Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие метода и методологииСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Научная деятельность, как и любая другая, осуществляется при помощи определенных средств, а также особых приемов и способов, т.е. методов, от правильного использования которых во многом зависит успех в реализации поставленной задачи исследования. Метод – это совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности. Сущность метода состоит во внутренней организации и регулировании процесса познания или практического преобразования того или иного объекта. На уровне повседневной практической деятельности метод формируется стихийно и только в процессе осознается людьми. В сфере же науки метод формируется сознательно и целенаправленно. Научный метод только тогда соответствует своему статусу, когда он обеспечивает адекватное отображение свойств и закономерностей предметов внешнего мира. Научный метод – это система правил, норм и приемов, с помощью которых достигается объективное познание действительности. Научному методу свойственны следующие признаки: - ясность или общедоступность; - отсутствие стихийности в применении; - направленность или способность обеспечивать достижение цели; - плодотворность или способность достигать не только намеченные, но и не менее значимые побочные результаты. Характер метода существенно определяется: - предметом исследования; - теоретической базой. Зависимость метода от предмета исследования: Методы, подходящие для одной области научных исследований, оказываются непригодными для достижения целей в других областях. В то же время возможен перенос методов, хорошо зарекомендовавших себя в одних науках, в другие науки для решения их специфических задач. Зависимость метода от теоретической базы: Любой научный метод разрабатывается на основе определенной теории, которая, таким образом, выступает его предпосылкой. Эффективность и сила того или иного метода обусловлена содержательностью и глубиной той теории, на основе которой он формируется. В свою очередь метод используется для углубления и расширения теоретического знания. Таким образом, теория и метод тесно взаимосвязаны: теория, отражая действительность, трансформируется в метод посредством разработки вытекающих из нее правил, приемов, операций; методы способствуют формированию, развитию, уточнению теории, ее практической проверке. Структура научного метода включает в себя следующие элементы: - правила – предписания, устанавливающие порядок действий при достижении некоторой цели (правило является таким положением, в котором отражена закономерность в некоторой предметной области); - совокупность операций, норм, приемов, обеспечивающих соединение средств и условий с деятельностью человека на основе правил метода. Понятие методологии В самом общем смысле под методологией понимается система методов, используемых в некоторой области деятельности. Но в контексте философского исследования методология – это, прежде всего, учение о методах научной деятельности, общая теория научного метода. Ее задачи заключаются в исследовании возможностей и перспектив развития соответствующих методов в ходе научного познания. Методология науки стремится упорядочить, систематизировать методы, установить пригодность их применения в различных областях. Таким образом, методология науки представляет собой теорию научного познания, исследующую познавательные процессы, происходящие в науке, формы и методы научного познания. В этом смысле она выступает метанаучным знанием философского характера. Исторически первоначально проблемы методологии науки разрабатывались в рамках философии. В античности были сформулированы диалогическая методология Сократа и Платона, формальная логика Аристотеля, которые закладывали методологическую базу для философских и протонаучных исследований. В философской гносеологии раннего Нового времени 17-18 вв. были разработаны индуктивная и дедуктивная методология науки. Первая была представлена в творчестве Ф. Бэкона, Т. Гоббса, Дж. Локка и др.; вторая – в творчестве Р. Декарта, Б. Спинозы, Г. Лейбница и др. Существенный вклад в развитие методологии науки внесла немецкая классическая философия (И. Кант, И. Фихте, Г.В.Ф. Гегель): было разработано учение об общих границах познавательных возможностей, разработана диалектическая методология, сделаны попытки создать универсальную систему научного знания. В ряде направлений неклассической философии также затрагивались проблемы методологии науки (позитивизм, эмпириокритицизм, неопозитивизм, постпозитивизм, аналитическая философия, прагматизм, инструментализм, неокантианство, неогегельянство, неореализм, критический реализм, неорационализм, феноменология, структурализм, герменевтика и др.). Проблемы методологии науки также затрагиваются в рамках логики, которая главное внимание направляет на прояснение структуры знания, на описание его формальных связей и элементов на языке символов и формул при отвлечении от конкретного содержания высказываний и умозаключений. Логические средства используются для анализа научного языка, выявления логической структуры научных теорий и их компонентов и т.д. Традиционно логические средства применялись в основном к анализу структуры научного знания, затем центр методологических интересов сместился на проблематику роста, изменения и развития знания. Особое значение в становлении методологии науки имели исследования 19 – начала 20 вв. в области логико-математического знания Джорджа Буля, Фридриха Фреге, Чарльза Пирса. Начиная с Нового времени, методологические идеи разрабатываются в рамках частных наук. Методология стала необходимым компонентом каждой науки. Наиболее развитую форму методология приобрела в рамках таких научных дисциплин как физика, биология, химия, история.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 716; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.101.250 (0.011 с.) |