Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Культура как объект исследования в культурологииСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Архетип – прообраз, первичная форма, образец, термин введен в учении о коллективном бессознательном К.Г.Юнгом. Антропологический аспект (подход к изучению) культуры – один из аспектов, в котором культура рассматривается, какобщее отличие человеческой жизнедеятельности от биологических форм жизни. Аксиологический (ценностный) аспект (подход к изучению) культуры – культура рассматривается как совокупность ценностей, а не артефактов или образ жизни. Выстраивается шкала ценностей, на вершине которой памятники и объекты культуры мирового значения, а внизу – все, что не имеет никакой ценности или негативную ценность (антикультура, бескультурье). Г.Риккерт одним из первых обосновал данный подход; согласно его представлениям ценности образуют идеальный, независимый от человека, вечный мир. Аспекты культуры – в культурологииточка зрения, согласно которой рассматривается культура. Выделяют следующие основные аспекты: · генетический – культура рассматривается как продукт общества, · гносеологический – культура рассматривается как совокупность достигнутых в процессе освоения мира материальных и духовных ценностей, · аксиологический – культура рассматривается как совокупность ценностей, а не артефактов или образ жизни, · нормативный – культура рассматривается как система, регулирующая социальные отношения в обществе, · социологический – культура выражается как деятельность исторически конкретного социального субъекта. Генетический аспект культуры –один из аспектов, в котором культура рассматривается как продукт общества. Фиксируется не только общее отличие человеческой жизнедеятельности от биологических форм жизни, но и качественное своеобразие ее исторически конкретных форм на разных этапах. Герменевтический аспект (подход к изучению) культуры – исследуетсяразъяснение, толкование, объяснение текстов. Представители Х.Г.Гадамер, В.Дильтей. Гносеологический (познавательный) аспект (подход к изучению) культуры – культура рассматривается как совокупность достигнутых в процессе освоения мира материальных и духовных ценностей. Эти ценности отражают уровень достижений человечества и выступают специфическим объектом освоения, познания. Исследуется « расширение знаний об окружающем мире и передача их в символической форме из поколения в поколение». Игровая концепция культуры – в основе теории доминирующая роль игры в генезисе и развитии культуры, игра старше культуры и творит ее. Представители: · Е.Финк – игра является одной из основ человеческого бытия наряду со смертью, любовью, трудом, · Г.Гессе – немецкий писатель, в работе «Игра в бисер» критикует современную культуру через анализ негативных аспектов «феноменологии духа», выступает за актуализацию классического культурного наследия через анализ позитивных аспектов «феноменологии духа», · Й.Хейзинга в работе «Homo ludens» пишет, что по мере развития общества роль игры уменьшается, творческая игра заменена понятием польза, что является своеобразным показателем кризиса культуры. Рассматривал игру, как заданную величину в культуре, существовавшую прежде нее самой. Иррационализм — (лат. — неразумный, бессознательный) — философское направление, ограничивающее или отрицающее возможность процесса разумного познания реальности. Натуралистический подход к культуре – культура – приспособление человека как биологического организма к окружающей среде. Представители медики, психологи, биологи, которых объединяет стремление подчеркнуть биологическую обусловленность культуры: · З.Фрейд – автор работы «Тотем и табу», посвященной проблемам культурогенеза, основоположник психоанализа, применил его в сфере социальных и культурных феноменов. Сублимация – замещение сексуальной энергии (либидо) на другие виды деятельности, творчество. Культура налагает запреты на подсознательные влечения человека и создает механизмы охраны этих запретов, средствами религии, искусства и др. смягчает тяжесть этих запретов. Исследовал первобытную культуру и религию, психологию культуры, · К.Г.Юнг – создатель школы «аналитической психологии» считает, что в человеке помимо индивидуального бессознательного есть коллективное бессознательное – отражение опыта предшествующих поколений. Культурный архетип – врожденные психические структуры, являющиеся результатом исторического развития человечества, основа творчески-продуктивной деятельности человека. Нормативный аспект культуры – один из аспектов, в котором культура рассматривается как система, регулирующая социальные отношения в обществе. Это значит, что продуктом человеческой деятельности являются не только предметы материальной и духовной жизни, но и все отношения между людьми. Подходы к изучению культуры – методы,выбранные в зависимости от цели исследования или от представлений о природе культуры, исходных принципов: · познавательный – главная задача культурологии в строгой, многосторонней, исчерпывающей фиксации культурных фактов, т.