Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Научная революция 16-17 вв. и формирование наукиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В 16-17 вв. в истории Европы совершается переход от средневекового общества к обществу раннего Нового времени. Основными факторами данного перехода стали следующие явления: - Великие географические открытия; - быстрое развитие товарно-денежных отношений и торгово-финансового капитала; - рост капиталистической мануфактурной промышленности; - постепенное разрушение феодальной структуры общества; укрепление социальных позиций буржуазии; - формирование централизованных государств; - Реформация и Контрреформация, сопровождавшиеся переходом религиозных социальных институтов под контроль государства. Развитие капиталистической экономики требовало постоянного совершенствования и изобретения новых технических систем и технологических процессов, вовлечения в производство разнообразных природных материалов с целью их преобразования. Для этого необходимы были значительные знания о закономерностях природных явлений и процессов. Активная роль государства в процессе первоначального накопления капитала, а также установление зависимости церковных учреждений от светской власти обусловило то, что государственные власти содействовали развитию и накоплению рациональных знаний о природе. Благодаря покровительству государств возникли первые научные учреждения академического типа (Лондонское королевское общество (1660), Парижская АН (1666), Берлинская АН (1700)). Показательно, что в уставах академий обращалось внимание не только на необходимость научных исследований, но и на практическое внедрение их результатов. В 16-17 вв. происходит целый ряд крупных открытий в сфере естествознания, которые получили наименование научной революции. Ее отправной точкой стал выход в 1543 г. знаменитой книги Николая Коперника «О вращении небесных сфер». С этого момента начался переход от геоцентрической к гелиоцентрической модели Вселенной. Важную роль сыграли естественнонаучные открытия Галилео Галилея, Иоганна Кеплера, Исаака Бекмана, Рене Декарта, Блеза Паскаля, Роберта Гука, Христиана Гюйгенса, Роберта Бойля и др. Своеобразным завершением научной революции 16-17 вв. считается творчество английского ученого Исаака Ньютона. Он доказал существование тяготения как универсальной силы и сформулировал закон всемирного тяготения. Механика Ньютона основана на понятиях количества материи (массы тела), количества движения, силы и трех законов движения: закона инерции, закона пропорциональности силы и ускорения и закона равенства действия и противодействия. Результатом научной революции стало формирование науки, сопровождавшееся следующими явлениями: - формирование новой научной картины мира, основанной на идее самодостаточности природы, которая управляется естественными объективными законами; - отделение научных знаний от абстрактно-созерцательного и мистического познания; - соединение опытно-экспериментального и теоретического познания природы на математической основе; - разработка принципов количественного и причинно-следственного описания природных процессов и явлений; - утверждение геометрической модели мира на основе евклидового пространства, в котором все точки и направления движения равноценны. Таким образом, возникновение теоретического естествознания в Новое время является важнейшей вехой в процессе формирования науки в классической форме.
Этапы развития науки Выделяют три исторических этапа развития науки: - классический; -неклассический; -постнеклассический. Классическая наука формируется в период научной революции 16-17 вв. и сохраняет свое господство до рубежа 19-20 вв. В ее основе находилась классическая механика, ставшая исторически первой научной теорией, которая на протяжении 17 – начала 19 вв. определяла содержание классической науки. В этот период механическая картина мира имела статус общенаучной картины мира. В соответствии с ней, все явления природы рассматривались как не связанные между собой, неизменные и неразвивающиеся объекты, перемещающиеся в пространстве под воздействием механических сил. Вплоть до середины 19 в. данная картина мира применялась в различных предметных областях (химия, биология и т.д.). Так, например, шведский ученый-натуралист 16 в. Карл Линней разработал классификацию форм и видов животного мира на основе использования принципов механистической методологии. Его сочинение «Система природы», в котором обоснована бинарная классификация видов растений и животных, написано под влиянием классической механики. На рубеже 18-19 вв. возникает дисциплинарная организация науки – естесвознание дифференцируется на отдельные научные дисциплины. Механическая картина мира постепенно утрачивает статус общенаучной: в физике 19 в. складывается новая электродинамическая картина мира, в биологии, химии и геологии развиваются эволюционные представления о природе. В то же время начинают формироваться технические науки, которые впоследствии стали выступать связующим звеном между естественнонаучным знанием и производственными