Культура как объект исследования в культурологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Культура как объект исследования в культурологии



Архетип – прообраз, первичная форма, образец, термин введен в учении о коллективном бессознательном К.Г.Юнгом.

Антропологический аспект (подход к изучению) культуры – один из аспектов, в котором культура рассматривается, какобщее отличие человеческой жизнедеятельности от биологических форм жизни.

Аксиологический (ценностный) аспект (подход к изучению) культуры – культура рассматривается как совокупность ценностей, а не артефактов или образ жизни. Выстраивается шкала ценностей, на вершине которой памятники и объекты культуры мирового значения, а внизу – все, что не имеет никакой ценности или негативную ценность (антикультура, бескультурье). Г.Риккерт одним из первых обосновал данный подход; согласно его представлениям ценности образуют идеальный, независимый от человека, вечный мир.

Аспекты культуры – в культурологииточка зрения, согласно которой рассматривается культура. Выделяют следующие основные аспекты:

· генетический – культура рассматривается как продукт общества,

· гносеологический – культура рассматривается как совокупность достигнутых в процессе освоения мира материальных и духовных ценностей,

· аксиологический – культура рассматривается как совокупность ценностей, а не артефактов или образ жизни,

· нормативный – культура рассматривается как система, регулирующая социальные отношения в обществе,

· социологический – культура выражается как деятельность исторически конкретного социального субъекта.

Генетический аспект культуры –один из аспектов, в котором культура рассматривается как продукт общества. Фиксируется не только общее отличие человеческой жизнедеятельности от биологических форм жизни, но и качественное своеобразие ее исторически конкретных форм на разных этапах.

Герменевтический аспект (подход к изучению) культуры – исследуетсяразъяснение, толкование, объяснение текстов. Представители Х.Г.Гадамер, В.Дильтей.

Гносеологический (познавательный) аспект (подход к изучению) культуры – культура рассматривается как совокупность достигнутых в процессе освоения мира материальных и духовных ценностей. Эти ценности отражают уровень достижений человечества и выступают специфическим объектом освоения, познания. Исследуется « расширение знаний об окружающем мире и передача их в символической форме из поколения в поколение».

Игровая концепция культуры – в основе теории доминирующая роль игры в генезисе и развитии культуры, игра старше культуры и творит ее. Представители:

· Е.Финк – игра является одной из основ человеческого бытия наряду со смертью, любовью, трудом,

· Г.Гессе – немецкий писатель, в работе «Игра в бисер» критикует современную культуру через анализ негативных аспектов «феноменологии духа», выступает за актуализацию классического культурного наследия через анализ позитивных аспектов «феноменологии духа»,

· Й.Хейзинга в работе «Homo ludens» пишет, что по мере развития общества роль игры уменьшается, творческая игра заменена понятием польза, что является своеобразным показателем кризиса культуры. Рассматривал игру, как заданную величину в культуре, существовавшую прежде нее самой.

Иррационализм — (лат. — неразумный, бессознательный) — философское направление, ограничивающее или отрицающее возможность процесса разумного познания реальности.

Натуралистический подход к культуре – культура – приспособление человека как биологического организма к окружающей среде. Представители медики, психологи, биологи, которых объединяет стремление подчеркнуть биологическую обусловленность культуры:

· З.Фрейд автор работы «Тотем и табу», посвященной проблемам культурогенеза, основоположник психоанализа, применил его в сфере социальных и культурных феноменов. Сублимация – замещение сексуальной энергии (либидо) на другие виды деятельности, творчество. Культура налагает запреты на подсознательные влечения человека и создает механизмы охраны этих запретов, средствами религии, искусства и др. смягчает тяжесть этих запретов. Исследовал первобытную культуру и религию, психологию культуры,

· К.Г.Юнг создатель школы «аналитической психологии» считает, что в человеке помимо индивидуального бессознательного есть коллективное бессознательное – отражение опыта предшествующих поколений. Культурный архетип – врожденные психические структуры, являющиеся результатом исторического развития человечества, основа творчески-продуктивной деятельности человека.

Нормативный аспект культуры – один из аспектов, в котором культура рассматривается как система, регулирующая социальные отношения в обществе. Это значит, что продуктом человеческой деятельности являются не только предметы материальной и духовной жизни, но и все отношения между людьми.