е. описание, воспроизведение упорядоченных фактов, а не объяснение их, · феноменологический – в основе философское учение, отрицающее существование чего-либо кроме явлений и фактов, данных нам в опыте и наблюдении, законы, причины и сущности – условности, · системный – культура – это сверхсистема, элементами которой являются подсистемы – отдельные культурные сферы, характеризует культуру с точки зрения ее организации и устойчивости, фиксирует внимание на функциональном взаимодействии ее элементов, · синергетический – рассматривает культуру как сложно организованную систему, учитывает ее динамику, разрушение и возникновение новых системных образований, · целостный – приоритет целого, не являющейся функцией или результатом сложения частей, · теоретический – отражает понимание культуры вне динамических характеристик, без рассмотрения этапов истории, · диахронический – понимание культуры как закономерного перехода от относительно простых форм (первобытных) к все более сложным (древневосточным, античным…), которые являются ступенями совершенствования общечеловеческой культуры. Прогностический аспект (подход к изучению) культуры – представление о возможных направлениях будущего развития культуры. Просвещение о культуре – европейские мыслителиXVII-XVIII вв.: · Дж. Вико итальянский мыслитель, заложил основы сравнительной культурной антропологии, философии истории, социологии, юриспруденции; в работе «Основание Новой науки об общей природе наций» делит действительность на мир природы, созданный Богом и мир гражданский, наций, созданный человеком; для человека истинным является только созданное им самим, необходимо познать мир, созданный человеком; мир наций это последовательная смена эпох, объединенных одним основополагающим принципом; Основанием всеобщей истории является век богов, век героев, век людей; две формы постижения мира – поэтическая и философская; первая породила мифы, образы, символы, знаки – Мир искусства, впоследствии – мир наук, · И. Гердер «Идеи к философии человеческой истории» – основа культуры гуманность; язык – «печать нашего разума»; ценности человека – разум, гуманность, вера, справедливость, · Ж.Ж. Руссо критиковал культурные основы человеческого общества – 1)современная цивилизация плод и источник неравенства, т.к. «науки и искусства обязаны своим происхождением нашим порокам»; 2) общественный прогресс противоречив, развитие просвещения не означает увеличение человеческой мудрости; 3) разрыв между подлинной пользой и искаженными личными интересами людей приводят к отчуждению, деятельность человека и ее результаты превращаются в самостоятельную враждебную силу (политическое отчуждение – правитель и подданный, социально-экономическое – частная собственность, психологическое – развитие общества и одиночество); 4) нравственный кризис – на смену естественному эгоизму приходит страсть, самолюбие, тщеславие, властолюбие; 5) «возврат к истокам», к природе, естественному состоянию в котором люди равны, нет политики, нет частной собственности. Основные идеи просветителей: · авторитет разума, · культура не только преобразование человеком природы, но и преобразование самого человека, · человек должен следовать природе, которая не разумна, но создала разумного человека. Рационализм (лат. — разумный) — система взглядов, которая признает основой познания, поведения и мотивации человеческий разум. Семиотика (учение о знаках)– научная дисциплина, предметом которой являются общие принципы, лежащие в основе структуры всех знаков с учетом их использования. Символический подход к культуре: культура – это знаковая система. У истоков культуры способность человека создавать знаки, символы, заменяя ими реальность. Представители: · Э.Кассирер «Философия символических форм» – идея рассмотрения мифа, языка, искусства как символических форм культуры, начало культуры заключено в способности творить искусственный мир, заменяя реальность на символы языка, искусства, науки, религии, мифологии, · Лотман Ю.