Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Развитие общества как цивилизационный процессСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Проблема единства и многообразия исторического процесса В современном обществознании получило широкое распространение рассмотрение развития общества как цивилизационного процесса. Однако единого мнения о его сущности и методологических приоритетах не существует. Понятие общества как развивающейся системы сочетается с представлениями о странах и народах, существовавших в различные эпохи в разных регионах планеты. И первое, что бросается в глаза при их сравнении – это непохожесть, уникальность этих стран, неповторимость их исторических путей. Это и порождает представление об истории человечества как сосуществовании отдельных, неповторимых, уникальных и разнообразных форм совместной жизни. Но как бы ни отличались друг от друга эти страны, в их организации мы обнаруживаем ряд общих для всех элементов: - материальное производство; - социальная структура; - социальные институты; - социальные нормы и ценности. Это обстоятельство формирует представление о наличии всеобщих, универсальных форм организации человеческого общества, о единстве и целостности его истории. Эти особенности исторического процесса и порождают различные подходы к его интерпретации. В целом все подходы, связанные с объяснением сущности исторического процесса можно разделить на две группы: - линейные (стадиально-поступательные) – ориентируют на понимание истории как единого процесса поступательного развития, в соответствии с которым выделяются основные стадии в развитии человечества; - нелинейные – отрицают наличие единых закономерностей в развитии человечества и рассматривает его развитие как историю отдельных стран, народов или регионов.
Линейные подходы к пониманию исторического процесса Истоки линейных подходов в социально-философской мысли Европы можно найти в средние века (Августин Аврелий и др.), когда история рассматривалась как процесс, движущийся к единой цели – победе божьего царства на Земле. Линейный подход проявляется в общепринятом в рамках новоевропейской традиции делении истории на стадии Древности, Средних веков, Нового времени, Новейшего времени.
В рамках линейного понимания истории можно выделить следующие подходы: Исторические концепции периода Просвещения (И. Гердер, М.Ж. Кондорсе и др.). В рамках данных концепций история человечества разделяется на три стадии: - дикость (период господства присваивающего хозяйства и родовой общины); - варварство (период перехода от родового к классовому обществу: возникновения производящего хозяйства в виде земледелия и животноводства, а также ремесла, торговли, социального неравенства); - цивилизация (период, для которого характерно формирование социально-классовой структуры общества, государственности, городской экономики и культуры, письменности). Источником перехода общества от одной стадии к другой провозглашается распространение рациональных знаний о природе, человеке и обществе.
Гегелевский подход Согласно данному подходу история человечества является воплощением Абсолютной идеи – надмировой нематериальной субстанции, определяющей развитие всех форм бытия. Абсолютная идея задает истории человеческого общества общую цель, которую постепенно реализует – развитие свободы духа применительно к человеку и обществу. Каждый этап истории – это определенная ступень реализации данной цели. Важная роль в историческом развитии принадлежит отдельным народам и выдающимся личностям. В определенный исторический период Абсолютная идея избирает некоторый народ, который именно на данном этапе выполняет роль реализации общественного развития. Выполнив свою миссию, этот народ передает эстафету другим народам, а сам уходит в историческое небытие. Другой более высокий уровень развития истории выпадает реализовать другому народу и, начиная с этого момента, предыдущий народ уже перестает играть свою прежнюю роль. Во главе всех действий, имеющих всемирно-историческое значение и осуществляемых отдельным народом, огромное значение принадлежит выдающимся личностям. Рассматривая всемирную историю как единое целое и стремясь показать ее поступательное развитие от низшего к высшему, Гегель делит ее на четыре периода: восточный, греческий, римский, германский.
Формационный подход Данный подход разработан в рамках марксизма. В его основе находится материалистическое понимание истории, в соответствии с которым главной сферой общественной жизни провозглашается материальное производство. Общественно-экономическая формация – это устойчивый тип общества, в основе которого находится определенный способ производства. Способ производства, включающий в себя производительные силы (предметы труда, средства производства, рабочая сила) и соответствующие им производительные отношения (отношения между людьми в процессе производства, обмена, распределения и потребления продукции), провозглашается базисом общества, который определяет его специфику. В зависимости от него находится надстройка (сферы политики, культуры, религии и т.д.). Все человечество проходит через несколько формаций, которые выделяются на основе господствующих в некотором обществе производственных отношений и прав собственности на средства производства (первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, а затем после пролетарской революции должна прийти социалистическо-коммунистическая). Источником перехода от одной формации к другой являются внутренние противоречия между производительными силами, которые находятся в постоянном развитии, и производственными отношениями, являющимися стабильным элементом в каждой формации. В периоды наибольшего обострения экономических противоречий в обществе активизируется борьба между социальными классами, которая приводит к социальным революциям, становящимся непосредственным толчком к изменению формаций.
4) Цивилизационно-стадиальный подход Зачатки данного подхода появляются в 18 в. Тогда впервые в научный оборот было введено понятие цивилизации, которое первоначально характеризовало закономерности развития и особенности социокультурного бытия Западной Европы. Подавляющее большинство сторонников данного подхода, настаивая на единстве мировой истории, приняли цивилизационную европейскую модель в качестве образца для других цивилизаций, поделив народы на исторические и неисторические. Для единого исторического процесса характерна поступательность и стадиальность развития. Цивилизационно-стадиальный подход проявляется в современной социально-философской мысли в концепциях индустриального, постиндустриального и информационного общества.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 717; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.221.252 (0.009 с.) |