Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие научной динамики и научного прогрессаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Важнейшей особенностью науки является ее динамика – изменение и развитие формальных и содержательных характеристик в зависимости от социокультурных условий производства и воспроизводства новой научной информации. Можно выделить различные векторы или направления развития знания. К ним относят содержательные и структурные изменения в знании, связанные с переходом от протонауки к собственно науке; от незнания к знанию; от проблемы к гипотезе, а затем к теории; от одной теории и картины мира к другой и т.д. Впервые идея диалектической изменчивости знания была системно обоснована Г. Гегелем. Со второй половины 19 в. проблема динамики науки стала предметом изучения такой дисциплины как история науки. В 20 в появилось множество научных исследований, посвященных вопросам взаимосвязи науки и социально-исторического развития. В 1929 г. возникает Международная академия истории науки. В осмыслении закономерностей развития науки в рамках истории науки существуют два основных подхода: 1) Интернализм – подход, в соответствии с которым движущей силой динамики науки являются внутренние интеллектуальные факторы: объективная логика возникновения и решения научных проблем, эволюция научных традиций, внутренняя потребность самой науки ставить эксперименты, создавать новые понятия, решать проблемы. Представителями данного направления являлись французский ученый Александр Койре, британский ученый Карл Поппер, британско-американский ученый Дерек Прайс, итальянский ученый Паоло России, израильский ученый Джозеф Агасси и др. Так, А. Койре ввел понятие «структура научного мышления» и полагал, что из понимания динамики науки следует исключить социально-экономические и материально-технические факторы. Так как наука – деятельность духовная, то объяснена она может быть только из самой себя. Анализируя научную революцию 16-17 вв., А. Койре стремился показать, что глубинной причиной этой революции было появление понятия гомогенного, изотропного и бесконечного пространства, обусловленное философско-религиозными представлениями позднего Средневековья и раннего Нового времени. Социально-экономические, культурные, личностные аспекты, оказывающие влияние на развитие науки, способны лишь затормозить или ускорить развитие познания. 2) Экстернализм – подход, в соответствии с которым развитие науки определяется внешними социально-экономическими факторами. Поэтому при изучении истории науки основной задачей является реконструкция социально-культурных условий («социальных заказов»), в которых возникают и развиваются те или иные идеи и теории. Наиболее известными представителями экстернализма являлись британские ученые Джон Десмонд Бернал, Джон Холдейн-старший, Джозеф Нидхэм, американские ученые Джордж Сартон, Роберт Кинг Мертон и др. Так, Дж. Нидхэм с позиций экстернализма четко сформулировал и теоретически обосновал свой «великий вопрос»: почему современная наука возникла не в Китае, а в Европе, несмотря на то что в течение почти двух тысяч лет до эпохи Возрождения Китай опережал Европу по всему спектру научно-технических достижений? Он отметил, что развитие рыночных отношений способствует росту технологий. Азиатско-бюрократическая система в Китае тормозила развитие внутренней и особенно внешней торговли. Поэтому китайская протонаука как бы остановилась в своем развитии из-за сложившейся социально-экономической ситуации. Европа в эпоху раннего Нового времени пошла по пути развития международной торговли в условиях зарождения капиталистических отношений. Именно тогда, как результат, появилась классическая механика. Существуют также подходы, пытающиеся совместить интернализм и экстернализм. Например, американский ученый Томас Кун полагает, что для объяснения развития науки на стадии ее формирования более подходит экстернализм, а для соответственно зрелой науки – интернализм. Развитие науки предполагает идею научного прогресса. Научный прогресс – это развитие научного знания к более полным, точным и совершенным формам организации и функционирования науки. Выделяют три основных критерия научного прогресса: 1) структурный критерий (повышение уровня целостности системы, ее интегральности; такое повышение может осуществляться как за счет усложнения, так и за счет упрощения структуры развивающейся системы); 2) функциональный критерий (усложнение взаимосвязи системы со средой ее обитания и на этой основе повышение эффективности ее функционирования, степени ее адаптивности и относительной автономности); 3) ценностно-информационный критерий (увеличение количества информации, перерабатываемой системой за единицу времени, а также увеличение количества накопленной информации). Следует различать два важнейших параметра научного прогресса: - рост научного знания с позиций его объяснительных возможностей (эти возможности могут трактоваться как увеличение эффективности новой научной теории, как накопление объема полезной информации об исследуемой предметной области и т.д.); - эффективное использование нового научного знания на практике.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 939; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.97.97 (0.007 с.) |