Статус и Роль философии в жизни общества 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Статус и Роль философии в жизни общества



СТАТУС И РОЛЬ ФИЛОСОФИИ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА

Философия и мировоззрение.

Философия представляет собой продукт духовного развития общества и является особым типом мировоззрения, сложившимся в ходе культурно-исторического развития. В связи с этим необходимо рассмотреть смысл понятия «мировоззрение».

У людей всегда существовали и существуют самые общие представления о мире, о его возникновении, закономерностях развития, о том, какое место в мире занимает человек, каков смысл его жизни, какие ценности должны определять человеческую жизнь, в соответствии с какими убеждениями должен действовать человек. Такие представления необходимы человеку для организации его деятельности, поведения, общения, для собственной самореализации, для определения жизненной позиции.

Мировоззрение представляет собой сложную систему наиболее общих представлений о реальности, ценностных установок, а также схем поведения и деятельности, которые обеспечивают сознательный выбор жизнедеятельности человека и регулируют взаимоотношения между людьми.

Данное определение позволяет выявить три компонента в структуре мировоззрения:

1) Познавательный компонент включает наиболее общие представления и знания о происхождении, строении и развитии мира, месте человека в мире, о познавательном отношении человека к миру, которые в совокупности образуют картину мира. Эти представления и знания дают ответы на вопросы о том, как возник мир, что такое жизнь, в каком отношении находится жизнь к неживому, как она возникла, в каких формах существует во Вселенной. Также сюда относятся самые общие взгляды о том, что собой представляет общество, как оно устроено и функционирует, какова направленность изменений в обществе, предсказуемы ли эти изменения, свободен ли человек в выборе поступков и направленности деятельности. Данный компонент мировоззрения содержит в себе также представления о познавательном отношении человека к миру: как соотносятся между собой знания и представления людей с предметами окружающего мира, возможно ли адекватное отражение предмета в сознании людей, что такое истина.

2) Ценностный компонент содержит принятые в обществе на определенном историческом этапе ценности и ценностные отношения между людьми, которые фиксируют многосторонние отношения человека к миру, к другим людям и к самому себе. Понятие «ценность» указывает на некое явление, важное и значимое с точки зрения человека и общества. Ценности охватывают многообразие природных и социальных явлений, которые оцениваются в плане добра и зла, красоты или безобразия, справедливого и несправедливого, допустимого или запретного, а также установки, оценки, запреты, которые закрепляются в общественном сознании и выступают ориентирами деятельности человека.

3) Поведенческий компонент охватывает совокупность выработанных в ходе исторического развития и соответствующих определенному состоянию общества правил, норм, принципов поведения, убеждений, служащих регулятором человеческой жизнедеятельности. Правила и нормы поведения имеют своей целью воплотить представления людей о мире и ценности в деятельности человека. Важную роль в их реализации составляют убеждения, а также способность и готовность воплотить усвоенные знания и ценности на практике.

Также в структуре мировоззрения можно выделить два взаимосвязанных уровня: обыденное и теоретическое.

Обыденное мировоззрение Теоретическое мировоззрение
формируется стихийно в процессе повседневного опыта многих поколений в различных сферах жизнедеятельности формируется сознательно и целенаправленно в процессе интеллектуально-познавательной деятельности (наука, философия, религия)
основано на здравом смысле; отражает мир посредством чувств, настроений, образов, эмоций, представлений основано на абстрактном мышлении; отражает мир посредством понятий, теорий, концепций  
отражает реальность на уровне знания явлений и связей между ними объясняет реальность на основе знания причин и закономерностей
отсутствуют системность и единство присутствуют системность, целостность, завершенность

В истории развития человеческого общества можно выделить три основные типы мировоззрения:

- миф;

- религия;

- философия.

Мифологическое мировоззрение основывается на вере в сверхъестественное, а также на установке, согласно которой мир рассматривается как единое целое: сверхъестественные существа являются неотъемлемыми частями природы, обитают в ней и могут непосредственно общаться с людьми и другими природными существами.

Религиозное мировоззрение основывается на вере в сверхъестественное и разделении мира на природный и сверхъестественный. При этом природный мир рассматривается как зависимый от сверхъестественного мира: Бог вечен – природа сотворена им и существует временно; Бог всемогущ – природа зависима во всех своих явлениях от Бога, Бог совершенен – природа несовершенна.