Подходы к изучению культуры – методы,выбранные в зависимости от цели исследования или от представлений о природе культуры, исходных принципов:

· познавательный – главная задача культурологии в строгой, многосторонней, исчерпывающей фиксации культурных фактов, т.е. описание, воспроизведение упорядоченных фактов, а не объяснение их,

· феноменологический – в основе философское учение, отрицающее существование чего-либо кроме явлений и фактов, данных нам в опыте и наблюдении, законы, причины и сущности – условности,

· системный – культура это сверхсистема, элементами которой являются подсистемы – отдельные культурные сферы, характеризует культуру с точки зрения ее организации и устойчивости, фиксирует внимание на функциональном взаимодействии ее элементов,

· синергетический – рассматривает культуру как сложно организованную систему, учитывает ее динамику, разрушение и возникновение новых системных образований,

· целостный приоритет целого, не являющейся функцией или результатом сложения частей,

· теоретический отражает понимание культуры вне динамических характеристик, без рассмотрения этапов истории,

· диахронический – понимание культуры как закономерного перехода от относительно простых форм (первобытных) к все более сложным (древневосточным, античным…), которые являются ступенями совершенствования общечеловеческой культуры.

Прогностический аспект (подход к изучению) культуры – представление о возможных направлениях будущего развития культуры.

Просвещение о культуре – европейские мыслителиXVII-XVIII вв.:

· Дж. Вико итальянский мыслитель, заложил основы сравнительной культурной антропологии, философии истории, социологии, юриспруденции; в работе «Основание Новой науки об общей природе наций» делит действительность на мир природы, созданный Богом и мир гражданский, наций, созданный человеком; для человека истинным является только созданное им самим, необходимо познать мир, созданный человеком; мир наций это последовательная смена эпох, объединенных одним основополагающим принципом; Основанием всеобщей истории является век богов, век героев, век людей; две формы постижения мира – поэтическая и философская; первая породила мифы, образы, символы, знаки – Мир искусства, впоследствии – мир наук,

· И. Гердер «Идеи к философии человеческой истории» – основа культуры гуманность; язык – «печать нашего разума»; ценности человека – разум, гуманность, вера, справедливость,

· Ж.Ж. Руссо критиковал культурные основы человеческого общества – 1)современная цивилизация плод и источник неравенства, т.к. «науки и искусства обязаны своим происхождением нашим порокам»; 2) общественный прогресс противоречив, развитие просвещения не означает увеличение человеческой мудрости; 3) разрыв между подлинной пользой и искаженными личными интересами людей приводят к отчуждению, деятельность человека и ее результаты превращаются в самостоятельную враждебную силу (политическое отчуждение – правитель и подданный, социально-экономическое – частная собственность, психологическое – развитие общества и одиночество); 4) нравственный кризис – на смену естественному эгоизму приходит страсть, самолюбие, тщеславие, властолюбие; 5) «возврат к истокам», к природе, естественному состоянию в котором люди равны, нет политики, нет частной собственности.

Основные идеи просветителей:

· авторитет разума,

· культура не только преобразование человеком природы, но и преобразование самого человека,

· человек должен следовать природе, которая не разумна, но создала разумного человека.

Рационализм (лат. — разумный) — система взглядов, которая признает основой познания, поведения и мотивации человеческий разум.

Семиотика (учение о знаках)– научная дисциплина, предметом которой являются общие принципы, лежащие в основе структуры всех знаков с учетом их использования.

Символический подход к культуре: культура – это знаковая система. У истоков культуры способность человека создавать знаки, символы, заменяя ими реальность. Представители:

· Э.Кассирер «Философия символических форм» – идея рассмотрения мифа, языка, искусства как символических форм культуры, начало культуры заключено в способности творить искусственный мир, заменяя реальность на символы языка, искусства, науки, религии, мифологии,

· Лотман Ю.М. «Семиосфера» – основоположник московско-тартусской семиотической школы, предложивший анализировать языки культуры. Культура это исторически сложившийся пучок семиотических систем языков, который может складываться в единую иерархию (сверхязык) или в симбиоз самостоятельных систем. Рассмотривал культуру как знаковую систему, сопоставимую с текстом, как память пережитого коллективом.

Синергетика — междисциплинарное направление научных исследований, ставящее в качестве своей основной задачи познание общих закономерностей и принципов, лежащих в основе процессов самоорганизации в системах самой разной природы, в том числе и социокультурных. Синергетика формирует представление об альтернативности, поливариантности путей развития сложных систем и открывает новые принципы управления ими.

