Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Специфика концептуализации социально-гуманитарного знания. Особенности гипотез и теорий в социально-гуманитарном знании.↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 61 из 61 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Социальный процесс представляет собой бесконечный динамичный поток событий. Встает вопрос о соотношении эмпирического и теоретического знания в социально-гуманитарных исследованиях. Особенности эмпирических фактов в социогуманитарном знании: 1) Данные факты социальны по своей природе. С одной стороны, они являются инвариантными и неизменными по своей сущностной завершенности. С другой, установление и интерпретация данных фактов затруднены, так как в отличие от фактов естественных наук, они в большинстве случаев непосредственно не наблюдаемы и не воспроизводимы в эксперименте. 2) Социальные факты по своей природе динамичны, находятся в постоянном развитии, по мере, с одной стороны, общественной эволюции, с другой, совершенствования теорий и методов получения и обработки данных. Социальные факты изменяются, появляются и исчезают в зависимости от принятой точки зрения, масштабов исследования, исследовательского интереса, концептуальной системы. Важной проблемой для исследователя является отбор социальных фактов. Его задачей выступает приведение в порядок социальных явлений, а для этого необходима теория, на основании которой осуществляется избирательный подход к социальным фактам. Отбор социальных фактов тесно связан с ценностными установками исследователя и его научной концепцией. Освещение социальных явлений в различных исследованиях может значительно отличаться. Противоборствующие научные концепции диктуют неодинаковый отбор фактов в работах ученых различных направлений, способствуют созданию отличающихся моделей социальной действительности. Оперируя социальными фактами, исследователь обладает относительной свободой, от него зависит отбор фактов и построение их в известную систему, а также итоговая оценка событий. Вместе с тем исследователь не имеет права абсолютно произвольно обходиться с фактами. Для отражения социальных явлений требуется введение пространственно-временных и смысловых границ, которые всегда относительны (что считать началом гражданской войны в России, например). Особенности социально-гуманитарных теорий: Теории в социально-гуманитарных науках не носят дедуктивного характера, т.е. не представляют собой такой хорошо организованной связи между положениями, чтобы можно было из одного вывести любое другое. В социально-гуманитарных теориях отсутствует строгость такого порядка, как, например, в теориях математики или логики. В таких условиях особенно важное место в исследовании начинает занимать гипотеза. Отсюда важнейшее звено социально-гуманитарного исследования – формулирование гипотез. Одна из причин слабости многих исследований – отсутствие в них гипотез или неграмотное их построение. Гипотезы особенно важны в социально-гуманитарном знании, где затруднено применение экспериментальных методов исследования. С другой стороны, как бы ни сложно было построение теорий в социально-гуманитарных науках, более или менее полное знание и здесь не может развиваться при отсутствии теоретических обобщений. Характерная особенность – наличие ряда конкурирующих гипотез и теорий, которые различным образом объясняют те или иные социальные явления (в отличие от естественных наук). В социально-гуманитарных исследованиях затруднена проверка гипотез. Гипотезы в большинстве случаев сами по себе не доказательны, они являются не результатом всестороннего исследования, а вытекают из общих соображений, отдельных наблюдений, интуитивных соображений. Обоснование научных гипотез осуществляется наличным материалом. Обосновать гипотезу – не означает перечислить все социальные факты. Нужно дойти до их сути. А этого невозможно достигнуть без предварительных рассуждений и общих представлений. Поэтому опыт здесь в большей степени теоретически нагружен, чем в естественных науках. Специфика постижения истины в социально-гуманитарных исследованиях Различие подходов к пониманию истины в рамках методологии науки в целом содействовало формированию разных позиций в понимании истины в социально-гуманитарных науках. Сторонники классической концепции истины и ее неклассических модификаций отстаивают положение о том, что всякое социогуманитарное знание может считаться истинным тогда, когда оно соответствует принципу объективности (позитивизм, марксизм, структурализм). С точки зрения данной позиции объективность социально-гуманитарного знания обеспечивается следующими факторами:- всесторонний охват изучаемого явления с целью выявления его сущности и многообразия связей с социальным окружением;- опора на достигнутый уровень научного знания с учетом выдвинутых по данной проблеме точек зрения;- применение всей совокупности различных методов для получения из источников максимально обширной информации;- беспристрастная позиция и профессионализм исследователя. Вместе с тем представители других подходов, противостоящих классической концепции указывают на трудности, стоящие на пути объективного изучения общества:- совпадение субъекта и объекта социального познания; - чрезвычайная динамичность и нелинейность процессов социальной действительности; - принципиальная невозможность исследователя полностью отстраниться от субъективных предпочтений при анализе общественных явлений. На основании этого в ряде направлений утверждается невозможность достижения объективной истины в социальном познании. Поскольку в той или иной степени научное исследование социальных явлений включает в себя определенное отношение ученого к предмету исследования, в основе определения истины должен находиться ценностный подход. В методологии социально-гуманитарного познания ценностный подход был введен представителями баденской школы неокантианства (В. Виндельбанд, Г. Риккерт) и М. Вебером, позднее развит в постструктурализме и герменевтике. Они исходили из того, что постижение социальных действий возможно лишь в соотнесении с ценностями, задающими нормы поведения и цели деятельности человека. Неокантианцы утверждали, что существуют определенные общепризнанные достижения культуры, которые составляют безусловные ценности для человеческого бытия (как например, религия, государство, право, мораль, наука, искусство). Сущность ценностного подхода состоит в отнесении изучаемых объектов к тем или иным ценностям, благодаря чему проводится отбор объектов и их характеристика. При этом указывается на недопустимость отождествления отнесения к ценностям и субъективной оценки. Связь с практикой определяет исторический характер ценностей. Они неодинаковы у различных культурных групп, государственных образований, классов, партий, возникают и преобразовываются либо исчезают вместе с ними. Наличие ценностей обуславливает то, что анализ социальных явлений производится через их соотнесение с ценностями. Последнее представляет волевое отношение субъекта к рассматриваемому объекту, средство осознания его значимости для человека. По содержанию оно характеризуется актом логического выбора, предпочтения субъектом определенных объектов, их свойств, отношений. Оно предполагает сравнение с некоторой абстрактно сконструированной нормой. Например, возьмем изучение такого явления как «толерантность» в некотором обществе. «Толерантность» не существует сама по себе объективно, вне нашего сознания и воли, как допустим, электричество или радиоактивность. Она является ценностью, сформированной в сознании людей. Поэтому выявление феномена толерантности в обществе по сути есть соотнесение некоторых фактов с ценностью толерантности, существующей в культуре того или иного общества, на основе сравнения с нормой, раскрывающей эту ценность.В то же время в реальных социально-гуманитарных исследованиях можно заметить то, как влияние ценностей трансформируется в субъективную оценку социальных явлений. Оценочные суждения зачастую базируются на исторически и культурно ограниченных ценностных ориентациях (политических, религиозных, классовых, национальных). Воздействие последних на исследовательскую практику с трудом поддается контролю. Оно может быть и бессознательным выражением жизненной позиции ученого, и его принципиальным мнением. Нередко можно наблюдать прямое воздействие на социально-гуманитарные науки со стороны политических, идеологических, экономических, религиозных институтов путем социального заказа.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 804; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.129.106 (0.009 с.) |