Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие общества как цивилизационный процесс

Поиск

Проблема единства и многообразия исторического процесса

В современном обществознании получило широкое распространение рассмотрение развития общества как цивилизационного процесса. Однако единого мнения о его сущности и методологических приоритетах не существует.

Понятие общества как развивающейся системы сочетается с представлениями о странах и народах, существовавших в различные эпохи в разных регионах планеты. И первое, что бросается в глаза при их сравнении – это непохожесть, уникальность этих стран, неповторимость их исторических путей. Это и порождает представление об истории человечества как сосуществовании отдельных, неповторимых, уникальных и разнообразных форм совместной жизни.

Но как бы ни отличались друг от друга эти страны, в их организации мы обнаруживаем ряд общих для всех элементов:

- материальное производство;

- социальная структура;

- социальные институты;

- социальные нормы и ценности.

Это обстоятельство формирует представление о наличии всеобщих, универсальных форм организации человеческого общества, о единстве и целостности его истории.

Эти особенности исторического процесса и порождают различные подходы к его интерпретации. В целом все подходы, связанные с объяснением сущности исторического процесса можно разделить на две группы:

- линейные (стадиально-поступательные) – ориентируют на понимание истории как единого процесса поступательного развития, в соответствии с которым выделяются основные стадии в развитии человечества;

- нелинейные – отрицают наличие единых закономерностей в развитии человечества и рассматривает его развитие как историю отдельных стран, народов или регионов.

 

Линейные подходы к пониманию исторического процесса

Истоки линейных подходов в социально-философской мысли Европы можно найти в средние века (Августин Аврелий и др.), когда история рассматривалась как процесс, движущийся к единой цели – победе божьего царства на Земле. Линейный подход проявляется в общепринятом в рамках новоевропейской традиции делении истории на стадии Древности, Средних веков, Нового времени, Новейшего времени.

 

В рамках линейного понимания истории можно выделить следующие подходы:

Исторические концепции периода Просвещения (И. Гердер, М.Ж. Кондорсе и др.).

В рамках данных концепций история человечества разделяется на три стадии:

- дикость (период господства присваивающего хозяйства и родовой общины);

- варварство (период перехода от родового к классовому обществу: возникновения производящего хозяйства в виде земледелия и животноводства, а также ремесла, торговли, социального неравенства);

- цивилизация (период, для которого характерно формирование социально-классовой структуры общества, государственности, городской экономики и культуры, письменности).

Источником перехода общества от одной стадии к другой провозглашается распространение рациональных знаний о природе, человеке и обществе.

 

Гегелевский подход

Согласно данному подходу история человечества является воплощением Абсолютной идеи – надмировой нематериальной субстанции, определяющей развитие всех форм бытия. Абсолютная идея задает истории человеческого общества общую цель, которую постепенно реализует – развитие свободы духа применительно к человеку и обществу. Каждый этап истории – это определенная ступень реализации данной цели. Важная роль в историческом развитии принадлежит отдельным народам и выдающимся личностям. В определенный исторический период Абсолютная идея избирает некоторый народ, который именно на данном этапе выполняет роль реализации общественного развития. Выполнив свою миссию, этот народ передает эстафету другим народам, а сам уходит в историческое небытие. Другой более высокий уровень развития истории выпадает реализовать другому народу и, начиная с этого момента, предыдущий народ уже перестает играть свою прежнюю роль. Во главе всех действий, имеющих всемирно-историческое значение и осуществляемых отдельным народом, огромное значение принадлежит выдающимся личностям.

Рассматривая всемирную историю как единое целое и стремясь показать ее поступательное развитие от низшего к высшему, Гегель делит ее на четыре периода: восточный, греческий, римский, германский.

 

Формационный подход

Данный подход разработан в рамках марксизма. В его основе находится материалистическое понимание истории, в соответствии с которым главной сферой общественной жизни провозглашается материальное производство. Общественно-экономическая формация – это устойчивый тип общества, в основе которого находится определенный способ производства. Способ производства, включающий в себя производительные силы (предметы труда, средства производства, рабочая сила) и соответствующие им производительные отношения (отношения между людьми в процессе производства, обмена, распределения и потребления продукции), провозглашается базисом общества, который определяет его специфику. В зависимости от него находится надстройка (сферы политики, культуры, религии и т.д.).

Все человечество проходит через несколько формаций, которые выделяются на основе господствующих в некотором обществе производственных отношений и прав собственности на средства производства (первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, а затем после пролетарской революции должна прийти социалистическо-коммунистическая). Источником перехода от одной формации к другой являются внутренние противоречия между производительными силами, которые находятся в постоянном развитии, и производственными отношениями, являющимися стабильным элементом в каждой формации. В периоды наибольшего обострения экономических противоречий в обществе активизируется борьба между социальными классами, которая приводит к социальным революциям, становящимся непосредственным толчком к изменению формаций.

 

4) Цивилизационно-стадиальный подход

Зачатки данного подхода появляются в 18 в. Тогда впервые в научный оборот было введено понятие цивилизации, которое первоначально характеризовало закономерности развития и особенности социокультурного бытия Западной Европы. Подавляющее большинство сторонников данного подхода, настаивая на единстве мировой истории, приняли цивилизационную европейскую модель в качестве образца для других цивилизаций, поделив народы на исторические и неисторические. Для единого исторического процесса характерна поступательность и стадиальность развития.

Цивилизационно-стадиальный подход проявляется в современной социально-философской мысли в концепциях индустриального, постиндустриального и информационного общества.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 717; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.221.252 (0.009 с.)