Синтез культур — взаимодействие и соединение разнородных элементов, при котором возникает новое культурное явление, течение, стиль или модель социокультурного устройства, отличающееся от составляющих его компонентов и имеющее собственное качественно определенное содержание и (или) форму.

Системный подход к культуре: рассмотрение культурыкак сложного системно-целостного единства.

Социологический аспект культуры – один из аспектов, в котором культура выражается как деятельность исторически конкретного социального субъекта.

Социал-дарвинизм – « направление, использующее в объяснении социокультурных процессов такие понятия как «естественный отбор», «борьба за существование»».

Философия жизни – направление западной философской мысли XIX в. выступившее против панлогизма, абстрактного рационализма. Его представители считали, что философия должна опираться не только на естественные науки, но и на художественное видение, способное запечатлеть движение жизни. Представители:

· Ф. Ницше разработал учение о двух началах в человеке – аполлоновском и дионисийском; критиковал европейскую культуру, основанную на науке и враждебной реальной жизни; отрицал бога и христианские ценности, превратившие несвободу человека в идеал, выступал против европейской сократовской культуры; учение о сверхчеловеке,

· В.Дильтей – культура предшествует мышлению и науке. Мышление, вторичное производное духа не может понять чувств. В искусстве, религии, философии разные типы познания – объяснение и понимание. Природу можно объяснить, а человека надо понимать. Понимание достигается «вживанием», «вчувствованием» при помощи воображения и интуиции. Для постижения прошлых культур разрабатывает и описывает приемы и методы интерпретации, названные герменевтикой – искусство истолкования, разъяснения и понимания текстов различного содержания.

Этология – наука о поведении животных в естественной среде. К.Лоренц считает, что отсутствует «четкая грань между природой и культурой, социальным поведением животных и социальным поведением людей.

 

Функции культуры

Адаптивная функция – обеспечение приспособления человека к окружающей среде.

Герменевтическая – воспроизведение культурной системы изнутри.

Гносеологическая (познавательная) – расширение знаний об окружающем мире и передача их в символической форме из поколения в поколение.

Дескриптивная – описание основных культурных объектов.

Защитная – при помощи искусственно созданных приспособлений, лекарств, оружия, транспорта человек приспособился к окружающей среде.

Интегративная – объединение народов, социальных групп на основе единых взглядов, убеждений, ценностей.

Коммуникативная – формирование условий и средств человеческого общения, установление коммуникативных связей.

Нарративная – « включение объекта в контекст или общее поле культуры».

Нормативная – «исполнение нормативных актов».

Объяснительная – « сведение к понятному».

Оценочная – « сопоставление объектов явлений в контексте».

Преобразующая – освоение и изменение окружающей действительности.

Регулятивная – функция регулирования различных сторон, видов общественной и личной деятельности людей.

Сигнификативная функция культуры — приписывание значений и ценностей, это ее способность создавать целостные, осмысленные представления о мире и самостоятельные философские и поэтические миры. Для этого культура вырабатывает значения, имена, знаки, язык.

Социализации – определяющая вхождение индивида в общество.

Тема 3. Структура культуры

 

В зависимости от цели исследования понятие культура можно структурировать по разным основаниям:

1) По роли в обществе – актуальная, потенциальная;

2) По расположению в пространстве (выделяется множество этнических и религиозных типов);

3) По носителю культуры (личная, групповая, общечеловеческая);

4) По хронологии (первобытная, культура Древних цивилизаций, средневековья и Возрождения, Нового и Новейшего времени…);

5) По географическому фактору, оказавшему наибольшее влияние на культуру (степная, горная, речная, морская…);

6) по двум аспектам труда (умственный и физический) материальная и духовная.

Духовная культура – сфера человеческой деятельности, охватывающая различные стороны духовной жизни человека и общества. Духовная культура включает в себя формы общественного сознания и их воплощение в литературные, архитектурные и другие памятники человеческой деятельности.

Культура физического развития – спорт, физкультура, массовый туризм.

Материальная культура – культура труда и материального производства, культура быта, культура топоса (места жительства), культура отношения к собственному телу. У.Огборн определяет как все материальные предметы, изобретения и технологии.

Народная культура – культура, создаваемая анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки. Любительская по происхождению, коллективная. Состоит из двух видов – популярной и фольклорной. Популярная описывает сегодняшний быт, нравы, песни, танцы и т.д. народа, а фольклорная ее прошлое – жанры фольклора мифы, легенды, сказания, эпос, сказки. Сегодня существуют как культурное наследие.

