Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Протонаука в античной и средневековой культуреСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Формирование и развитие протонауки охватывает длительный период, включающий в себя эпохи античности, Средневековья и Возрождения (условно с 6 в. до н.э. до 16 в. н.э.). Переход от пранауки к протонауке происходил в Древней Греции в 7-6 вв. до н.э. Данный процесс был связан с рядом особенностей древнегреческого общества, которые принципиально отличали его от обществ древних цивилизаций: - установление демократической политической системы в ряде городов-государств (полисов); - развитие товарно-денежных отношений, гражданской и частной собственности на землю и средства производства; - отсутствие жесткой социальной иерархии, замкнутых социальных групп; - преобладание правовых отношений перед личностными. Таким образом, требования социально-экономического и социально-политического развития способствовали становлению рационально-логического мышления, а отсутствие социальных групп, монополизировавших достижения познавательного опыта, обусловливали широкое распространение знаний. Так, в условиях политической демократии верховная власть в государствах принадлежала гражданам в форме народных собраний. На этих собраниях утверждались законы, принимались важнейшие решения в сфере государственной политики, избирались все должностные лица. Для реализации своих требований в сфере государственно-правовой практики различные политические группировки должны были добиться поддержки граждан, а для этого им нужно было в полемике обосновать правильность свих позиций. В Древней Греции достигло высокого уровня искусство рационально-логической аргументации. Примерно в 7-6 вв. до н.э. в Древней Греции формируется философское мировоззрение, которое базируется на рационально-критическом мышлении. Философские рассуждения характеризуются внутренней связностью и логической системностью. В рамках философии теоретическое знание отрывается от решения непосредственных практических задач. В античной культуре философия включала в себя всю совокупность рациональных знаний о мире. Таким образом, древнегреческие мыслители, занимаясь философией, разрабатывают элементы знания в области математики, физики, логики, биологии, социально-гуманитарной сферы и др. Тем самым элементы научного знания формировались внутри философского осмысления мира. Благодаря оформлению отдельных философских школ (пифагорейская школа, академия Платона, ликей Аристотеля) формируются протитипы будущей институционализации науки. В античной культуре формируется новый тип познавательной деятельности с характерными для него чертами: - объектом познания являются не реальные, а сконструированные в сознании идеальные объекты; - главным средством получения нового знания является не эмпирический опыт, а система логических процедур обоснования знаний (доказательство, объяснение, интерпретация и др.). Наиболее полно данный тип познавательной деятельности обнаружил себя в философии. Именно в философии были впервые продемонстрированы образцы подлинно теоретических построений и обоснованы принципы идеализированного описания реальных вещей и их отношений. Эти принципы оказали серьёзное влияние на становление античной математики. Математическое знание в античности приобретает строгую рационально-теоретическую форму (исторически первый образец научной теории – геометрия Евклида). В определенной мере принципы и нормы рационально-теоретического мышления повлияли на медицину Гиппократа, историю Геродота, астрономию Птолемея. Однако античная наука рассматривалась как чисто умозрительное знание, основанное на отвлеченном абстрактном теоретизировании. В античной культуре отсутствовало опытно-экспериментальное изучение природы. Не ставилась преобразования природы. Протонаука в средневековье Раннее средневековье (5-10 вв.) в Европе характеризовалось общим кризисом интеллектуальной культуры, имевшим место на фоне глубокого экономического и культурного упадка. Основными региональными центрами, в которых культивировалось наследие античной протонауки, были Византия, а затем арабский Восток. В 11-14 вв. в Западной Европе возник ряд университетов. Наибольшую известность получили Парижский, Оксфордский, Кембриджский, Кёльнский, Падуанский, Неапольский, Саламанкский, Венский, Пражский университеты. Средневековый университет, как правило, состоял из факультета свободных искусств, который оценивался как подготовительный, и трех высших факультетов: юридического, медицинского и теологического. На факультетах свободных искусств изучали тривиум (грамматику, риторику, диалектику) и квадриум (арифметику, геометрию, астрономию, теорию музыки). Вся средневековая культура находилась в сильной зависимости от религии. Религиозные идеи обладали статусом абсолютной истины. Средневековая философия опиралась на два основных источника: - Священные тексты (Священное Писание и Священное Предание) – рассматривались как наиболее надежное основание достоверных знаний. - Идеи античной философии – рассматривались как вспомогательный источник формирования знаний о мире. Считалось, что античные философы предлагали как правильные, так и неправильные идеи, поэтому необходимо выбрать наиболее ценные из них. В 12-15 вв. в различных университетах (в первую очередь в Англии) возникает интерес к изучению природы. Знание о природе в то время концентрировалось в рамках, с одной стороны, натурфилософии, содержание которой составляли абстрактные теоретические построения в духе античных традиций, с другой, «практических» дисциплин: «натуральной магии», астрологии и алхимии. Для последних было характерно сочетание мистических и опытно-экспериментальных способов исследования природы. Таким образом, протонаучное знание формирует традиции реального взаимодействия с предметами. Это придает познанию статус не только абстрактно-теоретической деятельности, но и деятельности, предполагающей опытную апробацию явлений. Некоторые исследователи (Роджер Бэкон, Роберт Гроссетест, Жан Буридан, Николай Орем и др.) стали авторами ряда новаторских открытий, подготовивших почву для становления научного естествознания. Однако, можно говорить о том, что в эпоху позднего средневековья сложились лишь предпосылки для формирования экспериментальной науки. Для средневековой протонауки были характерны следующие черты: - креационизм (учение о том, что все объекты живой и неживой природы созданы Богом из ничего); - провиденциализм (объяснение природных и социальных явлений как управляемых в конечном счете сверхъестественными силами); - символизм (все видимые вещи воспроизводят, но в неравной степени вещи невидимые, являются их символами – в зависимости от приближенности или удаленности от Бога между символами существует иерерхия); - телеологизм (признание всеобщей целевой причинности всех процессов и явлений в живой и в неживой природе); - теория анизотропного и неоднородного пространства, утверждавшая привилегированность различных точек и мест; - синкретизм (единство мистического и опытно-экспериментального познания); - авторитарность, цитатничество.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 15826; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.198.230 (0.009 с.) |