Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Специфика концептуализации социально-гуманитарного знания. Особенности гипотез и теорий в социально-гуманитарном знании.

Поиск

Социальный процесс представляет собой бесконечный динамичный поток событий. Встает вопрос о соотношении эмпирического и теоретического знания в социально-гуманитарных исследованиях.

Особенности эмпирических фактов в социогуманитарном знании:

1) Данные факты социальны по своей природе. С одной стороны, они являются инвариантными и неизменными по своей сущностной завершенности. С другой, установление и интерпретация данных фактов затруднены, так как в отличие от фактов естественных наук, они в большинстве случаев непосредственно не наблюдаемы и не воспроизводимы в эксперименте.

2) Социальные факты по своей природе динамичны, находятся в постоянном развитии, по мере, с одной стороны, общественной эволюции, с другой, совершенствования теорий и методов получения и обработки данных. Социальные факты изменяются, появляются и исчезают в зависимости от принятой точки зрения, масштабов исследования, исследовательского интереса, концептуальной системы.

Важной проблемой для исследователя является отбор социальных фактов. Его задачей выступает приведение в порядок социальных явлений, а для этого необходима теория, на основании которой осуществляется избирательный подход к социальным фактам. Отбор социальных фактов тесно связан с ценностными установками исследователя и его научной концепцией. Освещение социальных явлений в различных исследованиях может значительно отличаться. Противоборствующие научные концепции диктуют неодинаковый отбор фактов в работах ученых различных направлений, способствуют созданию отличающихся моделей социальной действительности. Оперируя социальными фактами, исследователь обладает относительной свободой, от него зависит отбор фактов и построение их в известную систему, а также итоговая оценка событий. Вместе с тем исследователь не имеет права абсолютно произвольно обходиться с фактами.

Для отражения социальных явлений требуется введение пространственно-временных и смысловых границ, которые всегда относительны (что считать началом гражданской войны в России, например).

Особенности социально-гуманитарных теорий:

Теории в социально-гуманитарных науках не носят дедуктивного характера, т.е. не представляют собой такой хорошо организованной связи между положениями, чтобы можно было из одного вывести любое другое. В социально-гуманитарных теориях отсутствует строгость такого порядка, как, например, в теориях математики или логики. В таких условиях особенно важное место в исследовании начинает занимать гипотеза. Отсюда важнейшее звено социально-гуманитарного исследования – формулирование гипотез. Одна из причин слабости многих исследований – отсутствие в них гипотез или неграмотное их построение. Гипотезы особенно важны в социально-гуманитарном знании, где затруднено применение экспериментальных методов исследования.

С другой стороны, как бы ни сложно было построение теорий в социально-гуманитарных науках, более или менее полное знание и здесь не может развиваться при отсутствии теоретических обобщений. Характерная особенность – наличие ряда конкурирующих гипотез и теорий, которые различным образом объясняют те или иные социальные явления (в отличие от естественных наук).

В социально-гуманитарных исследованиях затруднена проверка гипотез. Гипотезы в большинстве случаев сами по себе не доказательны, они являются не результатом всестороннего исследования, а вытекают из общих соображений, отдельных наблюдений, интуитивных соображений. Обоснование научных гипотез осуществляется наличным материалом. Обосновать гипотезу – не означает перечислить все социальные факты. Нужно дойти до их сути. А этого невозможно достигнуть без предварительных рассуждений и общих представлений. Поэтому опыт здесь в большей степени теоретически нагружен, чем в естественных науках.

Специфика постижения истины в социально-гуманитарных исследованиях Различие подходов к пониманию истины в рамках методологии науки в целом содействовало формированию разных позиций в понимании истины в социально-гуманитарных науках. Сторонники классической концепции истины и ее неклассических модификаций отстаивают положение о том, что всякое социогуманитарное знание может считаться истинным тогда, когда оно соответствует принципу объективности (позитивизм, марксизм, структурализм). С точки зрения данной позиции объективность социально-гуманитарного знания обеспечивается следующими факторами:- всесторонний охват изучаемого явления с целью выявления его сущности и многообразия связей с социальным окружением;- опора на достигнутый уровень научного знания с учетом выдвинутых по данной проблеме точек зрения;- применение всей совокупности различных методов для получения из источников максимально обширной информации;- беспристрастная позиция и профессионализм исследователя. Вместе с тем представители других подходов, противостоящих классической концепции указывают на трудности, стоящие на пути объективного изучения общества:- совпадение субъекта и объекта социального познания; - чрезвычайная динамичность и нелинейность процессов социальной действительности; - принципиальная невозможность исследователя полностью отстраниться от субъективных предпочтений при анализе общественных явлений. На основании этого в ряде направлений утверждается невозможность достижения объективной истины в социальном познании. Поскольку в той или иной степени научное исследование социальных явлений включает в себя определенное отношение ученого к предмету исследования, в основе определения истины должен находиться ценностный подход. В методологии социально-гуманитарного познания ценностный подход был введен представителями баденской школы неокантианства (В. Виндельбанд, Г. Риккерт) и М. Вебером, позднее развит в постструктурализме и герменевтике. Они исходили из того, что постижение социальных действий возможно лишь в соотнесении с ценностями, задающими нормы поведения и цели деятельности человека. Неокантианцы утверждали, что существуют определенные общепризнанные достижения культуры, которые составляют безусловные ценности для человеческого бытия (как например, религия, государство, право, мораль, наука, искусство). Сущность ценностного подхода состоит в отнесении изучаемых объектов к тем или иным ценностям, благодаря чему проводится отбор объектов и их характеристика. При этом указывается на недопустимость отождествления отнесения к ценностям и субъективной оценки. Связь с практикой определяет исторический характер ценностей. Они неодинаковы у различных культурных групп, государственных образований, классов, партий, возникают и преобразовываются либо исчезают вместе с ними. Наличие ценностей обуславливает то, что анализ социальных явлений производится через их соотнесение с ценностями. Последнее представляет волевое отношение субъекта к рассматриваемому объекту, средство осознания его значимости для человека. По содержанию оно характеризуется актом логического выбора, предпочтения субъектом определенных объектов, их свойств, отношений. Оно предполагает сравнение с некоторой абстрактно сконструированной нормой. Например, возьмем изучение такого явления как «толерантность» в некотором обществе. «Толерантность» не существует сама по себе объективно, вне нашего сознания и воли, как допустим, электричество или радиоактивность. Она является ценностью, сформированной в сознании людей. Поэтому выявление феномена толерантности в обществе по сути есть соотнесение некоторых фактов с ценностью толерантности, существующей в культуре того или иного общества, на основе сравнения с нормой, раскрывающей эту ценность.В то же время в реальных социально-гуманитарных исследованиях можно заметить то, как влияние ценностей трансформируется в субъективную оценку социальных явлений. Оценочные суждения зачастую базируются на исторически и культурно ограниченных ценностных ориентациях (политических, религиозных, классовых, национальных). Воздействие последних на исследовательскую практику с трудом поддается контролю. Оно может быть и бессознательным выражением жизненной позиции ученого, и его принципиальным мнением. Нередко можно наблюдать прямое воздействие на социально-гуманитарные науки со стороны политических, идеологических, экономических, религиозных институтов путем социального заказа.


Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 804; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.129.106 (0.009 с.)