Философское мировоззрение представляет собой систему рационально обоснованных представлений о мире и месте человека в мире. Исторически философское мировоззрение возникло позже, чем миф и религия, и сформировалось во многом как средство преодоления их недостаточности. Впервые философия возникает в 7-6 вв. до н.э. в Древней Греции. Основное отличие философии от мифа и религии заключается в том, что в основании мировоззрения находится не вера, а рационально обоснованные знания.

Рациональный способ формирования философского мировоззрения, сближал содержание философии с представлениями зарождающейся науки. Вплоть до 17-18 вв. вследствие относительного невысокого уровня развития научных представлений философия по сути включала в себя весь массив рационально обоснованных знаний о мире. В 17-18 вв. происходит формирование самостоятельных наук, и в результате философия объединяет в себе лишь наиболее общие фундаментальные знания.

 

Предмет философии

В качестве основных можно определить три мировоззренческие проблемы философии:

1) проблема окружающего мира (Универсума), которая связана с обоснованием определенной картины мира и поисками ответов на вопросы о происхождении, функционировании и развитии Универсума, формах и способах бытия. Каково происхождение мира? Какова структура мира в целом? Каковы основные формы бытия мира? Каким образом происходят изменения в мире? Возможно ли выявление неких общих законов функционирования и развития мира в целом?

2) проблема человека, которая связана с осмыслением комплекса мировоззренческих вопросов о статусе человека в мире. В чем специфика и смысл жизни человека? Свободен он или не свободен в своих действиях и поступках? Каковы принципиальные отличия человеческого существования от иных типов бытия, которые характерны для природных и социальных систем?

3) проблема взаимосвязи человека и мира, анализ различных форм и типов отношений между ними. Каким образом человек познает окружающий мир? Какие основные типы практического отношения человека к действительности? Как формируется направленность познавательной, практико-преобразовательной и ценностной деятельности человека и общества?

Эти проблемы тесно сопряжены с системой знаний, содержащихся в социально-гуманитарных, естественных и технических науках. Философия использует для обоснования собственных положений наиболее фундаментальные теоретические принципы и законы, выработанные в рамках различных наук. На этом пути философия может вступать в контакт с содержанием практически любой конкретной науки. Однако сама она не занимается изучением какой-либо конкретной сферы природной, социальной или духовной реальности.

Таким образом, предмет философии включает в себя наиболее общие принципы и законы функционирования и развития природы, человека и общества и особенности их воспроизведения в сознании.

При характеристике предмета философии необходимо выявить общие черты и отличия философии и конкретных наук.

К общим чертам философии и конкретных наук относятся:

- направленность на объяснение исследуемой реальности; выявление ее закономерностей;

- логическая последовательность, системность и обоснованность знания;

- использование особого категориального аппарата;

- критическое отношение к имеющемуся знанию.

Отличия философии и конкретных наук заключаются в следующем:

Философия Конкретные науки
предмет весьма широк и охватывает наиболее общие теоретические положения конкретных наук имеют четко выделенную предметную область исследования
субъективная сторона познания играет большую роль; не только отражается то, что существует, но и формируются представления о должных или ценных для человека и общества формах бытия направлены на достижение объективного знания об изучаемом предмете, независимо от субъективных предпочтений; отражают и воспроизводят мир таким, каким он существует сам по себе
знания, как правило, не подлежат опытной проверке; включают элементы творческого воображения предусматривают проверку знаний на основании опыта

Таким образом, под философией понимается система наиболее общих фундаментальных знаний о природной, социальной и духовной реальности, их воспроизведении в сознании человека, месте человека в мире и способах его жизненной ориентации.

 

Теория биосферы и ноосферы

Эволюционные теории происхождения Вселенной предоставляют системное объяснение процессов развития в неорганическом мире. Вместе с тем концепция глобального эволюционизма строится на признании единства живой и неживой природы. Биология, как уже ранее говорилось, с 19 в. ориентировалась на эволюционную методологию. Однако в классической биологии развитие органических форм рассматривается на основе чисто описательных методов. Поэтому в ХХ в. перед биологией встает задача не просто эмпирически зафиксировать и адекватно описать феномен эволюции живой природы, но и реконструировать его с позиций концептуально-теоретического анализа. В решении этой задачи позитивную роль сыграло учение об эволюции биосферы и ноосферы, связанное прежде всего с именем В.И. Вернадского.

