Концепция постиндустриального общества
Похожие статьи вашей тематики
Данная концепция возникает в значительной степени как результат переосмысления процессов, происходящих в западном обществе с середины 20 в. Наибольший вклад в развитие концепции постиндустриального общества внесли американские социальные исследователи Даниэл Белл, Джон Гэлбрэйт, Элвин Тоффлер. Широкое признание понятие «постиндустриальное общество» приобрело после выхода книги Д. Белла «Грядущее постиндустриальное общество» (1973).
В этой книге Д. Белл указывает на следующие признаки постиндустриального общества (при этом он стремится выявить тенденции развития общества в будущем):
- Переход от экономики обрабатывающих отраслей к экономике услуг. В перспективе большая часть работников будет занята не производством товаров, а созданием разнообразных услуг в сфере науки, образования, медицины, культуры, организации отдыха, туризма, развлечений. Вместо стандартного производство будет носить специализированный, индивидуальный характер.
- Главенствующая роль теоретических знаний в качестве основы производственного ресурса. Между наукой и производством установились совершенно новые отношения, они фактически поменялись местами. Раньше развитие науки диктовалось в первую очередь потребностями производства. Теперь же наука во все большей степени определяет производство, которое становится все более наукоемким; наука превращается в «интеллектуальную технологию», в непосредственную производительную силу.
- Растущее преобладание нового класса профессионалов и технических специалистов. В его компетенции находится внедрение нововведений, инноваций, от которых полностью зависит рост производительности и конкурентоспособности. К ним постепенно будет переходить экономическая власть. Собственность превратится в «юридическую фикцию», поскольку она растворяется в фондах, субсидиях, дотациях, контрактах, социальных пособиях.
- Создание новой структуры занятости, в которой доля лиц физического неквалифицированного труда существенно сокращается. Увеличиваются затраты на подготовку рабочей силы: расходы на обучение и образование, повышение квалификации и переквалификации работников. При этом корпорации переходят от централизованной иерархической к иерархическо-сетевой структуре с повышением самостоятельности сотрудников.
В 1970-е годы в рамках концепции постиндустриального общества появляются синонимичные понятия – «технотронное», «информационное», «телекоммуникационное» общество.
Вместе с тем существует достаточно серьезная критика концепции постиндустриального общества среди ряда исследователей. К основным аргументам критиков относятся следующие:
- в реальности не произошло утверждаемое в теории смещение центра общества от корпораций в сторону университетов, исследовательских центров и т. п.; корпорации, вопреки ожиданиям Д. Белла, так и остались центром западной экономики и лишь упрочили свою власть над научными учреждениями;
- корпорациям приносит прибыль зачастую не информация как таковая, а образ предлагаемого на рынок продукта; растёт доля занятых в маркетинге и рекламном бизнесе, растёт доля затрат на рекламу в бюджете товаропроизводителей;
- возможной становится искусная симуляция технологического прогресса, когда модификации, не затрагивающие функциональных свойств вещи и не требующие реальных трудовых затрат, в виртуальной реальности рекламных образов выглядят как «переворот», «новое слово»;
- происходит обогащение корпораций, нажившихся на переносе реального сектора в страны Третьего мира, и невиданное раздувание сектора финансовых спекуляций, что подавалось как «развитие сферы услуг».
|