М. «Семиосфера» – основоположник московско-тартусской семиотической школы, предложивший анализировать языки культуры. Культура это исторически сложившийся пучок семиотических систем языков, который может складываться в единую иерархию (сверхязык) или в симбиоз самостоятельных систем. Рассмотривал культуру как знаковую систему, сопоставимую с текстом, как память пережитого коллективом. Синергетика — междисциплинарное направление научных исследований, ставящее в качестве своей основной задачи познание общих закономерностей и принципов, лежащих в основе процессов самоорганизации в системах самой разной природы, в том числе и социокультурных. Синергетика формирует представление об альтернативности, поливариантности путей развития сложных систем и открывает новые принципы управления ими. Синтез культур — взаимодействие и соединение разнородных элементов, при котором возникает новое культурное явление, течение, стиль или модель социокультурного устройства, отличающееся от составляющих его компонентов и имеющее собственное качественно определенное содержание и (или) форму. Системный подход к культуре: рассмотрение культурыкак сложного системно-целостного единства. Социологический аспект культуры – один из аспектов, в котором культура выражается как деятельность исторически конкретного социального субъекта. Социал-дарвинизм – « направление, использующее в объяснении социокультурных процессов такие понятия как «естественный отбор», «борьба за существование»». Философия жизни – направление западной философской мысли XIX в. выступившее против панлогизма, абстрактного рационализма. Его представители считали, что философия должна опираться не только на естественные науки, но и на художественное видение, способное запечатлеть движение жизни. Представители: · Ф. Ницше разработал учение о двух началах в человеке – аполлоновском и дионисийском; критиковал европейскую культуру, основанную на науке и враждебной реальной жизни; отрицал бога и христианские ценности, превратившие несвободу человека в идеал, выступал против европейской сократовской культуры; учение о сверхчеловеке, · В.Дильтей – культура предшествует мышлению и науке. Мышление, вторичное производное духа не может понять чувств. В искусстве, религии, философии разные типы познания – объяснение и понимание. Природу можно объяснить, а человека надо понимать. Понимание достигается «вживанием», «вчувствованием» при помощи воображения и интуиции. Для постижения прошлых культур разрабатывает и описывает приемы и методы интерпретации, названные герменевтикой – искусство истолкования, разъяснения и понимания текстов различного содержания. Этология – наука о поведении животных в естественной среде. К.Лоренц считает, что отсутствует «четкая грань между природой и культурой, социальным поведением животных и социальным поведением людей.
Функции культуры Адаптивная функция – обеспечение приспособления человека к окружающей среде. Герменевтическая – воспроизведение культурной системы изнутри. Гносеологическая (познавательная) – расширение знаний об окружающем мире и передача их в символической форме из поколения в поколение. Дескриптивная – описание основных культурных объектов. Защитная – при помощи искусственно созданных приспособлений, лекарств, оружия, транспорта человек приспособился к окружающей среде. Интегративная – объединение народов, социальных групп на основе единых взглядов, убеждений, ценностей. Коммуникативная – формирование условий и средств человеческого общения, установление коммуникативных связей. Нарративная – « включение объекта в контекст или общее поле культуры». Нормативная – «исполнение нормативных актов». Объяснительная – « сведение к понятному». Оценочная – « сопоставление объектов явлений в контексте». Преобразующая – освоение и изменение окружающей действительности. Регулятивная – функция регулирования различных сторон, видов общественной и личной деятельности людей. Сигнификативная функция культуры — приписывание значений и ценностей, это ее способность создавать целостные, осмысленные представления о мире и самостоятельные философские и поэтические миры. Для этого культура вырабатывает значения, имена, знаки, язык. Социализации – определяющая вхождение индивида в общество. Тема 3. Структура культуры
В зависимости от цели исследования понятие культура можно структурировать по разным основаниям: 1) По роли в обществе – актуальная, потенциальная; 2) По расположению в пространстве (выделяется множество этнических и религиозных типов); 3) По носителю культуры (личная, групповая, общечеловеческая); 4) По хронологии (первобытная, культура Древних цивилизаций, средневековья и Возрождения, Нового и Новейшего времени…); 5) По географическому фактору, оказавшему наибольшее влияние на культуру (степная, горная, речная, морская…); 6) по двум аспектам труда (умственный и физический) материальная и духовная. Духовная культура – сфера человеческой деятельности, охватывающая различные стороны духовной жизни человека и общества. Духовная культура включает в себя формы общественного сознания и их воплощение в литературные, архитектурные и другие памятники человеческой деятельности. Культура физического развития – спорт, физкультура, массовый туризм. Материальная культура – культура труда и материального производства, культура быта, культура топоса (места жительства), культура отношения к собственному телу. У.Огборн определяет как все материальные предметы, изобретения и технологии. Народная культура – культура, создаваемая анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки. Любительская по происхождению, коллективная. Состоит из двух видов – популярной и фольклорной. Популярная описывает сегодняшний быт, нравы, песни, танцы и т.