По мнению В. Вернадского, биосфера – это оболочка Земли, заселённая живыми организмами и преобразованная ими. Это особое образование, состав, структура и функции которого являются результатом продолжительной эволюции живого вещества в неразрывной связи с развитием неорганического мира. Биосфера охватывает всю гидросферу, верхнюю часть литосферы и нижнюю часть атмосферы.

Биосфера состоит из живого, или биотического, и неживого, или абиотического, компонентов. Биотический компонент – это вся совокупность живых организмов («живое вещество»). Абиотический компонент – сочетание энергии, воды, определенных химических элементов и других неорганических условий, в которых существуют живые организмы. Жизнь в биосфере зависит от потока энергии и круговорота веществ между биотическим и абиотическим компонентами. Круговороты веществ называются биогеохимическими циклами. Существование этих циклов обеспечивается энергией Солнца. Биогеохимические циклы выявляют неразрывную связь живой и неживой природы, которая является основным условием эволюции в биосфере.

Вершиной этой эволюции стало формирование человека. Его познавательная и практическая деятельность, основанная на разуме, медленно, но неуклонно ведет к формированию ноосферы. Под ноосферой понимается сфера взаимодействия общества и природы, в границах которой разумная человеческая деятельность становится определяющим фактором развития биосферы (в качестве синонимов используются также понятия «антропосфера», «биотехносфера»). Человек принес новое начало в биосферу – трудовую деятельность, поэтому многие процессы в биосфере могут быть управляемы и направляемы человеком.

В. Вернадский делает вывод о том, что человечество в ходе своего развития превращается в новую мощную геологическую силу, своей мыслью и трудом преобразующую планету. Соответственно, оно в целях своего сохранения должно будет взять на себя ответственность за развитие биосферы, превращающейся в ноосферу, а это потребует от него определённой социальной организации и новой, экологической и одновременно гуманистической этики. Таким образом, теория ноосферы стала базисом для формирования концепции коэволюции (см. предыдущую лекцию), предусматривающей совместное и согласованное развитие человека и биосферы.

Теории биосферы и ноосферы выявили комплексную взаимозависимость неживой природы, живой природы и человеческого общества, которая обуславливает эволюционные процессы в рамках объективной реальности.

Общая теория систем

Вместе с укоренением в науке принципа развития все большее внимание приобретал в ней системный подход. В первой половине 20 в. стало очевидным, что различные образования в неживой и живой природе, а также в человеческом обществе можно рассматривать как разного рода системы.

Общая теория систем (ОТС) как научная и методологическая концепция исследования объектов, представляющих собой системы формируется в 1930-1940-е гг. Ее основоположником считается австрийско-американский биолог Людвиг фон Берталанфи.

Общая теория систем ориентирована на исследование открытых систем, которые постоянно обмениваются веществом и энергией с внешней средой. Основной целью теории является обнаружение основных принципов функционирования систем, необходимых для описания любой группы взаимодействующих объектов, во всех областях исследований. Это может быть единственный организм, любая организация или общество, или любое электромеханическое или информационное устройство. Основная идея общей теории систем состоит в признании изоморфизма (подобия) законов, управляющих функционированием различных системных объектов. Л. фон Берталанфи и его сотрудники разработали специальный логико-математический аппарат описания функционирования открытых систем на основе формализма неравновесной термодинамики (т.н. телеологические уравнения, описывающие функционирование стремящейся к заданному состоянию системы).

Бурное развитие общей теории систем применительно к различным областям научного знания наблюдается в 1950-1970-е гг. Возникли подходы, указывавшие на применимость общей теории систем в математике, биологии, психологии, технических науках, исследованиях по теории организации. Основное внимание при этом было обращено на разработку логико-концептуального и математического аппарата системных исследований.