Обыденная культура – повседневные рациональные знания о мире, бытовая логика, повседневная жизненная практика, основывающаяся на здравом смысле.

Политическая культура – совокупность регулятивов и ценностей, определяющих участие людей в политической жизни. Политика – область человеческих отношений и взаимодействий по поводу власти. Власть – способность определять поведение другого человека. Выделяют три типа:

· традиционная (основана на вере в священность старых обычаев, государство – семья, правитель – отец, посты назначаются по личной преданности),

· харизматическая (основана на вере в особые качества правителя); легальная (власть дается по закону, властные отношения безличные) представлена двумя моделями – тоталитарная, где власть в руках правящей партии и вождя, приоритет коллективных интересов над личными, государственный аппарат и партийный слитны и демократическая, избранные представители населения контролируют государственную власть, разделение законодательной, исполнительной и судебной власти, многопартийность.

Правовая культура – система нормативных отношений между людьми и их организациями, сформированная в процессе социального взаимодействия, оформленная в фиксированные нормы (юридические законы), обязательные к исполнению и охраняемые государством.

Социальная культура – правовая, нравственная, политическая.

Субкультура – к ультура, отличающаяся от основной культуры какими-либо этническими, языковыми или религиозными признаками; культура социальных или демографических слоев, воплощающая различия в образе жизни, мышлении, поведении.

Сферы культуры:

· хозяйственная культура – Экономика, торговля, домашнее хозяйство,

· научная культура – Повседневные рациональные знания о мире.

 

Религиозная культура

Богослужение – совершение священнослужителями религиозных церемоний и обрядовых действий, отправление служб.

Буддизм – одна из трех мировых религий. Возник в Древней Индии в VI-V в. до н.э. Основатель – Сиддхартха Гаутама, после «просветления» ставший Буддой. Распространен в Юго-Восточной и Центральной Азии. В центре буддизма — «учение о четырех благородных истинах»: существуют страдание, его причина в вожделении, прекратить страдание можно, прекратив вожделение, к освобождению от страдания ведет восьмеричный путь. В буддизме нет Бога как творца и высшего существа.

Вера – религиозно-этическая категория, отражающая непосредственный и целостный акт свободного принятия человеком системы высших ценностей, ориентированной на идеальное преображение жизни.

Догмат – (от греч. dogma – мнение, учение) – положение, принимаемое на веру за непреложную истину, неизменную при всех обстоятельствах.

Ислам – (мусульманство) — одна из мировых религий (наряду с христианством и буддизмом), возникшая в VII веке в Аравии. Вероучение ислама изложено в Коране. Основатель – Мухаммед, которого, по преданию, Аллах избрал своим «посланником», пророком. Основу исламского учения составляет строгий монотеизм (единобожие — вера во всемогущего единого Аллаха), признание Корана вечной, несотворенной священной книгой, вера в воскресение мертвых и в конец света, соблюдение молитвы, поста и других обрядов. Пять столпов ислама: шахада – формула исповедания «Нет Бога кроме Аллаха, и Муххамед – пророк его»; салат (намаз) – обязательная молитва 5 раз в день, по пятницам коллективно в мечети; саум – пост в месяц рамадан; закят – обязательный налог в пользу бедных; хадж – паломничество в Мекку.

Культ – в религии: служение божеству и связанные с этим действия, Преклонение перед кем-чем-нибудь, почитание кого-чего-нибудь.

Мировые религии – религии, вышедшие за рамки национальных границ: буддизм, христианство, ислам.

Мистика – вера в сверхъестественное, таинственное; вера в возможность непосредственного общения человека с потусторонним миром.

Религия – мировоззрение и мироощущение, соответствующее поведение и действия, основанное на вере в существование Бога или богов, сверхъестественное. Одна из форм общественного сознания совокупность духовных представлений, основывающихся на вере в сверхъестественные силы и существа (богов, духов), которые являются предметом поклонения. Основные элементы религии:

· вера в Бога (существо разумное, бессмертное, обладающее сверхъестественными способностями, непостижимое для человека),

· эмоциональное отношение к Богу,

· вероучение (священные тексты и их толкования),

· религиозный культ (личное обращение к Богу в молитвах, коллективные богослужения, обряды, символика),

· организация верующих (церковь).