д. народа, а фольклорная ее прошлое – жанры фольклора мифы, легенды, сказания, эпос, сказки. Сегодня существуют как культурное наследие. Обыденная культура – повседневные рациональные знания о мире, бытовая логика, повседневная жизненная практика, основывающаяся на здравом смысле. Политическая культура – совокупность регулятивов и ценностей, определяющих участие людей в политической жизни. Политика – область человеческих отношений и взаимодействий по поводу власти. Власть – способность определять поведение другого человека. Выделяют три типа: · традиционная (основана на вере в священность старых обычаев, государство – семья, правитель – отец, посты назначаются по личной преданности), · харизматическая (основана на вере в особые качества правителя); легальная (власть дается по закону, властные отношения безличные) представлена двумя моделями – тоталитарная, где власть в руках правящей партии и вождя, приоритет коллективных интересов над личными, государственный аппарат и партийный слитны и демократическая, избранные представители населения контролируют государственную власть, разделение законодательной, исполнительной и судебной власти, многопартийность. Правовая культура – система нормативных отношений между людьми и их организациями, сформированная в процессе социального взаимодействия, оформленная в фиксированные нормы (юридические законы), обязательные к исполнению и охраняемые государством. Социальная культура – правовая, нравственная, политическая. Субкультура – к ультура, отличающаяся от основной культуры какими-либо этническими, языковыми или религиозными признаками; культура социальных или демографических слоев, воплощающая различия в образе жизни, мышлении, поведении. Сферы культуры: · хозяйственная культура – Экономика, торговля, домашнее хозяйство, · научная культура – Повседневные рациональные знания о мире.
Религиозная культура Богослужение – совершение священнослужителями религиозных церемоний и обрядовых действий, отправление служб. Буддизм – одна из трех мировых религий. Возник в Древней Индии в VI-V в. до н.э. Основатель – Сиддхартха Гаутама, после «просветления» ставший Буддой. Распространен в Юго-Восточной и Центральной Азии. В центре буддизма — «учение о четырех благородных истинах»: существуют страдание, его причина в вожделении, прекратить страдание можно, прекратив вожделение, к освобождению от страдания ведет восьмеричный путь. В буддизме нет Бога как творца и высшего существа. Вера – религиозно-этическая категория, отражающая непосредственный и целостный акт свободного принятия человеком системы высших ценностей, ориентированной на идеальное преображение жизни. Догмат – (от греч. dogma – мнение, учение) – положение, принимаемое на веру за непреложную истину, неизменную при всех обстоятельствах. Ислам – (мусульманство) — одна из мировых религий (наряду с христианством и буддизмом), возникшая в VII веке в Аравии. Вероучение ислама изложено в Коране. Основатель – Мухаммед, которого, по преданию, Аллах избрал своим «посланником», пророком. Основу исламского учения составляет строгий монотеизм (единобожие — вера во всемогущего единого Аллаха), признание Корана вечной, несотворенной священной книгой, вера в воскресение мертвых и в конец света, соблюдение молитвы, поста и других обрядов. Пять столпов ислама: шахада – формула исповедания «Нет Бога кроме Аллаха, и Муххамед – пророк его»; салат (намаз) – обязательная молитва 5 раз в день, по пятницам коллективно в мечети; саум – пост в месяц рамадан; закят – обязательный налог в пользу бедных; хадж – паломничество в Мекку. Культ – в религии: служение божеству и связанные с этим действия, Преклонение перед кем-чем-нибудь, почитание кого-чего-нибудь. Мировые религии – религии, вышедшие за рамки национальных границ: буддизм, христианство, ислам. Мистика – вера в сверхъестественное, таинственное; вера в возможность непосредственного общения человека с потусторонним миром. Религия – мировоззрение и мироощущение, соответствующее поведение и действия, основанное на вере в существование Бога или богов, сверхъестественное. Одна из форм общественного сознания совокупность духовных представлений, основывающихся на вере в сверхъестественные силы и существа (богов, духов), которые являются предметом поклонения. Основные элементы религии: · вера в Бога (существо разумное, бессмертное, обладающее сверхъестественными способностями, непостижимое для человека), · эмоциональное отношение к Богу, · вероучение (священные тексты и их толкования), · религиозный культ (личное обращение к Богу в молитвах, коллективные богослужения, обряды, символика), · организация верующих (церковь). Сакральное – (от лат. — «посвященное богам», «священное», «запретное») — святое, священное, важнейшая мировоззренческая