Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Единство биологического и социального в человеке.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В основе разных пониманий сути антропосоциогенеза коренится вопрос о соотношении биологического и социального в человеке, или, говоря иначе, вопрос о природе или сущности человека. В философской мысли сложились три основных подхода по этому вопросу: 1) Биологизаторский: Характерна абсолютизация биологической стороны в природе человека. Между человеком и животными только количественные различия. Поведение и деятельность человека определяются преимущественно его биологической природой. 2) Социологизаторский: Характерна абсолютизация социальной стороны в человеке. Поведение и деятельность человека целиком и полностью определяется внешней общественной средой. 3) Биосоциальный: Подчеркивается существенная роль как биологического, так и социального в существовании человека. Человек обладает двойной качественной определенностью. Биологическое в человеке – это совокупность телесных свойств, развившихся от животных предков и изменявшихся под воздействием социальных факторов. Понятие биологического (тела)отражает материально-вещественную, природную сторону человека. В этом своем качестве он является организмом, частью природы. Изучением телесных проявлений человеческого существа непосредственно заняты конкретные науки: биология, анатомия и физиология, медицина и др. Биологические качества являются необходимой предпосылкой и условием существования человека и составляют природные основания для формирования личности. Они, таким образом, выступают основой социальной жизни человека. Социальное в человеке – это все то, что человек приобретает в результате отношений с другими людьми. С этой точки зрения человек – это социально обусловленная и социально интегрированная система, биологические особенности которой контролируются социальными качествами. Проявлением социальности человека выступает наличие у него желаний, склонностей, интересов, идеалов, норм, оценок, убеждений. Поведение человека обусловлено не природными законами, а специфически человеческими мотивами и оценками и осуществляется на основе цели. В реальной жизни реального человека отделить невозможно отделить биологическое от социального. Человек, таким образом, – это биосоциальное существо, существование которого обусловлено двумя программами: биологической и социокультурной. Биологическая программа включает в себя этапы природного развития человека: детство, юность, зрелый возраст, старость. Социокультурная программа предусматривает процесс социализации человека, т.е. формирования у него социальных норм, ценностей, убеждений, включение в общественную жизнедеятельность. Взаимосвязь биологического и социального в человеке можно продемонстрировать на примере таблицы:
Понятие личности. Рассмотрение взаимоотношения биологического и социального начал в человеке требует более подробного анализа содержания понятий, характеризующих именно социальное начало в человеке. К ним относятся такие понятия как «индивид», «индивидуальность», «личность». Индивид – это человек как единичное природное существо, представитель вида Нomo sapiens. Индивидуальность – это человек, характеризуемый со стороны своих значимых отличий от других людей. Индивидуальность проявляется во многом в природных качествах человека (генетическая программа, тип высшей нервной деятельности), но в решающей степени она обусловлена социальными качествами (способностями, убеждениями, интересами и т.п.), которые выявляются по мере приобретения жизненного опыта, целенаправленной работы над собой. Наиболее сложным является понятие «личность». Под личностью понимается человек в совокупности его социальных качеств и индивидуально-психологических характеристик. Личность есть продукт общественного развития и вместе с тем субъект, сознательно направляющий ход событий (личности присуща определенная автономность). Структура личности может быть рассмотрена в рамках социологического и психологического подходов. Структура личности с точки зрения социологического подхода: 1) совокупность отношений с внешним миром: - социальные статусы (положение, занимаемое людьми в обществе); - социальные роли (устойчивые формы деятельности людей, например, работник, руководитель, студент и т.д.); 2) внутренние отношения людей к окружающему миру, в значительной степени определяющие характер взаимодействия с обществом (мировоззрение, самосознание). Структура личности с точки зрения психологического подхода: 1) темперамент (характеристика индивида со стороны динамических особенностей его нервной системы: скорости, интенсивности, темпа, ритма психических процессов и состояний); 2) характер (совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении); 3) способности (индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности); 4) направленность или интенциональность (устойчивая система мотивов поведения и деятельности: интересы, убеждения, идеалы, вкусы и т.д.); 5) самосознание (система представлений индивида о самом себе, формируемая им в процессе деятельности и общения и обнаруживающая себя в самооценке, самоанализе, самоконтроле, в чувстве самоуважения, уровне притязаний). Самосознание личности по мере его развития трансформируется в жизненную позицию, представляющую собой основанную на мировоззренческих установках и жизненном опыте готовность к действию.
|
|||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 588; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.23.169 (0.021 с.) |