Исторические этапы развития естествознания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Исторические этапы развития естествознания



 

Предпосылки формирования естествознания

Естественнонаучные знания в античной культуре

Предпосылки формирования естествознания сложились еще в древности. В античной культуре сформировался идеал теоретического знания, основанного на рационально-логических рассуждениях. Данный идеал воплотился в античной философии и математике. Широкую известность приобрели математические программы Пифагора и Евклида. В то же время для античной культуры характерно противопоставление истины (подлинного знания, полученного путем абстрактно-логического мышления) и мнения (частичного и неполного знания, полученного практическим путем). Результатом этого стало отрицание представителями античной интеллектуальной культуры практического опыта как средства познания сущности и закономерностей природы.

Древнегреческие философы не прибегали к систематическому экспериментальному исследованию природы и пытались единым взглядом охватить и объяснить всю окружающую действительность. Зачатки естественнонаучных идей существовали в форме натурфилософии. Натурфилософия – постижение природы на основе умозрительного абстрактно-понятийного мышления в форме рассуждений.

Вместе с тем в рамках натурфилософии был накоплен ряд знаний в сфере физики, астрономии, биологии, географии, которые впоследствии были заложены в фундамент научного естествознания. Примером могут быть труды Архимеда (3 в. до н.э.), в которых физические знания использовались для обоснования возможности построения различных машин и механизмов. Хотя для Архимеда техника была лишь интеллектуальной игрой, его работы сыграли основополагающую роль в возникновении таких разделов физики, как статика и гидростатика. В статике Архимед ввел в науку понятие центра тяжести тел, сформулировал закон рычага. В гидростатике он открыл закон, носящий его имя: на тело, погруженное в жидкость, действует выталкивающая сила, равная весу жидкости, вытесненной телом.

Естественнонаучные знания в средневековой культуре

Развитие естественнонаучного познания в Средние века было тесно связано с утверждением двух мировых религий: христианства и ислама, которые претендовали на абсолютное знание природы. Эти религии объясняли происхождение природы в форме креационизма, т.е. учения о сотворении природы Богом. Все другие попытки объяснить мир и природу из самих себя, без допущения сверхъестественных божественных сил, осуждались и беспощадно пресекались.

Понимание природы в средневековой культуре соединяло в себе религиозные постулаты и натурфилософские идеи античности. Сохраняло в основном абстрактный и умозрительный характер. Вместе с тем в позднем Средневековье успешно развивались такие специфические области знания, как астрология, алхимия, ятрохимия, натуральная магия. Они представляли собой промежуточное звено между техническим ремеслом и натурфилософией, содержали в себе предпосылки будущей экспериментальной науки в силу своей практической направленности. В данных областях знания соединялись элементы опытно-экспериментального и абстрактно-мистического познания природы. Например, на протяжении тысячелетия алхимики пытались с помощью химических реакций получить философский камень, способствующий превращению любого вещества в золото, приготовить эликсир долголетия. Побочными продуктами этих поисков и исследований стали технологии получения красок, стекла, лекарств, разнообразных химических веществ и т.д. Таким образом, алхимические исследования, несостоятельные теоретически, подготовили возможность появления современной науки.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 471; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.230.35.103 (0.022 с.)