категория, выделяющая области бытия, воспринимаемые сознанием как принципиально отличные от обыденной реальности и исключительно ценные. В картине мира сакральность выполняет роль структурообразующего начала: в соответствии с представлениями о сакральности выстраиваются другие фрагменты картины мира и складывается их иерархия. В аксиологии сакральность задает вертикаль ценностных ориентации. Христианство – (греч. — «помазанник», «мессия») — одна из трех мировых религий (наряду сбуддизмом и исламом), названа по имени сына Бога Христа, возникло в начале I века в Палестине, в IV в. стало господствующей религией Римской империи. Христианство как и ислам, наследует созревшую в иудаизме идею единого Бога, обладателя абсолютной благости, абсолютного знания, абсолютного могущества, имеющего причину в Самом Себе; по отношению к которому все существа и предметы являются Его творениями; все создано Богом из ничего (креационизм). В основу христианской религии легла вера в искупительную миссию Иисуса Христа, который своей мученической смертью искупил грехи человечества; вера во второе пришествие Христа, которое должно состояться в будущем; в страшный суд; в небесное воздаяние и установление Царства Божьего. Вероучение изложено в Библии – Ветхий завет (монотеизм иудейской религии, заповеди Моисея) и Новый Завет (рождение, жизнь, распятие и воскресение Христа) и решениях Вселенских соборов. Таинства – священные действия, дающие человеку благодать Святого духа: Крещение, миропомазание, покаяние, причащение, брак, священство, соборование. Три разновидности христианства: 1) католичество – единый центр управления во главе с Папой, непогрешимость Папы и Церкви, вера в чистилище, крестятся слева направо, причащение хлебом, крещение обливанием, обет безбрачия священников; 2) православие – нет единого центра управления, 15 автокефальных (самостоятельных) церквей, чистилища нет, крестятся справа налево, причащение хлебом и вином, крещение окунанием, священнослужители могут иметь семью; 3) протестантизм – отсутствие единой организации, церковной иерархии, отрицание авторитета Папы и Церкви, признается только два таинства – Крещение и Причащение, отмена икон, монашества, упрощение обрядов.
Нравственная культура Добро – в широком смысле слова понимается как благо и имеет два значения: 1) представление, выражающее положительное значение чего-либо в его отношении к некоторому стандарту; 2) сам этот стандарт. В истории философии трактовалось как удовольствие (гедонизм), польза (утилитаризм), счастье (эвдемонизм), соответствующее обстоятельствам (прагматизм), общепринятое, целесообразное и т.д. Зло – основополагающее для морали и этики понятие, противоположность добра и блага. Охватывает негативные состояния человека (старение, болезнь, смерть, нищету, униженность) и силы, вызывающие эти состояния (природные стихии, социальные потрясения). Идеал – (франц. idеal, от греч. idеa – идея, первообраз) в общеупотребительном смысле: а) высшая степень ценного или наилучшее, завершённое состояние какого-либо явления, б) индивидуально принятый стандарт (признаваемый образец) чего-либо, как правило, касающийся личных качеств или способностей. Мораль – 1) нравственность, особая форма общественного сознания и вид общественных отношений (моральные отношения); один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм. В отличие от простого обычая или традиции, нравственные нормы получают идейное обоснование в виде идеалов добра и зла, должного, справедливости и т.п. В отличие от права, исполнение требований морали санкционируется лишь формами духовного воздействия (общественной оценки, одобрения или осуждения). Наряду с общечеловеческими элементами, мораль включает исторически преходящие нормы, принципы, идеалы. Мораль изучается специальной философской дисциплиной – этикой; 2) отдельное практическое нравственное наставление, нравоучение (мораль басни и т.п.). Нравственная культура – нравственные ценности (качества к которым надо стремиться, этические идеалы) и нормы (регулятивы, правила поведения). Воспитание ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое и гармоническое развитие человека на основе принципов «золотого правила нравственности», моральной автономии личности, гуманизма. Счастье – понятие, конкретизирующее высшее благо как завершённое, самоценное, самодостаточное состояние жизни; общепризнанная конечная субъективная цель деятельности человека. Художественная культура Идея произведения – основная мысль произведения, определяющая его содержание и образный строй, выраженный в соответствующей форме. Искусство – часть духовной культуры человечества, специфический род духовного освоения реальности общественным человеком, формирующий и развивающий способности творчески преобразовывать окружающий мир и самого себя. Появляясь на самых ранних стадиях развития общества, оно постепенно складывается как самостоятельная форма общественного сознания, способ осознания мира и средство духовного развития людей. Искусство отличается полифункциональностью, т.