технологиями. В 19 в. происходит формирование отдельных социально-гуманитарных дисциплин. В результате наука обретает статус подлинной системы научного знания обо всех основных сферах реальности. Несмотря на активную дифференциацию научного знания можно выделить основные методологические ориентации классической науки: - догматизм в интерпретации истины: знание провозглашалось истинным в ее абсолютно завершенном и не зависящем от исторических условий познания виде; - классический (ласпласовский) детерминизм: установка на однозначное причинно-следственное описание событий и явлений, исключающее учет случайных и вероятных факторов, которые оценивались как результат неполноты знания и субъективных привнесений в его содержание; - объективизм: исключение из контекста науки всех субъективных компонентов познания, а также характерных для него условий и средств осуществления познавательных действий; - механицизм: интерпретация любых предметов научного познания как простых механических систем, подчиняющихся требованиям неизменности своих основных характеристик. К концу периода классической науки эти методологические ориентации получают широкое признание. Считалось, что научная картина мира полностью построена и обоснована, а в перспективе нужно лишь уточнять и конкретизировать отдельные детали этой картины. Однако затем происходит ряд крупных изменений в науке, которые подорвали классический тип научной рациональности. Неклассическая наука формируется на протяжении первых двух третей 20 в. В период функционирования неклассической науки происходит ряд революционных изменений в различных областях знания. В физике создаются релятивистская и квантовая теории, в космологии – концепция нестационарной Вселенной. Значительный вклад в формирование неклассической научной картины мира вносят становление эволюционной теории, генетики, кибернетики и теории систем. Все это приводит к углубленному освоению научных идей в социальной практике и индустриальных технологиях. Основные методологические принципы неклассической науки: 1) Сближение субъекта и объекта познания, зависимость знания от применяемых субъектом средств и методов его получения. Таким образом, картина объективного мира определяется не только свойствами самого мира, но и характеристиками субъекта познания, его концептуальными, методологическими и иными элементами, его активностью (которая тем больше, чем сложнее объект). 2) Укрепление и расширение идеи единства всех взаимодействий, взаимосвязи всех явлений в рамках систем. Результатом этого стало формирование системно-структурного подхода. 3) Формирование вероятностного детерминизма: Так, в квантовой физике вследствие сложности изучаемых ею процессов (двойственный, корпускулярно-волновой характер частиц, влияние на них приборов и т.д.) возможно определить лишь движение большой совокупности частиц, дать их усредненную характеристику, а о движении отдельной частицы можно говорить лишь в плане большей или меньшей вероятности. Постнеклассическая наука формируется с 1970-х гг. Этому способствуют революция в хранении и получении знаний (компьютеризация науки), быстрое развитие междисциплинарных исследований. Постнеклассическая наука связана с появлением особых объектов исследования, которыми становятся исторически развивающиеся системы. К числу таких систем относятся общество, наука, природа-человек, человек-машина и т.д. Отличительными признаками данных систем выступают открытость, нелинейность и самоорганизация. Историческими предпосылками формирования постнеклассической науки стали исследования середины 20 в. в области кибернетики, теории систем. Основные методологические принципы постнеклассической науки: 1) Утверждение универсальных методологических установок: системной, эволюционной, синергетической, коэволюционной (концепция глобального эволюционизма). 2) Ориентация на изучение таких исторически развивающихся систем, непосредственным компонентом которых является сам человек. Это объекты экологии, включая биосферу (глобальная экология), медико-биологические и биотехнологические (генетическая инженерия) объекты, системы «человек-машина» и др. Исследование таких объектов возможно только при использовании компьютерных программ. 3) Ориентация на комплексные исследовательские программы и междисциплинарные исследования. Так, развиваются генные технологии, основанные на методах молекулярной биологии и генетики, которые направлены на конструирование новых, ранее в природе не существовавших генов. Внесение эволюционных идей в область химических исследований привело к формированию нового научного направления – эволюционной химии. Усиливается взаимосвязь естественных, технических и социально-гуманитарных наук. 4) Требование учета соотнесенности получаемых знаний об исследуемом объекте не только с особенностями средств и операций познавательной деятельности, но и с ценностно-целевыми структурами познания, т.е. с социокультурными условиями существования науки.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 4544; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.171.71 (0.009 с.) |