Идеалы и нормы научного исследования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Идеалы и нормы научного исследования



Идеалы и нормы научного исследования – это регулятивные идеи и принципы, выражающие представления о ценностях научной деятельности, ее целях и путях их достижения. Они выражают ценностные и целевые установки науки, отвечая на вопросы: для чего нужны те или иные познавательные действия? какой тип знания должен быть получен в результате? каким способом получить это знание?

Среди идеалов и норм науки могут быть выявлены:

- собственно познавательные установки, которые регулируют процесс воспроизведения объекта в различных формах научного знания;

- социальные установки, которые фиксируют роль науки и ее ценность для общественной жизни на определенном этапе исторического развития.

Познавательные установки включают в себя:

- идеалы и нормы доказательности и обоснования знания (со времен античности в данном контексте был выдвинут логический критерий, в классической науке Нового времени к нему был присоединен критерий опытной проверки);

- идеалы и нормы объяснения и описания знания (классическая наука требовала максимальной объективности при описании, исключения всякого влияния субъекта, неклассическая наука учитывает экспериментальные условия получения опытных данных, логические условия интерпретации – принципы дополнительности, непосредственности и т.д.);

- идеалы и нормы построения и организации знания (аксиоматические с античности в математизированных областях знания, гипотетико-дедуктивные с Нового времени в естествознании, историко-логические в социально-гуманитарных науках).

Познавательные установки влияют на исследовательский процесс на всех его стадиях:

- определяют постановку и формулировку проблемы как исходного пункта исследования;

- задают цели научного исследования;

- определяют ход исследовательской деятельности;

- определяют выбор конкретных методов исследования;

- оказывают вляиние на оформление научно-исследовательских работ.

В совокупности познавательные установки образуют своеобразную схему метода исследовательской деятельности, обеспечивающую освоение объектов определенного типа.

В содержании идеалов и норм научного исследования можно выделить три взаимосвязанных уровня:

1) Установки, которые отличают науку от других форм познания. В таких установках представлена ориентация науки на проникновение в сущность изучаемых объектов, на доказательство и обоснование знаний. Эти установки присущи науке любого исторического периода.

2) Исторически изменчивые установки, которые характеризуют стиль мышления, доминирующий в науке на определенном историческом этапе.

Так, например, сравнивая древнегреческую математику с математикой Древнего Вавилона и Древнего Египта, можно обнаружить различия в идеалах организации знания. Идеал изложения знаний как набора рецептов решения задач, принятый в математике Древнего Египта и Вавилона, в греческой математике заменяется идеалом организации знания как целостной теоретической системы, в которой из исходных посылок-постулатов выводятся теоретические следствия. Наиболее яркой реализацией этого идеала была Евклидова геометрия.

При сопоставлении способов обоснования знания, господствовавших в средневековой протонауке, с нормативами исследования, принятыми в науке Нового времени, обнаруживается изменение идеалов и норм доказательности и обоснованности знания. Ученый средневековья различал правильное знание, проверенное наблюдениями и приносящее практический эффект, и истинное знание, раскрывающее символический смысл вещей, позволяющее через земные предметы соприкоснуться с миром небесных сущностей. Поэтому при обосновании знания в средневековой науке ссылки на опыт как на доказательство соответствия знания свойствам вещей в лучшем случае означали выявление только одного из многих смыслов вещи, причем далеко не главного. В процессе становления естествознания в конце 16–17 вв. утвердились новые идеалы и нормы обоснованности знания. В соответствии с ними главная цель познания определялась как изучение и раскрытие природных свойств и связей предметов, обнаружение естественных причин и законов природы. Отсюда в качестве главного требования обоснованности знания о природе было выдвинуто требование его экспериментальной проверки.

3) Установки, конкретизированные применительно к специфике предметной области отдельных наук.

Например, в математике и во многих социально-гуманитарных науках отсутствует идеал экспериментальной проверки теории, но для опытных наук он обязателен. В физике существуют особые нормативы обоснования ее развитых математизированных теорий. Они выражаются в принципах наблюдаемости, соответствия, инвариантности. Эти принципы регулируют физическое исследование, но они избыточны для наук, только вступающих в стадию теоретизации и математизации. В биологии идея развития распространяется на все объекты, а в физике до последнего времени она практически отсутствовала. Лишь в современную эпоху благодаря развитию теории элементарных частиц в тесной связи с космологией, а также достижениям термодинамики неравновесных систем в физику начинают проникать эволюционные идеи, вызывая изменения ранее сложившихся дисциплинарных идеалов и норм.

Особая система регулятивов познания характерна для социально-гуманитарных наук. В них учитывается специфика социальных объектов – их историческая динамика и органичная включенность сознания в развитие и функционирование социальных процессов.