е. выполняет в обществе различные социальные функции: познавательную, гедонистическую (гедонизм — наслаждение), эстетическую, воспитательную, коммуникативную (средство общения) и др. Во всяком искусстве большую роль играет материал, в котором художественный образ воплощается и приобретает реальное существование. Вещественная сторона искусства, техника обработки материала существенным образом влияют на характер произведения искусства. В настоящее время существуют следующие виды художественного творчества: архитектура, декоративно-прикладное искусство, скульптура, живопись, графика, художественная фотография, литература, музыка, хореография, театр, кино, телевидение, эстрада, цирк. Виды искусства – особые области художественной деятельности различные по материалу и характеру образности. Классификация видов искусства: 1. Изобразительные виды искусства, воспринимаемые глазом, статично располагаются в пространстве. Сюда относятся живопись, архитектура, скульптура, фотография, графика. 2. Выразительные виды искусства, воспринимаемые слухом, динамичны (имеют начало и конец). Это музыка и литература. 3. Синтетические виды искусства сочетают в себе элементы выразительности 1 и 2 групп. Это театр, хореография, кино, телевидение, цирк, балет и т.д. Различают следующие жанры искусства, как формы композиционной организации художественных произведений: · Жанры живописи: портрет, пейзаж, натюрморт и т.д., · Жанры архитектуры выделяются по функциональному назначению зданий и сооружений, · Жанры музыки: песня, опера, симфония и т.д., · Жанры литературы: биографический, исторический, детективный, приключенческий и т.д. В основе художественного произведения находится художественный образ – обобщенное художественное отражение действительности, облеченное в форму конкретного индивидуального явления. Основная единица художественного произведения, употребляется в узком смысле по отношению к персонажу, в широком смысле, по отношению ко всему произведению. Художественные образы имеют несколько характеристик: метафоричность, многозначность, многоплановость, недосказанность, оригинальность, сочетание объективности и субъективности. Композиция – построение художественного произведения, обусловленное его содержанием и характером. Композиция является важнейшим элементом художественной формы, придающим произведению единство и цельность. Сюжет – в изобразительном искусстве – конкретное художественное воплощение явления или события. Обычно понимание сюжета ограничивается областью человеческих отношений, охватывающей конкретные действия и поступки людей. Художественная культура – совокупность процессов и явлений духовной практической деятельности, которая создает, распространяет и осваивает произведения искусства и материальные предметы, обладающие эстетической ценностью. Художественный метод – способ отбора, обобщения, эстетической оценки и образного воплощения жизненного материала, связанный со способом познания и преобразования.
Технологическая культура Изобретения – новые комбинации известных культурных элементов или комплексов, новые способы изготовления вещей (технологии). Моделирование – исследование каких-либо явлений, процессов или систем объектов путем построения и изучения их моделей; использование моделей для определения или уточнения характеристик и рационализации способов построения вновь конструируемых объектов. Наука – сфера деятельности, основная функция которой – выработка знаний о мире, их систематизация, на основе чего возможно построение образа мира – научная картина мира, и способов взаимодействия с миром – научно обоснованная практика. Техника – средства и способы деятельности, созданные людьми для достижения какой-либо цели. Как феномен культуры обеспечивает взаимодействие между обществом и природой, являясь частью природы целенаправленно преобразованной человеком. Технология – совокупность методов обработки, изготовления производства каких-то предметов или вещей, артефактов культуры. Сложное системное образование, имеющее существенные признаки: 1) специально выбранные и обусловленные состоянием знания методы человеческой деятельности; 2) подчиняется ценностным доминантам, характерным для данной культуры; 3) создается и существует как организующее ядро общественной жизнедеятельности. Технологическая культура – знания и регулятивы, с помощью которых осуществляется человеческая деятельность. Основные формы: техника, наука, инженерия. Эксперимент – создание системы условий для воспроизведения явления с целью его последующего качественного и количественного анализа.
Тема 4. Типология культур
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 1959; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.32.252 (0.015 с.) |