В 1960-е гг. (под влиянием критики, а также в результате интенсивного развития близких к общей теории систем научных дисциплин) Л. фон Берталанфи внес уточнения в свою концепцию, и в частности различил два смысла общей теории систем:

- в широком смысле основополагающая наука, охватывающая всю совокупность проблем, связанных с исследованием и конструированием систем (в теоретическую часть этой науки включаются кибернетика, теория информации, теория игр и решений, топология, теория сетей и теория графов, факторный анализ);

- в узком смысле использование системного подхода, присущих ему принципов и понятий к анализу конкретных явлений в различных областях науки.

Общая теория систем имеет важное значение для развития современной науки: она формулирует общие методологические принципы исследования системных объектов, не подменяя собой в то же время конкретно-научные системные теории, исследующие определенные типы систем.

Кибернетика

Развитие общей теории систем сопровождалось формированием различных междисциплинарных теорий, направленных на выявление способов функционирования и организации систем. Наиболее влиятельной теорией, превратившейся в научную дисциплину, стала кибернетика. Основы кибернетики были заложены в 1940-е гг. в трудах американского ученого Норберта Винера.

Под кибернетикой понимается наука об общих закономерностях процессов управления и передачи информации в различных системах, будь то машины, живые организмы или общество. Основной объект исследования – т.н. кибернетические системы, рассматриваемые абстрактно, вне зависимости от их материальной природы. Примеры кибернетических систем – автоматические регуляторы в технике, компьютеры, человеческий мозг, биологические популяции, человеческое общество. Каждая такая система представляет собой множество взаимосвязанных объектов (элементов системы), способных воспринимать, запоминать и перерабатывать информацию, а также обмениваться ею.

Современная кибернетика состоит из ряда разделов, представляющих собой самостоятельные научные направления. Теоретическое ядро кибернетики составляют теория информации, теория алгоритмов, теория автоматов, исследование операций, теория оптимального управления, теория распознавания образов. Кибернетика разрабатывает общие принципы создания систем управления и систем для автоматизации умственного труда. Она нашла свое применение в информатике, математике, биологии, психологии, социологии, экономике и управлении, инженерии.

Синергетика

Под синергетикой понимается современная теория самоорганизации системных образований. Формирование данной теории началось в 1970-е гг. К основоположникам относятся немецкий физик Г. Хакен, бельгийский и американский физик и химик И. Пригожин и др. Развивая основные положения общей теории систем, данные ученые сделали вывод о том, что о развитии имеет смысл говорить только применительно к системным объектам. Синергетика формируется как междисциплинарная теория, которая ставит своей задачей выявление закономерностей процесса эволюции любых систем объективной реальности (физических, химических, биологических, общественных). Весь мир, с точки зрения синергетики, представляет собой взаимодействие систем, включающих в себя разнообразные подсистемы (атомы, молекулы, клетки, органы, организмы, люди, человеческие сообщества и т.д.), общим признаком которых является способность к самоорганизации.

В широком смысле под самоорганизацией понимается присущая бытию способность к усложнению элементов и созданию в ходе своего развития все более упорядоченных структур. В более узком смысле самоорганизация – это фазовый переход системы из менее упорядоченного в более упорядоченное состояние.

При характеристике функционирования и развития систем синергетика выделяет три основные присущие им свойства:

1) открытость – способность системы постоянно обмениваться веществом, энергией, информацией с внешней средой;

2) неравновесность – состояние открытой системы, при котором происходит изменение ее состава, структуры и функций;

3) нелинейность – свойство системы иметь в своей структуре различные потенциальные возможности изменений, соответствующие различным допустимым законам развития системы.

В рамках синергетики показывается, что подавляющее число объектов окружающей действительности является открытыми системами. Открытость выступает необходимым условием существования неравновесных (изменчивых) состояний, поскольку любые изменения в системе происходят благодаря взаимодействиям с внешней средой. В этом их отличие от закрытых систем, которые характеризуются стабильностью. Неравновесность является необходимым условием появления новой организации, нового порядка, новых систем, т.е. – развития.

Процесс качественного преобразования системы наступает в период особо критического неравновесного состояния, называемого точкой бифуркации. В этом состоянии функционирование системы становится неустойчивым; вместе с тем оно является исходной точкой новой самоорганизации системы.

