![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Экстенсивные и интенсивные этапы в развитии науки. Понятие научной революции.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Развитие научного знания отличается переплетением медленного накопления данных и резкими изменениями, связанными с внедрением радикально новых идей, вызывающих изменение всей научной картины мира. В связи с этим в развитии науки выделяют два относительно автономных этапа: - эволюционный (экстенсивный); - революционный (интенсивный). Эволюционное развитие науки не предполагает радикального обновления существующего фонда теоретических знаний. На этом этапе, как правило, происходит расширение области приложения теорий, доминирующих в научной дисциплине, адаптация их к решению новых задач за счет их теоретического объяснения и ассимиляции в рамках принятой стратегии исследования. Революционное развитие науки связано с существенным обновлением и модификацией ее теоретического фонда. В этот период происходит разрешение обострившихся противоречий между теорией и фактами. Итогом данной ситуации становится научная революция. Под научной революцией понимается коренное качественное преобразование системы научных знаний, которое осуществляется путём изменения метатеоретических оснований науки. Научная революция обусловлена взаимодействием внутренних и внешних факторов. К внутренним факторам научных революций относятся: - накопление познавательных ситуаций, при которых результаты наблюдений и экспериментов противоречат общепринятым теоретическим представлениям, а также фактов, не находящих объяснения в теоретико-методологических рамках той или иной научной дисциплины; - появление противоречий, возникающих при решении задач, требующих перестройки концептуальных оснований теории; - использование новых средств, методов и методик исследования, расширяющих проблемное поле исследуемых объектов; - появление альтернативных теоретических подходов, конкурирующих с общепринятой парадигмой. К внешним факторам научных революций относятся: - философское переосмысление научной картины мира, идеалов и норм научного исследования; - взаимодействие науки с другими социальными институтами (государство, бизнес и др.), влияющее на формирование новых приоритетов в науке; - формирование принципиально новых экономических и духовных потребностей людей и социальных групп, направляющих стратегию научного поиска.
Существуют различные типологии научных революций. В типологии российских философов В.С. Степина и В.В. Казютинского выделяют три типа научных революций: 1) Внутридисциплинарные революции – предусматривают радикальные изменения в рамках конкретной научной дисциплины. Примерами могут быть появление теории электромагнитного поля в физике, переход к эволюционной теории происхождения и развития видов в биологии в 19 в. 2) Междисциплинарные революции – предусматривают перенос теорий и концепций из одной научной сферы в другую. В классической науке этот процесс происходил путем появления новых научных дисциплин на основе принципов и идей классической механики. Можно указать некоторые примеры в неклассической науке: В 1950-1960-е гг. в советской науке была создана теория биологической эволюции как саморегулируещегося процесса благодаря трансляции идей кибернетики в биологию; перенос идей общей теории систем и кибернетики в физику привел к появлению синергетики в 1970-е гг. 3) Глобальные революции – предусматривают качественные преобразования всех сфер научного знания. В.С. Степин выделяет четыре таких революции в истории науки: - научная революция 16-17 в., приведшая к становлению классической науки; - революция в конце 18 – первой половине 19 вв., приведшая к становлению дисциплинарной науки; - научная революция конца 19 – первой половины 20 вв., приведшая к формированию неклассической науки; - научная революция, начавшаяся в последней трети 20 в., влекущая за собой становление постнеклассической науки.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 1478; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.234.13 (0.008 с.) |