Сакральное – (от лат. — «посвященное богам», «священное», «запретное») — святое, священное, важнейшая мировоззренческая категория, выделяющая области бытия, воспринимаемые сознанием как принципиально отличные от обыденной реальности и исключительно ценные. В картине мира сакральность выполняет роль структурообразующего начала: в соответствии с представлениями о сакральности выстраиваются другие фрагменты картины мира и складывается их иерархия. В аксиологии сакральность задает вертикаль ценностных ориентации.

Христианство – (греч. — «помазанник», «мессия») — одна из трех мировых религий (наряду сбуддизмом и исламом), названа по имени сына Бога Христа, возникло в начале I века в Палестине, в IV в. стало господствующей религией Римской империи. Христианство как и ислам, наследует созревшую в иудаизме идею единого Бога, обладателя абсолютной благости, абсолютного знания, абсолютного могущества, имеющего причину в Самом Себе; по отношению к которому все существа и предметы являются Его творениями; все создано Богом из ничего (креационизм). В основу христианской религии легла вера в искупительную миссию Иисуса Христа, который своей мученической смертью искупил грехи человечества; вера во второе пришествие Христа, которое должно состояться в будущем; в страшный суд; в небесное воздаяние и установление Царства Божьего. Вероучение изложено в Библии – Ветхий завет (монотеизм иудейской религии, заповеди Моисея) и Новый Завет (рождение, жизнь, распятие и воскресение Христа) и решениях Вселенских соборов.

Таинства – священные действия, дающие человеку благодать Святого духа: Крещение, миропомазание, покаяние, причащение, брак, священство, соборование.

Три разновидности христианства:

1) католичество – единый центр управления во главе с Папой, непогрешимость Папы и Церкви, вера в чистилище, крестятся слева направо, причащение хлебом, крещение обливанием, обет безбрачия священников;

2) православие – нет единого центра управления, 15 автокефальных (самостоятельных) церквей, чистилища нет, крестятся справа налево, причащение хлебом и вином, крещение окунанием, священнослужители могут иметь семью;

3) протестантизм – отсутствие единой организации, церковной иерархии, отрицание авторитета Папы и Церкви, признается только два таинства – Крещение и Причащение, отмена икон, монашества, упрощение обрядов.

 

Нравственная культура

Добро – в широком смысле слова понимается как благо и имеет два значения:

1) представление, выражающее положительное значение чего-либо в его отношении к некоторому стандарту;

2) сам этот стандарт.

В истории философии трактовалось как удовольствие (гедонизм), польза (утилитаризм), счастье (эвдемонизм), соответствующее обстоятельствам (прагматизм), общепринятое, целесообразное и т.д.

Зло – основополагающее для морали и этики понятие, противоположность добра и блага. Охватывает негативные состояния человека (старение, болезнь, смерть, нищету, униженность) и силы, вызывающие эти состояния (природные стихии, социальные потрясения).

Идеал – (франц. idеal, от греч. idеa идея, первообраз) в общеупотребительном смысле: а) высшая степень ценного или наилучшее, завершённое состояние какого-либо явления, б) индивидуально принятый стандарт (признаваемый образец) чего-либо, как правило, касающийся личных качеств или способностей.

Мораль – 1) нравственность, особая форма общественного сознания и вид общественных отношений (моральные отношения); один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм. В отличие от простого обычая или традиции, нравственные нормы получают идейное обоснование в виде идеалов добра и зла, должного, справедливости и т.п. В отличие от права, исполнение требований морали санкционируется лишь формами духовного воздействия (общественной оценки, одобрения или осуждения). Наряду с общечеловеческими элементами, мораль включает исторически преходящие нормы, принципы, идеалы. Мораль изучается специальной философской дисциплиной этикой; 2) отдельное практическое нравственное наставление, нравоучение (мораль басни и т.п.).

Нравственная культура – нравственные ценности (качества к которым надо стремиться, этические идеалы) и нормы (регулятивы, правила поведения). Воспитание ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое и гармоническое развитие человека на основе принципов «золотого правила нравственности», моральной автономии личности, гуманизма.

Счастье – понятие, конкретизирующее высшее благо как завершённое, самоценное, самодостаточное состояние жизни; общепризнанная конечная субъективная цель деятельности человека.

Художественная культура

Идея произведения – основная мысль произведения, определяющая его содержание и образный строй, выраженный в соответствующей форме.