Фундаментальным принципом самоорганизации служит возникновение нового порядка и усложнение систем через флуктуации (случайные отклонения) состояний их элементов и подсистем. Такие флуктуации обычно подавляются во всех стабильных системах за счёт отрицательных обратных связей, обеспечивающих сохранение структуры и близкого к равновесию состояния системы. Но в сложных открытых системах, благодаря притоку энергии извне и усилению неравновесности, отклонения со временем возрастают, накапливаются и, в конце концов, приводят к «расшатыванию» прежнего порядка и через относительно кратковременное хаотическое состояние системы приводят либо к разрушению прежней структуры, либо к возникновению нового порядка. Поскольку флуктуации носят случайный характер, то состояние системы после прохождения точки бифуркации обусловлено действием суммы случайных факторов. В этом проявляется нелинейность сложных открытых систем, которая означает многовариантность, альтернативность выбора путей эволюции, а также ее необратимость.

Идеи синергетики оказали огромное влияние на развитие современной научной картины мира, поскольку позволили системно обосновать представления об эволюции разнообразных систем и включить их в единую схему развивающейся реальности неорганических, органических и социальных объектов.

 

 

Понятие личности.

Рассмотрение взаимоотношения биологического и социального начал в человеке требует более подробного анализа содержания понятий, характеризующих именно социальное начало в человеке. К ним относятся такие понятия как «индивид», «индивидуальность», «личность».

Индивид это человек как единичное природное существо, представитель вида Нomo sapiens.

Индивидуальность – это человек, характеризуемый со стороны своих значимых отличий от других людей. Индивидуальность проявляется во многом в природных качествах человека (генетическая программа, тип высшей нервной деятельности), но в решающей степени она обусловлена социальными качествами (способностями, убеждениями, интересами и т.п.), которые выявляются по мере приобретения жизненного опыта, целенаправленной работы над собой.

Наиболее сложным является понятие «личность». Под личностью понимается человек в совокупности его социальных качеств и индивидуально-психологических характеристик. Личность есть продукт общественного развития и вместе с тем субъект, сознательно направляющий ход событий (личности присуща определенная автономность).

Структура личности может быть рассмотрена в рамках социологического и психологического подходов.

Структура личности с точки зрения социологического подхода:

1) совокупность отношений с внешним миром:

- социальные статусы (положение, занимаемое людьми в обществе);

- социальные роли (устойчивые формы деятельности людей, например, работник, руководитель, студент и т.д.);

2) внутренние отношения людей к окружающему миру, в значительной степени определяющие характер взаимодействия с обществом (мировоззрение, самосознание).

Структура личности с точки зрения психологического подхода:

1) темперамент (характеристика индивида со стороны динамических особенностей его нервной системы: скорости, интенсивности, темпа, ритма психических процессов и состояний);

2) характер (совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении);

3) способности (индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности);

4) направленность или интенциональность (устойчивая система мотивов поведения и деятельности: интересы, убеждения, идеалы, вкусы и т.д.);

5) самосознание (система представлений индивида о самом себе, формируемая им в процессе деятельности и общения и обнаруживающая себя в самооценке, самоанализе, самоконтроле, в чувстве самоуважения, уровне притязаний). Самосознание личности по мере его развития трансформируется в жизненную позицию, представляющую собой основанную на мировоззренческих установках и жизненном опыте готовность к действию.

Генезис сознания

Природным основанием появления сознания стало свойство отражения, представленное в различных формах на уровнях неживой, живой и социальной материи. Отражение – это способность одной материальной системы в процессе взаимодействия воспроизводить внутри себя некоторые особенности другой материальной системы и при этом сохранять свою целостность. Отражение присуще всей материи и проявляется в разнообразных формах, которые зависят от уровня ее структурной организации.

Биологической предпосылкой формирования сознания является психика как высшая форма отражения в живой природе. Психика основана на видовых, генетически закрепленных программах жизнедеятельности (инстинктах) и на индивидуальном опыте адаптации к внешней среде (совокупности условных и безусловных рефлексов). В русле психического отражения центральную роль выполняет головной мозг, который управляет деятельностью внутренних и внешних органов в соответствии с обстановкой в окружающей среде. Комплекс условных рефлексов, закрепленных в ассоциативной памяти, способствует формированию в мозгу в конкретной ситуации биологической цели как идеального предвосхищения результата деятельности организма.