Идеалы и нормы науки имеют двойную обусловленность. С одной стороны, они определены характером исследуемых объектов, с другой, – мировоззренческими ориентациями, доминирующими в культуре той или иной исторической эпохи. Первое наиболее ярко проявляется на уровне дисциплинарного компонента содержания идеалов и норм познания, второе – на уровне, выражающем исторический тип научной рациональности. Исследователь может не осознавать всех применяемых в научном поиске идеалов и норм, многие из которых ему представляются само собой разумеющимися. Он чаще всего усваивает их, ориентируясь на образцы уже проведенных исследований и на их результаты. Процессы построения и функционирования научных знаний демонстрируют идеалы и нормы, в соответствии с которыми создавались эти знания. В их системе возникают своеобразные эталонные формы, на которые ориентируется исследователь.

Например, для Ньютона идеалы и нормы организации теоретического знания были выражены евклидовой геометрией, и он создавал свою механику, ориентируясь на этот образец. В свою очередь, ньютоновская механика была своеобразным эталоном для Ампера, когда он поставил задачу создать обобщающую теорию электричества и магнетизма.

 

Философские основания науки

Философские основания науки включают в себя философские идеи и принципы, которые обосновывают как идеалы и нормы науки, так и содержательные представления научной картины мира, а также обеспечивают включение научного знания в культуру соответствующей исторической эпохи.

Научные знания в силу ряда причин могут не совпадать с нормами и представлениями о мире обыденного опыта. Философские основания науки направлены, прежде всего, на согласование научных представлений с господствующим в культуре определенной исторической эпохи мировоззрением.

В рамках философских оснований науки можно выделить две подсистемы:

1) онтологическая подсистема (фундаментальные принципы и категории, служащие для понимания и познания исследуемых объектов; например, «вещь», «свойство», «отношение», «процесс», «состояние», «причинность», «необходимость», «случайность», «пространство», «время» и т.д.);

2) гносеологическая подсистема (принципы и категории, характеризующие познавательные процедуры и их результат; например, «истина», «метод», «знание», «объяснение», «доказательство», «теория», «факт» и т.д.).

Обе подсистемы исторически изменчивы. Их развитие, с одной стороны, зависит от типа объектов, которые осваивает наука, с другой – от изменения норм исследования, необходимых для их изучения.

Философские основания классической науки акцентировали онтологическую проблематику, а гносеологические категории развивали с позиций идеала истины как точной картины объекта, исключающей ссылки на субъект и операции его деятельности. Эти характеристики философских оснований были общими как для науки 17–18 вв., когда в ней доминировала механистическая картина мира, так и для классической науки 19 в., когда сформировалась дисциплинарная структура науки и философские основания стали гетерогенными (в физике и технических науках этой эпохи философия механицизма еще сохраняла свои позиции, в биологии и социальных науках она была вытеснена эволюционной парадигмой).

В неклассической науке конца 19 – первой половины 20 вв. акцент был перенесен на гносеологическую проблематику, а новые смыслы онтологических категорий вводились с учетом трактовки познания как деятельности субъекта, от характера средств и операций которой зависят получаемые знания об объекте.

В постнеклассической науке ее философские основания концентрируют внимание на проблематике социокультурной и мировоззренческой обусловленности познания. Под этим углом зрения разрабатываются смыслы онтологических и гносеологических категорий. Такая разработка определена доминирующими типами объектов исследования, которыми становятся сложные, исторически развивающиеся системы.

Философские основания науки не следует отождествлять со всем массивом философского знания. Из всего поля философской проблематики наука использует лишь некоторые идеи и принципы (философия ведь рассматривает не только проблемы научного познания).

Характерным в этом отношении примером может служить обоснование Фарадеем материального статуса электрических и магнитных полей ссылками на философский принцип единства материи и силы. Экспериментальные исследования Фарадея подтверждали идею, что электрические и магнитные силы передаются в пространстве не мгновенно по прямой, а по линиям различной конфигурации от точки к точке. Эти линии, заполняя пространство вокруг зарядов и источников магнетизма, воздействовали на заряженные тела, магниты и проводники. Но силы не могут существовать в отрыве от материи. Поэтому, подчеркивал Фарадей, линии сил нужно связать с материей и рассматривать их как особую субстанцию.

В то же время и наука влияет на развитие философии, вносит свой вклад в философские основания. В те периоды, когда наука выходит на исследование принципиально новых областей, философия, аккумулировавшая прежний массив знаний, может тормозить развитие новых научных направлений.

Формирование и трансформация философских оснований науки требует не только философской, но и специальной научной эрудиции исследователя (понимания им особенностей предмета соответствующей науки, ее традиций, ее образцов деятельности и т.п.). Оно осуществляется путем выборки и последующей адаптации идей, выработанных в философии, к потребностям определенной области научного познания, что приводит к конкретизации исходных философских идей, их уточнению. Весь этот комплекс исследований на стыке между философией и конкретной наукой осуществляется совместно философами и учеными-специалистами в данной науке. В настоящее время этот особый слой исследовательской деятельности обозначен как философия и методология науки.

 

 

ДИНАМИКА НАУКИ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 2780; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.250.114 (0.016 с.)