Искусство – часть духовной культуры человечества, специфический род духовного освоения реальности общественным человеком, формирующий и развивающий способности творчески преобразовывать окружающий мир и самого себя. Появляясь на самых ранних стадиях развития общества, оно постепенно складывается как самостоятельная форма общественного сознания, способ осознания мира и средство духовного развития людей. Искусство отличается полифункциональностью, т.е. выполняет в обществе различные социальные функции: познавательную, гедонистическую (гедонизм — наслаждение), эстетическую, воспитательную, коммуникативную (средство общения) и др. Во всяком искусстве большую роль играет материал, в котором художественный образ воплощается и приобретает реальное существование. Вещественная сторона искусства, техника обработки материала существенным образом влияют на характер произведения искусства. В настоящее время существуют следующие виды художественного творчества: архитектура, декоративно-прикладное искусство, скульптура, живопись, графика, художественная фотография, литература, музыка, хореография, театр, кино, телевидение, эстрада, цирк. Виды искусства – особые области художественной деятельности различные по материалу и характеру образности.

Классификация видов искусства:

1. Изобразительные виды искусства, воспринимаемые глазом, статично располагаются в пространстве. Сюда относятся живопись, архитектура, скульптура, фотография, графика.

2. Выразительные виды искусства, воспринимаемые слухом, динамичны (имеют начало и конец). Это музыка и литература.

3. Синтетические виды искусства сочетают в себе элементы выразительности 1 и 2 групп. Это театр, хореография, кино, телевидение, цирк, балет и т.д.

Различают следующие жанры искусства, как формы композиционной организации художественных произведений:

· Жанры живописи: портрет, пейзаж, натюрморт и т.д.,

· Жанры архитектуры выделяются по функциональному назначению зданий и сооружений,

· Жанры музыки: песня, опера, симфония и т.д.,

· Жанры литературы: биографический, исторический, детективный, приключенческий и т.д.

В основе художественного произведения находится художественный образ обобщенное художественное отражение действительности, облеченное в форму конкретного индивидуального явления. Основная единица художественного произведения, употребляется в узком смысле по отношению к персонажу, в широком смысле, по отношению ко всему произведению. Художественные образы имеют несколько характеристик: метафоричность, многозначность, многоплановость, недосказанность, оригинальность, сочетание объективности и субъективности.

Композиция – построение художественного произведения, обусловленное его содержанием и характером. Композиция является важнейшим элементом художественной формы, придающим произведению единство и цельность.

Сюжет – в изобразительном искусстве конкретное художественное воплощение явления или события. Обычно понимание сюжета ограничивается областью человеческих отношений, охватывающей конкретные действия и поступки людей.

Художественная культура – совокупность процессов и явлений духовной практической деятельности, которая создает, распространяет и осваивает произведения искусства и материальные предметы, обладающие эстетической ценностью.

Художественный метод – способ отбора, обобщения, эстетической оценки и образного воплощения жизненного материала, связанный со способом познания и преобразования.

 

Технологическая культура

Изобретения – новые комбинации известных культурных элементов или комплексов, новые способы изготовления вещей (технологии).

Моделирование – исследование каких-либо явлений, процессов или систем объектов путем построения и изучения их моделей; использование моделей для определения или уточнения характеристик и рационализации способов построения вновь конструируемых объектов.

Наука – сфера деятельности, основная функция которой – выработка знаний о мире, их систематизация, на основе чего возможно построение образа мира научная картина мира, и способов взаимодействия с миром – научно обоснованная практика.

Техника – средства и способы деятельности, созданные людьми для достижения какой-либо цели. Как феномен культуры обеспечивает взаимодействие между обществом и природой, являясь частью природы целенаправленно преобразованной человеком.

Технология – совокупность методов обработки, изготовления производства каких-то предметов или вещей, артефактов культуры. Сложное системное образование, имеющее существенные признаки:

1) специально выбранные и обусловленные состоянием знания методы человеческой деятельности;

2) подчиняется ценностным доминантам, характерным для данной культуры;

3) создается и существует как организующее ядро общественной жизнедеятельности.

Технологическая культура – знания и регулятивы, с помощью которых осуществляется человеческая деятельность. Основные формы: техника, наука, инженерия.

Эксперимент – создание системы условий для воспроизведения явления с целью его последующего качественного и количественного анализа.

 

Тема 4. Типология культур



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 1802; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.165.246 (0.103 с.)