Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Экстенсивные и интенсивные этапы в развитии науки. Понятие научной революции.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте Развитие научного знания отличается переплетением медленного накопления данных и резкими изменениями, связанными с внедрением радикально новых идей, вызывающих изменение всей научной картины мира. В связи с этим в развитии науки выделяют два относительно автономных этапа: - эволюционный (экстенсивный); - революционный (интенсивный). Эволюционное развитие науки не предполагает радикального обновления существующего фонда теоретических знаний. На этом этапе, как правило, происходит расширение области приложения теорий, доминирующих в научной дисциплине, адаптация их к решению новых задач за счет их теоретического объяснения и ассимиляции в рамках принятой стратегии исследования. Революционное развитие науки связано с существенным обновлением и модификацией ее теоретического фонда. В этот период происходит разрешение обострившихся противоречий между теорией и фактами. Итогом данной ситуации становится научная революция. Под научной революцией понимается коренное качественное преобразование системы научных знаний, которое осуществляется путём изменения метатеоретических оснований науки. Научная революция обусловлена взаимодействием внутренних и внешних факторов. К внутренним факторам научных революций относятся: - накопление познавательных ситуаций, при которых результаты наблюдений и экспериментов противоречат общепринятым теоретическим представлениям, а также фактов, не находящих объяснения в теоретико-методологических рамках той или иной научной дисциплины; - появление противоречий, возникающих при решении задач, требующих перестройки концептуальных оснований теории; - использование новых средств, методов и методик исследования, расширяющих проблемное поле исследуемых объектов; - появление альтернативных теоретических подходов, конкурирующих с общепринятой парадигмой. К внешним факторам научных революций относятся: - философское переосмысление научной картины мира, идеалов и норм научного исследования; - взаимодействие науки с другими социальными институтами (государство, бизнес и др.), влияющее на формирование новых приоритетов в науке; - формирование принципиально новых экономических и духовных потребностей людей и социальных групп, направляющих стратегию научного поиска. Существуют различные типологии научных революций. В типологии российских философов В.С. Степина и В.В. Казютинского выделяют три типа научных революций: 1) Внутридисциплинарные революции – предусматривают радикальные изменения в рамках конкретной научной дисциплины. Примерами могут быть появление теории электромагнитного поля в физике, переход к эволюционной теории происхождения и развития видов в биологии в 19 в. 2) Междисциплинарные революции – предусматривают перенос теорий и концепций из одной научной сферы в другую. В классической науке этот процесс происходил путем появления новых научных дисциплин на основе принципов и идей классической механики. Можно указать некоторые примеры в неклассической науке: В 1950-1960-е гг. в советской науке была создана теория биологической эволюции как саморегулируещегося процесса благодаря трансляции идей кибернетики в биологию; перенос идей общей теории систем и кибернетики в физику привел к появлению синергетики в 1970-е гг. 3) Глобальные революции – предусматривают качественные преобразования всех сфер научного знания. В.С. Степин выделяет четыре таких революции в истории науки: - научная революция 16-17 в., приведшая к становлению классической науки; - революция в конце 18 – первой половине 19 вв., приведшая к становлению дисциплинарной науки; - научная революция конца 19 – первой половины 20 вв., приведшая к формированию неклассической науки; - научная революция, начавшаяся в последней трети 20 в., влекущая за собой становление постнеклассической науки.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 1459; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.82.22 (0.011 с.) |