Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Философия глобального эволюционизмаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В предыдущей лекции говорилось о том, что движение и развитие являются основными характеристиками бытия. Динамика бытия теоретически осмысливается в рамках современной научной картины мира в виде принципа глобального эволюционизма, являющегося фундаментальной составляющей данной картины мира. Концепция глобального эволюционизма сложилась и получила достаточно широкое признание в философии и науке в последней трети 20 в. Согласно данной концепции, все природные и социальные объекты рассматриваются как эволюционирующие, развивающиеся во времени. Процесс становления данной концепции имеет длительную историю. Долгое время в философии и науке господствовал метафизический подход в понимании сущности бытия. Согласно ему, все природные и социальные объекты рассматриваются как стабильные, неизменные образования, лишенные внутренней связи и развития, а изменения, происходящие в мире, как имеющие преимущественно количественный характер. Основными этапами формирования парадигмы глобального эволюционизма являются: 1) развитие идеи динамизма в философских учениях диалектики; 2) разработка эволюционных представлений в различных научных дисциплинах; 3) формирование концепции глобального эволюционизма в современной философии и науке.
Диалектика как философская теория развития. Понятие диалектики употреблялось в истории философии в разных значениях. Сам термин «диалектика» возникает в античности. Первоначально им обозначали искусство вести беседу (именно в таком значении впервые его вводит в философию древнегреческий мыслитель Сократ). Согласно античным представлениям, искусство диалога предполагает, что его участники задают друг другу вопросы, стремясь понять альтернативные точки зрения и доказать преимущества своих собственных позиций. Рассуждение движется от одних утверждений, разделяющих собеседников, к другим, в которых с обоюдного согласия сглаживается категоричность взглядов, сближаются, становясь более правильными, позиции. В результате преодолевается односторонность суждений, учитываются разные точки зрения, вырабатывается более верное понимание тех или иных явлений. Данное понимание диалектики сохраняется в философии вплоть до 19 в. В осмыслении процессов природной и социальной действительности господствовал вышеупомянутый метафизический подход. Немецкая классическая философия (конец 18 – первая половина 19 вв.) предложила вторую историческую форму диалектики. Наибольший вклад в ее формирование внес Г.В.Ф. Гегель. Он в своем трехтомном произведении «Энциклопедия философских наук» впервые в истории философии представил весь природный, социальный и духовный мир в виде процесса, в непрерывном движении, изменении и развитии. Таким образом, диалектика стала рассматриваться как универсальная теория развития, которая противопоставлялась метафизике. У Г.В.Ф. Гегеля диалектика носила идеалистический характер: основой развития выступает Абсолютная идея (некое мировое духовное первоначало, Бог в философском понимании). Абсолютная Идея пребывает в состоянии постоянного развития, имеет активный, деятельный характер. Ее деятельность заключается в самопознании. В ходе самопознания она порождает природу, а затем и человеческое общество с его культурой, в которых проявляются динамичные законы, присущие Абсолютной идее. Таким образом, основой гегелевской концепции является принцип тождества бытия и мышления, согласно которому природа, общество, культура – это различные формы проявления Абсолютной идеи. Г.В.Ф. Гегель сформулировал и обосновал основные принципы, законы и категории диалектики, показал их внутреннюю взаимосвязь. Он утверждал, что развитие осуществляется как процесс последовательного развертывания системы категорий, которые одновременно являются формами бытия и мышления. Источником развития является противоречие, содержащееся в каждой форме как бытия, так и мышления. В результате с первой половины 19 в. понятие диалектика выступает как такое понимание мира и такой способ мышления, при котором различные явления рассматриваются в многообразии их связей, взаимодействии противоположных сил, тенденций, в процессах изменения, развития. В неклассической философии существуют различные подходы, в рамках которых по-разному оценивается гегелевская теория диалектики. С одной стороны, такие философские течения как позитивизм, аналитическая философия отрицают значимость концепции диалектики как чисто абстрактной, оторванной от реальности теории. С другой стороны, в рамках ряда философских направлений происходит переосмысление гегелевской теории диалектики и создание на основе ее принципов, законов и категорий альтернативных концепций диалектики: - материалистическая диалектика (марксизм): весь мир рассматривается в качестве процесса взаимосвязанных изменений, источником чего являются принципы и законы, внутренне присущие материи; - экзистенциальная диалектика (экзистенциализм): диалектика рассматривается в первую очередь как способ анализа структуры человеческого сознания, для которого характерны внутренняя противоречивость, неустойчивость, изменчивость; - негативная диалектика (неомарксизм – Франкфуртская школа): диалектика рассматривается прежде всего как метод критического мышления, направленного на отрицание существующих форм социального и культурного порядка и связанных с ним понятий и категорий.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 437; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.148.115.173 (0.008 с.) |