Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие научной динамики и научного прогресса

Поиск

Важнейшей особенностью науки является ее динамика – изменение и развитие формальных и содержательных характеристик в зависимости от социокультурных условий производства и воспроизводства новой научной информации. Можно выделить различные векторы или направления развития знания. К ним относят содержательные и структурные изменения в знании, связанные с переходом от протонауки к собственно науке; от незнания к знанию; от проблемы к гипотезе, а затем к теории; от одной теории и картины мира к другой и т.д.

Впервые идея диалектической изменчивости знания была системно обоснована Г. Гегелем. Со второй половины 19 в. проблема динамики науки стала предметом изучения такой дисциплины как история науки. В 20 в появилось множество научных исследований, посвященных вопросам взаимосвязи науки и социально-исторического развития. В 1929 г. возникает Международная академия истории науки.

В осмыслении закономерностей развития науки в рамках истории науки существуют два основных подхода:

1) Интернализм – подход, в соответствии с которым движущей силой динамики науки являются внутренние интеллектуальные факторы: объективная логика возникновения и решения научных проблем, эволюция научных традиций, внутренняя потребность самой науки ставить эксперименты, создавать новые понятия, решать проблемы. Представителями данного направления являлись французский ученый Александр Койре, британский ученый Карл Поппер, британско-американский ученый Дерек Прайс, итальянский ученый Паоло России, израильский ученый Джозеф Агасси и др.

Так, А. Койре ввел понятие «структура научного мышления» и полагал, что из понимания динамики науки следует исключить социально-экономические и материально-технические факторы. Так как наука – деятельность духовная, то объяснена она может быть только из самой себя. Анализируя научную революцию 16-17 вв., А. Койре стремился показать, что глубинной причиной этой революции было появление понятия гомогенного, изотропного и бесконечного пространства, обусловленное философско-религиозными представлениями позднего Средневековья и раннего Нового времени. Социально-экономические, культурные, личностные аспекты, оказывающие влияние на развитие науки, способны лишь затормозить или ускорить развитие познания.

2) Экстернализм – подход, в соответствии с которым развитие науки определяется внешними социально-экономическими факторами. Поэтому при изучении истории науки основной задачей является реконструкция социально-культурных условий («социальных заказов»), в которых возникают и развиваются те или иные идеи и теории. Наиболее известными представителями экстернализма являлись британские ученые Джон Десмонд Бернал, Джон Холдейн-старший, Джозеф Нидхэм, американские ученые Джордж Сартон, Роберт Кинг Мертон и др.

Так, Дж. Нидхэм с позиций экстернализма четко сформулировал и теоретически обосновал свой «великий вопрос»: почему современная наука возникла не в Китае, а в Европе, несмотря на то что в течение почти двух тысяч лет до эпохи Возрождения Китай опережал Европу по всему спектру научно-технических достижений? Он отметил, что развитие рыночных отношений способствует росту технологий. Азиатско-бюрократическая система в Китае тормозила развитие внутренней и особенно внешней торговли. Поэтому китайская протонаука как бы остановилась в своем развитии из-за сложившейся социально-экономической ситуации. Европа в эпоху раннего Нового времени пошла по пути развития международной торговли в условиях зарождения капиталистических отношений. Именно тогда, как результат, появилась классическая механика.

Существуют также подходы, пытающиеся совместить интернализм и экстернализм. Например, американский ученый Томас Кун полагает, что для объяснения развития науки на стадии ее формирования более подходит экстернализм, а для соответственно зрелой науки – интернализм.

Развитие науки предполагает идею научного прогресса.

Научный прогресс – это развитие научного знания к более полным, точным и совершенным формам организации и функционирования науки.

Выделяют три основных критерия научного прогресса:

1) структурный критерий (повышение уровня целостности системы, ее интегральности; такое повышение может осуществляться как за счет усложнения, так и за счет упрощения структуры развивающейся системы);

2) функциональный критерий (усложнение взаимосвязи системы со средой ее обитания и на этой основе повышение эффективности ее функционирования, степени ее адаптивности и относительной автономности);

3) ценностно-информационный критерий (увеличение количества информации, перерабатываемой системой за единицу времени, а также увеличение количества накопленной информации).

Следует различать два важнейших параметра научного прогресса:

- рост научного знания с позиций его объяснительных возможностей (эти возможности могут трактоваться как увеличение эффективности новой научной теории, как накопление объема полезной информации об исследуемой предметной области и т.д.);

- эффективное использование нового научного знания на практике.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 939; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.97.97 (0.007 с.)