Сознание отличается от психики следующими признаками:

- абстрактно-логическое мышление;

- целеполагание;

- самосознание;

- связь с языком.

Социальными факторами возникновения сознания стали формирование трудовой деятельности и языка:

1) Труд – это процесс отношений между людьми, связанных с изготовлением и применением средств деятельности, организацией и регулированием деятельности и распределением результатов ее:

- коллективный труд предполагает сотрудничество людей, а также разделение трудовых действий между его участниками, что делает необходимым осмысление связи своих действий с действиями других членов коллектива. Отсюда в психике формируется способность к целеполаганию;

- коллективный труд требует определенных форм регуляции деятельности, вследствие чего в психике возникают представления о нормах, начинает формироваться воля;

- в процессе трудавозникает потребность в передаче информации о предметах и действиях с ними последующим поколениям, что реализовалось, в конечном итоге, на основе развития языка.

2) Язык – знаковая система, выработанная в обществе для коммуникации и передачи информации. Как способ существования сознания язык находится с ним в сложной функциональной взаимосвязи. Они не существуют друг без друга: сознание отражает действительность, а язык обозначает и выражает существенное в этом отражении. В языке сочетается идеальная основа (информация) и способ ее передачи посредством материального носителя. К основным функциям языка относятся:

- экспрессивная (средство выражения мыслей);

- когнитивная (средство познания);

- коммуникативная (средство общения между людьми);

- кумулятивная (средство накопления и сохранения знаний).

Проблема истины в философии

Формулировка и осмысление этой проблемы возникает уже в античной философии. Еще Аристотель, анализируя знания с точки зрения их достоверности, приходит к выводу, что, во-первых, знания являются истинными только тогда, когда они соответствуют предметам и их признакам, существующим вне и независимо от сознания, а во-вторых, характеристика истинности относится не к предметам, а именно к знаниям об этих предметах. Это значит, что под истиной Аристотель понимал такие знания, которые содержательно соответствуют состоянию вещей. Эта идея и легла в основу классической концепции истины как соответствия знаний познаваемой действительности (Р.Декарт, Д.Локк, Г.Гегель). Эта концепция основывается на следующих положениях:

- признание объекта, независимого от субъекта и состояний его сознания;

- признание возможности выявить однозначное соответствие между знанием и действительностью;

- наличие надежного критерия, с помощью которого можно установить это соответствие либо отсутствие его.

Однако в процессе развития философии и науки были обнаружены неточности и противоречия этой концепции. Выяснилось, что:

- реальность не дана, а задана человеку в зависимости от его культуры, уровня знаний, чувственного восприятия и абстрактного мышления;

- соответствие знаний реальности не является простым и однозначным копированием реальности (это соответствие включает целый ряд соглашений);

- некоторый критерий истины должен быть в свою очередь доказан на основе другого критерия и т.д.

Преодоление этих недостатков классической концепции истины осуществлялось в двух направлениях:

- совершенствование этой концепции посредством решения ее проблем;

- разработка альтернативных концепций истины.

Реализацией первого направления стали:

1) Диалектико-материалистическая концепция истины (марксизм), сущность которой заключается в следующих постулатах:

- истина всегда носит объективный характер (включает в себя содержание, не зависящее от человека и человечества);

- процесс познания – это процесс восхождения от истин относительных к абсолютной истине (от неполного и приблизительного до полного и исчерпывающего знания об объекте, все этапы имеют момент объективности, долгий процесс, а не одновременный акт);

- истина всегда конкретна (свойство истины, основанное на знании реальных связей и закономерностей объекта, учете условий, места, времени, в которых сформулированы истины);

- единственным надежным и объективным критерием определения истины является практика.

2) Семантическая концепция (А. Тарский): любая формулировка истины должна отвечать двум требованиям: материальной адекватности (знание обозначает определенную ситуацию в реальности) и формальной непротиворечивости.

Представители второго направления вместе с критикой классической версии истины предлагают альтернативные варианты решения проблемы:

¨ прагматическая концепция предлагает считать истинными только такие знания, которые являются полезными для человека и эффективными в качестве средства познания (Ч.Пирс, П.Бриджмен);

¨ конвенционалистская концепция рассматривает истину как результат соглашения между членами научного сообщества, которое определяется свободным выбором научно-методологического аппарата (К.Айдукевич, А.Пуанкаре);

¨ когерентная концепция предлагает интерпретацию истины как языкового феномена, отличающегося формально-логической непротиворечивостью и подтверждающегося в ходе эмпирической проверки (верификация) (Р.Карнап, О.Нейрат).

