тем любая научная картина мира исторична, она опирается на достижения науки конкретной эпохи в пределах тех знаний, которыми располагает научное сообщество. Различают основные виды научной картины мира: 1) специальные научные картины мира (дисциплинарные онтологии) – представления о предметах отдельных наук (физическая, химическая, биологическая и т.п. картины мира); 2) социальная и естественнонаучная картины мира – представления об обществе и природе, обобщающие достижения соответственно социально-гуманитарных и естественных наук; 3) общенаучная картина мира – обобщенное представление о Вселенной, живой природе, обществе и человеке, формируемое на основе синтеза знаний, полученных в различных научных дисциплинах. Формирование специальных научных картин мира (дисциплинарных онтологий) было сопряжено со становлением отдельных научных дисциплин. Наиболее изученным образцом специальной научной картины мира является физическая картина мира. Ее исторически первым примером была отмеченная выше механическая картина мира. Во второй половине 19 в. на смену ей пришла электродинамическая картина мира. В первой половине 20 в. происходит переход к квантово-релятивистской картине физической реальности. По аналогии с физической картиной мира выделяют картины исследуемой реальности в других науках (химии, астрономии, биологии и т.д.). Среди них также существуют исторически сменяющие друг друга типы картин мира. Например, в истории биологии – это переход от метафизических представлений о живом к эволюционной картине биологического мира, сформировавшейся под влиянием учения Ч. Дарвина во второй половине 19 в. Каждая из конкретно-исторических форм специальной научной картины мира может реализовываться в ряде модификаций. Среди них существуют линии преемственности (например, развитие ньютоновских представлений о физическом мире Эйлером, развитие электродинамической картины мира Фарадеем, Максвеллом, Герцем, Лоренцем, каждый из которых вводил в эту картину новые элементы). Но возможны ситуации, когда один и тот же тип картины мира реализуется в форме конкурирующих и альтернативных друг другу представлений об исследуемой реальности (например, борьба ньютоновской и декартовской концепций природы как альтернативных вариантов механической картины мира; конкуренция двух основных направлений в развитии электродинамической картины мира – программы Ампера–Вебера, с одной стороны, и программы Фарадея–Максвелла, с другой). Отдельные специальные научные картины мира тесно связаны между собой и взаимодействуют. Наряду с ними выделяется общенаучная картина мира. Она интегрирует наиболее важные достижения естественных, социально-гуманитарных и технических наук. Роль общенаучной картины мира может выполнять и одна из дисциплинарных онтологий, которая является господствующей в науке той или иной эпохи. В классической науке такую роль выполняла механическая картина мира. В неклассической науке общенауная картина мира сложилась в результате синтеза физической и биологической картин мира на основе общей теории систем. В постнеклассической науке на роль общенаучной начинает претендовать картина мира, формирующаяся на базе идей глобального эволюционизма, соединяющего принципы эволюции и системного подхода. Усиление междисциплинарных взаимодействий в науке 20 в. приводит к уменьшению уровня автономности специальных научных картин мира. Они интегрируются в особые блоки естественнонаучной и социальной картин мира, базисные представления которых включаются в общенаучную картину мира. Соответственно усиливаются интегративные связи дисциплинарных онтологий, которые все более выступают фрагментами или аспектами единой общенаучной картины мира.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 1290; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.86.53 (0.013 с.) |