Названные концепции можно рассматривать как в известной мере дополняющие друг друга, поскольку они фиксируют внимание на разных аспектах истинного знания. Проблема истины в неклассической философии корректируется пониманием того, что содержание истины зависит не только от объекта, но и от познавательной деятельности субъекта.

 

 

Гегелевский подход

Согласно данному подходу история человечества является воплощением Абсолютной идеи – надмировой нематериальной субстанции, определяющей развитие всех форм бытия. Абсолютная идея задает истории человеческого общества общую цель, которую постепенно реализует – развитие свободы духа применительно к человеку и обществу. Каждый этап истории – это определенная ступень реализации данной цели. Важная роль в историческом развитии принадлежит отдельным народам и выдающимся личностям. В определенный исторический период Абсолютная идея избирает некоторый народ, который именно на данном этапе выполняет роль реализации общественного развития. Выполнив свою миссию, этот народ передает эстафету другим народам, а сам уходит в историческое небытие. Другой более высокий уровень развития истории выпадает реализовать другому народу и, начиная с этого момента, предыдущий народ уже перестает играть свою прежнюю роль. Во главе всех действий, имеющих всемирно-историческое значение и осуществляемых отдельным народом, огромное значение принадлежит выдающимся личностям.

Рассматривая всемирную историю как единое целое и стремясь показать ее поступательное развитие от низшего к высшему, Гегель делит ее на четыре периода: восточный, греческий, римский, германский.

 

Формационный подход

Данный подход разработан в рамках марксизма. В его основе находится материалистическое понимание истории, в соответствии с которым главной сферой общественной жизни провозглашается материальное производство. Общественно-экономическая формация – это устойчивый тип общества, в основе которого находится определенный способ производства. Способ производства, включающий в себя производительные силы (предметы труда, средства производства, рабочая сила) и соответствующие им производительные отношения (отношения между людьми в процессе производства, обмена, распределения и потребления продукции), провозглашается базисом общества, который определяет его специфику. В зависимости от него находится надстройка (сферы политики, культуры, религии и т.д.).

Все человечество проходит через несколько формаций, которые выделяются на основе господствующих в некотором обществе производственных отношений и прав собственности на средства производства (первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, а затем после пролетарской революции должна прийти социалистическо-коммунистическая). Источником перехода от одной формации к другой являются внутренние противоречия между производительными силами, которые находятся в постоянном развитии, и производственными отношениями, являющимися стабильным элементом в каждой формации. В периоды наибольшего обострения экономических противоречий в обществе активизируется борьба между социальными классами, которая приводит к социальным революциям, становящимся непосредственным толчком к изменению формаций.

 

4) Цивилизационно-стадиальный подход

Зачатки данного подхода появляются в 18 в. Тогда впервые в научный оборот было введено понятие цивилизации, которое первоначально характеризовало закономерности развития и особенности социокультурного бытия Западной Европы. Подавляющее большинство сторонников данного подхода, настаивая на единстве мировой истории, приняли цивилизационную европейскую модель в качестве образца для других цивилизаций, поделив народы на исторические и неисторические. Для единого исторического процесса характерна поступательность и стадиальность развития.

Цивилизационно-стадиальный подход проявляется в современной социально-философской мысли в концепциях индустриального, постиндустриального и информационного общества.

 

Феномен глобализации

Развитие постиндустриального и информационного общества определило феномен глобализации. Под глобализацией понимается процесс постепенного преобразования разнородного мирового пространства в единую глобальную систему.

Глобализация как всемирный процесс имеет исторические, политические, социокультурные, технологические предпосылки. Исторически первым этапом формирования первичных предпосылок этого глобального процесса явилась эпоха Великих географических открытий (15-17 вв.). Она привела к формированию европейскими государствами колониальных систем. Тем самым были созданы условия для становления зачатков мировой системы торгово-экономических отношений.

Следующим этапом на пути формир



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 482; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.96.159 (0.085 с.)